Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Причины распада СССР………………………………………………….5
Внешнеполитические задачи,
стоящие перед Россией после распада СССР……………………………………………………………………………..8
Последствия распада СССР…………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………22
Используемая литература………………………………………………23
Введение
Знать историю мира и тем более
историю своего Отечества, - страны, где
он родился, где живет - должен каждый цивилизованный
гражданин. История рассказывает о прошлом
и позволяет учесть опыт и уроки прошлого,
о настоящем, его характерных чертах, политическом,
социально-экономическом развитии и, оценивая
современное развитие, заглянуть в будущее,
прогнозируя развитие каждой страны и
мира в целом.
Политическое развитие России
в 1990-е и 2000-е годы может быть охарактеризовано
как не только противоречивое, но и бинарное.
В сжатые исторические сроки российское
общество пережило трансформацию от распадающегося
тоталитаризма к ограниченной демократии
и обратно – к бюрократическому авторитаризму,
укрепившемуся за счет заигрывания с почти
несовместимыми настроениями: посткоммунистической
ностальгией и модернизационной риторикой,
что представляется наиболее важным для
изучения, актуальным.
Распад СССР стал крупнейшей
геополитической катастрофой, которая
не только кардинальным образом изменила
всю систему международных отношений,
но и оказалась сильнейшей психологической
травмой для миллионов людей, привыкших
жить в огромном многонациональном государстве.
Рвались семейные и дружеские связи, перед
многими встала мучительная проблема
принятия гражданства той страны, в которой
они оказались силой обстоятельств.
Принципиально новым фактором
международных отношений после распада
СССР стало окончание «холодной войны».
Военно-политическое и идеологическое
противостояние Востока и Запада ушло
в прошлое. Двуполюсная картина мировой
политики, сложившаяся после окончания
второй мировой войны, рухнула. США остались
единственной сверхдержавой.
Вопрос о политическом статусе
государства на мировой арене является
одним из самых важных в системе международных
взаимоотношений. Он влияет на целый ряд
важнейших сфер развития и функционирования
как мировой политики в целом, так и на
внутреннее состояние государства и его
будущее. Постоянно меняющаяся международная
ситуация требует от ученых и государственных
аналитиков непрерывного контроля и анализа.
Однако нельзя забывать, что международная
политика государства находится в тесной
взаимосвязи с внутренними экономическими,
политическими и социальными процессами.
Объектом исследования в данной
работе будут являться внешнеполитические
отношения России с другими государствами,
ее место в системе международных отношений.
Целью исследования будет изложение важнейших
внешнеполитических задач, стоящих перед
Россией после распада СССР.
Для достижения цели исследования
предполагается рассмотреть: во-первых, каковы были причины распада
СССР, во-вторых, перед какими проблемами и сложностями
стояло российское государство после
падения СССР и в-третьих, рассмотреть последствия
для России после распада СССР.
Причины распада
СССР.
Распад
СССР — процессы системной дезинтеграции,
происходившие в экономике (народном хозяйстве),
социальной структуре, общественной и
политической сфере Советского Союза,
приведшие к прекращению существования
СССР 26 декабря 1991 года.
Распад СССР привёл к независимости 15
республик СССР и появлению их на мировой
политической арене как самостоятельных
государств.
В настоящее время среди историков
нет единой точки зрения на то, что явилось
основной причиной распада СССР, а также
на то, возможно ли было предотвратить
или хотя бы остановить процесс распада
СССР. Среди возможных причин называют
следующие:
центробежные националистические
тенденции, присущие, по мнению некоторых
авторов, каждой многонациональной стране
и проявляющиеся в виде межнациональных
противоречий и желания отдельных народов
самостоятельно развивать свою культуру
и экономику;
авторитарный характер советского
общества (гонения на церковь, преследование
КГБ диссидентов, принудительный коллективизм);
господство одной идеологии,
идеологическая зашоренность, запрет
на общение с заграницей, цензура, отсутствие
свободного обсуждения альтернатив (особенно
важно для интеллигенции);
растущее недовольство населения
из-за перебоев с продовольствием и самыми
необходимыми товарами (холодильники,
телевизоры, туалетная бумага и т. д.), нелепые
запреты и ограничения (на размер садового
участка и т. д.), постоянное отставание
в уровне жизни от развитых стран Запада;
диспропорции экстенсивной
экономики (характерные для всего времени
существования СССР), следствием которых
становилась постоянная нехватка товаров
народного потребления, растущее техническое отставание
во всех сферах обрабатывающей промышленности
(компенсировать которое в условиях экстенсивной
экономики можно только высокозатратными
мобилизационными мерами, комплекс таких
мер под общим названием «Ускорение» был
принят в 1987 году, но экономических возможностей
выполнить его уже не было);
кризис доверия к экономической
системе: в 1960—1970-е гг. главным способом
борьбы с неизбежным при плановой экономике
дефицитом товаров народного потребления
была выбрана ставка на массовость, простоту
и дешевизну материалов, большинство предприятий
работали в три смены, производили сходную
продукцию из материалов невысокого качества.
Количественный план был единственным
способом оценки эффективности предприятий,
контроль качества был минимизирован.
Результатом этого стало резкое падение
качества производимых в СССР товаров
народного потребления, как следствие,
уже в начале 1980-х гг. термин «советское»
в отношении товаров был синонимом термина
«низкокачественное». Кризис доверия
к качеству товаров становился кризисом
доверия ко всей экономической системе
в целом;
ряд техногенных катастроф
(авиакатастрофы, чернобыльская авария,
крушение «Адмирала Нахимова», взрывы
газа и др.) и сокрытие информации о них;
неудачные попытки реформирования
советской системы, приведшие к стагнации,
а затем развалу экономики, что повлекло
за собой развал политической системы
(экономическая реформа 1965 года);
снижение мировых цен на нефть,
пошатнувшее экономику СССР;
моноцентризм принятия решений
(только в Москве), что приводило к неэффективности
и потере времени;
поражение в гонке вооружений,
победа «рейганомики» в этой гонке;
Афганская война, холодная война,
непрекращающаяся финансовая помощь странам
соцлагеря, развитие ВПК в ущерб другим
сферам экономики разоряли бюджет.
Внешнеполитические
задачи, стоящие перед Россией после распада
СССР.
Принципиально новым
фактором международных отношений после
распада СССР стало окончание «холодной
войны». Военно-политическое и идеологическое
противостояние Востока и Запада ушло
в прошлое. Двуполюсная картина мировой
политики, сложившаяся после окончания
второй мировой войны, рухнула. США остались
единственной сверхдержавой. Перед Российской
Федерацией как правопреемницей Советского
Союза встала задача выработки новой концепции
внешней политики. Необходимо было:
1.Утвердить себя
в качестве ядерной державы, взявшей обязательства
по договорам, заключенным СССР.
После распада СССР мир стал
однополярным. Россия уже «не империя
зла». Оно и понятно, Россия стала сателлитом
ещё «большей империи зла» – США, НАТО.
Россия «уже не враг» потому, что, потеряв
былую мощь и социалистическую идеологию, не
может стать врагом «большей империи зла»,
даже если бы очень захотела. А то вооружение,
которым она располагает, пригодно только
к подавлению демонстраций гражданского населения.
Более того, Россия не может стать врагом
в принципе, поскольку получает вооружение и
комплектующие к ним от членов НАТО.
Следовательно, Россия изначально
согласилась с тем, что в нужный момент,
если будет действовать вопреки воле НАТО, ракеты, самолёты
и суда будут выполнять команды не самой
России, а поставщиков вооружения.
В годы холодной войны,
когда ядерное противостояние и гонка
ядерных вооружений были доминантой в
международных отношениях, вряд ли можно
было рассчитывать на полное прекращение
ядерных испытаний. Все, чего смогло добиться
мировое сообщество в то время, это заключение
Договора о частичном прекращении ядерных
испытаний в трех средах в 1963 г. и получение
формальных обещаний от ядерных держав,
зафиксированных в преамбуле к тексту
этого договора и Договора о нераспространении
ядерного оружия, — стремиться навсегда
прекратить все испытания ядерного оружия
и вести переговоры для достижения этой
цели. В 1974 и 1976 гг. США и СССР подписали
договоры об ограничении мощности ядерных
испытаний до 150 килотонн.
В значительной степени
достижение согласия пяти ядерных держав
о полном прекращении ядерных испытаний
стало результатом осознания того факта,
о котором в течение десятков лет твердили
сторонники ядерного разоружения, — гонка
ядерных вооружений бессмысленна, ядерную
войну вести нельзя, и победи-телей в ней
не будет. Если ядерное оружие и может
принести какую-то пользу, то только для
сдерживания нападения со стороны другого
ядерного государства.
После окончания холодной
войны накопленные арсеналы ядерных вооружений
США и России — от миниатюрных ядерных
боезарядов и до межконтинентальных баллистических
ракет, которые получили сертификат качества
на ядерных полигонах во время испытаний
— оказались в большинстве своем лиш-
ними.
Обвальное ядерное
разоружение ставит трудный вопрос: что
делать с де-монтируемыми ядерными боеголовками?
На очереди за Договорами СНВ-1 и СНВ-2 стоят
другие соглашения по сокращению вооружений.
Однако, если ядерная
гонка среди пяти ядерных держав подошла
к концу, то иная картина наблюдается в
тех регионах, где расположены три «подпольных»
ядерных государства — Индия, Пакистан
и Израиль.
Иронией истории стало
бы второе пришествие ядерного века, когда
страны, обладающие мирным атомом, могут
обзавестись ядерным оружием. Осознание
того, что другие страны не будут воздерживаться
до бесконечности от проведения ядерных
испытаний, пока их проводят пять ядерных
держав, стало решающим фактором в достижении
компромиссов на переговорах и стремлении
выработать Договор о всеобщем запрещении
ядерных испытаний.
Согласно договору,
основывается специальная Организация
для реализации его положений, включая
положения о международных мерах контроля.
В организацию будут входить Конференция
стран-участниц, Исполнительный совет
директоров и Технический секретариат
с Международным центром информации. Режим
контроля договора будет включать в себя
Международную систему мониторинга, из
более 200 станций сейсмологического, радионуклидного,
гидроакустического и инфразвукового
слежения. Предусматриваются инспекции
на местах и меры доверия. Четко оговаривается
использование национальных технических
средств, которые играют важную роль в
соблюдении режима контроля.
2.Выстроить
систему отношений c бывшими союзными
республиками, активно стройвшими свою
государственность и искавшими свое место
в мировой системе.
Одним из главных приоритетов
внешней политики России стало создание
Содружества Независимых Государств (СНГ)
— новой формы добровольного и равноправного
сотрудничества республик бывшего СССР.
Соглашение о создании СНГ было подписано
в Минске 8 декабря 1991 г. На встрече глав
государств в январе 1993 г. был принят и
Устав Содружества.