Реферат на тему "Реформы Петра I"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 20:53, реферат

Краткое описание

Трудно и, пожалуй, даже невозможно обнаружить такие области из истории России в первой четверти XVIII века, в которые бы не вторгался Петр и не оказал на них своего влияния: военное дело, дипломатия, экономическое и социальное развитие, наука, просвещение, флот, быт, государственное устройство - вот далеко не полный перечень дел, которыми он прославил свое имя.
То умозаключение Ключевского, с которого я решил начать данную работу, показалось мне наиболее правильно характеризующим личность и поступки Петра. Его смысл, который заключается в непреодолимом желании первого императора России поднять страну как можно выше, проявляя титанический труд по укреплению ее могущества, разрушая надоевшие и навязанные вековые традиции и "помогая всходить новым посевам", и будет целью этой работы, то есть здесь я хочу показать больше не личность Петра I, а его дела, а точнее реформы - анализ реформ и историю их проведения в жизнь.

Вложенные файлы: 1 файл

reformy_pyotra_i.doc

— 3.54 Мб (Скачать файл)

 

Вторым браком царь был женат на Марте Скавронской, в православии Екатерине Алексеевне. У них родилось одиннадцать детей, большинство которых умерли в младенчестве. К концу жизни Петра остались только три дочери: 16-летняя Анна, 15-летняя Елизавета, 8-летняя Наталья.

По мнению большинства историков, Марта происходила из многодетной латышской семьи Скавронских, находившихся в крепостной зависимости у польского помещика. Девочка попала на воспитание к пастору Глюку в Мариенбург (Алуксне), а затем волей судьбы оказалась в русском плену (1702). По преданию, на молодую красивую женщину обратил внимание А. Д. Меншиков, а затем и царь, с 1703 г. сделавший ее своей наложницей. В 1704 году Екатерина родила сына Павла, а через год - Петра. "Пожалуйте, матушки,  - писал царь, девицам, окружавшим Екатерину, - не покиньте моего Петрушки. Матушки мои, пожалуйте, прикажите сделать сыну моему платье и, как вы изволите ехать, а вы, пожалуйста, прикажите, чтоб ему было пить-есть довольно". Петр любил Екатерину. В сохранившихся 170 письмах царя к ней нет и намека на деловую переписку, в них - тепло семейного очага. Царь, не скупясь на слова, подробно рассказывал ей о своем здоровье, о выигранных битвах ("Катеринушка, друг мой, здравствуй! Я слышу, что ты скучаешь, а и мне не безскучно же, однако можем разсудить, что дела на скуку менять не надобно"). Как писал один из современников, "царь не мог надивиться ее способности и умению превращаться, как он выражался, в императрицу, не забывая, она не родилась ею. Они часто путешествовали вместе, но всегда в отдельных поездах, отличавшихся - один величественностью своей простоты, другой своей роскошью. Он любил видеть ее всюду. Не было военного смотра, спуска корабля, церемонии или праздника, при которых бы она не являлась". Екатерина и в самом деле не забывала, что в свое время была портомоей (прачкой), и в одном из писем Петру шутливо об этом напоминала: "Хотя и есть, чаю, у вас новые портомои, однакож и старая не забывает". Екатерина стала для царя необходимой. В 1712 году они обвенчались.

 

Начало славных дней Петра и подготовка к первым реформам

Петр получил наконец реальную власть. Внешне правил совместно с братом Иваном, которого в том же письме обещал почитать как отца. Слабоумный соправитель, как и прежде, делами не интересовался, ни во что не вмешивался. Так продолжалось до самой его кончины в 1696 году. Имя его всегда упоминалось во всех официальных актах, он присутствовал на церемониях в Кремле, но - не более.

Получив полную власть, Петр ею не интересовался! Реальные дела по управлению страной перешли теперь от свергнутой сестры к матушке-царице Наталье и ее приближенным. Сам он по-прежнему занимался  военными и морскими потехами, которые, по существу, готовили создание регулярной армии и флота, царской гвардии, то есть военную реформу Петра Великого.

При нем же, еще молодом правителе, и до него начались и другие реформы. Они охватили разные стороны государственной жизни. Власти пытались упорядочить центральное управление - объединяли группы приказов в руках одного начальника, создавали приказы, стоявшие над всеми другими (например, Приказ тайных дел при Алексее Михайловиче). В начале 80-х годов создали разряды - большие военно-административные округа (Белгородский, Севский и другие), по сути дела, предшественники петровских губерний. Тогда же отменили местничество.

Эта реформа выдвигала на первое место принцип годности при служебных назначениях вместо старого принципа "породы" - происхождения; окончательно он восторжествовал при Петре I и был закреплен его "Табелью о рангах" 1722 года.

Все эти реформаторские опыты носили еще "нерегулярный", подчас даже случайный характер. Но важно то, что они, вызванные потребностями жизни Российского государства, начались до Петра I, а потом, уже в его полновластное правление, охватили все стороны этой жизни.

Начало правления Петра наполнено событиями, очень важными для судеб страны. Среди них, помимо продолжения формирования "потешных полков" и приучения их солдат и офицеров к правильной военной выучке, дисциплине, походы на Азов; "Великое посольство" в Западную Европу; проведение некоторых преобразований; подготовка войны за выход к Балтике. Одновременно Петр и его правительство беспощадно подавляют недовольство угнетенных. А. С. Пушкин столетие спустя напишет об этом времени:

Начало славных дней Петра

Мрачили мятежи и казни.

 

После свержения сестры-соперницы Петр по-прежнему весь в хлопотах со своими потешными и мастеровыми, советниками и приближенными.

Стремительный и любознательный, царь в спешке, словно боясь опоздать, упустить что-то очень важное, хотел успеть всюду: бежал, скакал туда, где говорили и делали что-либо для него новое, полезное. Вероятно, уже тогда сознавая недостатки своего образования, он учится у всех и везде.

 

Делая выводы, исследовав биографию Петра, я могу сказать, что в основе его реформ, лежит принцип необходимости перемен в своем государстве, продиктованных, прежде всего, желанием самого народа. Он постоянно стремится к совершенству, оттачивая мастерство в том что уже умеет и изучая непознанное ранее. В моем представлении Петр I является перед нами в ипостаси созедателя, который идет по костям "обычного люда", но все это ради общего блага. Для продвижения своих реформ Петр приближает к себе людей, в чем-то подобных себе: это  инициативные и веселые, импозантные и целеустремленные, исполнительные и жесткие люди, с таким же твердым характером и стремлением идти вперед.

 

РЕФОРМЫ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ

Одним из важнейших направлений преобразовательной деятельности Петра I стало создание нового государственного аппарата. Почему же царь придавал этому столь большое значение? Реформа органов власти во многом диктовалась войной. Старая государственная машина не справлялась с длительным напряжением военных лет. Однако свести только к этому все побудительные мотивы Петра было бы неверно. Надо учесть как его теоретические взгляды на природу государства, так и особенности европейского сознания XVIII века.

Известно, что Петр I проявлял немалый интерес к трудам европейских специалистов по теории государства. Их идеи, несомненно, оказали на него влияние.

К тому же следует учитывать своеобразие российских традиций. В стране, где государственная власть подавляла общество, а воля самодержца являлась законом, нетрудно было уверовать во всесилие приказа, распоряжения и благодетельность детального контроля за жизнью каждого подданного.

Человек сильной воли, привыкший к всеобщему повиновению, Петр I считал, что лишь он один знает, в чем состоит счастье державы, а сопротивление его начинаниям проистекает от лени и неразумия. В 1723 г. он писал в одном из указов: "Наш народ, яко дети неучения ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают… но когда выучатся, потом благодарят".

Для того чтобы принудить неразумных, "яко дети", подданных к исполнению по-отцовски попечительной монаршей воли, и нужно было укрепить аппарат управления.

 

Мнение историка

"Русские люди делали шаг  вперед и потом останавливались, чтобы подумать, что они сделали, не слишком ли далеко шагнули. Мысль о реформе вызвана была в них потребностями народной обороны и государственной казны. Эти потребности требовали обширных преобразований в государственном устройстве и хозяйственном быту, в организации народного труда… Люди XVII в. ограничивались робкими попытками и нерешительными заимствованиями у Запада".

(В.О.Ключевский)

 

Учреждение Сената. 1711 г.

Уже в первые годы царствования Петра I место Боярской думы занимают новые учреждения - Ближняя канцелярия, "Конзилия" царских "министров" (советников). Учрежденный в 1711 г. Сенат в отличие от Боярской думы являлся распорядительным органом, исполнявшим "именные" указы царя. Члены Сената назначались самодержцем. В состав Сената вошли ближайшие сотрудники Петра I.

 

  • УКАЗ ПЕТРА I ОБ УЧРЕЖДЕНИИ СЕНАТА. 22 ФЕВРАЛЯ 1711 г.

Определили быть для отлучек наших Правительствующий Сенат для управления: господин граф Мусин Пушкин, господин Стрешнев, господин князь Петр Голицын, господин к. Михайла Долгорукой, господин Племянников, господин к. Григорей Волконской, господин Самарин, господин Василей Апухтин, господин Мельницкой, обер-секретарь сего Сената Анисим Щукин…

 

  • УКАЗ ПЕТРА I СЕНАТУ. 2 МАРТА 1711 г.

Указ, что по отбытии нашем делать.

  1. Суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения; то ж и ябедником да последует.
  2. Смотреть во всем государстве росходов и ненужные, а особливо напрасные отставить.
  3. Денег, как возможно, збирать, понеже денги суть артериею войны.
  4. Дворян собрать молодых для запасу в афицеры, а наипаче тех, которые кроются, сыскать…
  5. Вексели исправить и держать в одном месте.
  6. Товары, которые на откупах или по концеляриям и губерниям, осмотреть и посведетелствовать.
  7. О соли старатца отдать на откуп и потщитца прибыли у оной.
  8. Торг китайской, зделав компанию добрую, отдать.
  9. Персицкой торг умножить и армян, как возможно, приласкать и облехчить, в чем пристойно, дабы тем подать охоту для болшева их приезду…

 

  • УКАЗ ПЕТРА I СЕНАТУ. 5 МАРТА 1711 г.
  1. Всем, в Сенате пребывающим, места иметь по списку, кто после кого написан в определительном указе.
  1. Голосы иметь равные, и у всяких указов потписывать всем своими руками. И что хотя один не потпишет и засвидетельствует неправо тому быти приговору, то и протчие не действенны суть. Однакож, надлежит тому, хто оспорит, тое протестацию дать за своею рукою на письме.
  2. Выбрать обор-фискала, человека умнова и доброво, ис какого чина ни есть. Дела же его сие суть: Должен он над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправой суд; також - в зборе казны и протчего. И хто неправду учинит, то должен фискал позвать его перед Сенат (какой высокой степени ни есть), и тамо его уличать. И буде уличит кого, то половина штрафа в казну, а другая ему, фискалу. Буде же и не уличит, отнюдь фискалу в вину не ставить…1

 

Таким образом прошло учреждение Сената, для которого Петр наметил целую программу деятельности. Основное внимание в ней уделялось поддержанию торговли, обеспечению государственных доходов, контролю за правосудием и набору дворян в офицеры.

Решения принимались сенаторами коллективно и вступали в силу лишь с общего согласия. Сенат получил собственную канцелярию, которая превратила высший орган государственной власти в громоздкое учреждение.

 

Создание коллегий

Следующий шаг в реформировании центрального аппарата управления Петр сделал незадолго до окончания Северной войны. Теперь он мог отвлечься от военных забот  и посвятить себя строительству идеального государственного механизма.

Петр считал, что прежде всего следует преодолеть неразбериху, царившую в приказных делах. Обязанности и полномочия различных приказов переплетались, существовали как территориальные, так и отраслевые приказы. Любое дело могло затянуться на бесконечный срок, а найти ответственных было зачастую просто невозможно.

В 1718 г. на смену приказам пришли коллегии, то есть, по словам петровского указа,  "собрания многих персон… в которых президенты или председатели не такую мочь имеют, как старые судьи - делали, что хотели". Первоначально коллегий было девять, затем - двенадцать. Три из них, ведавшие внешней политикой, армией и военно-морскими делами, именовались "первейшими". Иностранную коллегию возглавлял канцлер Г.И.Головкин, Военную - А.Д.Меншиков, Адмиралтейскую - адмирал Ф.М.Апраксин.

Три коллегии заведовали финансами. Камер-коллегия занималась сбором доходов, Штатс-коллегия производила расходы, а Ревизион-коллегия контролировала работу первых двух. Такая система резко отличалась от прежней, когда каждый приказ сам облагал население налогами, сам расходовал средства и сам проверял правильность их использования. Почему же Петр I разделил заведование финансами на три учреждения? Царь помимо теории исходил из практического опыта: человек, приставленный к деньгам, не воровать не может, а потому в одни руки отдавать распоряжение финансами не следует. По-моему правильность этого решения Петра неоспорима, достаточно взглянуть на нынешнюю ситуацию с финансовыми учреждениями - она аналогична (воровство "процветает" всюду).

Три коллегии ведали торгово-промышленными делами. Торговлей занималась Коммерц-коллегия2, горнодобывающей промышленностью и металлургией - Берг-коллегия, легкой промышленностью - Мануфактур-коллегия.

Была также создана Юстиц-коллегия3. До этого один и тот же приказ и управлял и судил. Глава приказа даже именовался судьей. Судопроизводство постепенно отделялось, хотя и непоследовательно, от управления и сосредоточивалось в руках одного ведомства. В сословном обществе не могло быть единой юстиции для всех. Купцов, промышленников и работных людей судили в Коммерц-, Берг- и мануфактур-коллегиях, военных - в Военной коллегии и т. д.

Поземельными отношениями (спорами о границах владений, наследованием имений) занималась Вотчинная коллегия. Городами управлял Главный магистрат. Он же ведал и судебными делами горожан.

Информация о работе Реферат на тему "Реформы Петра I"