Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:45, контрольная работа
Восточные славяне есть ветвь большой славянской семьи народов, связанная с ней общностью происхождения и близостью языка. Правда, под таким названием эта группа в прошлом нигде не упоминается. Понятие «восточные славяне» вошло в научный обиход поздно — в связи с классификацией славянских языков применительно к русским славянским «племенам», засвидетельствованным Повестью временных лет на территории Восточной Европы: полянам, древлянам, дреговичам, северянам, радимичам, вятичам, кривичам, полочапам, славянам новгородским, дулебам, бужанам, хорватам, уличам и тиверцам.
Введение
1.Расселение славян на территории Восточно-Европейской равнины
2. Социально-экономическая организация, общественный строй, хозяйство и культура восточных славян в VII — VIII вв
Заключение
Литература
Содержание
Введение……………………………………..………………
Восточные славяне есть ветвь большой славянской семьи народов, связанная с ней общностью происхождения и близостью языка. Правда, под таким названием эта группа в прошлом нигде не упоминается. Понятие «восточные славяне» вошло в научный обиход поздно — в связи с классификацией славянских языков применительно к русским славянским «племенам», засвидетельствованным Повестью временных лет на территории Восточной Европы: полянам, древлянам, дреговичам, северянам, радимичам, вятичам, кривичам, полочапам, славянам новгородским, дулебам, бужанам, хорватам, уличам и тиверцам.
Древнейшая история славян, в том числе и восточной их ветви, не совсем ясна. В ней много спорного. Почти нечего сказать о формировании славянской этнической группы в целом; неясной остается территория, на которой протекала их древнейшая история. Очень малыми данными располагаем мы и для решения вопроса о времени и путях сложения трех современных нам ветвей славянства — восточной, западной и южной.
Такое состояние наших знаний наложило соответствующий отпечаток на историческую литературу. Древнейшая история славян в целом и восточных в частности рисуется в самых разнообразных топах. Каждый автор новой книжки или повой статьи изображает эту историю по-своему, причем часто взгляды даже одного и того же исследователя противоречивы. Судя по имею-
щимся в нашем распоряжении весьма скудным источникам, выделение восточных славян в особую ветвь было сложным и длительным процессом. По-видимому, более или менее отчетливое выражение как единое целое (народ) со своим особым языком и общим названием восточные славяне приобрели только в конце I тысячелетия н. э. (IX в.). Как известно, первое упоминание имени «Русь», которым стали называться славянские племена Восточной Европы, относятся к середине IX в. Примерно к этой же поре (VIII — IX вв.) языковеды относят и сложение языка восточных славян, отличного от языков других славянских народов. Между тем в литературе широко распространено мнение, что восточные славяне как особая группа существовали, чуть ли не с рубежа II и I тысячелетий до н. э. или немногим позже. С нашей точки зрения, такой взгляд глубоко ошибочен и принятие его мешает воссозданию подлинной истории восточных славян.
Лишь одна сторона истории славян в последнее время стала признаваться как будто бесспорной — это общность их происхождения, подтверждаемая не только языковыми данными, но и многочисленными свидетельствами иноземных и древнерусских источников[4, c. 19].
Когда опустошительные набеги гуннов на западе прекратились и волны Великого переселения народов хлынули на юг и наводнили Западную Римскую империю (476 г.). на севере Европы рядом с кельтами и германцами появился как бы совсем новый народ — славяне. Древние историки не различали их в массе разноплеменных сарматских орд, происходивших одна за другой по востоку Европы, так что они выступали на историческую арену под именем славин не ранее середины VI в.
Тем не менее известно, что их многочисленные племена давно населяли Польшу, Пруссию, Литву и области Южной России. После падения державы гуннов началось продвижение славян на юг. Они обычно занимали местности покидаемые другими племенами.
Славянские племена проникали и в Далмацию, куда призвал их на поселение император Ираклий и где они постепенно основали царства Славонию, Боснию, Сербию и Далмацию, продвинувшись затем в юго-восточные края Каринтии, Крайны и Штирии.
По имеющимся историческим сведениям, восточные славяне издавна расселились на обширном пространстве от Буга и Днестра на западе до берегов Волги и Дона на востоке и от Черного и Азовского морей на юге до Ладожского озера на севере.
Считается, что в древние времена на юге, к западу от Днепра, племя полян основало на торговом перепутье город Киев, а на севере, у священного озера Ильмень, славянами был заложен «новый город» — Новгород. Через оба эти города шел интенсивный торговый оборот с Византией и Востоком, и они вскоре приобрели значение столиц или главных поселений восточнославянских племен.
Нравы и образ жизни восточных славян мало отличались от первобытной простоты славян западных до тех пор, пока их не затронуло внешнее влияние других народов и их обычаев.
Подобно западным, восточные славяне жили преимущественно скотоводством и землепашеством и были разделены па многочисленные родовые союзы. Но тесное соприкосновение с финскими, или чудскими, и сармато-скифскими ордами с давних времен вело к смешению между ними и наносило ущерб чистоте славянской крови.
Судя по изображениям, найденным в основном в Херсонесе Таврическом, особенно по изображениям боспорских и скифских воинов, видно, что у многих степняков, например донских казаков, калмыков, татар и пр., одежда и вооружение с незначительными изменениями сохранились и до более позднего времени.
К числу племен, подвергшихся постороннему влиянию, принадлежали, по свидетельству Прокопия и других авторов VI в., не говоря уже о славянах, живших на юг от Дуная, преимущественно древляне, распространившиеся за пределы Киева, радимичи, вятичи и многие другие племена.
Иначе было с населением северных и западных областей Руси. Эти племена не меньше соприкасались с упомянутыми народами, но благодаря давней связи с византийцами и германскими скандинавами были более независимы в развитии своей культуры и ремесел.
Именно этот парод впоследствии основал Русское государство, и его культура послужила фундаментом для развития культуры всего восточного славянства [1, c. 86-92].
Древнейшие письменные известия о славянах как особой этнической группе относятся к первым векам нашей эры. Под именем «венеды» славян упоминают Плиний (I в.), Тацит (I —II вв.), Птолемей (II в,). То, что венеды — славяне, мы узнаем из более поздних известий (Иордан, VI в.). Северные и северо-западные соседи славян — финны и германцы — вплоть до наших дней называют славян венедами. Местоположение славян-венедов— где-то в бассейне Вислы и прилегающих к востоку районах. Известия первых веков нашей эры о славянах отрывочны, кратки и носят случайный характер. Все попытки уточнить эти данные с помощью других видов источников, в частности с помощью археологических данных, пока оказываются бесплодными. Древности венедов остаются все еще неизвестными.
Для всего последующего периода, вплоть до VI ст., в письменных источниках мы почти не находим свидетельств о славянах. Только в Певтингеровых таблицах, памятнике, в хронологическом отношении довольно сложном, но в целом относящемся ко времени не позднее IV в., венеды упоминаются дважды: к северо-западу от Карпат по соседству с бастарными — «венеды-сарматы» и при устье Дуная, на левом берегу — просто «венеды». Косвенным свидетельством пребывании славян-венедов в эту пору в Подунавье являются упоминания Приска Панийского (V ст.) о том, что во время его пребывания в ставке Аттилы в Восточной Венгрии местное население угощало его напитком, называемым «медос», а Иордан, рассказывая о смерти Аттилы со слов Пряска, говорит, что при похоронах Аттилы была справлена «страва». Оба эти слова («медос» и «страва») многие исследователи признают славянскими и на этой основе считают, что придунайские области, занятые гуннами, к V ст. были населены славянами.
В VI ст. славяне впервые появляются в письменных источниках под своим именем. На страницах византийских и других иноземных источников из года в год, все чаще и чаще сообщается о том, что с севера, из-за Дуная, на границу империи нападают славянские племена. По данным Иордана (VI в.), эти племена, ранее известные под именем «венеды», в его время назывались склавинами, антами и венедами. В отличие от Иордана византийцы упоминают лишь две группы славян — склавинов и антов, которые в прошлом имели общее наименование — споры (Прокопий).
По Иордану, анты обитали между Днепром и Днестром, там, где Черное море образует излучину; склавины — к западу от них, от города Новиетуна и Мурсианского озера до Днестра, а на север до Вислы. Что касается венедов, то они жили к северу от верховьев Вислы, т. е., очевидно, там, где находились, по данным Плиния и Тацита, в более раннее время.
В отличие от Иордана византийцы определяют местоположение славян лишь в общей форме—к северу от Дуная. Данные письменные источников о размещении склавинов и антов хорошо подтверждаются археологическими памятниками VI—VII вв., обнаруженными в последние годы на этой территории (от Днепра до Моравы). В указанных источниках, как письменных, так и вещественных, фиксируются наиболее ранние следы славян; на территории Восточной Европы. Предположение некоторых исследователей о том, что славяне появились в этом районе значительно ранее, что этот район является чуть ли не прародиной славянского мира в целом, пока что не находят подтверждения ни в письменных источникам, ни в археологических данных. Основывается это положение главным образом на более или менее чисто славянском характере топонимики (гидронимики) этот края. Мы считаны, что это обстоятельство не может служить основанием для такого заключения. Преобладание или полное господство славянской тпонимики может говорить лишь об одном — что славяне заняли данную территорию а такое время, когда оседлое население на ней или совсем отсутствовало, или было очень редким. Судя по археологическим данным, этому не противоречат и письменные источники — такая обстановка на юго-заладе в полосе лесостепи сложилась после гуннского погрома, в V—начале VI в.
Ряд исследователей пытается усмотреть в этом размещении славян VI в. (венедов, антов и склавинов) три современные ветви славян — западную (венеды), восточную (анты), южную (склавины). Однако имеющиеся источники не позволяют признать этот взгляд отражением истинного положения дел, в частности, судя по письменным источникам и археологическим памятникам, оформление восточных славян, как особой ветви, произошло значительно позднее, не ранее конца VIII, а может быть, даже и в начале IX в., и протекало далеко не прямолинейно — путем одноактного отделении антской группы племен от общеславянского мира, как это представляется некоторым исследователям. Эти исторические выводы подтверждаются и данными языка. Именно и это время складывается восточнославянский (древнерусский) язык.
В начале VII в. имя «анты» навсегда исчезает со страниц письменных источников. Все попытки выяснить причины этого остаются безуспешными. Но исчезновение имени, как показывают источники, не было исчезновением антского населения. По археологическим данным, славяне-анты, обитавшие, до Иордану, в VI в. между Днепром и Днестром на излучине моря, в VII в, продвинулись к северо-востоку, заняв всю Днепровскую правобережную лесостепь. Позднее они распространились далее на восток, в область левобережъя Днепра, и вошли в состав восточной ветви славян. Не исключено, что вместе с антами в Поднепровье продвинулись и славяне-склавины.
Но восточные славяне сложились не только на основе юго-западных антских и склавинских племен, а, судя по данным летописи в их состав вошли и некоторые другие племена, такие как радимичи и вятичи, проникшие на территорию Восточной Европы с запада, из районов, где формировалась западная ветвь славянства. Археологические и языковые материалы дают основание предполагать, что и более северные племена — кривичи и словене новгородские, вошедшие в состав восточных славян, переселились на территорию Восточной Европы также с запада. К концу VIII—началу IX в, эти разрозненные племена, оказавшиеся в границах территории Восточной Европы, будучи связаны между собою единством происхождения, постепенно начали объединяться (на севере кривичи и словене новгородские, на юге — среднеднепровские племена) и к середине IX в, слились в единое целое — восточную (русскую) ветвь славянства. Около этого же времени возникло общее наименование для восточно славянских племен — «русь» и, как думают многие языковеды, сложился язык восточных славян [3, c. 170-171].
2. Социально-экономическая организация, общественный строй, хозяйство и культура восточных славян в VII-VIII вв
Из сообщений Византийских историков VI—VII вв. мы знаем, что склавины_и анты обитали в поселениях сельского типа, что у них были поля, а также большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Хотя эти известия и отрывочные, и к исследуемой теме имеют лишь косвенное отношение, поскольку они касаются более ранней поры и иной территории, тем не менее они весьма важны, ибо показывают нам, чем занималось современное им славянское население, находившееся в процессе расселения. Основываясь на этих данных, можно признать, что этим занятием было сельское хозяйство в широком его понимании [3, c. 134].
Рядовые славянские поселения VII— VIII вв. по сравнению с более ранними, как правило, значительно увеличиваются в размерах, насчитывая нередко 20—40 жилищ-землянок. В их расположении по площади поселений также заметны новые черты. Если раньше, в середине I тыс., поселения состояли нередко из компактной группы жилищ, примыкающих вплотную друг к другу, то теперь жилища размещаются в пределах поселения разбросанно, на расстоянии 5—15 м одно от другого. Более того, в тех случаях, когда производились значительные раскопки, было возможно установить, что жилища на поселении нередко образовывали как бы ряды. Хозяйственные сооружения также не группировались вместе, а рассредоточивались по всей площади поселения, очевидно, сопутствуя отдельным жилищам. Словом, если маленькие поселения середины I тыс. можно было охарактеризовать как единые хозяйственные дворы, обитатели которых составляли общины, вероятно патриархальные, ведущие нераздельное хозяйство, причем такие поселочки-дворы располагались обычно группами на небольшом расстоянии один от другого, то селища более позднего времени дворами уже не назовешь. Видимо, к последним столетиям I тыс. большие семьи-общины в славянской среде повсеместно распались. На первое место в качестве хозяйственной единицы выдвинулась малая семья, чем и объясняются перемены в размерах и планировке поселений. Конечно, все эти перемены совершались не сразу и не синхронно в различных областях. Следы патриархального устройства улавливаются, как известно, еще и в исторических свидетельствах древнерусского времени. Но в основном, судя по археологическим данным, патриархальный большесемейный строй на Руси изжил себя еще накануне рубежа II тыс. н. э. [2, c. 118-119].
Информация о работе Расселение славян на территории Восточно-Европейской равнины