Референдумы 1995 и 1996 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 15:40, реферат

Краткое описание

На референдум было вынесено 4 вопроса:
Об изменении государственной символики;
О придании русскому языку статуса государственного;
О поддержке действий президента, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией;
О необходимости внесения изменений в конституцию, которые предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом в случаях систематического или грубого нарушения Конституции.

Содержание

Введение
Часть 1 референдум 1995 года
Часть 2 референдум 1996 года
Заключения

Вложенные файлы: 1 файл

ЧУО.docx

— 118.30 Кб (Скачать файл)

Негативное заявление по поводу выборов и референдума в Беларуси сделал госдепартамент США, в котором  было высказано сожаление по поводу того, «каким образом и в которой  обстановке руководство Беларуси провело  выборы и референдум

 

 герб и флаг 1991-1995

после 1995

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Республиканский референдум 14 мая 1995 года

«Согласны ли вы с приданием русскому языку  равного статуса с белорусским?»

Да или нет

Голосов

Процент

 Да

4,017,273

83,3%

Нет

613,516

12,7%

Действительных голосов

4 078 629

96%

Недействительных голосов

192,693

4%

Всего голосов

4 830 582

100,00%

Электорат

7 445 820


«Поддерживаете  ли Вы предложение об установлении новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь?»

Да или нет

Голосов

Процент

 Да

3 622 851

75,1%

Нет

988 839

20,47%

Действительны

 голосов

4 611 690

95,62%

Недействительных голосов

211 792

4,38%

Всего голосов

4 830 582

100,00%

Электорат

7 445 820


«Поддерживаете  ли Вы действия Президента Республики Беларусь, направленные на экономическую  интеграцию с Российской Федерацией?»

Да или нет

Голосов

Процент

 Да

4 020 001

83,3%

Нет

602 144

12,5%

Действительных голосов

4 622 115

95,8%

Недействительных голосов

201 337

4,2%

Всего голосов

4 830 582

100,00%

Электорат

7 445 820


«Согласны ли Вы с необходимостью внесения изменений  в действующую Конституцию Республики Беларусь, которые предусматривают  возможность досрочного прекращения  полномочий Верховного Совета Президентом  Республики Беларусь в случаях систематического или грубого нарушенияКонституции?»

Да или нет

Голосов

Процент

 Да

3 749 266

77,7%

Нет

857 485

17,8%

Действительных голосов

4606751

95,5%

Недействительных голосов

216 731

4,5%

Всего голосов

4 830 582

100,00%

Электорат

7 445 820


Источник: ЦИК РБ

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Республиканский референдум 24 ноября 1996 года

Электорат

7 346 397

Явка

6 181 463

84,14%


Вопросы, инициированные Президентом Республики Беларусь:

«Перенести  День независимости Республики Беларусь (День Республики) на 3 июля — день освобождения Беларуси от гитлеровских захватчиков  в Великой Отечественной войне»

Да или нет

Голосов

Процент

 Да

5 450 830

88,18%

Нет

646 708

10,46%

Действительных голосов

6 097 538

98,64%

Недействительных голосов

83 925

1,38%

Всего голосов

6 101 463

100,00%


«Принять  Конституцию Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями (новая редакция Конституции Республики Беларусь), предложенными Президентом  Республики Беларусь А. Г. Лукашенко»

Да или нет

Голосов

Процент

 Да

5 175 664

83,73%

Нет

689 642

11,16%

Действительных голосов

5 865 306

94,98%

Недействительных голосов

316 157

5,11%

Всего голосов

6 101 463

100,00%


«Выступаете ли Вы за свободную, без ограничений, покупку и продажу земли?»

Да или нет

Голосов

Процент

 Нет

5 123 386

82,88%

Да

948 756

15,35%

Действительных голосов

6 072 142

98,23%

Недействительных голосов

109 321

1,77%

Всего голосов

6 101 463

100,00%


«Поддерживаете  ли Вы отмену смертной казни в Республике Беларусь?»

Да или нет

Голосов

Процент

 Нет

4 972 535

80,44%

Да

1 108 226

17,93%

Действительных голосов

6 080 761

98,37%

Недействительных голосов

100 702

1,63%

Всего голосов

6 101 463

100,00%


Вопросы, инициированные депутатами Верховного Совета Республики Беларусь:

«Принять  Конституцию Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, предложенными депутатами фракций  коммунистов и аграриев»

Да или нет

Голосов

Процент

 Нет

5 230 763

84,62%

Да

582 437

9,42%

Действительных голосов

5 813 200

94,04%

Недействительных голосов

368 263

5,96%

Всего голосов

6 101 463

100,00%


«Выступаете ли Вы за то, чтобы руководители местных  органов исполнительной власти избирались непосредственно жителями соответствующей  административно - территориальной  единицы?»

Да или нет

Голосов

Процент

 Нет

4 321 866

69,92%

Да

1 739 178

28,24%

Действительных голосов

6 061 044

98,05%

Недействительных голосов

120 419

1,95%

Всего голосов

6 101 463

100,00%


«Согласны ли Вы, что финансирование всех ветвей власти должно осуществляться гласно и только из государственного бюджета?»

Да или нет

Голосов

Процент

 Нет

4 070 261

65,85%

Да

1 989 252

32,18%

Действительных голосов

6 061 044

98,03%

Недействительных голосов

121 950

1,97%

Всего голосов

6 101 463

100,00%


Примечание: По вопросам принятия Конституции Республики Беларусь результаты голосования учитывались исходя из количества граждан, которые внесены  в списки для голосования, а по остальным вопросам — исходя из количества граждан, которые приняли  участие в голосовании.

Источник: ЦИК РБ





Второй в истории независимой Белоруссии референдум был проведён 24 ноября 1996. Из 7 вопросов 4 были инициированы президентом, 3 парламентом. По официальным результатам референдума были поддержаны два предложения президента и отклонены все предложения парламента. Многие государства и международные органы, включая ОБСЕ, Совет Европы иЕвропейский союз, официально не признали результаты референдума и объявили их незаконными по причине того, что референдум проводился с серьёзными процедурными нарушениями.

Содержание

Предпосылки


К 1996 году в Белоруссии обострились противоречия между президентом и парламентом и страна вступила в полосу политического кризиса. В августе 1996 года президент Александр Лукашенко предложил провести референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию, существенно расширяющих права президента и превращающих республику изпарламентско-президентской в президентскую, а также по ряду других вопросов, имевших большой общественный резонанс.

Верховный Совет назначил проведение референдума на 24 ноября 1996 года и также вынес вопрос о внесении изменений в конституцию, превращающих республику в чисто парламентскую (т.е. упразднение поста Президента) и ряд других вопросов.

Вопросы


Вопросы, инициированные президентом:

  • О переносе Дня независимости на 3 июля — День освобождения города Минска от гитлеровских захватчиков в Великой Отечественной войне.
  • О внесении изменений и дополнений в Конституцию (предложенных президентом).
  • О введении свободной без ограничений купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения.
  • Об отмене смертной казни.

Вопросы, инициированные Верховным  Советом:

  • О внесении изменений и дополнений в Конституцию (предложенных парламентом).
  • О выборности глав администраций регионов.
  • О финансировании всех ветвей власти открыто и только из бюджета.

В действительности территория современной  Белоруссии была освобождена от немецко-фашистских захватчиков 28 июля 1944 год.

Характер вопросов

Согласно пункту 3 постановления  Верховного Совета, вопросы о принятии предлагаемых изменений и дополнений к Конституции 1994 года выносились на обязательный референдум. Решение, принятое обязательным референдумом, является окончательным и в утверждении  не нуждается. Конституционный суд  Республики Беларусь установил, что  пункт 3 в части вынесения на обязательный референдум изменений и дополнений Конституции не соответствует Конституции  и законам Республики Беларусь. На основании заключения Конституционного суда от 4 ноября 1996 года Верховный Совет  Республики Беларусь внес изменения  в свое постановление от 6 сентября 1996 г. и признал, что на обязательный референдум выносятся только вопросы о переносе Дня независимости Республики Беларусь (Дня Республики) и о выборности руководителей местных органов исполнительной власти. Результаты референдума об изменении Конституции должны носить консультативный характер, принять новую редакцию Конституции имеет право лишь Верховный Совет.

В соответствии со статьей 129 Конституции  Республики Беларусь заключения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию  и опротестованию не подлежат. Однако президент А. Г. Лукашенко, вопреки заключению Конституционного Суда Республики Беларусь от 4 ноября 1996 года и постановлению Верховного Совета Республики Беларусь от 5 ноября 1996 года даже при наличии специальной ссылки в бюллетене о характере вопросов, вынесенных на голосование, своим Указом придал консультативным вопросам референдума обязательный характер. Во втором Указе от 7 ноября 1996 г. № 459 было установлено, что заключение Конституционного суда от 4 ноября 1996 г. не действует «как существенно расходящееся с Конституцией и ограничивающее конституционное право граждан на участие в референдуме (народном голосовании)». На недопустимость такого поворота решения о референдуме обратил внимание председатель Конституционного суда В. Тихиня в письме от 26 ноября 1996 г. на имя президента страны и спикера парламента. В нём отмечается, что «… все государственные органы и должностные лица при оценке итогов референдума должны руководствоваться заключением Конституционного суда и постановлением Верховного Совета».

15 апреля 1997 года данное Заключение  было отменено Конституционным  судом, созданным уже по Конституции  с поправками Президента, как  носящее «противоречивый характер»,  резолютивная часть которого  «не согласуется с мотивировочной  частью и не основана на  требованиях Конституции и законов». Также суд установил, что Постановление  Верховного Совета Республики  Беларусь от 6 сентября 1996 года «О  проведении республиканского референдума  в Республике Беларусь и мерах  по его обеспечению» носило  правоприменительный характер и  не являлось нормативным актом,  а согласно Конституции 1994 года  Конституционный Суд осуществляет  контроль за конституционностью лишь нормативных актов[4].

Политическая обстановка в период подготовки к референдуму


Предыдущий  референдум в Белоруссии прошёл в мае 1995 года. Четыре президентских вопроса (о союзе с Россией, об официальном статусе русского языка, о советской государственной символике и о праве Президента распускать парламент) получили по официальным данным 75-80 % поддержки, хотя депутаты Верховного Совета отклонили три последних вопроса.

В том же году в Белоруссии прошли и парламентские выборы. В новом составе парламента относительное большинство (47,5 %) получили коммунисты и Аграрная партия, лидер которой Семён Шарецкий стал спикером. Он сразу заявил, что выступает за рыночные реформы, сохранение суверенитета и неприкосновенность демократической Конституции, а белорусское общество должно консолидироваться вокруг национальной идеи. С этого момента начались постоянные конфликты Александра Лукашенко спарламентом. Одним из ключевых вопросов стала интеграция с Россией. В ответ на подписание 2 апреля 1996 Россией и Белоруссией Договора о создании Союза Суверенных Республик, оппозиция организовала 26 апреля акцию «Чернобыльский шлях», в которой приняло участие более 50 тысяч человек, которые вышли на улицы Минска для демонстрации несогласия с политикой Лукашенко[5].

В августе 1996 Лукашенко выступил с инициативой проведения нового референдума: по вопросам введения формы президентской республики, отношения к смертной казни, частной собственности на землю и переноса Дня независимости с 27 июля (Принятие декларации о суверенитете Республики Беларусь (БССР)) на 3 июля (День освобождения Минска от немецких захватчиков). Парламент перенёс дату референдума на 24 ноября.

9 октября на республиканском совещании работников агрокомплекса Александр Лукашенко так определил свою программу:

«Безуспешные попытки наладить конструктивное сотрудничество с Верховным  Советом… только в результате конституционной  реформы мы сможем уйти, наконец, от бесконечных бессмысленных политических баталий наверху и сосредоточиться  на проблемах, которые больше всего  волнуют наших людей… Именно в сильной власти сегодня спасение для нашего государства и экономики… При слабом Президенте наши доморощенные либералы и дерьмократы, под разговоры о всеобщем благе всех нас без штанов оставят в собственной стране».

— А. Г. Лукашенко

19 октября Всебелорусское народное собрание (около 6 тысяч «представителей народа и трудовых коллективов») поддержало идею проведения президентского референдума. В тот же день на площади у Минского оперного театра оппозиция провела разрешённый митинг протеста, который закончился столкновениями с милицией.

Руководство парламента категорически  отвергло предложения Лукашенко  о конституционной реформе. Даже предложенное пропрезидентскими депутатами «компромиссное решение» было отклонено 88 голосами против 84. Более того, по инициативе руководства Верховного Совета в Конституционном суде было возбуждено дело против Лукашенко по факту нарушения Конституции. Западные страны поддержали оппозицию: 17 октября Госдепартамент США заявил:

Заявив о своём нежелании  работать дальше с парламентом, Президент  Лукашенко становится на путь дальнейшего  раскола страны.

— Госдеп США

Группа депутатов Верховного совета включила в повестку дня вопрос об импичменте Лукашенко. Затем в результате посреднических действий руководства России в ночь на 22 ноября в Минске прошли переговоры Председателя Госдумы РФГеннадия Селезнёва, премьер-министра Виктора Черномырдина, председателя Совета Федерации Егора Строева, Президента Белоруссии Александра Лукашенко и Председателя Верховного Совета Семёна Шарецкого, по итогам которых было подписано «Соглашение об общественно-политической ситуации и о конституционной реформе в Республике Беларусь».

Фактически это был «нулевой вариант» — Лукашенко отменял свои указы, декларировавшие юридическую обязательность результатов референдума, соглашаясь на их совещательный характер, а Верховный Совет отзывал из Конституционного Суда и прекращал дело о нарушении Президентом Конституции. Предусматривалось формирование на паритетных началах Конституционного Собрания для выработки новой редакции Основного Закона.[6][7][8]

Информация о работе Референдумы 1995 и 1996 года