Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:45, контрольная работа
Восточные славяне есть ветвь большой славянской семьи народов, связанная с ней общностью происхождения и близостью языка. Правда, под таким названием эта группа в прошлом нигде не упоминается. Понятие «восточные славяне» вошло в научный обиход поздно — в связи с классификацией славянских языков применительно к русским славянским «племенам», засвидетельствованным Повестью временных лет на территории Восточной Европы: полянам, древлянам, дреговичам, северянам, радимичам, вятичам, кривичам, полочапам, славянам новгородским, дулебам, бужанам, хорватам, уличам и тиверцам.
Введение
1.Расселение славян на территории Восточно-Европейской равнины
2. Социально-экономическая организация, общественный строй, хозяйство и культура восточных славян в VII — VIII вв
Заключение
Литература
Славянское население занималось не только сельским хозяйством и всевозможными сельскохозяйственными и лесными промыслами, но и многими другими видами хозяйственной деятельности. Некоторые из них носили явно ремесленный характер. К числу их следует отнести в первую очередь железоделательное производство (в широком его понимании), занимавшее, очевидно, довольно значительное место в жизни славян. Об этом свидетельствуют как многочисленные изделия из железа, находимые при раскопках поселений и могильников, так и остатки самого железоделательного производства (металлургического и кузнечного) [3, c. 142].
Нарисованную картину жизни и быта славян Восточной Европы накануне образования Древнерусского государства нельзя будет считать законченной, если не будет дан ответ еще на один вопрос — каков же был общественный строй у славян этой поры.
Тема эта неоднократно была предметом исследования, но, к сожалению, отсутствие письменных источников и плохая изученность достоверно славянские археологических памятников не позволили исследователям, воссоздать отчетливой картины этой стороны славянской жизни. Преодолеть это обстоятельство пока невозможно. Хотя количество археологических источников и значительно увеличилось, изученность их по-прежнему остается недостаточной. Поэтому и в нашей работе общественный строй славянского общества также не получит развернутой характеристики.
Первые, весьма краткие известия об общественном строе славян времени до образования Древнерусского государства мы находим у византийских писателей, историков и хронистов VI—VII вв. Хотя они относятся к более ранней поре, чем интересующие нас время, и характеризуют славян области Подунавья, а не Восточной Европы, тем не менее они заслуживают тщательного изучения. Отправляясь от них, нам легче понять как картину жизни славян Восточной Европы, являющихся ветвью славянского мира в целом, так и существующие в нашей литературе представления об общественном строе славян Восточной Европы накануне образования Древнерусского государства, поскольку в основе последних лежат материалы, относящиеся преимущественно к антскому обществу. Больше того, многие исследователи просто переносят характеристику общественного строя антов (VI— VII вв.) на общественный строй славян Восточной Европы накануне образования Древнерусского государства.
Вот что мы находим у византийцев по этому вопросу: «Эти племена, славяне и анты, — пишет Прокопии, — не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократия) и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общими».
Эта
убщая характеристика
Византийцы отмечают в составе славянского общества и наличие рабов. Правда, рабство это, судя по сообщениям, развито довольно слабо. «Наводящихся у них в плену, — сообщает Маврикий, — они не держат в рабстве, как прочий племена, в течение неограниченного времени, но ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей?».
О наличии рабов у славян говорит Менандр и другие историки. Существенно, однако, отметят, что и такой вид рабства у славян возник, судя по данным источников, очевидно, лишь в результате движения славян на Балканы. Вот что мы находим по этому поводу у Прокопия: «… Так сначала славяне уничтожали всех встречающихся им жителей. Теперь же они…, как бы упившись морем крови, стали [с этого времени] некоторых из попадавшихся им брать в плен, и поэтому все уходили домой, уводя с собой многие десятки тысяч пленных».
Из сообщений Прокопия можно сделать и еще одно важное заключение о том, что рабом у славян мог стать лишь человек, принадлежащий к другому племени.
Основываясь на этих данных, большая часть исследователей делает вывод, что общественный строй славян антского времени (VI— VII вв,) следует рассматривать как высшую ступень варварства периода военной демократии.
По сути дела ту же картину мы наблюдаем и у славян антской поры. И у них верховная власть принадлежит народу в лице народного собрания, о котором говорит Прокопий, есть вожди (рексы), и, по-видимому, совет вождей, на что косвенно намекает Маврикий.
С нашей точки зрения, такая оценка общественного строя славян антской поры как первобытного на стадии военной демократии вполне правдоподобна, ибо, как нам кажется, она основывается на довольно ясных свидетельствах современников. Однако принимая это положение, мы не можем согласиться с тем, «что военную демократию» у славян Прокопий видел не в начальной стадии ее существования, а в конечной», — как думают некоторые исследователи. Анализ письменных источников и археологических данных позволяют утверждать, что славяне этой поры находились у истоков военной демократии, а не у ее конца.
Но наряду с этим взглядом существует и другой, согласно которому антское общество VI—VII вв. есть общество классовое с политическим строем в форме дофеодального государства. Выводы эти, несомненно, ошибочны и приняты быть не могут. Сторонники их исходят в своих построениях из таких положений, достоверность которых, мягко выражаясь, более чем сомнительна. Так, утверкдается, что анты— «потомки скифов-пахарей», а так как последние в своем развитии достигли ступени военной демократии, то, по мысли этих исследователей, «…эпоха антская, следовательно, должна представлять собою более высокую стадию развития, т.е. племена, бывшие потомками скифов-пахарей, очевидно, должны были стоять на стадии перехода к классовому обществу» [3, c. 154-156].
Таким образом, исследуемый нами период, VII—VIII вв, был для разрозненных славянских племен Восточной Европы, с одной стороны, временем сложения их в единое целое — восточную (русскую) ветвь славянской семьи народов, а с другой — временем созревания государственности. Совпадение во времени процессов этнической консолидации и созревания новых общественных (государственных) отношений, очевидно, не случайны. Эти явления внутри славянского общества Восточной Европы должны привлечь к себе внимание исследователей.
Изучение жизни и быта славянского общества Восточной Европы накануне образования Древнерусского государства (VII—VIII вв.) представляет большую сложность из-за почти полного отсутствия письменных сведений и сравнительно слабой изученности археологических памятников этой поры.
3. Славяне Восточной Европы накануне образования древнерусского государства. И.И. Ляпушкин. – Издательство «Наука». Ленинград.1968.
4. Этнография Восточных славян. Ю.В. Бромлей. – М.: Издательство «Наука». Москва.1987.
Информация о работе Расселение славян на территории Восточно-Европейской равнины