Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 22:48, реферат
Распутина не раз затрагивалась в литературе, кинематографе и даже в музыке. Многие писатели, режиссеры и продюсеры пытались создать своего Распутина, каким представляют его они. Чаще всего эти образы складывались по каким-то обрывкам слухов и по велению фантазии автора. Но получалось это не всегда удачно. Так в книге «Страшный монах», выпущенной в 70-ых годах в Канаде, Распутин был подослан в Петербург агентом, и весь сюжет завязывается на любовном треугольнике: Распутин, Феликс Юсупов и его жена, великая княжна Ирина. В конце этого сочинения Распутин погибает от шашки верхового казака, въехавшего в кабак, где в то время кутил старец.
Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
Кафедра истории
Дисциплина: Отечественная история
Реферат
Г.Е.РАСПУТИН И РАСПУТИНЩИНА
Санкт-Петербург
2013
Григорий Распутин является одной из самых загадочных и интересных личностей конца XIX, начала XX века. Не только наша, но и всемирная история не знает подобного случая, когда страной, занимающей одну шестую часть суши, фактически правит деревенский мужик, который даже не умеет грамотно писать.
Распутин возбуждал в окружающих его людях самые разнообразные чувства. Одни испытывали перед ним какую-то странную боязнь, другие глубокое почитание, а третьи его ненавидели. Отношение к нему до сих пор неоднозначно. Кто-то видит в нем святого чудотворца, кто-то - шарлатана.
Тема Распутина не раз затрагивалась в литературе, кинематографе и даже в музыке. Многие писатели, режиссеры и продюсеры пытались создать своего Распутина, каким представляют его они. Чаще всего эти образы складывались по каким-то обрывкам слухов и по велению фантазии автора. Но получалось это не всегда удачно. Так в книге «Страшный монах», выпущенной в 70-ых годах в Канаде, Распутин был подослан в Петербург агентом, и весь сюжет завязывается на любовном треугольнике: Распутин, Феликс Юсупов и его жена, великая княжна Ирина. В конце этого сочинения Распутин погибает от шашки верхового казака, въехавшего в кабак, где в то время кутил старец.1
И сколько еще таких далеко не исторически-точных произведений можно найти.
Кем же он был на самом деле: посланником божьим или демоном? Чего добивался? Как ему удалось завладеть разумом не только большой части светского общества столицы, но и всей царской семьи? На эти вопросы я и попытаюсь найти ответ в своей работе.
Родился Григорий Распутин в селе Покровское, Тобольской губернии в семье довольно крепкого достатка. Вот как он сам описывает свою юность в интервью газете «Новое время»:
«В пятнадцать лет, в моем селе, в летнюю пору, когда солнышко тепло грело, а птицы пели райские песни, я ходил по дорожке и не смел идти по середине ее… Я мечтал о боге… Душа моя рвалась в даль… Не раз, мечтая так, я плакал и сам не знал, откуда слезы и зачем они. Постарше, с товарищами беседовал я о боге, о природе, о птицах… Я верил в хорошее, доброе… и часто сиживал я со стариками, слушал их рассказы о житии святых, о великих подвигах, о больших делах, о царе Грозном и многомилостивом… Так прошла моя юность… В каком-то созерцании, в каком-то сне… И потом, когда жизнь коснулась, дотронулась до меня, я бежал куда-нибудь в угол и тайно молился… Неудовлетворен я был… На многое ответа не находил… И грустно было… И стал я попивать…»2
Но пьянство до добра не доводит. Из благочестивого отрока вышел, в конце концов, не помощник своему отцу, а вор и хулиган, которого нередко колотили почетные отцы семейств и даже наказывали розгами по приказанию исправника.
Примерно к двадцати годам он женился, но, не смотря на это, продолжал пить и обворовывать односельчан. После того как его в очередной раз поймали на конокрадстве, Распутин был вынужден покинуть родное село и отправиться в странствие конечной точкой которого был Иерусалим.
Останавливался он в монастырях. Там же и зарабатывал себе на пропитание. Именно в монастырях он учиться читать по церковно-славянски.
На обратном пути в Покровское, после своего второго странствия, Распутин остановился в Киеве, в Михайловском монастыре. Там он и познакомился с женой великого князя Николая Николаевича Анастасией и ее сестрой Милицей, который отправились в Киев на богомолье и остановились в том же монастыре, но на правах почетных гостей, а не странников, как Распутин. Вскоре после первой встречи он получил приглашение на чай и не преминул им воспользоваться. Когда Распутин узнал, кем были его новые знакомые, он, сообщил им, что обладает способностью излечивать все болезни, может предсказывать будущее и отвести предстоящее несчастье. Узнав, что «старец» может лечить гемофилию, они решили привезти Распутина в Петербург, чтобы представить царской чете и таким образом оказать им большую услугу.
Через этого «спасителя» великий князь Николая Николаевич и другие родственники царя, зная его слабость и то, что царица оказывает огромное влияние на него, собирались влиять на политическую жизнь России. Но все пошло не по придуманному ими плану.
Распутин отличался от других сомнительных личностей, ясновидящих и тому подобных людей своей изумительной силой воли и столь же изумительной способности подчинять ей более слабых людей.3
Вскоре после его появления в столице великая княгиня Анастасия представила его царице. «Как завороженная сидит ее величество под пронизывающим, пригвождающим взором Распутина, слушает его вкрадчивую, пересыпанную мистическими вывертами, мужскую речь».4 Затем следует представление Николаю II, первое приглашение во дворец, где он быстро овладевает вниманием семьи и входит в роль святого человека, роли, которой он останется верен до самого конца.
Николай II по своей природе был очень мнительным и недоверчивым. Единственными, кто пользовался его доверием, были различные кудесники, которые заполняли его дворец, и он верил только им, несмотря на то, что они в большинстве случаев оказывались шарлатанами.
Через некоторое время после знакомства Распутина с царской семьей, с царевичем случился приступ гемофилии. Григорий Ефимович, который в тот момент находился рядом, остановил кровотечение при помощи обыкновенной дубовой коры, разваренной в горячей воде. Этот случай произвел на царскую чету неизгладимое впечатление и укрепил их уже появившуюся веру в «святость» Распутина. И эта вера не угасала в их сердцах до самой их гибели.
«Наследник жив, покуда жив я!»5 - Такой ультиматум ставил он своим «августейшим патронам», как бы перестраховываясь, на случай смены безмерного уважения и благоволения к нему на немилость.
Безоговорочно поверив в то, что Распутин послан царской семье Богом для того, чтобы оберегать династию, в то, что его устами глаголи истина, царице не составило большого труда убедить в этом супруга.
Для Николая II, по его словам, честные люди существовали только до двух годов, так как когда они достигали трехгодичного возраста, их родители уже радуются, что они умеют лгать. Для него все люди были лгунами.6
Распутину же была чужда та льстивость и ложь, которые были присущи столичному высшему обществу в начале XX века. Григорий Ефимович говорил всегда искренне, или, по крайней мере, хотел, что бы люди поверили в его искренность и прямолинейность. Он всегда подчеркивал свою простоту и неотесанность и в разговоре, и в поведении, и в мыслях, которые он высказывал царю. Быть может, это и сыграло немаловажную роль в складывании первого впечатления самодержца о старце.
Убедившись в том, что они нуждаются в практически постоянном присутствии «старца» во дворце, царская чета задумалась над тем, как можно было бы мотивировать нахождение Распутина в царских покоях. Таким образом, Отцу Григорию было присвоена должность царского лампадника.
Именно этот царский лампадник станет впоследствии управлять великой империей через Александру Федоровну…
При таком безграничном доверии царя Распутину было совсем не трудно фактически перенять правления государством из слабых рук государя в свои. Мнение Распутина о том или ином человеке не оставалось без влияния, особенно, когда государь по каким-либо причинам колебался при выборе или назначении какого-нибудь лица.7
Так император был человеком чрезвычайно недоверчивым и мнительным, ни один человек на высокой, близкой к нему должности долго не
задерживался. Он не доверял никому и поэтому очень часто смещал людей с должностей высокопоставленных чиновников.
Для того чтобы менять министров с такой быстротой, как это делал Николай II, безусловно, понадобится советник. И Распутин стал таковым. Одного его слова было достаточно, что бы кабинет министров пополнился доселе ничем неизвестным никому человеком.
Арон Симанович в своих воспоминаниях описывал одно из них, при коем сам присутствовал: «Часто случалось, что царь телефонировал Распутину, требуя немедленно указать кандидата для какого-либо освобождающегося поста министра. В таких случаях Распутин просил царя обождать несколько минут. Возвращаясь к нам, он требовал назвать необходимого кандидата.
В последние годы правления Николая II все труднее было найти подходящего человек на какую-то должность, потому что люди элементарно боялись.
Царь, веривший в то, что Распутин послан ему небом, дабы защищать его и всю царскую семью и помогать ему самому советами от лица господа бога, должен был бы безмолвно вслушиваться в каждое его слово, принимать его речь как истину, внимал его советам лишь в делах назначений или в делах меньшего масштаба. В серьезных же вещах он почти все и всегда делал по-своему.
У Григория Ефимовича были свои позиции практически во всех политических вопросах. Но они не всегда совпадали с позициями государя и тот, не собирался их менять. Бывали также случаи, когда он просто не посвящал ни свою супругу, ни «чудотворца» в свои планы, и о том или ином его действии они узнавали уже из газет.
Распутин был резко против «бессмысленного кровопролития» Первой Мировой Войны. Как ни старался он убедить царя заключить мир с Германией, на каких бы то ни было условиях, царь стоял на своем.
Государь не обращал на советы Распутина никакого внимания и делал все по своему усмотрению. Только в редких случаях самодержец вслушивался в предостережения Григория Ефимовича и тогда они на самом деле оказывались незаменимыми.
В самом начале Первой Мировой Войны главнокомандующим российской армии был великий князь Николай Николаевич. Однажды Распутин приехал к царю и поведал ему, что у него был сон, из которого следует, что через три дня Николай Николаевич пришлет известие о том, что в армии не хватает продовольствия, но верить ему не стоит, потому что этим известием он лишь пытается посеять панику и страх и тем самым заставить Николая II отречься от престола в его пользу.
В итоге этой встречи великий князь Николая Николаевич был сослан на Кавказ, а царь взял на себя командование всеми военными действиями.
Сказать, что Распутин ведал абсолютно всеми делами в государстве, было бы все равно, что солгать.
В отношении к Распутину общество можно разделить на три группы: одни верили в его «святость»; другие общались с ним только для того чтобы добиться его расположения; а третьи его ненавидели. Они представляли его себе как пьяного, грязного мужика, который проник в царскую семью и одновременно и властвовал над царем и его семьей.
Больше всех его невзлюбили родственники царя с матерью императора во главе. Они прекрасно понимали, что непостоянство характера, слабая сила воли государя не могли привести Россию ни к чему хорошему.
Началась отчаянная травля «чудотворца». Сначала в виде докладов государю императору, потом в виде разоблачающих газетных статей. Но ничего не могло повлиять на Николая, уверившего в «святость» «старца».
«На святых всегда клевещут», повторял царь, выслушивая многочисленные доклады о Распутине. И против никто не мог ничего возразить.
19 октября 1916 года Владимир Пуришкевич выступил с докладом в государственной думе, целью которого было «дать возможность исхода из положения, в которое ее поставили царские министры, обратившиеся в марионеток, нити от коих забрал в руки Григорий Распутин…»8
В своей речи он высказал все чувства, переполнявшие в тот момент всех тех, кто враждебно относился к «старцу», кто считал его повинным во всех бедах Российской империи.
После этого выступления многие выразили ему свое уважение, и поддержали. Среди этих людей оказался и князь Феликс Федорович Юсупов. Он попросил его о личной встрече и Владимир Митрофанович согласился.
В ходе их встречи в доме Пуришкевича князь высказал абсолютно серьезное намерение «устранить Распутина». С этой встречи и начался заговор, ставший роковым для Григория Распутина.
Распутина предполагалось убить в ночь с 16 на 17 декабря во дворце князя Юсупова.