Раскольническое движение в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 16:49, реферат

Краткое описание

13 мая 1667 года собор святителей России и Православного Востока осудил всех не покоряющихся новым обрядам и новоисправленным книгам. Осуждённые не признавшие решение собора, оказались вне церкви. Это был последний акт, зафиксировавший, назревавший раскол между приверженцами старой веры – старообрядцами – сторонниками церковной реформы, осуществлённой патриархом Никоном.

Содержание

1.Истоки раскола.
2.Церковные реформы патриарха Никона.
3. Конфликт между патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем.
4. Собор 1666-1667 годов.
5.Гонения на старообрядцев.
6. Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Истоки раскола.docx

— 31.74 Кб (Скачать файл)

Аввакум так обосновал  свои  взгляды:  «Церковь  -  православна,  а догматы

церкви от Никона-еретика  искажены  новоизданными  книгами,  которые  первым

книгам во всём противны, и во всей божественной  службе  не  согласуются.  А

государь наш царя и  великий князь Алексей Михайлович православен, но  только

простою  своею  душою  принял  от  Никона  книги  вредные,  думая  что   они

православные». И даже из Пустозерского подземелья, где он  отсидел 15  лет,

Аввакум писал царю:»Чем больше ты нас мучишь, тем больше мы тебя любим»

      Но в  Соловецком монастыре уже задумывались  над вопросом:  а  стоит   ли

молиться  за  такого  царя?  В  народе  стал  подниматься  ропот,   начались

антиправительственные толки… Ни царь, ни церковь не могли  оставить  их  без

внимания. Власть ответила недовольным  указами о розыске староверов  и о

сожжении  нераскаявшихся  в срубах,  если  после троекратного   повторения

вопроса у места казни  они  не  отрекутся  от  своих  взглядов.  На  Соловках

начался  открытый  бунт  староверов.   Правительственные   войска   осаждали

монастырь, и лишь перебежчик открыл ход в неприступную  твердыню.  Восстание

было подавлено.

      Чем беспощаднее  и суровее были начавшиеся  казни, тем большее  упорство

они вызывали. На смерть за старую веру стали смотреть  как  на  мученический

подвиг. И даже  искали  его.  Высоко  подняв  руку  с  двуперстным  крестным

знамением, осуждённые истово говорили окружившему расправы народу:  «За  сие

благочестие  стражду,  за  древлецерковное   православие   умираю   и   вас,

благочестивые, молю крепко стоять  в  древлем  благочестии»  И стояли  сами

крепко… Именно «за великие на царский дом  хулы»  был  сожжён  в  деревянном

срубе со своими соузниками и протопоп Аввакум.

      Жесточайшие 12 статей государственного указа 1685  г.,  предписывающие

жечь староверов в срубах, казнить смертью  перекрещивающих  в  старую  веру,

бить кнутом и ссылать  тайных  сторонников   древних  обрядов,  а  также  их

укрывателей, окончательно  показали  отношения  государства   к  староверам.

Подчиниться они не могли, выход был один – уйти.

      Главным  убежищем ревнителей древнего  благочестия стали северные районы

России, тогда ещё совершенно безлюдные. Здесь, в дебрях олонецких  лесов,  в

архангельских  ледяных  пустынях,  появились первые   раскольничьи   скиты,

устроенные выходцами из Москвы и соловецкими  беглецами,  спасшимися  после

взятия монастыря царскими  войсками.  В1694  г.  на  реке  Выг  обосновалась

поморская община, где видную роль играли братья Денисовы – Андрей  и  Семён,

известные во всём старообрядческом мире.  Позднее в этих  местах  на  реек

Лексне, появилась женская обитель. Так сложился  знаменитый  центр древнего

благочестия – Выголексинское общежительство.

      Другим  местом укрытия старообрядцев  стала  Новгородо-Северская земля.

Ещё в 70-е годы XVII в бежали в эти места из  Москвы,  спасая  свою  старую

веру, поп Кузьма и его 20 последователей. Здесь,  под  Стародубом,  основали

они небольшой скит. НО не прошло и двух десятков лет,  как  из  этого  скита

выросло 17 слобод. Когда волны  государственных  преследователей  докатились

до стародубских беглецов, то многие  из  них ушли  за  польскую  границу и

поселились на острове  Ветка, образуемом рукавом реки Сожи.  Поселение стало

быстро возвышаться и  разрастаться: вокруг  него  также  появилось  более  14

многолюдных слобод.

      Знаменитым  местом старообрядчества конца  XVII столетия был и Керженец,

названный  по  одноимённой речке.  Множество скитов   было   построено   в

чернораменских лесах. Здесь велась полемика  по  догматическим вопросам,  к

которой присушивался весь старообрядческий мир. Донские и Уральские казаки

тоже оказались последовательными  сторонниками древнего благочестия.

      К концу  XVII в. наметились основные  направления   в  старообрядчестве.

Впоследствии каждое из них  будет иметь свои традиции и богатую  историю.

 

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 6. Заключение

    Вера в бога  была движущей силой российского  общества  на   протяжении

многих  лет.  Царя  занимал  трон  только   после   помазания   на   царство

митрополитом.  Митрополит  был  вторым   человеком   в   государстве.   Царь

советовался с ним по многим вопросам и  иногда  его  мнение  имело  решающее

значение. Церковные каноны строго соблюдались и их нарушение было  страшным

грехом.   Церковный  раскол, произошедший в 1667 г., имел  огромное  значение

в духовной жизни Российского  государства, так как коснулся одной  из  главных

его составляющих - церкви. Общество раскололось надвое. Одни  приветствовали

реформы Никона, другие были не в состоянии реально обдумать их,  они   слепо

верили в правильность старых обрядов и малейшее отступление  от них  казалось

им  богохульством. Люди запутались, не могли отличить, что допустимо, а  что

действительно нарушает древние  догматы.  Они  обращались  за  объяснением  к

своим духовным  отцам  –  священникам,  которые  в  свою  очередь  не  могли

объяснить суть  происходящего,  так  как  не  понимали  стремительного  хода

реформ и  оказывались  в  числе  решительных  противников  изменений.  Часть

населения смирилась с  произошедшими изменениями, но остальные, будучи  не  в

силах смириться, начали решительную борьбу.  Староверов  сжигали в срубах,

мучили в темницах, но не смогли сломить их воли и заставить  их отступить  от

своей веры. Староверы не смогли выиграть эту битву и им пришлось  уйти.  Они

ушли в северные районы России построили там скиты и  продолжали жить.

  

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1. Н.С. Богданов «Никониане»  «Наука и религия» 1994 № 11

        2. О.П.  Ершова «Документы по истории  старообрядчества» М. 1993

        3.  Н.И. Костомаров «Раскол» М. 1995

        4.  Э.С. Кульпин  «Истоки государства Российского от  церковного

           собора 1503 г. до опричнины» ОНС  1997 № 1

        5.  С.Ф.Платонов «Лекции по русской истории» М. «Высшая школа» 1993


Информация о работе Раскольническое движение в России