Революционное движение в Индии 1905-1908г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 21:35, контрольная работа

Краткое описание

Цель, которую я ставлю перед собой, при написании данной работы, является:
1) выявление причин и предпосылок данного явления;
2) выявление основных этапов младотурецкой революции;
3) выявить основные силы младотурецкой революции;
4) обозначить итоги данного движения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….
1. Колониальная эксплуатация Индии в последней трети XIX в………………..
2. Политика британских колониальных властей в 70-80-х годах………………
3. Революционный подъем 1905-1908 гг. в Индии……………………………….
4. Индия после революционных событий 1905-1908 гг……………………………
5. Культура Индии…………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Революционный подъем 1905-1908 гг. в Индии.docx

— 60.68 Кб (Скачать файл)

Формирование буржуазии  шло неравномерно у различных  национальностей Индии. Первоначально  крупные капиталисты принадлежали по преимуществу лишь к нескольким национальностям. Большую роль в  экономической жизни Индии играла гуджаратская буржуазия, влияние которой распространялось далеко за пределы Гуджарата и соседних районов. Развитие капитализма привело к появлению бенгальской и маратхской буржуазии. На юге Индии заметную роль играла тамильская буржуазия.

В своеобразных условиях Индии  некоторые группы буржуазии складывались внутри торгово-ростовщических каст. Так, сильные позиции из экономике многих районов принадлежали марвари — выходцам из ростовщических каст Раджастхана. Марварийская буржуазия была тесно связана с компрадорской торговлей. По мере развития капитализма она принимала все большее участие в промышленной предпринимательской деятельности. Марварийская буржуазия не сливалась с буржуазией тех национальностей, среди которых она действовала, а оставалась замкнутой группой капиталистов, связанных кастовыми узами. С развитием капитализма и формированием буржуазии различных национальностей Индии стали сказываться противоречия между буржуазией этих национальностей и более сильным гуджаратским и марварийским капиталом, внедрявшимся во многие районы Индостана.

Колониальный гнет, господство феодальных пережитков, искусственное  рассечение территорий ряда национальностей  границами княжеств и провинций  затрудняли процесс складывания наций в Индии. Однако развитие капитализма, расширение экономических связей внутри отдельных национальных районов, а также между различными частями страны ускоряли процесс превращения народностей Индии в национальности и нации.

У национальностей, проживавших  в районах, где капитализм 'развивался относительно быстро (гуджаратцы, бенгальцы, маратхи, тамилы), процесс складывания буржуазных наций к концу XIX в. был уже близок к завершению. Заметно продвинулась вперед консолидация других народов Индостана. Одновременно создавались предпосылки для их взаимного сближения. В результате усиления экономических связей между различными районами складывался общеиндийский рынок. Народы Индии, в течение столетий имевшие тесные культурные, политические, экономические связи, объединяли общая ненависть к британским колонизаторам, общие интересы. Поэтому процесс формирования наций в Индии сопровождался укреплением общеиндийского единства. Создавались объективные предпосылки для возникновения общеиндийского буржуазно-национального движения против иноземных колонизаторов.

С появлением национальной буржуазии начинает распространяться и буржуазно-национальная идеология. К 70-м годам в стране уже существовала немногочисленная прослойка индийской  интеллигенции, получившей европейское  образование на родине или за границей. Из ее среды вышли просветители и  реформаторы, в той или иной форме  пропагандировавшие буржуазно-национальные идеи. Возникли объективные предпосылки  для перехода от "феодального  национализма" к буржуазно-национальной идеологии.

Вначале новые идеи выражались в привычной форме религиозно-этических учений, призывавших к религиозной реформации. В 1875 г. гуджаратский брахман Даянанд Сарасвати основал "Арья самадж" ("Общество ариев"). Его сторонники призывали вернуться к" религии древних ариев. Они отвергали кастовые барьеры, осуждали детские браки. В Лахоре, где находился центр общества, был учрежден колледж, в котором преподавались не только богословские дисциплины, но и естественные науки. Не призывая своих сторонников к борьбе с колонизаторами, Сарасвати тем не менее утверждал, что "иностранное правительство никогда не сможет обеспечить благосостояние народа". Из его учения вытекало, что религиозные и культурно-бытовые реформы, просвещение создадут предпосылки для национального возрождения родины.

Религиозно-просветительные  общества, основанные сикхами, также  ратовали за развитие и расширение образования. Они выступали поборниками  возрождения языка пенджаби.

Религиозное просветительство получило распространение и среди  мусульман. В Калькутте появились "Мусульманское литературное общество" и "Национальная мусульманская ассоциация". Активизировалась деятельность мусульманских  просветителей, крупнейшим из которых  был Сайид Ахмад-хан (1817—1898).

Вначале Сайид Ахмад поддерживал реформаторские идеи индийских ваххабитов, не разделяя их враждебности к британскому колониальному режиму. После народного восстания 1857—1859 гг. он порвал с ваххабитами. Обязанности судьи на английской службе Сайид Ахмад сочетал с активной деятельностью в "Переводческом обществе", "Мусульманской конфедерации по просвещению" и Алигархском колледже. Он призывал к возрождению и модернизации ислама, критиковал традиционную систему мусульманского религиозного образования, выступал за ознакомление с передовыми идеями Европы и т. д. При этом он стремился к сближению мусульман с английской колониальной администрацией.

Просветительская деятельность Сайид Ахмада имела прогрессивное значение. Но он способствовал противопоставлению мусульманского общественного движения индусскому.

Религиозно-реформаторское просветительство было как бы переходной ступенью от "феодального национализма" к буржуазно-национальному освободительному движению. Одновременно уже появились  и организации (просветительные  и политические), в полной мере носившие буржуазный характер. В Бомбее представители  патриотически настроенной интеллигенции  группировались вокруг видного экономиста Дадабхая Наороджи. В Пуне (Возникли маратхские исторические общества и культурно-просветительные организации, которыми руководил экономист и историк Махадёв Говйнд Ранаде. В Бенгалии образовались две влиятельные общественные организации — "Англо-индийская ассоциация" и "Индийская ассоциация". Лидером бенгальских националистов был Сурендранат Баннер-джи. Создавались предпосылки для образования общеиндийской буржуазно-национальной патриотической политической организации.

 

2. Политика британских  колониальных властей в 70—80-х  годах

 

Перед лицом усилившихся  стихийных выступлений крестьянства и зарождения буржуазно-национального  движения английские колонизаторы еще  теснее сближались с реакционными силами Индии — князьями, помещиками, компрадорами — и стремились разжечь вражду между индусами и мусульманами.

В 1877 г. в Дели состоялась торжественная церемония про" возглашения королевы Виктории императрицей Индии. Съехавшиеся со всей Индии  князья принесли присягу верности Виктории. Церемония должна была подчеркнуть  дальнейшее сближение между английской короной и вассальными князьями.

В 1878 г. глава английской администрации в Индии, который  отныне стал именоваться вице-королем, провел закон о печати на национальных языках Индии, ставивший газеты под  строгий контроль колониальных властей. Через год последовал акт об огнестрельном  оружии, лишавший индийских крестьян права иметь даже охотничьи ружья, необходимые для защиты от тигров и других хищных зверей.

Одновременно колониальные власти маневрировали, пытались создать  иллюзию уступок индийской общественности, надеясь привлечь на свою сторону  представителей нарождавшейся индийской  буржуазии. В начале 80-х годов  был издан закон о местном  самоуправлении, по которому городские  муниципалитеты избирались состоятельными слоями горожан, но реальная власть по-прежнему оставалась в руках градоначальника-англичанина. Тогда же в сельских районах были созданы выборные окружные управления. К участию в выборах допускались  только землевладельцы.

Позднее (в 1892 г.) был издан  закон об индийских законодательных  советах. Начиная с 1861 г. при генерал-губернаторе  и губернаторах некоторых провинций  в разное время были образованы советы, состоявшие из чиновников — как  правило, англичан. По закону 1892 г. в  состав советов стали назначаться  и индийцы. Часть членов провинциальных советов выделялась муниципалитетами и окружными управлениями. Реальными  правами индийские законодательные  советы не обладали.

Стремясь ослабить недовольство крестьянства, британские власти в 80-х  годах распространили действие "Закона о постоянной аренде" 1859 г. на более  широкие слои крестьян-арендаторов. "Восстания и беспорядки в Восточной  Бенгалии,— писал Ранаде, — проложили дорогу нынешнему законодательству о защищенной аренде". Эта мера несколько облегчала положение зажиточной части крестьян-арендаторов и поддерживала иллюзии отсталых слоев крестьянства.

Учитывая возникновение  буржуазно-национального движения и неизбежность создания общеиндийской национальной организации, английские власти стремились ограничить политическую деятельность имущих классов Индии приемлемыми для британского капитала рамками и по возможности привлечь их на свою сторону. Англичане надеялись использовать в своих интересах тесную связь нарождавшейся национальной буржуазии с помещиками и компрадорами, ее страх перед аграрным движением крестьянства.

Английский вице-король Дафферин, управлявший Индией в 1884—1888 гг., установил контакт с видными общественными деятелями-индийцами и дал им понять, что не будет чинить препятствий к созданию общеиндийской умеренной политической организации.

28 декабря 1885 г. в Бомбее  в торжественной обстановке открылся  учредительный съезд, основавший  Индийский национальный конгресс. Примерно половина делегатов  состояла из представителей высших  слоев буржуазной интеллигенции.  Другую половину составляли промышленники,  купцы, помещики. В речах делегатов  подчеркивалась лояльность по  отношению к британским колониальным  властям.

В основу тогдашнего устава Национального конгресса были положены требования национального равноправия  англичан и индийцев в Индии и  предоставления самоуправления. Эти  цели предполагалось достигнуть "конституционными и мирными средствами, постепенно реформируя существующую систему управления, упрочивая национальное единство, поощряя  дух общественного долга, развивая и организуя духовные, моральные, экономические и промышленные ресурсы  страны".

Одна из резолюций требовала  введения протекционистских таможенных тарифов для защиты индийской  промышленности.

Национальный конгресс возник как верхушечная, оторванная от масс организация, слабо оформленная  в организационном отношении. Роль его рядовых членов сводилась  к участию в выборах делегатов  на ежегодный съезд. Первые годы деятельность Национального конгресса ограничивалась агитацией в печати, подачей петиций  британскому парламенту, кампаниями протеста против наиболее вопиющих проявлений произвола колониальных властей.

Но сам факт создания Индийского национального конгресса свидетельствовал о выходе на арену политической борьбы индийской национальной буржуазии. Он выражал буржуазную оппозицию  колониальному режиму. Вместе с тем  логика борьбы превращала Конгресс в  символ национального единства Индии, в силу, противостоящую иноземным  колонизаторам. Выступления Национального  конгресса против расовой дискриминации  произвола колониальных властей  пробуждали национальное самосознание индийцев, находили отклик среди народных масс. Индийский национальный конгресс выражал интересы крупной буржуазии. Но его деятельность неизбежно имела  также и патриотическое, общедемократическое  содержание.

По мере развития капиталистических  отношений в Индии и роста  национальной буржуазии неминуемо  обострялись ее противоречия с буржуазией метрополии, а это усиливало оппозиционность  Национального конгресса по отношению  к Англии. Никакие маневры британских колониальных властей не могли смягчить этих противоречий, порождаемых объективными законами общественного развития в  эпоху империализма. Расчеты британских колониальных властей на привлечение  на свою сторону индийской буржуазии, на превращение Национального конгресса  в ручную, марионеточную организацию  оказались несостоятельными. Вскоре их благожелательное отношение к  Конгрессу сменилось враждебностью, хотя его легальная деятельность и не была запрещена.

Усиление колониального  гнета, рост национального самосознания, углубление противоречий между национальной буржуазией и британскими колонизаторами привели к появлению в Индии  радикального демократического крыла  буржуазно-национального движения. По своему социальному происхождению  большинство представителей этого  нового направления, оформившегося  в 90-х годах, были выходцами из различных  слоев мелкой буржуазии или мелкопоместной среды. Владельцы ремесленных мастерских, мануфактур и мелких 'промышленных предприятий, низшие слои интеллигенции, обреченные на безработицу в условиях колониального режима, наиболее остро  и болезненно ощущали последствия  колониального порабощения своей  родины.

Представители демократического крыла буржуазно-национального движения начали свою деятельность в Бенгалии и Махараштре с 70-х годов, но особенно активизировались в 90-е годы. Они считали недостаточной умеренную, реформаторскую программу и тактику лидеров Индийского национального конгресса.

Общепризнанным вождем демократического крыла национального движения Индии  стал Бал Гангадхар Тилак (1856— 1920). Выходец из разорившегося знатного брахманского рода.

Махараштры, Тилак получил высшее филологическое и историческое образование в Пуне, являлся видным ученым-историком. В юности его любимыми героями были Гарибальди и Мадзини. Накануне окончания колледжа он поклялся отдать все свои силы освобождению родины. Вскоре вместе с несколькими друзьями он создал в Пуне независимую среднюю школу, где преподавание было пронизано патриотическим духом, а в 1880 г. основал газету "Кесари" ("Лев"). После образования Национального конгресса Тилак принимает активное участие в его деятельности, но уже к началу 90-х годов выявились принципиальные разногласия между сторонниками Тилака и правыми руководителями Конгресса. Постепенно в Конгрессе сложились два течения — правое ("умеренные") и левое, демократическое, во главе с Тилаком ("крайние").

Тилак развернул активную деятельность у себя на родине — в Махараштре. Он создавал среди молодежи национальные спортивные организации, в которых велась патриотическая агитация, организовывал народные празднества в память национального героя маратхов Шиваджи, на которых раздавались призывы к решительной борьбе с колонизаторами. "Бог не отдал Индию чужеземцам в дар, увековеченный на таблицах из прочной меди", — говорил Тилак.

Статьи Тилака, его выступления производили огромное впечатление на патриотов и демократов всей Индии. Тилак и его сторонники считали, что Конгресс достигнет своих целей только тогда, когда в борьбу будут втянуты широкие массы народа. Но Тилак отвергал вооруженную борьбу. Вскоре английские власти увидели в лице Тилака опасного 'противника. В 1897 г. он был арестован и приговорен к шести годам тюремного заключения.

Информация о работе Революционное движение в Индии 1905-1908г