Распад СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 17:58, контрольная работа

Краткое описание

Знать историю мира и тем более историю своего Отечества, - страны, где он родился, где живет - должен каждый цивилизованный гражданин. История рассказывает о прошлом и позволяет учесть опыт и уроки прошлого, о настоящем, его характерных чертах, политическом, социально-экономическом развитии и, оценивая современное развитие, заглянуть в будущее, прогнозируя развитие каждой страны и мира в целом.
Объектом исследования в данной работе будут являться внешнеполитические отношения России с другими государствами, ее место в системе международных отношений. Целью исследования будет изложение важнейших внешнеполитических задач, стоящих перед Россией после распада СССР.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Причины распада СССР………………………………………………….5
Внешнеполитические задачи, стоящие перед Россией после распада СССР……………………………………………………………………………..8
Последствия распада СССР…………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………22
Используемая литература………………………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

— 44.04 Кб (Скачать файл)

Отношения с государствами СНГ. Развитие взаимоотношений с Содружеством Независимых Государств занимало важное место во внешнеполитической деятельности правительства. В 1993 г. в состав СНГ входили, кроме России, еще одиннадцать государств. На первых порах центральное место в отношениях между ними занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки российских грузов по их территории за рубеж.

Российское правительство стремилось сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан Межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между шестью (Россией, Белоруссией, Казахстаном и др.) государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав СНГ. Вместе с тем Содружество стран не представляло собой единой оформленной организации.

Межгосударственные отношения России с бывшими республиками СССР складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты с правительствами государств Прибалтики вызывались дискриминацией проживающего там русскоязычного населения и нерешенностью некоторых территориальных вопросов. Экономические и стратегические интересы России в Таджикистане и Молдавии явились причинами ее участия в вооруженных столкновениях в этих регионах. Наиболее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской Федерацией н Белоруссией

Деятельность российского правительства внутри страны и на международной арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами как дальнего, так и ближнего зарубежья. Его усилия были направлены на достижение стабильности в обществе, на завершение перехода от прежней, советской, модели развития к новой общественно-политической системе, к демократическому правовому государству.

 

3. Определить свои приоритеты во взаимоотношениях с зарубежными государствами в условиях фактически формирующегося однополюсного мира.

После крушения СССР, внешняя политика России ориентировалась в основном на Запад, сближение с США. Россия проводила политику уступок, шла навстречу стратегическим интересам западных стран. Руководители России не хотели мириться с потерей статуса великой державы и питали иллюзии о возможности равноправных отношений с США. Президент Б.Н. Ельцин официально заявил, что ядерные ракеты России не нацелены больше на объекты на территории США.

Российская дипломатия в своих решениях послушно следовала в фарватере внешней политики США. Россия поддержала экономические санкции против Ирака, присоединилась к международным экономическим санкциям против Югославии. Во многом такая уступчивость российской дипломатии объяснялась и надеждами на широкомасштабную помощь Запада.

 Однако надеждам  России не удалось сбыться. США  не стремились рассматривать  нашу страну как равноправного  партнера. США остались единственной  сверхдержавой и стремились максимально  использовать свое положение. В 1994 году ряд бывших социалистических  стран, а так же страны Балтии (Литва, Латвия, Эстония), заявили о  своем намерении вступить в  НАТО. Россия уже не имела реальных  рычагов влияния на развитие  событий. Ей было заявлено, что  Североатлантический пакт не  направлен против каких-либо стран, а является гарантией общей  безопасности в Европе. В качестве  компромисса была предложена  программа «Партнерство во имя  мира», которая устанавливала формы  военного сотрудничества стран  бывшего Варшавского Договора  и НАТО. Россия присоединилась  к этой программе. Однако расширение  НАТО на восток эта программа  ни коим образом не отменяла.

Более успешно развивались экономические связи России с западными странами. На первых этапах существования независимой России они осуществлялось в виде предоставления России кредитов, гуманитарной помощи продуктами, медикаментами и т.д. Из всех международных экономических организаций Россию включил в свой состав лишь международный валютный фонд (МВФ). По мере укрепления позиций нового руководства страны акценты все более перемещались на налаживание долговременного экономического сотрудничества, широкомасштабное привлечение иностранных инвестиций. В 1994 году было принято решение о расширении «семерки» ведущих европейских стран за счет России. При этом оговаривалось, что Россия будет принимать участие лишь в выработке политических решений, а не экономических. Таким образом, постепенно налаживаются взаимовыгодные партнерские отношения с «дальним зарубежьем». Однако в силу объективно сложившихся причин за Россией все более и более закреплялась роль поставщика топливно-сырьевых ресурсов. Утрачивались даже те, сравнительно небольшие позиции на мировых рынках высокотехнологической продукции, которые имел Советский Союз. Основная внешнеэкономическая задача правительства – добиться подъема российской промышленности за счет привлечения высокоэффективных западных технологий и финансирования ее за счет западных инвестиций не выполнялась. Наряду с укреплением отношений с Западом, российская дипломатия вела диалог и со странами Востока. Основные надежды возлагались на улучшение отношений с Японией. Нормализацию отношений с Россией, подписание мирного договора японское правительство тесно увязало с вопросом о возвращении Японии Южно-Курильских островов, которые отошли к СССР в результате второй мировой войны.

 В то же  время ослабли контакты с традиционными  партнерами СССР – КНДР, Монголией, Вьетнамом. Разорваны были все  отношения с Ираком. «Восточное»  направление российской внешней  политики оставалось второстепенным. Лишь, начиная с 1997 года, в связи  с расширением НАТО на войне, Россия несколько активизировала  отношения с Индией и Китаем.

В целом к концу 90-х годов внешняя политика России приобрела более четкие очертания, учитывающие национальные интересы и приоритеты страны.

Деятельность российского правительства внутри страны и на международной арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами как дальнего, так и ближнего зарубежья. Его усилия были направлены на достижение стабильности в обществе, на завершение перехода от прежней, советской, модели развития к новой общественно-политической системе, к демократическому правовому государству.

Однако цели и задачи, которые были поставлены перед внешней политикой на этом этапе, оказались в целом нереалистичными. Начавшаяся в 1994 г. война в Чечне нанесла серьезный удар по международному имиджу России.

После распада СССР решения по вопросам внешней политики слали принимать не правительство и не парламент, а Президент Российской Федерации. Так, уже в феврале 1992 г. был подписан Указ Президента, в котором говорилось, что деятельность Министерства безопасности, Министерства внутренних дел, Министерства иностранных дел и Министерства юстиции «направляет непосредственно Президент Российской Федерации». Главенствующая роль Президента Российской Федерации в процессе формирования внешней политики страны зафиксирована в Конституции РФ.

Так, в ноябре 1992 г. было подписано распоряжение Президента «Об обеспечении единой внешнеполитической линии Российской Федерации в международных отношениях». В нем, в частности, говорилось: «Возложить на МИД России функции координации и контроля за работой других министерств и ведомств России по обеспечению единой политической линии в отношениях с иностранными государствами, участия в международных организациях и форумах, включая в первую очередь международную деятельность Президента Российской Федерации… Обязательному согласованию с МИДом России подлежат проекты договоров и соглашений, заключаемых от имени Российской Федерации или ее Правительства, а также межведомственные протоколы в случае, если они касаются внешнеполитических вопросов или принципиальных направлений межгосударственных отношений».

Позднее в рамках Администрации Президента РФ было образовано Управление по внешней политике.

Разноплановость и противоречивость внешнеполитических установок различных групп российской элиты приводят к тому, что практическая линия страны на международной арене обретает в ряде случаев противоречивый характер. С одной стороны, в ней проявляются элементы рациональной адаптации к мировым реальностям, учитываются ограниченные экономические и военные возможности России, происшедшие в стране принципиальные демократические перемены. С другой стороны, имеют место рецидивы неоимперской или конфронтационной политики. Это объясняется главным образом незавершенностью демократических преобразований, гибридным, переходным характером политического режима, а также исключительно тяжелыми проблемами модернизации экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Последствия распада СССР.

Международные последствия распада СССР рассматриваются российскими и зарубежными исследователями преимущественно в геополитических и экономических аспектах. Большинство из них пытаются оценить эти последствия в глобальных масштабах. При этом одни авторы считают, что “крушение СССР является геополитической катастрофой, которая выходит за рамки понятия “системы международных отношений” и могут быть оценены лишь на уровне истории взаимодействия цивилизаций”. Другие же оценивают распад СССР как “конец системы международных отношений, основу и стержень которой образовывали итоги Второй мировой войны, а также идеологическое и военно-политическое противоборство двух систем, и прежде всего их государств-лидеров: СССР и США”. После распада СССР наблюдается “возвращение к многополюсному миру и менее крупных держав”. Происходит перестройка глобальной системы международных отношений, что порождает нестабильность в отдельных районах мира.

Крах советского союза вызвал колоссальное геополитическое замешательство. Значение этого события определяется несколькими факторами. В этой главе я постараюсь рассмотреть экономические, политические, социальные и культурные последствия распада СССР и их влияние на международный имидж России, на ее отношения с другими государствами.

- во-первых, значительно сместилась  граница государства. Было утрачено 5 млн. км2 территории (СССР). Границы  других республик с Россией  стали теми, какими они были  с Кавказом в начале 1800-х годов, со Средней Азией – в середине 1800-х и с Западом – приблизительно  в 1600 году, сразу после царствования  Ивана Грозного. Потеря Кавказа  способствовала появлению опасений  в отношении Турции, потеря Средней  Азии обернулась утратой многих  энергетических ресурсов, а независимость  Украины нанесла значительный  идеологический урон государству, чьи славянские корни оказались «перенесены» за границу1. Нельзя забывать, что Россия получила просто необустроенные границы, которые нужно было оснащать заново. Эта проблема актуальна и сейчас – огромная территория страны требует особого отношения к своим границам.

- распад СССР отрицательно сказался  и в социальной сфере общества  – более 20 миллионов человек, говорящих  по-русски и считающих себя  русскими, оказались на территории  теперь уже иностранных государств2. На территории этих новообразовавшихся  государств часто проводится  политика утверждения этой новой  национальной самобытности. В частности, это хорошо демонстрирует политика  Украины. Уже несколько лет проводится  в жизнь реформа государственного  образования, согласно которой преподавание  должно вестись исключительно  на украинском языке. Что в  этом случае делать тем гражданам, чей родной язык – русский, непонятно. Все бывшие советские  республики и сейчас связаны  – эти коммуникации проходят  в социальной, демографической, культурной  и даже психологической сферах. Крайне трудно разобщить между  собой тех, кто долгое время  находился в одном территориальном  и культурном пространстве. Мне  кажется, крайне важно сохранить  это единое социальное пространство  – это должно стать залогом  сотрудничества. Очень прискорбно  наблюдать, как раздувается конфронтация  между бывшими республиками, как  пытаются «столкнуть лбами» наши  народы. Особенно ясно это можно  наблюдать в сфере торговли  энергетическими ресурсами. Уже  несколько лет тянется конфликт  с Украиной по поводу невыплат  за газ, и вокруг этого спора  все больше и больше растет  непонимание и отторжение между  государствами.

- важно отметить политическое  замешательство после распада  СССР. Слабыми и незащищенными  оказались не только республики, отколовшиеся от государства, но  и сама «новая» Россия, которая  сразу же встала перед рядом  новых проблем внутреннего характера: неразбериха во власти и в  том, каким же образом управлять  государством при новой системе  экономических и политических взаимоотношений, длительное время мешали наладить в стране стабильные отношения и связи. Отголосок этой неразберихи и сейчас чувствуется: скажем, законодательная база и сейчас «пестрит» неточностями и противоречиями, в то время как закон должен быть точен, понятен и совершенно однозначен. А ведь прошло уже почти 20 лет.

- авторитет государства на международной  арене оказался существенно подорван. Более серьезный удар для имиджа  государства тяжело себе представить. Держава, еще совсем недавно соревнующаяся  с США за сферы влияния в  мире, теперь причисляется многими  специалистами к числу региональных  держав «третьего мира», хотя  и по-прежнему обладающая значительным, но все более и более устаревающим  ядерным арсеналом3.

Информация о работе Распад СССР