Референдумы 1995 и 1996 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 15:40, реферат

Краткое описание

На референдум было вынесено 4 вопроса:
Об изменении государственной символики;
О придании русскому языку статуса государственного;
О поддержке действий президента, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией;
О необходимости внесения изменений в конституцию, которые предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом в случаях систематического или грубого нарушения Конституции.

Содержание

Введение
Часть 1 референдум 1995 года
Часть 2 референдум 1996 года
Заключения

Вложенные файлы: 1 файл

ЧУО.docx

— 118.30 Кб (Скачать файл)

ЧУО «БИП-ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ»

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПРАВА

                                     

                                                        Реферат  

По дисциплине « история Беларуси в контексте мировых цивилизации»

На тему « Референдумы 1995 и 1996 года»

 

Выполнила:                                                                                    Проверила:

Студентка 1 курса                                                                         старший преподаватель                      

2-ой группы                                                                                    Демина Е.Е

Заочной формы обучения

Специальности юридическая  психология

Корнюшко Алена  Валерьевна

 

 

 

 

                                                                                     Минск ,2014

 

                План

Введение 

Часть 1 референдум 1995 года

Часть 2 референдум 1996 года

Заключения 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение ………

 

Первый референдум в истории Республики Беларусь был проведён 14 мая 1995 года по инициативе Президента Александра Лукашенко. По результатам голосования принята государственная символика, отличающаяся от советской некоторыми второстепенными деталями, а русскому языку придан статус государственного.

Содержание

Вопросы


На референдум было вынесено 4 вопроса:

  • Об изменении государственной символики;
  • О придании русскому языку статуса государственного;
  • О поддержке действий президента, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией;
  • О необходимости внесения изменений в конституцию, которые предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом в случаях систематического или грубого нарушения Конституции.

Первые три вопроса выносились на обязательный референдум, а ответ  на четвертый должен был иметь  рекомендательный характер.

Предпосылки


19 сентября 1991 года Верховный Совет Республики Беларусь принял Закон «О Государственном флаге Республики Беларусь»[2], утвердивший бело-красно-белый флаг, а закон РБ от 19 сентября 1991 года №1086-XII[3] и постановление ВС от 10 декабря 1991 утвердили Погоню официальным гербом Республики Беларусь.[4]

В 1990 году была принята «Государственная программа развития белорусского языка и других национальных языков в Белорусской ССР», которая предусматривала преобладание белорусского языка во всех сферах функционирования белорусского общества к 2000 году[5] и отчасти противоречила белорусскому Закону о языках, гарантировавшему гражданам право обращаться в органы власти на любом языке (ст. 3), и отнюдь не ущемлявшему права русскоязычного населения. Как показала практика, отдельные положения данной программы не были реализованы. В то же время опросы показывали, что большинство населения хотело, чтобы русский язык имел статус государственного [6][7].

Проведение референдума было обусловлено  желанием президента А. Г. Лукашенко  упрочить свою власть и приобрести популярность в России с последующей  целью, в случае благоприятных обстоятельств, стать президентом России либо возглавить союзное государство Белоруссии и России. 

Подготовка и проведение


В феврале 1995 года Лукашенко объявил о намерении провести референдум. 11 апреля депутаты Верховного Совета большинством голосов высказались «за» и назначили дату проведения — 14 мая. Но выступили против вынесения на всенародное обсуждение трёх из четырёх предложенных главой государства вопросов. Лукашенко заявил, что берёт ответственность за проведение референдума на себя и пригрозил приостановить деятельность высшего законодательного органа в случае, если Верховный Совет не изменит свою позицию. В знак протеста депутаты фракций БНФ во главе с Зеноном Позняком и БСДГ во главе с Олегом Трусовым[12] начали голодовку в зале заседаний парламента и остались там ночевать в ночь с 11 на 12 апреля. Ночью под предлогом того, что было сообщение о минировании здания парламента (по данным следствия, сообщение действительно имело место, однако личность его автора выяснить не удалось), в зал заседаний был введён ОМОН и сотрудники службы безопасности президента, которые насильно выдворили этих депутатов. Утром депутаты утверждали, что их эвакуация сопровождалась избиениями [13]. Следствие по делу зафиксировало наличие у депутатов телесных повреждений[14]. Президент заявил, что он лично отдал приказ об эвакуации в целях безопасности.

По воспоминаниям Мечислава Гриба, председателя Верховного Совета на тот момент, Лукашенко также утверждал[15], что депутаты распивали спиртные напитки, веселились в компании приглашённых женщин. Президент, по словам М. Гриба, обещал[15]показать для всеобщего сведения эти события, которые, по утверждению Лукашенко, были сняты на плёнку. Это обещание сдержано не было — плёнка публично не демонстрировалась.

Республиканская прокуратура возбудила  уголовное дело по заявлению группы депутатов об избиении их работниками  милиции в Доме правительства. Дело об избиении депутатов, возбужденное по части 2 статьи 201 и части 2 статьи 167 Уголовного Кодекса Республики Беларусь, было приостановлено в связи с невозможностью установить тех, кто подлежал привлечению в качестве обвиняемых. По утверждению следователя Генеральной прокуратуры Язэпа Бролишса «два эксперта-криминалиста из подразделений МВД снимали все происходившее на видеоплёнку», которую затем отдали представителю Администрации Президента. Получить оригинал плёнки следователю не удалось[14]. Единственным препятствием передачи дела в суд стала, по словам следователя, невозможность получить у Администрации Президента оригинал плёнки. 13 апреля в 11.00 состоялось заседание президиума ВС и коллегии прокуратуры, где выступил генеральный прокурор Шолодонов, заявивший, что ВС, по его мнению, недееспособен, ибо можно говорить о подкупе части депутатов президентом.[12]

13 апреля депутаты Верховного Совета в результате повторного голосования приняли постановление № 3728-XII «О проведении республиканского референдума по вопросам, предложенным Президентом Республики Беларусь и мерах по его обеспечению». Референдум был назначен на 14 мая, одновременно с первым туром голосования по выборам в Верховный Совет.[16]

Опросы общественного мнения показывали, что более половины жителей планирует  ответить положительно на все 4 вопроса[17].

12 апреля Конституционный суд отказал Комиссии Верховного Совета по образованию, культуре и историческому наследию, требовавшей признать неконституционным вынесение на референдум вопроса о предоставлении русскому языку равного статуса с белорусским[18]

12 мая Белорусский народный фронт  выпустил заявление, в котором  призвал граждан принять участие  в референдуме и проголосовать  против[19].

Результаты и последствия


Официальные результаты голосования, озвученные ЦИК, были следующими[20]:

  • за придание русскому языку статуса государственного проголосовало 83,3 % (4 017 273 чел.), против проголосовали 12,7 % (613 516 чел.), 192 693 бюллетеня в части этого вопроса признаны недействительными;
  • за принятие нового флага и герба проголосовали 75,1 % (3 622 851 чел.), против проголосовали 20,47 % (988 839 чел.), 211 792 бюллетеня в части этого вопроса признаны недействительными;
  • за интеграцию с Россией проголосовали 83,3 % (4 020 001 чел.), против проголосовали 12,5 % (602 144 чел.), 201 337 бюллетеней в части этого вопроса признаны недействительными;
  • за наделение президента правом роспуска парламента в случае грубого или систематического нарушения последним конституции 77,7 % (3 749 266 чел.), против проголосовали 17,8 % (857 485 чел.), 216 731 бюллетень в части этого вопроса признан недействительным.

Вечером после закрытия избирательных  участков и объявления первых предварительных  результатов управляющий делами президента Иван Титенков лично залез на крышу дома правительства, сорвал бело-красно-белый флаг и разорвал его в клочья[21].

7 июня 1995 Президент издал указы № 213 «Об утверждении эталона Государственного герба Республики Беларусь и Положения о Государственном гербе Республики Беларусь»[1] и № 214 «Об утверждении Положения о Государственном флаге Республики Беларусь»[22], которые законодательно закрепили изменение государственной символики.

28 июня 1996 Верховным Советом 13 созыва был принят закон № 452-XIII «О признании утратившими силу законодательных актов Республики Беларусь по вопросам государственной символики», где признал утратившими силу законодательные акты, противоречащие результатам референдума [2].

Следует отметить, что с момента  проведения референдума бело-красно-белый  флаг и Погоня имеют в Беларуси статус незарегистрированной символики  и, соответственно, согласно статье 167-2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях запрещены к  использованию при проведении публичных  мероприятий.

Член Геральдического совета при  президенте Республики Беларусь Сергей Рассадин в 2007 году заявил, что белорусская государственная символика, принятая на референдуме, прочно вошла в сознание народа, а бело-красно-белый флаг и герб «Погоня» — антиисторические символы, дополняет его Замдиректора НИИ теории и практики государственного управления Академии управления при президенте Криштапович[23].

Результаты референдума укрепили позиции президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко и заложили основу для дальнейшего усиления исполнительной ветви власти в ущерб законодательной и судебной. Официальная биография А. Г. Лукашенко оценивает итоги референдума так: «Референдумы 1995-го и 1996 г. определили конституционное устройство страны, решили языковые проблемы, утвердили государственные символы, недвусмысленно высказались за союз с Россией.», однако в перечне важнейших перемен за время правления президента смена символики и статуса русского языка не называются, зато упоминается централизация власти: «Мы создали эффективную действующую систему государственного управления, то что в народе называют „вертикаль власти“»[24].

Правовая оценка и международная  реакция


Согласно статье 3 Конституции Белоруссии (редакция 1994 года), единственным источником государственной власти в Республике Беларусь является народ, который может  осуществлять свою власть непосредственно. Согласно статье 37 граждане Республики Беларусь имеют право непосредственно  участвовать в решении государственных  дел. Непосредственное участие граждан  в управлении делами общества и государства  обеспечивается проведением референдумов.

По мнению Михаила Пастухова, бывшего  в 1995 году судьёй Конституционного суда, нет никаких оснований считать этот референдум противоречащим нормам Конституции и серьёзных нарушений законности в ходе голосования также не было[25]. Сам Конституционный суд в своём послании «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 1995 году» также не говорит о каких-либо нарушениях при проведении референдума[26]

В заявлении Государственной думы России говорится, что она «с воодушевлением восприняла результаты прямого народного  волеизъявления 14 мая 1995 года, которое  подтвердило неуклонное стремление белорусского народа к единению с  Россией». Согласно заявлению, «высказанная позиция белорусского народа по вопросам об отношениях с Россией, о статусе  русского языка и о государственной  символике стала убедительным свидетельством глубокого понимания коренных интересов  двух наших братских народов»[27].

С другой стороны, законность проведения референдума 1995 г. оспаривается многими политиками, находящимися в оппозиции президенту Лукашенко. Так, бывший депутат Верховного Совета БССР, член Конституционной Комиссии и парламентской Комиссии по вопросам СМИ и прав человека Сергей Наумчик, проводя анализ законности проведения референдума, отмечает следующие нарушения.

  • Закон «О всенародном голосовании (референдуме)» в актуальной на момент проведения референдума редакции не допускал вынесения на референдум вопросов, касающихся национально-исторической идентичности, в том числе вопросов о государственной символике и государственном языке. С. Наумчик подчёркивает, что руководствуясь этим положением ЦИК Беларуси перед этим уже отказывал группе граждан в проведении аналогичного референдума о государственном языке.
  • Изменение государственного языка предполагало внесение поправки в статью 17 Конституции Беларуси. Согласно статье 148-2 Конституции, поправки в Конституцию не могли вноситься в последние шесть месяцев полномочий Верховного Совета. Наумчик подчёркивает, что Выборы в Верховный Совет 13 созыва были назначены на один день с референдумом, следовательно если бы Верховный Совет был в тот день избран в полном составе, полномочия старого созыва закончились бы не позже, чем через три месяца после дня голосования. Это указывается в качестве второй причины, почему вопрос о государственном языке не мог выноситься на этот референдум.[28]
  • Верховный Совет отказывался утвердить три вопроса референдума из четырёх, предложенных президентом до того момента, как против депутатов от БНФ, объявивших голодовку в стенах парламента, было применено физическое насилие. Наумчик расценивает применение сил ОМОНа против депутатов БНФ как угрозу другим депутатам, после которой они всё же утвердили вопросы. Таким образом назначение референдума сопровождалось нарушением закона «О статусе депутата Верховного Совета Ресублики Беларусь», Временного регламента Верховного совета и Уголовного кодекса[28]

Процесс проведения сопровождался, по наблюдениям Наумчика, следующими нарушениями:

  • Нарушения были зафиксированы на всех без исключения участках, на которых присутствовали наблюдатели от Белорусского народного фронта. Заявление об этом было подано в ЦИК и не было принято.
  • Результаты референдума так и не были утверждены Верховным Советом 12 созыва.

Парламентская ассамблея ОБСЕ сделала вывод, что парламентские выборы и референдум в Белоруссии не соответствовали всем международным нормам свободного и справедливого голосования. Отмечался контроль со стороны правительства за СМИ (что приводило к недостатку или искажению информации), вмешательство исполнительной власти в избирательный процесс, препятствие деятельности политических партий и пр.

Информация о работе Референдумы 1995 и 1996 года