Религиозные верования славян. Роль христианизации Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 20:24, реферат

Краткое описание

В данной работе раскрывается тема религиозного верования славян и принятие христианства Русью. В наши дни религиозные верования напрямую восходят к прошлому. Современное православное христианство в России соседствует и переплетается с языческими поверьями и обрядами, которые зачастую совершаются людьми, считающими себя истинными христианами. Очень интересно, да и необходимо более тщательно изучать религию наших предков, чтобы знать историю своего народа, его культурные традиции.

Содержание

Введение. …………………………………………………………….…..3
Глава 1. Религиозные верования славян. ……….…….…………...…..4
Глава 2. Роль христианизации Руси……………….………….….….....9
2.1. Обстановка в Киевской Руси перед крещением……...………...…9
2.2.Выбор веры. ………………..…………………………………...….11
2.3.Крещение Руси. ………………………….…………………...…....13
Заключение. ……………………………………………..…..…………16
Список литературы. ……………………………………………...……18

Вложенные файлы: 1 файл

История реферат.doc

— 312.50 Кб (Скачать файл)

Принятие христианства Древней Русью стало значительным шагом в развитии восточнославянской цивилизации. Следствием его (равно как и иных факторов) стали существенные, хотя разновременные изменения в этническом, социально-экономическом, политическом и культурном развитии Руси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 Ранние формы религии на Руси связаны, в первую очередь, с условиями жизни и общественным укладом народов, населявших территорию нашей страны. К моменту проникновения христианства на Русь господствующее там язычество представляло собой смесь пережитков далекого прошлого с новыми формами религиозных представлений. Для первых характерно обожествление сил природы, животных и растений. Для вторых - наличие более высокоорганизованных культов, связанных с земледелием, ремеслом и другими видами хозяйственной деятельности человека.

Задолго до проникновения  на Русь христианства там уже существовали вполне сформировавшиеся языческие  религии, которые оказали большое  влияние на зарождающееся Русское  Православие. И ему пришлось впитать  в себя многие элементы языческих  верований. Без этого «новая вера» не смогла бы прижиться у славянских народов. Именно этим и объясняется уникальность Русской Православной Церкви. Вобрав в себя многие элементы древнеславянских языческих верований и народных традиций и, одновременно, приспособив свои догматы к местным религиям, нравам и обычаям славян, православие получило новую окраску. Многие древние славянские верования вошли на Руси в христианский канон. Громовержец Перун стал Ильей-пророком, Велес - Св. Власием, праздник Купалы превратился в день св. Иоанна Крестителя, масленичные блины являются напоминанием о языческом поклонении Солнцу. Сохранилась вера в низшие божества - леших, домовых, русалок и тому подобное. Однако все это - лишь пережитки язычества, не делающие православного христианина язычником. В довладимировской Руси христианство распространялось ничуть не в большей степени, чем любая иная религия. Лишь князья (в основном исходя из политических соображений) да небольшая группа высшей знати (чтобы не отстать от цивилизованной Европы) приняли христианство.

Широкие массы населения  практически не были знакомы с  христианским учением. Проповеди читались в основном на непонятном греческом  языке. Не было доступных Евангелий, тем более что практически  большая часть населения была неграмотной. Все это привело к тому, что накануне крещения Руси князем Владимиром Христианство было просто неизвестно русскому народу.

Никакие реформы языческого культа не могли сделать главного из того, чего добивался Владимир - признания  Руси Европой. На Русь по-прежнему смотрели как на варварскую страну. И немало этому способствовал языческий культ. Именно эта причина побудила Владимира найти новую государственную религию. Владимир хотел иметь на Руси не византийское и не римское, а русское христианство.

Пересаженное на языческую почву, оно, постепенно вытесняя языческие культуры, впитывала в себя их внешнюю форму и постепенно обрастала грудой языческих обрядов, традиций и верований.

Приняв решение крестить Русь от византийской православной церкви, Владимир столкнулся с необходимостью разрушить корни, связывающие

Ценой уступок и компромиссов осуществлялось завоевание общественного  сознания новокрещеных, живущих языческими обычаями. С этой целью вводились  многочисленные местные культы, в  храмах осуществлялись полухристианские-полуязыческие обряды, составлялись упрощенные и понятные вчерашним язычникам проповеди.

В результате взаимодействия культур христианская концепция  единобожия приобретала весьма условный характер. Именно поэтому, несмотря на все более глубокое усвоение христианства, утверждался иной, чем в Византии, религиозно-мировоззренческий идеал, бытовала иная картина мира, в соответствии с которой развивалась и общественная мысль.

Хотя христианство и  дало название основной массе сельских жителей - «крестьяне», мировоззрением их оно не овладело. В быту и производстве крестьянин оставался язычником. В условиях жизни и труда крестьянина за тысячу лет мало что изменилось. По-прежнему подворье составляло основу хозяйства и повседневной жизни, а община удовлетворяла большую часть  потребностей в общении, обмене знаниями и опытом.

Принятие христианства Киевской Русью  не могло перечеркнуть и предать  забвению предшествующую религиозную  традицию язычества, господствовавшего  в течение многих столетий. Прошлое  всегда держало и держит в своих цепких объятьях не одно последующее поколение людей.


 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Введение христианства на Руси. – М.: Мысль, 1987. – 302 с.
  2. Гарнак А. Сущность христианства. – М.:Intrada, 2001. -192 с.
  3. Гладкая М. Символы в камне. // Владимир. Литературно-художественный и краеведческий сборник. – Владимир: «Золотые ворота», 1995. – 250 с.
  4. Греков Б.Д. Киевская Русь. – М.: Госполитиздат,1953.–568 с.
  5. Как была крещена Русь. – М.: Политиздат, 1989. – 318 с.
  6. Кузьмин А.Г. Падение Перуна. - М.: Молодая гвардия, 1988. – 240 с.
  7. Новиков М.П. Христианизация Киевской Руси. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.- 176 с.
  8. Религия и свободомыслие в культурно-историческом процессе. - СПб, 1991. – 183 с.
  9. Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси. – Изд-во МГУ, 1984. – 240 с.
  10. Тальберг Н. Д. Святая Русь. – СПб.: Изд-во им. А. С. Суворина, 1992. – 104 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 







Информация о работе Религиозные верования славян. Роль христианизации Руси