Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 11:08, реферат
В условиях кризиса и распада Советского союзного государства в конце ХХ века началось обновление Российской Федерации и ее регионов.
Выявились реальные угрозы дезинтеграции страны, которую раздирали противоречия. Шел трудный поиск взаимоприемлемых для центра и регионов решений. В этих сложнейших, даже опасных условиях при совершенствовании федеративного устройства немаловажное значение имела конструктивная, взвешенная позиция Башкирии. Наряду с некоторыми другими регионами республика вновь сыграла весьма значимую роль.
Введение…………………………………………………………………………3
Особенности перестройки……………………………………………….5
Курс на укрепление государственности и социально-экономических преобразований…………………………………………………………..6
Социальное и духовно-культурное развитие…………………………..11
Заключение………………………………………………………………………16
Список использованной литературы…………………………………………...1
С завершением переходного периода началось естественное выравнивание законодательства. «Инвентаризация законов», обновление Конституции республики прошли достаточно спокойно, в рабочем режиме.
Самостоятельность Башкирии при решении злободневных вопросов развития общества обернулась огромными плюсами. Не случайно на федеральном, а порой и международном, уровне изучался опыт работы контрольных органов, местных органов государственной власти, борьбы с коррупцией, налоговой системы, развития банков, агропромышленного комплекса, топливно-энергетического комплекса, народного образования, здравоохранения, санаторно-курортной системы и других сфер республики.
Отмеченные сдвиги неразрывно связаны с дальнейшим развитием федерализма. В многонациональной России он имел многовековые корни. Определенная «асимметрия» и некоторая автономность в положении регионов проглядываются уже в дореволюционной истории казачества, башкир, украинцев, поляков, финнов, народов Кавказа и Средней Азии. Распад, угрожающе перекидывающийся от Союза к России, в 90-е годы был остановлен именно обновлением федерации. Региональные лидеры, в их числе и президент Башкирии, сыграли здесь неоценимую роль.
Перестройка конституционных основ взаимоотношений центра и регионов органично включила в себя разграничение предметов ведения и полномочий. Административно-командная система изживалась как раз существенным перераспределением государственных функций, повышением самостоятельности субъектов федерации.
Россия – своего рода модель мира, и это определяло и огромную международную значимость ее опыта решения национального вопроса. Совмещение строительства целостного, правового, демократического государства с самодостаточным, полнокровным развитием регионов являлось весомым вкладом страны в прогресс цивилизации.
Большая чем прежде самостоятельность в проведении экономической и социальной политики позволила республике не просто смягчить системный кризис, спад производства, но и сделать рывок вперед. Была реализована модель преобразований, значительно отличающаяся от центральной. Были сохранены твердая управляемость, государственная собственность.
Во многом благодаря этому республика справилась с последствиями кризиса 1998г., смогла использовать новые возможности для развития производства. Объем промышленного производства вырос на 25,8 процента. По валовому региональному продукту и промышленному производству республика вошла в первую десятку регионов страны.
В экономике происходили огромные изменения, она становилась смешанной и рыночной. Шел процесс приватизации. Крупные предприятия преобразовывались в акционерные. Складывался рынок ценных бумаг. Создавалась новая инфраструктура. Менялась бюджетная и налоговая политика. Управление экономикой переходило от отраслевого принципа к функциональному, сокращалось количество министерств и ведомств.
Основой экономики республики являлся топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Башкортостан – третий по объему нефтедобычи и второй по объему переработки нефти регион страны. На долю ТЭК приходится половина промышленной продукции, 70% экспортных поставок, около 50% налоговых поступлений, 70% прибыли в промышленной сфере.
Башкортостан обладает мощностями, позволяющими перерабатывать до 40 млн тонн нефти в год. Его потенциал значительно превосходит собственную ресурсную базу. Загрузка заводов башкирской нефтью составляет порядка 30%. Глубина переработки углеводородного сырья на башкирских заводах достигает 72,5%, что существенно выше среднероссийских показателей. Здесь выпускаются лучшие на российском рынке бензины и экологически чистое качественное дизельное топливо.
Химия и нефтехимия осуществляют экспортные поставки по более чем 70 видам продукции. По итогам 2002 г. республика производила от объема производства в стране 54,4% бутиловых спиртов, 54,2% кальцинированной соды, 45,3% полистирола, 43,6% пластификаторов, 34,4% фенола, 31,8% полипропилена, 28,4% полихлорвинилхлоридной смолы и сополимеров.
Особенно значительные темпы роста показывают машиностроение и металлообработка. За последние пять лет отрасль увеличила выпуск продукции более чем в 2,5 раза. Это авиамоторы пятого поколения, современные вертолеты, комфортабельные автобусы и троллейбусы, станки, оборудование, в том числе для газовой и нефтяной промышленности.
Высоки темпы роста
– почти в полтора раза –
наблюдались в цветной и черной
металлургии, легкой промышленности. Были
созданы перспективные
Значительный прогресс был достигнут в аграрном секторе. По сравнению с 1998 г. производство сельскохозяйственной продукции выросло на 29,1 процента. По его объему республика занимала второе-третье место в России, по ряду показателей животноводства – первое. Ежегодные валовые сборы зерновых составляли 3,5 – 3,6 млн тонн. Республика обеспечена продовольствием, а промышленность – сырьем.
При общей ухудшающейся экономической конъюнктуре в сельском населении наблюдались такие негативные явления, как безработица, уменьшение доходов, задержки или прекращение выплат заработной платы, уменьшение ее денежной составляющей, а также низкий уровень и задержки в выплате пенсий и социальных пособий. Произошло и сокращение сети заведений потребкооперации, учреждений бытового обслуживания. Следует подчеркнуть, что ситуация в республике была лучше, чем в среднем по стране, так как в Башкортостане реализовывались собственные крупные социальные программы по поддержке населения.
На 1 января 2001 г. в сельском хозяйстве республики насчитывалось 6935 предприятий различных форм собственности. Из них 1035 относились к числу крупных и средних, 228 из которых сохранили статус колхозов и совхозов, а 807 были преобразованы в товарищества, акционерные общества, кооперативы и другие предприятия. Это свидетельствовало о глубоких изменениях в социальной структуре крестьянства. Насчитывалось 3826 фермерских хозяйств. На аграрный сектор приходилось примерно 22% малых предприятий республики. После Указа Президента республики с 1999г. наметилось более широкое продвижение предпринимательства в сельские районы, в 15 районах произошел рост их численности. В сельском хозяйстве располагалось 17,1% всех субъектов частной формы собственности против 39,9% в торговле и общественном питании, 15,2% в строительстве, 12,6% в промышленности. Таким образом, в итоге проведенных реформ и сельское хозяйство стало многоукладным. Это определяло и изменения в социально-правовом статусе, формах повышения благосостояния сельчан.
Для поддержки села были созданы Республиканские Машино - технологические станции с филиалами, организована закупка по лизингу импортной высокопроизводительной сельскохозяйственной техники.
«В Башкортостане на селе ежегодно строится порядка восьми тысяч домов. Это колоссальное количество! Стоит заметить, что на нынешний год вся российская программа предусматривает строительство 15 тысяч домов», – подчеркнул заместитель Председателя Правительства – Министр сельского хозяйства России А.В.Гордеев на пресс-конференции в г. Уфе. Республика фактически помогла крестьянству устоять на ногах. А ведь в это время в стране перестали существовать свыше 13 тысяч сельских населенных пунктов, деградировали тысячи хозяйств, запустели многие поля и фермы!
Поддерживалась высокая инвестиционная активность. Вложения в основной капитал увеличились на 68%, а объем подрядных работ – на 21,5%. Повышение конкурентоспособности предприятий отразилось и на внешнеэкономической деятельности. За эти годы экспорт вырос на 67,9%, охватил более чем 90 стран мира.
Получил активное развитие малый бизнес. В нем было занято 11% экономически активного населения, на долю малого предпринимательства приходилось около 10% ВРП.
Устойчивость экономических позиций Башкирии подтверждена независимыми международными рейтинговыми агентствами, которые неоднократно повышали его кредитные рейтинги. Инвестиционная привлекательность республики продолжала расти, по рейтингам она уступала только таким центрам, как Москва и Санкт-Петербург.
СОЦИАЛЬНОЕ И ДУХОВНО-КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ
Большая работа проводилась по благоустройству населенных пунктов, прокладке дорог. Практически все районные центры были соединены между собой и г. Уфой асфальтированными трассами. За 1990–1999 гг. было введено 11435,5 км дорог с твердым покрытием против 6688,8 км, построенных в 1980–1989 гг. Общая протяженность автомобильных дорог за 1991–2000 гг. выросла с 15761 до 24788 км, в том числе с твердым покрытием – с 14435 до 21751 км, а усовершенствованных дорог с твердым покрытием – с 4851 до 9670 км, или почти в два раза.
В 2000 г. в районах и городах были разработаны программы социально-экономического развития территорий на 2001–2004 гг. По таким показателям, как газификация, ввод жилых домов, дошкольных учреждений, дорожное строительство, потребление мяса и молока на душу населения и ряду других республика вошла в первую десятку регионов России. Происходили позитивные сдвиги и по другим направлениям. Обеспеченность села домашними телефонами в расчете на 100 семей (на начало года) увеличилось за 1990–2000 гг. с 11,7 до 20,1. За десятилетие число квартирных телефонов выросло почти в 2,5 раза, и их имела уже каждая вторая городская и четвертая сельская семья. Были созданы спутниковые телекоммуникации, внедрялись новые технологии связи.
В эти годы в стране сложилась тяжелейшая обстановка с доходами населения. Кризисные явления затронули все без исключения регионы. Наверное, поэтому вопросам поддержки малоимущих, ветеранов, инвалидов, всех пенсионеров, матерей, в особенности многодетных, руководство республики уделяло особое внимание.
Это позволило минимизировать последствия российских реформ, сохранить достигнутые позиции и продвинуться вперед. Устойчиво росли денежные доходы, заработная плата. Реальные денежные доходы за пять лет выросли более чем на 44,3%. По размерам среднедушевых денежных доходов республика с 66-го места за десятилетие переместилась на 28.
Обеспеченность населения легковыми машинами в расчете на 1000 человек на начало года за 1991–2000 гг. выросло с 57,7 до 122,9 единиц. Существенно улучшилось обслуживание транспорта мастерскими, стоянками, мотелями, заправочными пунктами.
Большое внимание уделялось поддержке социально уязвимых категорий населения. Расширилась сеть учреждений социального профиля, были открыты десятки центров социального обслуживания и реабилитации для пожилых людей, инвалидов, детей и подростков.
Реализовалась Программа социальной поддержки населения Башкирии. На ее осуществление за пять лет было направлено 21,6 млрд рублей. Для отдельных категорий населения вводились дополнительные льготы, не предусмотренные федеральным законодательством. Дополнительно к 500 тысячам по федеральным нормативам республика оказывала помощь еще 250 тысячам людей, нуждающихся в поддержке. В их числе – ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и боевых действий, ветераны труда, военнослужащие последнего военного призыва, труженики тыла, граждане, имеющие почетные звания СССР, РСФСР, Республики Башкортостан.
Значительная работа была проделана по организации медицинской помощи населению. Сложилась одна из самых эффективных в стране моделей обязательного медицинского страхования. Действует многоуровневая система оказания медицинской помощи почти по 200 видам деятельности. Широко строились больничные учреждения и поликлиники. Дальнейшее развитие получили республиканские, городские и межрайонные специализированные центры и отделения. Более чем в два раза возросла численность центров и служб социально-психологической помощи семье, молодежи и детям, формируется сеть социальных приютов.
Планомерно развивались более 160 санаторно-курортных учреждений, получая российское и международное признание. Санатории «Янгантау», «Ассы», «Красноусольск», «Зеленая Роща», «Карагай», «Юматово» и другие обрели замечательные корпуса, современное оборудования, и по качеству обслуживания стали одними из лучших в стране.
Были объявлены Годы семьи, ребенка, матери, молодежи, здоровья, спорта и здорового образа жизни, окружающей среды, профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения. Они усиливали социальную направленность государственной политики.
Отмеченные процессы происходили на фоне общей ухудшающейся демографической ситуации, наметившейся еще в предшествующие десятилетия: сокращение рождаемости, рост смертности, снижение продолжительности жизни, постарение населения. Уменьшалась численность браков при росте численности разводов. Происходили необычные для региона явления: рост миграции, с увеличением численности сельского населения. За 1991, 1995 и 2000 годы число родившихся на тысячу населения составило соответственно 14,6, 11,2 и 10, умерших – 9,9, 12,7 и 13. Число постоянного населения возросло за счет мигрантов с 4001 до 4089,3 и 4101,4 тыс. человек. В целом большинство показателей было лучше, чем в среднем по России и соседним регионам, а общая ситуация – стабильнее.
К концу века наметились некоторые позитивные тенденции: сокращение детской смертности, рост продолжительности жизни, сокращение неблагоприятного соотношения между мужчинами и женщинами. Если в 1991г. в расчете на тысячу женщин приходилось 889 мужчин, то в 2000г. – 897, причем наиболее существенный разрыв был за счет старших возрастов. Шел рост трудовых ресурсов, удельного веса людей в трудоспособном возрасте с 55,1% до 57,1%. Эти показатели, а также удельный вес детей до 16 лет был выше, чем в среднем по России.
Важным направлением деятельности государства стала молодежная политика. Были созданы единая система содействия трудовой занятости, информационного обеспечения, центры реабилитации участников локальных войн и боевых действий. Более двенадцати тысяч молодых семей получили ссуды на строительство и приобретение жилья.