Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 15:40, реферат
На референдум было вынесено 4 вопроса:
Об изменении государственной символики;
О придании русскому языку статуса государственного;
О поддержке действий президента, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией;
О необходимости внесения изменений в конституцию, которые предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом в случаях систематического или грубого нарушения Конституции.
Введение
Часть 1 референдум 1995 года
Часть 2 референдум 1996 года
Заключения
Негативное заявление по поводу
выборов и референдума в
герб и флаг 1991-1995
после 1995
Республиканский референдум 14 мая 1995 года | ||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||
Источник: ЦИК РБ | ||||||||||||||||||||||||
|
Республиканский референдум 24 ноября 1996 года | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
Вопросы, инициированные Президентом Республики Беларусь: | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
Вопросы, инициированные депутатами Верховного Совета Республики Беларусь: | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
Примечание: По вопросам принятия Конституции Республики Беларусь результаты голосования учитывались исходя из количества граждан, которые внесены в списки для голосования, а по остальным вопросам — исходя из количества граждан, которые приняли участие в голосовании. | |||||||||||||||||||||
Источник: ЦИК РБ |
Второй в истории независимой Б
Содержание
Предпосылки
К 1996 году в Белоруссии обострились противоречия
между президентом и парламентом и страна
вступила в полосу политического кризиса.
В августе 1996 года президент Александр Лукашенко предложил провести референдум по внесению
изменений и дополнений в Конституцию,
существенно расширяющих права президента
и превращающих республику изпарл
Верховный Совет назначил проведение референдума на 24 ноября 1996 года и также вынес вопрос о внесении изменений в конституцию, превращающих республику в чисто парламентскую (т.е. упразднение поста Президента) и ряд других вопросов.
Вопросы
Вопросы, инициированные президентом:
Вопросы, инициированные Верховным Советом:
В действительности территория современной Белоруссии была освобождена от немецко-фашистских захватчиков 28 июля 1944 год.
Характер вопросов
Согласно пункту 3 постановления Верховного Совета, вопросы о принятии предлагаемых изменений и дополнений к Конституции 1994 года выносились на обязательный референдум. Решение, принятое обязательным референдумом, является окончательным и в утверждении не нуждается. Конституционный суд Республики Беларусь установил, что пункт 3 в части вынесения на обязательный референдум изменений и дополнений Конституции не соответствует Конституции и законам Республики Беларусь. На основании заключения Конституционного суда от 4 ноября 1996 года Верховный Совет Республики Беларусь внес изменения в свое постановление от 6 сентября 1996 г. и признал, что на обязательный референдум выносятся только вопросы о переносе Дня независимости Республики Беларусь (Дня Республики) и о выборности руководителей местных органов исполнительной власти. Результаты референдума об изменении Конституции должны носить консультативный характер, принять новую редакцию Конституции имеет право лишь Верховный Совет.
В соответствии со статьей 129 Конституции Республики Беларусь заключения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат. Однако президент А. Г. Лукашенко, вопреки заключению Конституционного Суда Республики Беларусь от 4 ноября 1996 года и постановлению Верховного Совета Республики Беларусь от 5 ноября 1996 года даже при наличии специальной ссылки в бюллетене о характере вопросов, вынесенных на голосование, своим Указом придал консультативным вопросам референдума обязательный характер. Во втором Указе от 7 ноября 1996 г. № 459 было установлено, что заключение Конституционного суда от 4 ноября 1996 г. не действует «как существенно расходящееся с Конституцией и ограничивающее конституционное право граждан на участие в референдуме (народном голосовании)». На недопустимость такого поворота решения о референдуме обратил внимание председатель Конституционного суда В. Тихиня в письме от 26 ноября 1996 г. на имя президента страны и спикера парламента. В нём отмечается, что «… все государственные органы и должностные лица при оценке итогов референдума должны руководствоваться заключением Конституционного суда и постановлением Верховного Совета».
15 апреля 1997 года данное Заключение
было отменено Конституционным
судом, созданным уже по
Политическая обстановка в период подготовки к референдуму
Предыдущий референдум в Белоруссии прошёл в мае 1995 года. Четыре президентских вопроса (о союзе с Россией, об официальном статусе русского языка, о советской государственной символике и о праве Президента распускать парламент) получили по официальным данным 75-80 % поддержки, хотя депутаты Верховного Совета отклонили три последних вопроса.
В том же году в Белоруссии прошли и парламентские выборы. В новом составе парламента относительное большинство (47,5 %) получили коммунисты и Аграрная партия, лидер которой Семён Шарецкий стал спикером. Он сразу заявил, что выступает за рыночные реформы, сохранение суверенитета и неприкосновенность демократической Конституции, а белорусское общество должно консолидироваться вокруг национальной идеи. С этого момента начались постоянные конфликты Александра Лукашенко спарламентом. Одним из ключевых вопросов стала интеграция с Россией. В ответ на подписание 2 апреля 1996 Россией и Белоруссией Договора о создании Союза Суверенных Республик, оппозиция организовала 26 апреля акцию «Чернобыльский шлях», в которой приняло участие более 50 тысяч человек, которые вышли на улицы Минска для демонстрации несогласия с политикой Лукашенко[5].
В августе 1996 Лукашенко выступил с инициативой проведения нового референдума: по вопросам введения формы президентской республики, отношения к смертной казни, частной собственности на землю и переноса Дня независимости с 27 июля (Принятие декларации о суверенитете Республики Беларусь (БССР)) на 3 июля (День освобождения Минска от немецких захватчиков). Парламент перенёс дату референдума на 24 ноября.
9 октября на республиканском совещании работников агрокомплекса Александр Лукашенко так определил свою программу:
«Безуспешные попытки наладить
конструктивное сотрудничество с Верховным
Советом… только в результате конституционной
реформы мы сможем уйти, наконец, от
бесконечных бессмысленных
— А. Г. Лукашенко
19 октября Всебелорусское народное собрание (около 6 тысяч «представителей народа и трудовых коллективов») поддержало идею проведения президентского референдума. В тот же день на площади у Минского оперного театра оппозиция провела разрешённый митинг протеста, который закончился столкновениями с милицией.
Руководство парламента категорически отвергло предложения Лукашенко о конституционной реформе. Даже предложенное пропрезидентскими депутатами «компромиссное решение» было отклонено 88 голосами против 84. Более того, по инициативе руководства Верховного Совета в Конституционном суде было возбуждено дело против Лукашенко по факту нарушения Конституции. Западные страны поддержали оппозицию: 17 октября Госдепартамент США заявил:
Заявив о своём нежелании работать дальше с парламентом, Президент Лукашенко становится на путь дальнейшего раскола страны.
— Госдеп США
Группа депутатов Верховного совета включила в повестку дня вопрос об импичменте Лукашенко. Затем в результате посреднических действий руководства России в ночь на 22 ноября в Минске прошли переговоры Председателя Госдумы РФГеннадия Селезнёва, премьер-министра Виктора Черномырдина, председателя Совета Федерации Егора Строева, Президента Белоруссии Александра Лукашенко и Председателя Верховного Совета Семёна Шарецкого, по итогам которых было подписано «Соглашение об общественно-политической ситуации и о конституционной реформе в Республике Беларусь».
Фактически это был «нулевой вариант» — Лукашенко отменял свои указы, декларировавшие юридическую обязательность результатов референдума, соглашаясь на их совещательный характер, а Верховный Совет отзывал из Конституционного Суда и прекращал дело о нарушении Президентом Конституции. Предусматривалось формирование на паритетных началах Конституционного Собрания для выработки новой редакции Основного Закона.[6][7][8]