Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 13:28, реферат
В 60-е годы борьба пролетариата только начиналась, вы¬ступления рабочих мало чем отличались от крестьянских волнений, во время бунтов рабочие избивали представителей администрации, разрушали здания, ломали машины. В 70-е годы растет число стачек, движение приобретает более орга¬низованный характер. Требования, выдвигаемые рабочими, носят экономический характер, около половины стачек вы¬двигали требования повышения заработной платы. В ходе стачек происходили столкновения с полицией, рабочие си¬лой освобождали арестованных товарищей.
В сельской местности выборная народная власть имела форму комитетов Крестьянского союза. Нередко возникали своеобразные «Крестьянские республики», например, в Марковской волости (под Волоколамском).
Одновременно волнения происходили и в армии, бывшей всегда символом крепости самодержавной власти. В июне 1905 г. страну облетела весть о восстании на броненосце «Князь Потемкин-Таврический», к которому присоединились броненосец «Георгий Победоносец» и военное судно «Веха». Если в первые месяцы революции насчитывалось более 70 солдатских выступлений, то уже в декабре 1905 г. — около 200.
Самое крупное выступление матросов и солдат состоялось в ноябре 1905 г. в Севастополе. Движением руководил Совет матросских рабочих и солдатских депутатов. Восставшими кораблями командовал лейтенант П. П. Шмидт. Восстание было жестоко подавлено, а его руководители расстреляны.
Революция 1905—1907 гг. была действительно демократической, имела общенародный характер. Революция проходила под лозунгами осуществления буржуазных свобод. В своем развитии революция трижды подводила самодержавие к критической черте: общероссийская октябрьская стачка 1905 г., московское декабрьское восстание 1905 г. и июльский политический кризис 1906 г.
В ходе начавшихся событий самодержавие пыталось использовать различные способы борьбы с революцией.
6 августа 1905 г. был опубликован Манифест и положение о выборах в Государственную думу — совещательный орган при царе. Избирательный закон лишал права участия в выборах рабочих и крестьян. Эта Дума получила название Булыгинской думы, по имени автора, министра внутренних дел А. Г. Булыгина. Эта уступка не могла остановить революцию. Революция ширилась, захватывала новые слои народа. Всероссийская октябрьская политическая стачка смела попытку создания законосовещательной Думы, заставила царя пойти на подписание Манифеста 17 октября.
Манифест обещал населению «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов».
В России вводилась Государственная Дума, которая объявлялась законодательной. В Манифесте содержалось обещание, что «никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы». К участию в Думе было обещано привлечь те классы населения, которые были лишены ранее избирательных прав. Это касалось прежде всего рабочих.
Царский Манифест был с ликованием встречен либеральной буржуазией, расценившей его как важнейший успех революции. Совсем по-другому оценивали Манифест 17 октября большевики. В воззвании «К русскому народу» говорилось, что это временная уступка, уловка царизма, что задача пролетариата продолжать борьбу, использовать те права, которых уже добились и готовиться к вооруженному восстанию.
На конец 1905 г. приходится наивысший подъем революции. По стране прокатилась волна восстаний. Центральным событием революции стало декабрьское вооруженное восстание в Москве (7—9 декабря 1905 г.). Рабочие противостояли натиску регулярных войск. После переброски из Петербурга гвардейского Семеновского полка соотношение сил изменилось в пользу царизма.
19 декабря штурмом были взяты баррикады Пресни.
1906—1907 гг. — это отступление революции.
выборы в Думу были многоступенчатыми, сословными и неравными, проводились по куриям — земледельческой, городской, крестьянской и рабочей. Представительство было неравным: 1 выборщик от 2 тысяч населения землевладельческой курии, от 4 тысяч — крестьянской и 90 тысяч — рабочей. Таким образом, 1 голос помещика приравнивался к 3 голосам горожан, 15 голосам крестьян и 45 рабочих.
20 февраля 1906 года был издан Манифест о преобразовании Государственного Совета во вторую верхнюю палату с законодательными правами, равными правам Думы. Государственный совет должен был утверждать проекты, прошедшие обсуждение в Думе. Состав Государственного Совета был изменен. Теперь в него входили не только назначенные царем лица, но и выбранные. Из 98 членов Совета 74 избрали крупные помещики, по 6 членов избирались от православного духовенства, от академиков и профессоров университетов. 12 членов выбирались от торгово-промышленной буржуазии. Председатель и вице-председатель назначались императором. Характеризуя роль Государственного Совета, граф С. Ю. Витте говорил, что верхняя палата, являясь буфером, «может спасти от необузданной нижней».
После принятия Манифеста 17 октября последовала реорганизация правительства. Совет министров превратился в постоянно действующее учреждение во главе с председателем. На Совет возлагалось направление и объединение действий всех ведомств по вопросам законодательства и высшего государственного управления, причем устанавливалось, что законопроекты не могут быть внесены в Государственную Думу без предварительного обсуждения в Совете Министров. Однако правительство должно было по-прежнему быть ответственным только перед царем, назначаться и смещаться только им, так что реальная власть оставалась по-прежнему в руках самодержавия.
В апреле 1906 года были опубликованы «Основные государственные законы Российской империи». Из них было устранено определение власти царя как власти неограниченной Устанавливалось, что император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Думой. Титул «самодержавный» сохранялся, прерогативами императора объявлялись пересмотр основных законов, высшее государственное управление, руководство внешней политикой, верховное командование вооруженными силами, объявление войны и заключение мира, объявление местности на военном и исключительном положении, право чеканки монеты, назначение министров, помилование осужденных и общая амнистия.
Таким образом Манифест 17 октября 1905 г., являясь важным конституционным документом, оказавшим большое влияние на политическую жизнь страны, не решил проблемы превращения самодержавной монархии в конституционную буржуазную монархию.
После Манифеста 17 октября произошло важное событие в развитии общественной жизни, гражданского общества в России. Ускорился процесс формирования политических партий в стране.
До этого времени формировались в основном нелегальные революционные партии, которые были скорее кружками, чем настоящими политическими партиями в точном смысле слова. Манифест 17 октября создал условия для формирования политических партий. Предстоящие выборы в Государственную Думу поставили задачу формирования политических партий перед консервативными и либеральными течениями. Политические свободы дали возможность провести легальные съезды, опубликовать свои политические программы и уставы.
Оформились политические партии правительственного лагеря. В ноябре 1905 г. возникла главная помещичье-монархическая партия «Союз русского народа». Николай II назвал его «надежной опорой законности и порядка в отечестве нашем». «Союз русского народа» издавал газету «Русское знамя», наиболее видными лидерами были доктор А. И. Дубрович (председатель), бессарабский помещик В. М. Пуришке-вич, курский помещик Н. Е. Марков и др.
В 1905 году возникла довольно разветвленная сеть поме-щнчье-монархических партий: «Союз русских людей», «Русская монархическая партия», «Общество активной борьбы с революцией», «Народно-монархическая партия», «Союз русских православных людей». Эти организации называли черносотенными. В основе их программ лежали незыблемость самодержавия, привилегированное положение православной церкви, великодержавный шовинизм и антисемитизм.
Для того, чтобы привлечь на свою сторону рабочих и крестьян, они выступали за государственное страхование рабочих, сокращение рабочего дня, дешевый кредит, помощь крестьянам-переселенцам.
Монархические организации вели борьбу против социал-демократических организаций, стремились внедриться в ряды рабочего движения, однако эти попытки оказывались неудачными. Эти организации выступали против Манифеста 17 октября, по их мнению ограничивавшего права царя. В течение первого месяца после опубликования Манифеста от рук черносотенцев погибли до 4 тыс. человек и до 10 тыс. было искалечено.
К концу 1907 года черносотенцы, прежде всего «Союз русского народа» действовали в 66 губерниях и областях, а общая численность их членов превышала 400 тыс. человек.
После объявления гражданских свобод буржуазия оформила свои организации.
К концу 1905 года в России возник ряд буржуазных партий: Конституционные демократы (кадеты), «Союз 17 октября» («октябристы), «Демократических реформ», «Мирного обновления», торгово-промышленная, правового порядка и т. д.
Особенно большую роль играли кадеты и октябристы — общероссийские массовые буржуазные партии. Их предшественниками были «Союз освобождения» (1903 г.) и «Союз земцев-конституционалистов» (1903 г.).
Кадетская партия организационно оформилась на своем учредительном съезде в октябре 1905 г. (в январе 1906 г. на II съезде к основному названию было добавлено: партия «народной свободы»). Партия заявила о стремлении выра жать интересы «всего народа». Социальная база партии бы ла довольно широкой: от городской мелкой буржуазии, либеральной интеллигенции до либеральных помещиков.
Лидером кадетской партии и ее главным теоретиком был историк Павел Николаевич Милюков. В состав руководства партии входили князь П. Д. Долгоруков, профессор В. Д. Набоков, профессор В. И. Вернадский, адвокат В. А. Маклаков, князь Д. И. Шаховский, бывший легальный марксист П. Б. Струве. К 1917 году кадетская партия насчитывала около 300 организаций, самыми крупными были петербургская и московская. Кадетская партия не была зарегистрирована властями, иногда местные власти преследовали ее членов, увольняли их со службы в государственных учреждениях.
Кадеты претендовали на то, чтобы представлять интере сы всех слоев населения России, считали себя партией «социальных реформаторов». Главными методами борьбы они считали легальную борьбу за политические свободы, за реформы через Думу. Кадеты заявили о необходимости борьбы за созыв Учредительного собрания, избранного на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования.
Решая вопрос о будущем государственном устройстве России, кадеты на первое место ставили вопрос о необходи-
принятия Конституции. Кадеты не считали главным вопрос о том, будет Россия республикой или монархией, но их политическим идеалом была парламентарная монархия английского типа. Они проводили идею разделения законодательной, исполнительной и судебной властей,требовали создания соответственного перед Государственной Думой правительства, реформы местного самоуправления. Кадеты признавали право на создание профессиональных союзов, свободу собраний, стачек. Они не признавали права народов на самоопределение, считали, что можно ограничиться правом на свободное культурное самоопределение.
Кадеты отрицали социальную революцию, но считали, что политическая революция может быть вызвана «неразумной» политикой правительства, его неспособностью своевременно провести реформы.
Политическая программа кадетов носила, несомненно, прогрессивный характер.
Близкими к программе кадетов были программы Партии демократических реформ и Демократического союза ко нституцио налистов.
В ноябре 1905 г. началось организационное оформление «Союза 17 октября». Социальную основу партии составляли крупная торгово-промышленная и финансовая буржуазия, перестраивающая свое хозяйство на капиталистический лад, помещики, «деловая» интеллигенция. Председателем ЦК партии октябристов сначала являлся крупный землевладелец, земский деятель Шипов Д. Н.^позже выходец из богатой московской купеческой семьи, управляющий правлением Московского учетного банка, директор страхового общества «Россия» А. И. Гучков. Видными деятелями партии были крупный землевладелец М. В. Родзянко (председатель III и IV Государственных Дум), адвокат Ф. Н. Плевако, фабрикант Рябушинский В. П.
Кадетская газета «Речь» писала, что ядро октябристов состоит из «типичнейших российских буржуев, обязанных правительству своим положением и феноменальными материальными выгодами на службе отечеству».
Своей целью октябристы считали оказание содействия правительству, идущему по пути реформ, направленных на полное обновление общественного строя. Октябристы отвергали идею революции и были сторонниками медленных преобразований. Их политическая программа носила консервативный характер. Выступая против парламентаризма, они отстаивали принцип наследственной конституционной монархии с законо-совещательной Государственной Думой.
«Возвышаясь над бесчисленными частными и местными интересами, — говорилось в их программном документе, — над односторонними целями различных классов, сословий, национальностей, партий, монархия именно при настоящих условиях призвана осуществить свое назначение — явиться умиротворяющим началом в той резкой борьбе, борьбе политической, национальной и социальной, для которой открывается ныне широкий простор провозглашением политической и гражданской свободы».
Октябристы выступали против требований ответственного думского министерства, были за сохранение имущественного, образовательного и ценза оседлости для участия в выборах в Государственную Думу, местное самоуправление и суд.
Октябристы были сторонниками единой и неделимой России, выступали против областной национальной автономии (за исключением Финляндии) и даже против культурно-национальной автономии.
Важным моментом в борьбе самодержавия с революцией стал июньский 1907 г. политический кризис. Ему предшествовали выборы в первую и вторую Государственные Думы,