Республика Башкортостан 1990-2000 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 11:08, реферат

Краткое описание

В условиях кризиса и распада Советского союзного государства в конце ХХ века началось обновление Российской Федерации и ее регионов.
Выявились реальные угрозы дезинтеграции страны, которую раздирали противоречия. Шел трудный поиск взаимоприемлемых для центра и регионов решений. В этих сложнейших, даже опасных условиях при совершенствовании федеративного устройства немаловажное значение имела конструктивная, взвешенная позиция Башкирии. Наряду с некоторыми другими регионами республика вновь сыграла весьма значимую роль.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Особенности перестройки……………………………………………….5
Курс на укрепление государственности и социально-экономических преобразований…………………………………………………………..6
Социальное и духовно-культурное развитие…………………………..11
Заключение………………………………………………………………………16
Список использованной литературы…………………………………………...1

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по истории.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение 
Высшего профессионального образования 
"УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

 

Кафедра истории  Отечества и культуры 8-403

 

 

 

Республика  Башкортостан 1990-2000 года

 

 

Выполнил:

Студент факультета АД, гр. ДЛА-102 Махров Андрей

Научный руководитель:

Асс. Т. Г. Денисламов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа-2012

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Особенности перестройки……………………………………………….5
  2. Курс на укрепление государственности и социально-экономических преобразований…………………………………………………………..6
  3. Социальное и духовно-культурное развитие…………………………..11

Заключение………………………………………………………………………16

Список использованной литературы…………………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В  условиях  кризиса  и  распада  Советского  союзного  государства  в конце ХХ века началось обновление Российской Федерации и ее регионов.

Выявились  реальные  угрозы  дезинтеграции  страны,  которую  раздирали противоречия.  Шел  трудный  поиск  взаимоприемлемых  для  центра  и  регионов решений. В этих сложнейших, даже опасных условиях при совершенствовании  федеративного  устройства  немаловажное  значение  имела конструктивная,  взвешенная  позиция  Башкирии.  Наряду  с  некоторыми другими регионами республика вновь сыграла весьма значимую роль.

Современную стратегию  Башкирии определил возглавивший в 1990г. республику  политик  новой  формации  М.Г.Рахимов,  сначала – в  качестве Председателя Верховного Совета, а с 12 декабря 1993г. – Президента Республики Башкортостан. Население республики оказало ему высокое доверие на президентских выборах 1998 и 2003 гг., вновь подтвердив его президентские полномочия.

После  провозглашения  Декларации  о  государственном  суверенитете Республики  Башкортостан (1990) логично  последовали  другие  значимые

6 шаги. Был подписан Федеративный  Договор с Приложением к нему от Республики Башкортостан (1992), принята Конституция Республики Башкортостан (1993), подписан «Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской  Федерации  и  органами  государственной  власти  Республики Башкортостан» (1994).

В  условиях  смены  политического  строя  и  экономической  системы, республика  решительно  использовала  открывшиеся  возможности  исторического творчества. В переходный период при проведении в стране не всегда  четко  продуманных  реформ  здесь  на  основе  развитой  правовой  базы был осуществлен во многом самостоятельный курс. Он отвечал коренным интересам не только страны и республики, но и традициям народа. Башкортостан в развитии экономики, социальной и духовно-культурной сферы за считанные  годы прошел путь, равный многим десятилетиям. Это один из самых развитых, опорных регионов России.

Все это определяет исключительную актуальность проблем отечественной  истории  прошедшего  столетия,  важнейших  этапов  становления  и развития Башкирской республики в составе Российской Федерации.

По истории республики имеется развитая историографическая и источниковедческая  база,  опубликовано  большое  количество  монографий, сборников, статей и  учебников.  Первые крупные обобщающие работы по истории БАССР вышли еще во второй половине ХХ века. Среди них следует особо отметить «Очерки по истории Башкирской АССР: (Советский период)» (Уфа, 1966), «Очерки  истории  Башкирской  организации  КПСС» (Уфа, 1973), «История Уфы» (Уфа, 1981) и ряд других.  Публикации того периода отличаются большой информативностью, однако следует иметь в виду  значительную  их  идеологическую  заданность,  строгую  приверженность  официальным  политическим  установкам.  Следует  учесть  и  то  обстоятельство, что многие источники в те годы не были доступны ученым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕСТРОЙКИ.

 

Первым секретарем, по рекомендации ЦК, был избран Р.Х.Хабибуллин, которому уже  трудно  было  восстановить прежний  уровень  управляемости,  овладеть положением. Не складывалось взаимопонимание нового руководителя с аппаратом, с руководителями крупных комитетов, прежде всего Уфы. В феврале 1990г. Р.Х.Хабибуллин вынужден был уйти в отставку, а вслед за  ним – и  все  бюро  обкома.  Далее  руководство  республики  возглавил И.А.Горбунов, мало известный населению аппаратный работник. В обкоме, горкомах  и  райкомах  царило  пораженческое  настроение,  терялись  нити управления.  На  первый  план  вышли  органы  представительной  и  исполнительной  власти,  хозяйственники,  директорский  корпус.  Активизировалась общественная  жизнь,  создавались  различные  организации,  в  партийных «первичках» происходил раскол по отношению к перестройке.

В этих условиях реальной силой, способной контролировать ситуацию, стал Верховный Совет нового,12 созыва, избранный в апреле 1990 г., а на местах – городские и районные Советы. Председателем Верховного Совета был избран директор нефтеперерабатывающего завода М.Г.Рахимов, что отразило глубину происходящих перемен. Он представлял собой новое поколение руководителей, хорошо знавших промышленный и аграрный сектор экономики, имевших большой опыт руководящей работы и в то же время не связанных напрямую с прежней партноменклатурой.

Новый этап востребовал  руководителя иного типа: выходец  из  села, нефтяник  по  образованию,  крупный  хозяйственник  по  многолетней  деятельности (директорский корпус), политик нового призыва – участвовал в работе Верховного Совета, Съезда народных депутатов России, в Новоогаревском процессе. Человеческие качества М.Г.Рахимова помогли ему найти общий язык не только с М.С.Горбачевым, Б.Н.Ельциным и В.В.Путиным, но и с самыми разными политическими, общественными и деловыми кругами. Пригодилось умение постоянно учиться и учить других руководителей, искать нестандартные пути решения наболевших проблем. Так в ходе бурных событий вырос лидер, которому было суждено войти в число ведущих федеральных политиков. Всякие рейтинги – только внешнее выражение этого факта. Показательны Российские и международные награды: орден Петра Великого, Российская национальная Премия «Олимп».

Вслед за Россией, 11 октября 1990г. Верховный Совет Башкирии принял Декларацию о  государственном  суверенитете, взяв  на  себя ответственность  за  судьбу  республики. Ставилась  задача  повышения  ее статуса  до  уровня  союзных  республик.  Делегация  во  главе  с М.Г.Рахимовым  в  этой  связи  участвовала  в  так  называемом  Новоогаревском  процессе,  где  готовился  проект  нового  Союзного  Договора. Однако «Августовский путч» 1991 г. перечеркнул эти попытки. Последовали запрещение КПСС, распад СССР.

Верховный Совет в  этот исторический момент оказался в республике единственной  силой,  способной  сохранить  управляемость,  взять  на  себя всю полноту власти и определить дальнейшую стратегию преобразований. Последующие  события  подтвердили  прозорливость  нового  руководства, сумевшего  в  чрезвычайно  сложных  условиях  проложить  твердый,  взвешенный  политический  курс  развития  республики  в  составе  обновляемой Российской Федерации, которая стала правопреемницей Советского Союза.

 

КУРС НА УКРЕПЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ.

События на рубеже веков  отразили удивительный феномен времени. Внезапно  словно  изменились  точки  отсчета,  единицы  измерения  и  сами физические  величины.  Перевернулись  представления  о  структурах  и  устойчивости окружающего мира, произошел распад прежних основ общества. Люди, привыкшие жить в достаточно размеренном, устоявшемся ритме, оказались неготовыми к восприятию новой динамики. Многие растерялись перед столь быстрой сменой декораций и действий.

В мирное время, без каких-либо видимых усилий, как бы невзначай, перекрошилась вся геополитическая карта планеты, словно карточные домики, распались крупнейшие блоки, организации, государства. В нескольких десятках стран изменились общественные системы и политические режимы. Возник лавинообразный всплеск информации, которую сразу оценить было невозможно. Миллионы россиян переместились в зону борьбы за существование, а немногие другие стали чувствовать себя едва ли не новым дворянством. На улицах Москвы, живущей своей, оторванной от страны полукарнавальной жизнью, стали привычными стрельба, взрывы, захваты, заказные убийства. Газеты и телевидение как бы соревновались в негативных сообщениях и в поклонении  западным  нормам  и  ценностям.  Рекламировались  уголовные финансовые  пирамиды.  Капиталы  и  специалисты  потянулись  за  рубеж. Обострились криминогенные факторы. Выявился демографический «русский крест», когда смертность устойчиво превысила рождаемость, и страна стала терять по миллиону человек в год.

 Суть «переходного»   периода  была  в  том,  что  прежние  механизмы управления и контроля в значительной степени уже оказались демонтированными,  а  в  создании  других  эффективных  структур  государственности новые правящие круги  страны не преуспели. Разрушительные тенденции превзошли созидательные. Централизация сменилась бесконтрольностью. Слабость гражданского общества дополнялась ослаблением государственных «несущих» опор.

Опять проявился характерный  для нашей страны процесс –  шараханье из одной крайностей в  другую. От всесилия государственного управления – до почти полного самоустранения власти из важнейших сфер общественной  жизни,  от  фиктивной  автономии – до «берите  суверенитета  столько, сколько можете проглотить!» и затем, наоборот: от демократических основ федерализма – к идеям жесткой губернизации страны, укрупнения регионов, ликвидации республик.

В условиях общего кризиса  в переходный период в экономике  и социальной  сфере  наблюдались  значительные  негативные  тенденции,  связанные  со  спадом производства, ухудшением  жизни  значительной  части населения. Вся эта череда противоречивых событий кардинально изменила общественно-политическую ситуацию и в Башкортостане.

Председатель  Верховного  Совета  республики  Муртаза  Губайдуллович Рахимов 12 декабря 1993г. был всенародно избран первым Президентом Республики Башкортостан, а в 1998 и 2003 годах переизбран на новый срок. В сентябре 2006г., уже в соответствии с новым законодательством, Президент Российской Федерации внес кандидатуру М.Г.Рахимова в Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан для наделения  его  полномочиями  Президента  Республики  Башкортостан.  И 10 сентября 2006г. М.Г.Рахимов был единогласно избран республиканским парламентом  на должность  Президента  республики  на  очередной срок.  Все это свидетельство высокой оценки  достижений  республики,  признание правильности избранного курса преобразований.

Следует отметить и тот  факт, что в республике состоялось несколько референдумов, в ходе которых  население поддержало проводимую экономическую политику.

Республика прошла путь, по своей насыщенности и результатам  равный десятилетиям. Многое изменилось и в людях. Все эти годы проводилась  во  многом  самостоятельная  политика.  Путем  взвешенных  реформ  и  оптимальных  мер государственного  регулирования  в  республике  создавались рыночные основы экономики. На основе программно-целевого подхода осуществлялись институциональные преобразования и структурная перестройка реального сектора экономики.

Особенно значительны  были новшества в конституционном, государственном  строе.  Несмотря  на  затяжной  и  острый  социально-экономический кризис, была осуществлена модернизация всего государственного устройства.

На основе Декларации о  государственном суверенитете Башкирии в составе России был подписан Федеративный договор с приложением к нему от Республики Башкортостан (1992). Затем состоялось подписание Договора  с  Российской  Федерацией  о  разграничении  предметов  ведения  и полномочий (1994). Была принята Конституция 1993г., с обновлением ее редакции в 2000г.

Вместо  декоративной,  декларативной  автономии  произошло  формирование президентской республики, парламентаризма, сложилось реальное разделение властей, идеологические и  политические основы многопартийной  системы.  Деятельность  Государственного  Собрания – Курултая  Республики  Башкортостан  позволила  создать  собственное  законодательство, правовую базу преобразований. Было принято 16 кодексов и 679 законов, ряд из которых не имел аналогов в стране.

В республике были созданы Конституционный суд, институт Уполномоченного  по  правам  человека,  мировых  судей, судебных  приставов,  сохранены органы государственной власти районов и городов. Важным этапом в становлении гражданского общества  стало образование региональных  отделений  российских  политических  партий,  возникновение  многочисленных общественных объединений. Большинство из них вошли в Общественное совещание при Президенте республики.

Как известно, было немало упреков за расхождение республиканских  законов с правовым пространством Российской Федерации. Но эти противоречия сложились во многом естественно. Республика активно формировала правовую базу преобразований с учетом местной специфики, восполняла пробелы, нередко опережая федеральное законодательство. Большинство  этих  моментов  согласовывались  с  руководством  страны.  Башкортостан шел вперед, решал задачи, когда центр раздирали политические страсти, а жизни регионов уделялось крайне мало внимания.

Информация о работе Республика Башкортостан 1990-2000 года