Реферат на тему "Реформы Петра I"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 20:53, реферат

Краткое описание

Трудно и, пожалуй, даже невозможно обнаружить такие области из истории России в первой четверти XVIII века, в которые бы не вторгался Петр и не оказал на них своего влияния: военное дело, дипломатия, экономическое и социальное развитие, наука, просвещение, флот, быт, государственное устройство - вот далеко не полный перечень дел, которыми он прославил свое имя.
То умозаключение Ключевского, с которого я решил начать данную работу, показалось мне наиболее правильно характеризующим личность и поступки Петра. Его смысл, который заключается в непреодолимом желании первого императора России поднять страну как можно выше, проявляя титанический труд по укреплению ее могущества, разрушая надоевшие и навязанные вековые традиции и "помогая всходить новым посевам", и будет целью этой работы, то есть здесь я хочу показать больше не личность Петра I, а его дела, а точнее реформы - анализ реформ и историю их проведения в жизнь.

Вложенные файлы: 1 файл

reformy_pyotra_i.doc

— 3.54 Мб (Скачать файл)

 

  • О ШТАТЕ КОЛЛЕГИЙ И О ВРЕМЕНИ ОТКРЫТИЯ ОНЫХ. 11 ДЕКАБРЯ 1717 г.

 

Реэстр людям в Коллегия в каждой по сему

Русские: Президент, Вице-Президент (Русской или иноземец); 4 Коллегии Советники, 4 Коллегии Ассесоры, 1 Секретарь, 1 Натарий, 1 Актуарий, 1 Регистратор, 1 Переводчик; подъячие трех статей4. Иноземцы: 1 Советник или Ассесор, 1 Секретарь, Шкрейвер. Начать подлежит всем Президентам с новаго года сочинять свои Коллегии и ведомости отвсюду брать, а в дела не вступаться до 1719 году, а с будущаго году конечно зачать свои Коллегии управлять, а понеже новым образом еще не управились, того ради 1719-го управлять старым манером в тех Коллегиях, а 1720 новым Президентам, которые ныне не в Сенате, сидеть в Сенате с будущаго 1718 году.5

 

  • ОБ УПРАВЛЕНИИ ВО ВСЕХ КОЛЛЕГИЯХ И В ГУБЕРНИЯХ ДЕЛ С 1720 ГОДА ПО НОВОМУ ПОРЯДКУ И О РАЗДЕЛЕНИИ ДЕЛ МЕЖДУ КОЛЛЕГИЯМИ. 12 ДЕКАБРЯ 1718 г.

В Коллегиях дела управлять в будущем 1719 году старым, а с 1720 года новым манером, понеже новым манером еще не управились; такожде и в Губерниях до 1720 года управлять по прежнему, как управляли по Его Царскаго Величества указам Губернаторы со товарищи; того ради во все Губернии и в Канцелярии и в Приказы объявить указами, дабы по посланным из тех Коллегий указам во всем были послушны; а какое дело в которой Коллегии по Его Царскаго Величества указу управлять велено, и в чем Губернаторам с товарищи в коей Коллегии надлежит быть послушным, о том при указах послать ведение.

 

Реэстр Коллегиям. О должности Коллегий, что в которой управлять надлежит

1. Чужестранных дел (что ныне  Польской Приказ). Всякия иностранныя и польския дела и пересылка со всеми окрестными Государствы, и приезды Послов и Посланников, и приезды курьеров и других иноземцев.

2. Камор (или казенных сборов). Всякое  расположение и ведение доходов  денежных всего Государства.

3. Юстиция (то есть расправа гражданских дел). Судныя и розыскныя дела; в той же Коллегии в ведении и Поместной Приказ.

  1. Ревизион. Счет всех Государственных приходов и расходов.

5. Воинской. Армия и гарнизоны  и все воинския дела, которыя  были ведомы в Военном Приказе, и которыя прилучаются во всем Государстве.

6. Адмиралтейской. Флот со всеми  морскими воинскими служители, к  тому принадлежащими морскими  делами и управлении.

7. Коммерц. Смотреть над всеми  торгами и торговыми действии.

8. Штатс-Контор (казенный дом). Ведение всех Государственных расходов.

9. Берг и Мануфактур. Рудокопные  заводы и все прочие ремесла  и рукоделия и заводы оных  и размножение, при том же и  артиллерия.6

 

Каждую коллегию возглавлял президент. Решение принималось большинством, а в случае равного разделения голосов президент имел право решающего голоса. Формально все голоса в коллегиях были равны. Фактически же рядовые члены коллегий старались не возражать могущественным президентам.

Большинство коллежских чиновников состояло из низших канцелярских служащих - тех, кого в допетровские времена именовали подъячими. Число их за годы реформы центрального аппарата выросло более чем вдвое.

 

Органы государственного надзора

С созданием коллегий изменилась роль Сената. Он контролировал их деятельность, назначал чиновников, являлся высшей судебной инстанцией и одновременно - законосовещательным органом при императоре.

В 1722 г. была создана должность генерал-прокурора Сената - "ока государева". В обязанности генерал-прокурора входило хранить "государев интерес" и предупреждать должностные правонарушения. Прокуроры, подчиненные ему, были назначены во все государственные учреждения для надзора за их работой. Первым генерал-прокурором стал П.И.Ягужинский, один из немногих в окружении Петра неподкупных людей.

Наряду с прокуратурой надзор за деятельностью должностных лиц осуществляли тайные агенты - фискалы, появившиеся в 1711 г. Фискал получал половину штрафа, наложенного на уличенного им преступника. Он не нес ответственности и за ложный донос. Поощрялись также и доносы простых подданных. Государство, таким образом, охраняло свои интересы, не считаясь с моралью.

 

  • О ДОЛЖНОСТИ ФИСКАЛОВ. 17 МАРТА 1714 г. (Извлечение).

Обер-Фискалу быть при Государственном правлении, да с ним же быть Фискалом четырем человеком; в том числе двум из купечества, которыя б могли купеческое состояние тайно ведать, а в Губерниях во всякой при Губернаторском правлении быть по четыре человека, в том числе Провинциял-фискал из каких чинов достойно, также и из купечества. А в городах во всех, смотря по пропорции города, быть по одному и по два человека. Действие же их сие есть взыскание всех безгласных дел, то есть:

1. Всякия преступления указом.

2. Всякия взятки и кражу казны, и прочее, что ко вреду Государственному интересу быть может, какова б оное имени ни было.

3. Тако ж и прочия дела народныя, за которых нет челобитчика; на  пример, ежели какова приезжаго  убьют, или наследник последний  в своей фамилии во младенчестве  умрет, без завету духовной предков  его, и прочия тому подобная безгласныя дела, иже не имеют челобитчика о себе.

4. Во всех тех делах Фискалам  надлежит только проведывать  и доносить, и при суде обличать, а самим ни чем ни до кого, также и в дела глас о  себе имеющия, отнюдь ни тайно, ни явно не касаться под жестоким штрафом, или разорением и ссылкою (смотря по делам чего будет достоин); также как в письмах, так и на словах в позыве всякого чина людям, безчестных и укорительных слов отнюдь не чинить.

5. Буде же Фискал на кого  и не докажет всего: то ему в вину не ставить (ибо невозможно о всем оному аккуратно ведать), а буде ни малом не уличит, но все доносы его будут неправы, однако ж ежели оной то учинил ни для какой корысти, или злобы: то взять штраф с него легкой, дабы впредь лучше осмотряся доносил.

6. Буде же Фискал, как ради  страсти или злобы, затеет и  пред судом подлинно и истинно  от того, на кого то взвел, обличен  будет: то оному, яко преступнику  тож учинить, что довелось было  учинить тому, если б по его  доносу подлинно виноват был.

7. Тако же ежели Фискал знает, или проведает за кем какое похищение и кражу казны и прочаго, а на онаго изо взятку, или для дружбы не известит, и за то (если подлинно сыщется), учинить над ним то ж, чего винный достоин будет.

11. Из штрафных денег, которыя  по Фискальским делам взяты  будут, половину имать в казну, а другую разделить на двое; и одну часть из того отдать  тому Фискалу, чрез чье изыскание  штрафныя деньги взяты будут, а другую оставить на раздел  общей Провинциал-Фискалу со всеми городовыми Фискалы той Губернии, из которой 20-ю часть отделя, присылать к Обер-Фискалу с товарищи.7

 

Так были озвучены обязанности фискалов в указе Петра I. Я думаю что царь, утвердив таким образом должность фискала, имел целью создать наиболее законопослушное общество, поощряя людей, предоставляющих информацию о каком-либо правонарушении. Но, как и все в нашем мире, этот указ Петра был несовершенен: доносчик, как мне кажется, был недостаточно защищен. Я имею в виду то, что недоказанное донесение могло обратиться против самого фискала. В этом я вижу неполноценность данного указа.

 

  • О ДОЛЖНОСТИ ГЕНЕРАЛ-ПРОКУРОРА. 27 АПРЕЛЯ 1722 г. (Извлечение)

1. Генерал-Прокурор повинен сидеть  в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность  хранил, и во всех делах, которыя к Сенатскому разсмотрению и решению подлежат, истинно, ревностно и порядочно, без потеряния времени, по Регламентам и указам отправлял, разве какая законная причина к отправлению, ему помешает, что все записывать повинен в свой журнал. Также накрепко смотреть, чтоб в Сенате не на столе только дела вершались, но самым действом по указам исполнялись, в чем он должен спрашивать у тех, кто на что указы получил, исполнено ль по них в такое время, в которое начало и совершенство онаго исполнено быть может, и буде не исполнено, то ему ведать надлежит, для какой причины, невозможность ли какая помешала, или по какой страсти, или за леностью, и о том немедленно Сенату предлагать должен для чего повинен иметь книгу, в которой записывать на одной половине, в которой день какой указ состоялся, а на другой половине записывать, когда что по оному указу исполнено, или не исполнено, и для чего, и прочия обстоятельства нужныя вносить.

2. Также должен накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании  праведно и нелицемерно поступал; а ежели что увидит противное сему, тогда в тот же час повинен предлагать Сенату явно, с полным изъяснением, в чем они, или некоторые из них не так делают, как надлежит, дабы исправили, а ежели не послушают, то должен в тот час протестовать, и оное дело остановить, и немедленно донесть Нам, если весьма нужное, а о прочих в бытность Нашу в Сенате, или помесячно или понедельно, как указ иметь будет. Також надлежит Генерал-Прокурору в доношениях явных, которыя он будет подавать Нам, осторожно и разсмотрительно поступать, дабы напрасно кому безчестия не учинить; таким образом, ежели увидит какое дело, хотя и противное ему покажется, да неясно, или два вида имеющее, то протестациею остановя, не тот час доносить, но посоветовать, с кем он за благо разсудит; и ежели увидит, что подлинно так, или более изъяснить и сумнение миновать не может, то доносить Нам, однакож более недели в том не мешкать, а ежели зело ясно, то немедленно доносить в нужных, а в прочих, как выше описано, також немедля более недели ж, не отговариваясь никакими нуждами, разве Мы будем в отлучении, то однакож письмом в то же время написанным, и немедленно с нарочным послать. А ежели какое неправое доношение учинит по какой страсти: то будет сам наказан, по важности дела.

3. Должен смотреть над всеми Прокуроры, дабы в своем звании истинно и ревностно поступали, а ежели кто в чем преступит, то оных судить в Сенате, и должен все Прокурорския доношения предлагать Сенату и инстиговать, чтоб по них исполнено было8, також ежели на Прокуроров будут доношения, что они звании своих истинно и ревностно не исполняют: то их в суд представлять Сенату ж.9

 

Поистине отчаянные стремления и усилия преобразователя по утверждению разумного, прогрессивного начала в новых органах власти оказались, как мне кажется, напрасными. Аппарат нового государства оказался не самым удачным из всех плодов его усилий. Только коллегии военные и дипломатическая работали более или менее успешно. В целом же возникла в конце концов хотя и новая по внешним формам, но старая по социальной сущности, громоздкая, неповоротливая машина бюрократии. Эффективно она действовала только в одном направлении - в обеспечении интересов дворянства. Но оно вскоре после Петра превратилось из класса работающего, каким он хотел его видеть, в скопище праздных паразитов, сосавших кровь народа. Ну, а исключения из этой печальной закономерности только подтверждали злосчастную и пагубную для родины историческую судьбу русского дворянства.

Петр издавал указ за указом, грозя самыми страшными карами. Однажды, узнав о новых фактах казнокрадства, Петр приказал генерал-прокурору Ягужинскому: "Напиши именной указ, что если кто и настолько украдет, что можно купить веревку, то будет повешен". "Государь, - ответил Ягужинский, - неужели вы хотите остаться императором один без служителей и подданных? Мы все воруем, с тем только различием, что один больше и приметнее, чем другой".

Я думаю, что эти слова Ягужинского абсолютно точно характеризуют и нынешнюю ситуацию чиновничьей администрации, в которой нет людей, которые не воруют, просто одни это делают, не оглядываясь ни на какие "разумные пределы", а другие - тихо и по немножку.

 

ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ

Бюрократический характер государства требовал изменить и порядок занятия должностей. Хотя местничество было формально запрещено еще в 1682 г., при царе Федоре Алексеевиче, служебное продвижение зависело от происхождения, "породы".

Петр перестал обращать внимание на происхождение человека: это способствовало продвижению достойнейших. Так укреплялся контроль государства над дворянством, ибо источником благополучия становилась теперь не знатность, а служба. Начинали ее с "низов" - рядовым в гвардейском полку или мелким чиновником в канцелярии. Не пройдя этих низших ступеней, сделать карьеру было невозможно.

 

Табель о рангах. 24 января 1722г.

В 1722 г. была разработана Табель о рангах. Существовало три чиновные категории: военные (с подразделением на сухопутные, гвардейские, морские и артиллерийские), статские (гражданские) и придворные. Все чины делились на 14 рангов. Получив 14-й ранг, можно было в зависимости от личных качеств и удачливости продвигаться по чиновной лестнице вплоть до 1-го ранга (фельдмаршала или канцлера).

Когда Военная коллегия предложила определять знатность дворянина по числу принадлежащих ему дворов, Петр наложил резолюцию: "Знатное дворянство по годности считать".

Табель публикуется с указанием лишь воинских и статских чинов и главных должностей каждого класса, "по горизонтали" включает чины "воинские" с подразделениями "сухопутные", "гвардия", "артиллерийские", "морские", далее - "статские" и "придворные", а "по вертикали" - 14 "классов" каждой соответствующей службы.

 

  • ТАБЕЛЬ О РАНГАХ ВСЕХ ЧИНОВ, ВОИНСКИХ, СТАТСКИХ И ПРИДВОРНЫХ, КОТОРЫЕ, В КОТОРОМ КЛАССЕ ЧИНЫ; И КОТОРЫЕ В ОДНОМ КЛАССЕ ТЕ ИМЕЮТ ПО СТАРШИНСТВУ ВРЕМЕНИ ВСТУПЛЕНИЯ В ЧИН МЕЖДУ СОБОЮ, ОДНАКОЖ ВОИНСКИЕ ВЫШЕ ПРОЧИХ, ХОТЯ Б И СТАРЕЕ КТО В ТОМ КЛАССЕ ПОЖАЛОВАН БЫЛ. 24 ЯНВАРЯ 1722 г. (Извлечение)

 

Воинские

 

Статские

Сухопутные

Гвардия

Артиллерийские

Морские

 

1. Генерал-фельдмар-

шал

 

2. Генералы от кавале-

рии, инфантерии и

штатгальтер

 

3. Генерал-лейтенанты

 

 

4. Генерал-майоры

 

 

 

 

5. Бригадиры; Обер-

штер-кригскомиссар,

генерал-провиант-

мейстер

 

 

 

 

6. Полковники-казна-

чеи, генералы-адъю-

танты, генералы-квар-

тирмейстеры, обер-

провиантмейстер

 

7. Подполковники, ге-

нерал-аудиторы, про-

виантмейстеры-ваген-

мейстеры

 

 

 

8. Майоры, обер-квар-

тирмейстер, цалмейс-

тер

 

 

 

 

 

 

9. Капитаны, обер-

провиантмейстер, ге-

нерал-штабквартер-

мистр, обер-аудиторы,

полевые почтмейс-

теры

 

 

 

 

 

10. Капитан-лейтенан-

ты

 

 

 

 

 

 

 

 

11.              --

 

 

12. Лейтенанты

 

 

 

 

 

13. Унтер-лейтенанты

 

 

 

 

 

14. Фендрики, штаб-

фуриеры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полковник

 

 

 

 

Подполковники

 

 

 

 

 

 

Майоры

 

 

 

 

 

Капитаны

 

 

 

 

 

 

Капитан-лейтенанты

 

 

 

 

 

 

Лейтенанты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Унтер-лейтенанты

 

 

 

 

 

 

 

--

 

 

Фендрики

 

 

 

 

 

--

 

 

 

 

 

--

 

 

 

 

Генерал-фельдцейгмейстер

 

 

Генерал-лейтенант

 

Генерал-майор,

генерал-майор от фортификации

 

 

Полковники от артиллерии

 

 

 

 

 

 

Подполковники от артиллерии, полковники-инженеры

 

 

Майоры, подполковники-инженеры

 

 

 

 

Майор-инженер

 

 

 

 

 

 

 

 

Капитаны-лейте-

нанты, капитаны-инженеры, комис-

сары у пороховых и селитренных заводов

 

 

 

 

 

Лейтенанты, лей-

тенанты инженер-

ские, аудитор, обер-вагенмейс-тер, капитаны над мастеровыми людьми

 

 

 

--

 

 

Унтер-лейтенан-ты, лейтенанты инженерские, вагенмейстеры

 

 

Штык-юнкеры, унтер-лейтенанты инженерские

 

Генерал-адмирал

 

Адмиралы прочих флагов

 

 

Вице-адмиралы

 

 

Шаутбенахты

 

 

 

 

Капитаны-ко-

Мандоры, ка-

питан над пор-

том, обер-сар-

ваер, интендант

 

 

Капитаны пер-

вого ранга, сарваер кора-

бельной, прокурор

 

Капитаны второго ранга

 

 

 

 

 

Капитаны третьего ранга. Корабельные мастеры

 

 

 

 

 

Капитаны-лейтенанты, галерные мастеры

 

 

 

 

 

 

 

Лейтенанты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Секретари корабельные

 

Унтер-лейтенанты, шхиперы первого ранга

 

 

--

 

 

 

 

 

Комиссары корабельные, шхиперы второго ранга, констапели

 

Канцлер

 

 

Действительные тайные советники

 

 

Генерал-прокурор

 

 

Президенты коллегий, тайные советники обер-прокурор

 

Вице-президенты Коллегий, Обер-вальдмейстер, Генерал-полицмейс-

тер, Генерал-почтди-

ректор, Директор от строениев, Архиатер

 

Прокуроры в Колле-

гиях, тайные совет-

ники, обер-секретарь Сената, советники в Коллегиях

 

Вице-президенты в надворных судах, обер-секретари Воинской, Иностран-

Ной Коллегий и Адмиралтейства

 

Президент в Магис-

трате в Резиденции, обер-комиссары, ас-

сесоры в Коллегиях, обер-секретари в прочих Коллегиях, обер-бергмейстер, надворный советник

 

Титулярный совет-

ник, полицмейстер в Резиденции, бурго-

мистры от Магистра-

та, профессоры при Академиях, докторы всяких факультетов, переводчик и прото-

колист Сенатские

 

 

Секретари прочих Коллегий, бургомис-

тры от Магистрата в губерниях, перевод-

чики и протоколисты Воинской, Иностран-

ной Коллегии и Адмиралтейства, бергмейстер

 

--

 

 

Секретари в надвор-

ных судах и канцеля-

риях в губерниях, ратманы в Резиденции

 

Секретари в провин-

циях, механикус. Коллежские: переводчики, протоколисты

 

Комиссары при Кол-

легиях, архивариус, регистратор и бух-

галтеры при Колле-

гиях, почтмейстеры в Москве и в прочих городах.10

Информация о работе Реферат на тему "Реформы Петра I"