Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 01:50, реферат
Первое, что удивляет всех, кому случится познакомиться с наследием Виктора Владимировича Виноградова в достаточной полноте, -- не былое разнообразие его филологических интересов. Филологических -- даже не совсем точно, ибо начал он с серьезного труда по истории раскола, над которым работал еще на последнем курсе рязанской духовной семинарии; и в дальнейшем исторический культурный и бытовой фон составлял непременную подстилающую поверхность всех его работ -- будь то грамматика, поэтика или историческая лексикология.
С большой творческой интуицией В.В. Виноградова связана та характерная черта его работ, докладов, просто бесед с учениками, которую можно назвать научной щедростью: он постоянно открывает перспективы поисков, подсказывает новые пути, -- и пути эти оказываются верными. Отдельные его предположения, мысли, гипотезы, высказанные иногда вскользь, мимоходом, становятся отправной точкой новых исследований. Формулировке задач, раскрытию перспектив языковедческой работы В.В. Виноградов часто посвящает специальные статьи, в которых формулируются не только общие проблемы, но и конкретная тематика будущих работ. В этом проявляется живая забота о будущем науки, о разумной расстановке исследовательских сил.
В.В. Виноградов является создателем новых отраслей филологии -- истории литературного языка, науки о языке художественной литературы, об индивидуальных стилях. В предисловии к книге «Эволюция русского натурализма» (1929) он писал о «трудном пути, которым шел лингвист, принужденный внутренним развитием своей науки обратиться к истории литературы за новым материалом для исследований вопросов слова». Младограмматики исключали индивидуальную стилистику из области языкознания. В.В. Виноградов ввел ее в эту область и сформулировал ее языковедческую проблематику. Он обосновал необходимость существования особой филологической дисциплины -- науки об индивидуальных стилях и о языке художественной литературы, имеющей свои специфические задачи и методы, не отождествляющиеся с задачами и методами литературоведения. Он показывает, что лингвистические исследования индивидуальных стилей и языка художественной литературы представляют огромную методологическую ценность для теории и истории языка. Последовательно, всей направленностью своих работ В.В. Виноградов ратует против обособления науки об индивидуальных стилях и о языке художественной литературы от истории литературного языка.
Выступив первоначально как исследователь «микрокосма» индивидуального стиля, поэтической символики писателя как выражения его индивидуального мышления, В.В. Виноградов очень рано переходит к изучению отношения индивидуальных стилистических систем к предшествующей литературной традиции, места этих систем «в ряду явлений однородных, но различных». От отдельного литературного произведения как целостного эстетического объекта он обращается к истории стилей, к созданию исторической поэтики и истории русского литературного языка. Работы этого направления объединены мыслью о том, что познание языковой системы в ее движении углубляется и совершенствуется путем познания индивидуальных речевых систем, что эти два типа систем взаимосвязаны и взаимообусловлены в своем развитии. Этот тезис оказался чрезвычайно плодотворен. Так, например, исходя из него, В.В. Виноградов убедительно показал связь формирования реализма как целостного метода словесно-художественного выражения с образованием национального языка, с осознанием многообразия социально-речевых стилей.
Серия монографий 1959--1963 гг. явилась новым этапом в постановке и решении тех проблем, которым В.В. Виноградов посвятил многие свои предшествующие работы. Эти книги объединены общей задачей определения предмета, понятий, категорий и методов науки о стилях художественной литературы как особой филологической дисциплины.
Своеобразная цикличность исследований -- вообще характерное свойство научной работы В.В. Виноградова. Изучая те или иные вопросы и публикуя результаты своих разысканий, он как бы вступает лишь в первую стадию проникновения в соответствующую проблематику. Он еще возвратится к этим вопросам, углубив и расширив и сам материал, и его теоретическое осмысление, поднимется на новую ступень научного обобщения. Так, начав с исследования стилистических систем отдельных писателей, В.В. Виноградов пришел к созданию науки о языке художественной литературы. В этом пути были свои этапы: исследователь не сразу подошел к изучению вершины индивидуального художественного мастерства -- к языку и стилю Пушкина; и сами работы о языке Пушкина тоже стали ступенью к трудам собственного теоретического, обобщающего характера.
В 1927 г. в Ленинградском лингвистическом обществе В.В. Виноградов прочитал доклад, в котором изложил свою концепцию частей речи. Это было началом работ «грамматического цикла». Через десять лет появляется двухтомный «Современный русский язык», где эта концепция углубляется и конкретизируется. Однако и это -- лишь один из этапов в разработке грамматической проблематики. В.В.Виноградов обращается к вопросам о формах слова, о грамматической омонимии, к системе синтаксиса. В 1947 г. выходит его книга «Русский язык», где излагается стройная и законченная система -- «грамматическое учение о слове». В этой книге воплотились все те особенности исследовательского метода В.В. Виноградова, о которых говорилось выше. Но и она не была завершающим трудом. В последующие годы появляется серия работ, посвященных центральным вопросам грамматической теории -- проблемам словообразования в его отношении к грамматике и словарю, синтаксиса предложения и словосочетания, теории модальности и предикативности. Обобщенное и систематизированное изложение все эти вопросы, так же как и вопросы морфологии, получили во введении к академической «Грамматике русского языка».
Уже с конца 20-х годов
В.В. Виноградов обращается к проблемам
лексикологии и фразеологии, семасиологии,
лексикографии. Начинают печататься его
многочисленные статьи по исторической
лексикологии. Эти мастерски выполненные
работы по существу представляют собой
главы большой монографии. Во второй
половине 30-х годов В.В.Виноградов
занят работой над «Толковым
словарем русского языка»; позднее
он редактирует многие лексикографические
труды, в том числе «Словарь языка
Пушкина». Здесь так же, как в
других областях своей исследовательской
работы, В.В. Виноградов идет от изучения
отдельных проблем к постановке
общетеоретических вопросов. В 1945г.
на научной сессии Ленинградского университета
он читает доклад «Слово и значение
как предмет историко-
В.В. Виноградов -- крупнейший историк науки о русском языке. И в этой области он верен своим интересам. С 1920г. -- со статьи о Шахматове -- он начинает историографию русского языкознания, привлекая внимание русистов не только к корифеям отечественной науки, но и к именам недостаточно известным или несправедливо забытым. Он любовно и тщательно воссоздает лингвистические системы Ломоносова, Востокова, Добиаша, Потебни, Щербы, пишет о Пешковском, Чернышеве, Селищеве, Якубинском, М. Покровском, Обнорском и других лингвистах. Многие из тех старых трудов, которые сейчас хорошо знает каждый русист, стали известны благодаря работам В.В. Виноградова, им разысканы, оценены, введены в правильный «исторический контекст». И снова -- обобщающие труды, целые историографические курсы: «Русская наука о русском литературном языке» (1946), «Изучение русского литературного языка в СССР» (1955), «Из истории изучения русского синтаксиса» (1958), периодические общие обзоры.
В последнее время В.В. Виноградов обратился к изучению закономерностей развития славянских литературных языков в донациональную и национальную эпохи, к вопросам образования и развития древнерусского литературного языка и национального русского литературного языка. Им установлена новая периодизация, новое понимание древнерусской языковой системы как системы разных типов языка. От других недавно предложенных типологий и периодизаций эта новая типология выгодно отличается отказом от упрощений, глубоким проникновением в сложные процессы развития языка.
Виктор Владимирович Виноградов полон творческих сил, энергии, замыслов. Завидна судьба ученого, так живущего в науке и для науки, и завидна судьба тех, кому выпало счастье работать с ним рядом.
Заключение
В заключении хотелось бы сказать, что жизнь и деятельность академика Виноградова - это пример усердия, трудолюбия, упорства и невероятной жажды знаний.
Первое, что удивляет всех,
кому случится познакомиться с наследием
Виктора Владимировича
Многие зарубежные академии наук избирали учёного своим членом: Болгарская, Польская, Французская, Румынская, Датская и другие.
Он являлся членом-
В.В. Виноградов награждён медалью «За заслуги перед наукой и человечеством».
Будучи профессором