Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 20:53, реферат
Трудно и, пожалуй, даже невозможно обнаружить такие области из истории России в первой четверти XVIII века, в которые бы не вторгался Петр и не оказал на них своего влияния: военное дело, дипломатия, экономическое и социальное развитие, наука, просвещение, флот, быт, государственное устройство - вот далеко не полный перечень дел, которыми он прославил свое имя.
То умозаключение Ключевского, с которого я решил начать данную работу, показалось мне наиболее правильно характеризующим личность и поступки Петра. Его смысл, который заключается в непреодолимом желании первого императора России поднять страну как можно выше, проявляя титанический труд по укреплению ее могущества, разрушая надоевшие и навязанные вековые традиции и "помогая всходить новым посевам", и будет целью этой работы, то есть здесь я хочу показать больше не личность Петра I, а его дела, а точнее реформы - анализ реформ и историю их проведения в жизнь.
Реэстр людям в Коллегия в каждой по сему
Русские: Президент, Вице-Президент (Русской или иноземец); 4 Коллегии Советники, 4 Коллегии Ассесоры, 1 Секретарь, 1 Натарий, 1 Актуарий, 1 Регистратор, 1 Переводчик; подъячие трех статей4. Иноземцы: 1 Советник или Ассесор, 1 Секретарь, Шкрейвер. Начать подлежит всем Президентам с новаго года сочинять свои Коллегии и ведомости отвсюду брать, а в дела не вступаться до 1719 году, а с будущаго году конечно зачать свои Коллегии управлять, а понеже новым образом еще не управились, того ради 1719-го управлять старым манером в тех Коллегиях, а 1720 новым Президентам, которые ныне не в Сенате, сидеть в Сенате с будущаго 1718 году.5
В Коллегиях дела управлять в будущем 1719 году старым, а с 1720 года новым манером, понеже новым манером еще не управились; такожде и в Губерниях до 1720 года управлять по прежнему, как управляли по Его Царскаго Величества указам Губернаторы со товарищи; того ради во все Губернии и в Канцелярии и в Приказы объявить указами, дабы по посланным из тех Коллегий указам во всем были послушны; а какое дело в которой Коллегии по Его Царскаго Величества указу управлять велено, и в чем Губернаторам с товарищи в коей Коллегии надлежит быть послушным, о том при указах послать ведение.
Реэстр Коллегиям. О должности Коллегий, что в которой управлять надлежит
1. Чужестранных дел (что ныне Польской Приказ). Всякия иностранныя и польския дела и пересылка со всеми окрестными Государствы, и приезды Послов и Посланников, и приезды курьеров и других иноземцев.
2. Камор (или казенных сборов). Всякое
расположение и ведение
3. Юстиция (то есть расправа гражданских дел). Судныя и розыскныя дела; в той же Коллегии в ведении и Поместной Приказ.
5. Воинской. Армия и гарнизоны и все воинския дела, которыя были ведомы в Военном Приказе, и которыя прилучаются во всем Государстве.
6. Адмиралтейской. Флот со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлении.
7. Коммерц. Смотреть над всеми торгами и торговыми действии.
8. Штатс-Контор (казенный дом). Ведение всех Государственных расходов.
9. Берг и Мануфактур. Рудокопные заводы и все прочие ремесла и рукоделия и заводы оных и размножение, при том же и артиллерия.6
Каждую коллегию возглавлял президент. Решение принималось большинством, а в случае равного разделения голосов президент имел право решающего голоса. Формально все голоса в коллегиях были равны. Фактически же рядовые члены коллегий старались не возражать могущественным президентам.
Большинство коллежских чиновников состояло из низших канцелярских служащих - тех, кого в допетровские времена именовали подъячими. Число их за годы реформы центрального аппарата выросло более чем вдвое.
Органы государственного надзора
С созданием коллегий изменилась роль Сената. Он контролировал их деятельность, назначал чиновников, являлся высшей судебной инстанцией и одновременно - законосовещательным органом при императоре.
В 1722 г. была создана должность генерал-прокурора Сената - "ока государева". В обязанности генерал-прокурора входило хранить "государев интерес" и предупреждать должностные правонарушения. Прокуроры, подчиненные ему, были назначены во все государственные учреждения для надзора за их работой. Первым генерал-прокурором стал П.И.Ягужинский, один из немногих в окружении Петра неподкупных людей.
Наряду с прокуратурой надзор за деятельностью должностных лиц осуществляли тайные агенты - фискалы, появившиеся в 1711 г. Фискал получал половину штрафа, наложенного на уличенного им преступника. Он не нес ответственности и за ложный донос. Поощрялись также и доносы простых подданных. Государство, таким образом, охраняло свои интересы, не считаясь с моралью.
Обер-Фискалу быть при Государственном правлении, да с ним же быть Фискалом четырем человеком; в том числе двум из купечества, которыя б могли купеческое состояние тайно ведать, а в Губерниях во всякой при Губернаторском правлении быть по четыре человека, в том числе Провинциял-фискал из каких чинов достойно, также и из купечества. А в городах во всех, смотря по пропорции города, быть по одному и по два человека. Действие же их сие есть взыскание всех безгласных дел, то есть:
1. Всякия преступления указом.
2. Всякия взятки и кражу казны, и прочее, что ко вреду Государственному интересу быть может, какова б оное имени ни было.
3. Тако ж и прочия дела народныя,
за которых нет челобитчика; на
пример, ежели какова приезжаго
убьют, или наследник последний
в своей фамилии во
4. Во всех тех делах Фискалам надлежит только проведывать и доносить, и при суде обличать, а самим ни чем ни до кого, также и в дела глас о себе имеющия, отнюдь ни тайно, ни явно не касаться под жестоким штрафом, или разорением и ссылкою (смотря по делам чего будет достоин); также как в письмах, так и на словах в позыве всякого чина людям, безчестных и укорительных слов отнюдь не чинить.
5. Буде же Фискал на кого и не докажет всего: то ему в вину не ставить (ибо невозможно о всем оному аккуратно ведать), а буде ни малом не уличит, но все доносы его будут неправы, однако ж ежели оной то учинил ни для какой корысти, или злобы: то взять штраф с него легкой, дабы впредь лучше осмотряся доносил.
6. Буде же Фискал, как ради страсти или злобы, затеет и пред судом подлинно и истинно от того, на кого то взвел, обличен будет: то оному, яко преступнику тож учинить, что довелось было учинить тому, если б по его доносу подлинно виноват был.
7. Тако же ежели Фискал знает, или проведает за кем какое похищение и кражу казны и прочаго, а на онаго изо взятку, или для дружбы не известит, и за то (если подлинно сыщется), учинить над ним то ж, чего винный достоин будет.
11. Из штрафных денег, которыя по Фискальским делам взяты будут, половину имать в казну, а другую разделить на двое; и одну часть из того отдать тому Фискалу, чрез чье изыскание штрафныя деньги взяты будут, а другую оставить на раздел общей Провинциал-Фискалу со всеми городовыми Фискалы той Губернии, из которой 20-ю часть отделя, присылать к Обер-Фискалу с товарищи.7
Так были озвучены обязанности фискалов в указе Петра I. Я думаю что царь, утвердив таким образом должность фискала, имел целью создать наиболее законопослушное общество, поощряя людей, предоставляющих информацию о каком-либо правонарушении. Но, как и все в нашем мире, этот указ Петра был несовершенен: доносчик, как мне кажется, был недостаточно защищен. Я имею в виду то, что недоказанное донесение могло обратиться против самого фискала. В этом я вижу неполноценность данного указа.
1. Генерал-Прокурор повинен
2. Также должен накрепко
3. Должен смотреть над всеми Прокуроры, дабы в своем звании истинно и ревностно поступали, а ежели кто в чем преступит, то оных судить в Сенате, и должен все Прокурорския доношения предлагать Сенату и инстиговать, чтоб по них исполнено было8, також ежели на Прокуроров будут доношения, что они звании своих истинно и ревностно не исполняют: то их в суд представлять Сенату ж.9
Поистине отчаянные стремления и усилия преобразователя по утверждению разумного, прогрессивного начала в новых органах власти оказались, как мне кажется, напрасными. Аппарат нового государства оказался не самым удачным из всех плодов его усилий. Только коллегии военные и дипломатическая работали более или менее успешно. В целом же возникла в конце концов хотя и новая по внешним формам, но старая по социальной сущности, громоздкая, неповоротливая машина бюрократии. Эффективно она действовала только в одном направлении - в обеспечении интересов дворянства. Но оно вскоре после Петра превратилось из класса работающего, каким он хотел его видеть, в скопище праздных паразитов, сосавших кровь народа. Ну, а исключения из этой печальной закономерности только подтверждали злосчастную и пагубную для родины историческую судьбу русского дворянства.
Петр издавал указ за указом, грозя самыми страшными карами. Однажды, узнав о новых фактах казнокрадства, Петр приказал генерал-прокурору Ягужинскому: "Напиши именной указ, что если кто и настолько украдет, что можно купить веревку, то будет повешен". "Государь, - ответил Ягужинский, - неужели вы хотите остаться императором один без служителей и подданных? Мы все воруем, с тем только различием, что один больше и приметнее, чем другой".
Я думаю, что эти слова Ягужинского абсолютно точно характеризуют и нынешнюю ситуацию чиновничьей администрации, в которой нет людей, которые не воруют, просто одни это делают, не оглядываясь ни на какие "разумные пределы", а другие - тихо и по немножку.
ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ
Бюрократический характер государства требовал изменить и порядок занятия должностей. Хотя местничество было формально запрещено еще в 1682 г., при царе Федоре Алексеевиче, служебное продвижение зависело от происхождения, "породы".
Петр перестал обращать внимание на происхождение человека: это способствовало продвижению достойнейших. Так укреплялся контроль государства над дворянством, ибо источником благополучия становилась теперь не знатность, а служба. Начинали ее с "низов" - рядовым в гвардейском полку или мелким чиновником в канцелярии. Не пройдя этих низших ступеней, сделать карьеру было невозможно.
Табель о рангах. 24 января 1722г.
В 1722 г. была разработана Табель о рангах. Существовало три чиновные категории: военные (с подразделением на сухопутные, гвардейские, морские и артиллерийские), статские (гражданские) и придворные. Все чины делились на 14 рангов. Получив 14-й ранг, можно было в зависимости от личных качеств и удачливости продвигаться по чиновной лестнице вплоть до 1-го ранга (фельдмаршала или канцлера).
Когда Военная коллегия предложила определять знатность дворянина по числу принадлежащих ему дворов, Петр наложил резолюцию: "Знатное дворянство по годности считать".
Табель публикуется с указанием лишь воинских и статских чинов и главных должностей каждого класса, "по горизонтали" включает чины "воинские" с подразделениями "сухопутные", "гвардия", "артиллерийские", "морские", далее - "статские" и "придворные", а "по вертикали" - 14 "классов" каждой соответствующей службы.
Воинские |
Статские | |||
Сухопутные |
Гвардия |
Артиллерийские |
Морские | |
1. Генерал-фельдмар- шал
2. Генералы от кавале- рии, инфантерии и штатгальтер
3. Генерал-лейтенанты
4. Генерал-майоры
5. Бригадиры; Обер- штер-кригскомиссар, генерал-провиант- мейстер
6. Полковники-казна- чеи, генералы-адъю- танты, генералы-квар- тирмейстеры, обер- провиантмейстер
7. Подполковники, ге- нерал-аудиторы, про- виантмейстеры-ваген- мейстеры
8. Майоры, обер-квар- тирмейстер, цалмейс- тер
9. Капитаны, обер- провиантмейстер, ге- нерал-штабквартер- мистр, обер-аудиторы, полевые почтмейс- теры
10. Капитан-лейтенан- ты
11. --
12. Лейтенанты
13. Унтер-лейтенанты
14. Фендрики, штаб- фуриеры |
Полковник
Подполковники
Майоры
Капитаны
Капитан-лейтенанты
Лейтенанты
Унтер-лейтенанты
--
Фендрики
--
-- |
Генерал-фельдцейгмейстер
Генерал-лейтенант
Генерал-майор, генерал-майор от фортификации
Полковники от артиллерии
Подполковники от артиллерии, полковники-инженеры
Майоры, подполковники-инженеры
Майор-инженер
Капитаны-лейте- нанты, капитаны-инженеры, комис- сары у пороховых и селитренных заводов
Лейтенанты, лей- тенанты инженер- ские, аудитор, обер-вагенмейс-тер, капитаны над мастеровыми людьми
--
Унтер-лейтенан-ты, лейтенанты инженерские, вагенмейстеры
Штык-юнкеры, унтер-лейтенанты инженерские |
Генерал-адмирал
Адмиралы прочих флагов
Вице-адмиралы
Шаутбенахты
Капитаны-ко- Мандоры, ка- питан над пор- том, обер-сар- ваер, интендант
Капитаны пер- вого ранга, сарваер кора- бельной, прокурор
Капитаны второго ранга
Капитаны третьего ранга. Корабельные мастеры
Капитаны-лейтенанты, галерные мастеры
Лейтенанты
Секретари корабельные
Унтер-лейтенанты, шхиперы первого ранга
--
Комиссары корабельные, шхиперы второго ранга, констапели |
Канцлер
Действительные тайные советники
Генерал-прокурор
Президенты коллегий, тайные советники обер-прокурор
Вице-президенты Коллегий, Обер-вальдмейстер, Генерал-полицмейс- тер, Генерал-почтди- ректор, Директор от строениев, Архиатер
Прокуроры в Колле- гиях, тайные совет- ники, обер-секретарь Сената, советники в Коллегиях
Вице-президенты в надворных судах, обер-секретари Воинской, Иностран- Ной Коллегий и Адмиралтейства
Президент в Магис- трате в Резиденции, обер-комиссары, ас- сесоры в Коллегиях, обер-секретари в прочих Коллегиях, обер-бергмейстер, надворный советник
Титулярный совет- ник, полицмейстер в Резиденции, бурго- мистры от Магистра- та, профессоры при Академиях, докторы всяких факультетов, переводчик и прото- колист Сенатские
Секретари прочих Коллегий, бургомис- тры от Магистрата в губерниях, перевод- чики и протоколисты Воинской, Иностран- ной Коллегии и Адмиралтейства, бергмейстер
--
Секретари в надвор- ных судах и канцеля- риях в губерниях, ратманы в Резиденции
Секретари в провин- циях, механикус. Коллежские: переводчики, протоколисты
Комиссары при Кол- легиях, архивариус, регистратор и бух- галтеры при Колле- гиях, почтмейстеры в Москве и в прочих городах.10 |