Ранние труды В.В. Виноградова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 01:50, реферат

Краткое описание

Первое, что удивляет всех, кому случится познакомиться с наследием Виктора Владимировича Виноградова в достаточной полноте, -- не былое разнообразие его филологических интересов. Филологических -- даже не совсем точно, ибо начал он с серьезного труда по истории раскола, над которым работал еще на последнем курсе рязанской духовной семинарии; и в дальнейшем исторический культурный и бытовой фон составлял непременную подстилающую поверхность всех его работ -- будь то грамматика, поэтика или историческая лексикология.

Вложенные файлы: 1 файл

лингвисты.docx

— 27.57 Кб (Скачать файл)

Ранние труды В.В. Виноградова

виноградов литературный язык лингвист

Получил первую известность  благодаря литературоведческим  публикациям (о стиле писателей-классиков  и современников: А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, А.А. Ахматовой и др.; выступал также с чисто историко-литературными работами, публикациями неизданных произведений и т. п.) Первый доклад о Гоголе был сделан им осенью 1920 г. в «Русском библиологическом обществе», членом которого Виноградов состоял, принимая активное участие в его работе и его изданиях, опубликовав там несколько рецензий - на книги В. Жирмунского, Ю. Тынянова, Р. Якобсона. Вскоре появились статьи о сюжете и композиции повести Гоголя «Нос» (1921), о «Двойнике» (1922) и «Бедных людях» (1924) Достоевского, о поэзии А. Ахматовой (1923 и 1925) и др.

Достаточно рано Виноградов активно выступает и как лингвист; он стал одним из последних учеников А.А. Шахматова (работа о фонеме ять  в северных говорах). До 1929 работал  в Петрограде, (Ленинграде), где учился у Л.В. Щербы, но затем переехал в  Москву и создал собственную лингвистическую  школу (т.н. виноградовскую школу русистики). Работал в МГПИ, МОПИ, Заочном педагогическом институте. В своих работах он продолжал традиции русского дореволюционного языкознания, скептически относясь к структурализму и другим влиятельным направлениям лингвистики XX века; для его работ характерно внимательное отношение к конкретному языковому материалу, прежде всего русского языка и в особенности русского языка классической художественной литературы (практически все его лингвистические работы посвящены именно русистике). Одна из самых интересных и оригинальных его работ -- не вышедшая отдельным изданием при жизни «История слов» (1-е изд. 1994), посвящённая истории возникновения и развития семантики русских слов, с множеством редких примеров; в этой области до сих пор сделано не очень много…

 

2. Научные труды В.В.  Виноградова

Виктор Владимирович - известный  лингвист и литературовед, ученик А.А. Шахматова, Л.В. Щербы. Основные его  работы посвящены грамматике русского языка. Основал школу в отечественном  языкознании, за что в 1951 году был  удостоен Государственной премии.

Книга «Русский язык. Грамматическое учение о слове» (1947; книга неоднократно переиздавалась) представляет собой  систематическое изложение теоретической  грамматики русского языка с подробным  обсуждением взглядов предшественников на большинство дискуссионных вопросов. «Очерки по истории русского литературного  языка» (1934; 2-е дополненное издание, 1938) - посвящена истории русского литературного языка.

Серия книг Виноградова характеризует  язык и стиль русских писателей: «Этюды о языке Гоголя» (1926), «Язык  Пушкина» (1935), «Стиль Пушкина» (1941), «Наука о языке художественной литературы и ее задачи», (1958).

В.В. Виноградов участвовал в составлении толкового словаря  под редакцией Д.Н. Ушакова (тт. 1-4, 1935-1940). Руководил работой над  коллективными трудами, в частности, над двухтомной Грамматикой русского языка (1952-1954). С 1957 был председателем  Международного комитета славистов. Создал крупную научную школу.

С 1930 года начинается деятельность в Московском университете Виктора  Владимировича Виноградова (1895-1969). С 1946 года до конца своих дней Виноградов был руководителем кафедры русского языка филологического факультета. Блестящий историк языка, хорошо знавший историю русской литературы, культуры, быта, общественного сознания, он обращается к проблемам происхождения  и истории древнерусского литературного  языка, которые рассматриваются  с выходом в смежные проблемы истории литературы, культуры, религии, текстологии. Непрерывность развития русского литературного языка с  древнейшей поры (XI-XII вв.) до Пушкина  и далее - до нашей эпохи в связи  с историей живого языка и важнейшими культурно-историческими событиями  в жизни русского народа была им показана в кратком очерке «Основные  этапы истории русского языка» (1940). Не ограничивая разработку истории  русского литературного языка одним  периодом, В.В. Виноградов создал основу и план всего здания новой науки, наметив пути, по которым должно осуществляться ее развитие. Его «Очерки  по истории русского литературного  языка XVII-XIX вв.» (1934; 2-е изд.: 1938) были первым опытом курса истории русского литературного языка.

Другая задача, над которой  ученый работал на протяжении всей своей творческой жизни, - построение исторической лексикологии русского языка. Работы В.В. Виноградова показывают некоторые важнейшие закономерности развития словарного состава русского литературного языка, в них поставлены общие задачи русской исторической лексикологии. Программа, содержащаяся в исследованиях этого лингвиста, приобретает особое значение в наше время в связи с расширением  работ в области русской исторической лексикографии и лексикологии. В.В. Виноградову принадлежат многочисленные труды по морфологии, словообразованию, синтаксису, лексикографии современного русского литературного языка, по проблемам  общего языкознания, языку и стилю  писателей, стилистике, текстологии.

В работах «Современный русский  язык» (Вып. 1-2. 1938), «Русский язык. Грамматическое учение о слове» (1947), «Основные вопросы синтаксиса предложения» В.В. Виноградов дал полный теоретический курс грамматики современного русского языка, определил слово как систему форм и значений, сформулировал основные характеристики предложения, в систему частей речи включил модальные слова и категорию состояния. Ученый показал особое место словообразования в системе лингвистических дисциплин, связь словообразования с грамматикой и лексикологией, создал учение о фразеологии как особом разделе языкознания.

Многие работы В.В. Виноградова  посвящены проблемам стиля общелитературной художественной речи и индивидуального  стиля писателя. В.В.Виноградов участвовал в составлении «Толкового словаря» под редакцией Д.Н. Ушакова, в редактировании 4-томного и 17-томного академических  словарей русского языка, руководил  работой по составлению «Словаря языка А.С. Пушкина». Особое внимание в период его заведования кафедрой придавалось вопросам культуры речи и практической стилистики. Его доклад «Теоретические основы культуры речи» (май 1966) обсуждался на заседании кафедры  и Ученого совета филологического  факультета. «Общественная речь должна быть правильной и выразительной» - таков основной постулат доклада. Призывая к развитию лингвистического вкуса, В.В.Виноградов постоянно подчеркивал необходимость шире развернуть просветительскую работу среди учителей столицы, чтобы они учили «необыкновенному языку нашему», «тайне», «живому, как жизнь», а не «бесцветному, как школьная грамматика».

3. Работы по истории  русского литературного языка

С начала 30-х годов В.В. Виноградов обращается к истории  литературного языка нового времени. Он создает новый вузовский курс истории русского литературного  языка и печатает два издания  «Очерков по истории русского литературного  языка XVII--XIX вв.» (1934 и 1938 гг.), которые  до сих пор не сходят с библиотечных полок как основное пособие по этому курсу. Одновременно В.В. Виноградов разрабатывает проблемы грамматики русского языка. В 1938--1939 гг. выходят  два выпуска книги «Современный русский язык», легшей в основу его  «Грамматического учения о слове» («Русский язык», 1947), -- настольной книги каждого  русиста, как у нас, так и за рубежом. В 30-х -- начале 40-х годов появляется также цикл работ В.В.Виноградова о стиле и языке русских классиков, вершиной которых были обширные монографические исследования «Язык Пушкина» (1935) и «Стиль Пушкина» (1941). Во второй половине 30-х годов В.В. Виноградов много сил отдает работе текстологической -- он один из основных редакторов академического издания сочинений Пушкина -- и лексикографической: в составе авторского коллектива и редакции «Толкового словаря русского языка» под ред. проф. Д.Н. Ушакова он составляет текст, вырабатывает систему помет и принципы построения словарных статей.

Когда был организован  Институт русского языка АН СССР (1945), В.В. Виноградов возглавил в нем  всю работу по изучению современного русского литературного языка и  его истории. Под его редакцией  и руководством и с его непосредственным участием выходит ряд коллективных работ, монографий, сборников, в том  числе академическая «Грамматика  русского языка» (1952--1954) и пятитомные «Очерки по исторической грамматике русского литературного языка XIX в.» (1964). В 1946г. В.В. Виноградов был избран действительным членом Академии наук СССР. С 1950 г. он -- директор Института языкознания, а с 1958 г. -- Института русского языка АН СССР. В течение почти полутора десятилетий (1950--1963) В.В. Виноградов был академиком-секретарем Отделения литературы и языка АН СССР.

В языковедческой дискуссии 1950г. В.В. Виноградов выступил как принципиальный противник концепции Н.Я. Марра и его учеников. С 1952г. В.В.Виноградов -- бессменный редактор журнала «Вопросы языкознания», с которым связан целый этап его научной биографии: он не жалеет сил и времени для того, чтобы первый советский языковедческий теоретический журнал, получивший мировое признание, полностью отвечал своему назначению. В этом журнале опубликованы лучшие из последних по времени статей В.В. Виноградова: об основных типах лексических значений слова, об омонимии, о системе словосочетаний и простого предложения, о взаимодействии литературного языка и языка художественной литературы и др. Научно-организационная работа В.В. Виноградова многогранна; его талант ученого и организатора особенно ярко проявился в период подготовки и проведения в Москве IV Международного съезда славистов (1958г.), работу которого он направлял как председатель Международного комитета славистов.

Широкий размах научной и  научно-организационной работы в  последнее пятнадцатилетие не помешал  В.В.Виноградову продолжать преподавательскую  работу. В Московском университете он возглавляет кафедру русского языка, редактирует программы и  вузовские курсы. Его многочисленные ученики работают не только в Советском  Союзе, но и за рубежом, в странах  народной демократии.

Страна высоко оценила  заслуги В.В. Виноградова перед  отечественной наукой: он награжден  орденом Ленина и орденом Трудового  Красного Знамени; за книгу «Русский язык» ему присуждена первая премия имени М.В. Ломоносова (1945г.) и Государственная  премия. Зарубежные академии и научные  общества избирают его своим членом и сотрудником: В.В. Виноградов -- иностранный член академий наук Болгарской, Польской, Сербской, Румынской, Германской, Французской, Датской; он почетный доктор Пражского университета, член Чешского научного общества, влившегося в Чешскую Академию наук, член Европейского общества работников культуры во Флоренции, член-корреспондент общества «История культуры и науки человечества» (ЮНЕСКО).

Творческая активность В.В. Виноградова с годами все возрастает: в последнее время он публикует  серию монографий по проблемам, которым  посвятил себя уже в молодости, -- это книги «О языке художественной литературы» (1959), «Проблема авторства и теория стилей» (1961), «Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика» (1963), «Сюжет и стиль» (1963).

В.В. Виноградов -- ученик А.А. Шахматова и Л.В. Щербы. От этих своих замечательных учителей он унаследовал лучшие их свойства: от Шахматова -- энциклопедизм знаний, владение колоссальным языковым материалом, тонкость и углубленность анализа; от Щербы -- творческую интуицию как непременный атрибут научного исследования, протест против априоризма, схемы, какой-либо предвзятости по отношению к языку. Как и Шахматов, В.В. Виноградов, «обладая поразительной способностью держать одновременно в сознании громадное количество представлений» (Щерба), умело систематизирует колоссальный лингвистический материал и строит внутренне цельные системы; как и Щерба, он стремится к такой группировке фактов, которая отражает живой язык во всей его сложности, позволяет проникнуть в его внутреннюю сущность, в смысловую и причинную связь его явлений. Это может быть достигнуто только сочетанием огромного труда и знаний с творческой интуицией; перед исследователем, у которого нет лингвистического дара, «серая масса фактов безмолвствует».

В.В. Виноградов богато наделен  лингвистическим даром, который  помог ему выработать цельное  и законченное лингвистическое  мировоззрение, свой творческий метод. Своеобразие его научной позиции  заключается в том, что исследование любого языкового явления для  него неотделимо, во-первых, от исторических корней этого явления, во-вторых, от всей окружающей языковой обстановки, от связей этого явления с другими, на него влияющими. Отсюда -- стремление не только описать, но обязательно углубленно и всесторонне объяснить невозможность для исследователя изучать материал лишь под каким-то, одним углом зрения; отсюда -- внутреннее неприятие схематизации, которая приучает людей «смотреть на факты сквозь клеточки таблички», «расползающейся по всем швам, как только попробовать вставить в нее факты живой действительности» (Щерба).

В основе всех исследований В.В. Виноградова, посвященных грамматическому  строю, лежит мысль о взаимообусловленности  звеньев языковой структуры. Поэтому  в его работах, описывающих тот  или иной «синхронный срез», представлен  не статический, а диалектический синхронизм, заключающийся в изучении «живого  настоящего», с различением в  этом настоящем черт прошлого и зародышей  будущего. Потому-то эти работы так  богаты содержанием, так насыщены материалом.

Языковед, глубоко преданный  науке, В.В. Виноградов представляет собой  образец ученого редкой последовательности взглядов, оригинального и независимого научного мышления, не допускающего ни подражательности, ни увлечения лингвистической  модой. Не раз в прошлом осторожничающие  издатели и воинствующие пропагандисты  «нового учения о языке» призывали  «талантливого ученого» не упорствовать и обратиться к социологической (а по существу -- вульгарно-социологической) постановке лингвистических проблем. Но В.В. Виноградов никогда не изменял методу объективного изучения, синтезирующего исследования внешнего и внутреннего в языке.

Историю литературного языка  и художественной речи В.В. Виноградов рассматривает как органическую часть культуры русского народа. Изучая язык XVIII--XIX вв., он прекрасно знает  эпоху, вводит в свои исследования массу  новых сведений из области социальной жизни, быта, культуры; его работы по истории литературного языка, о  стиле писателей изобилуют свидетельствами  современников, материалами, извлеченными из писем, мемуаров, из малоизвестных  или забытых источников. Тезис  о необходимости глубокого знания не только языка эпохи и индивидуальных стилей, но и истории общественной мысли, просвещения, культуры ложится  в основу разрабатываемых В.В. Виноградовым методов текстологических и эвристических  исследований.

Информация о работе Ранние труды В.В. Виноградова