Реформаторская деятельность М.М.Сперанского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 07:20, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является рассмотрение основных проектов реформ разработанных М.М. Сперанским.
Задачи работы:
1. Изучить деятельность М.М.Сперанского как реформатора от бюрократии.
2. Охарактеризовать планы реформ М.М. Сперанского.
3. Описать реформаторские проекты М. М. Сперанского.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..……….…..3
1. Реформаторская деятельность М.М.Сперанского.
М.М.Сперанский: реформатор от бюрократии…………………..…....4
Планы реформ М.М. Сперанского…………………..…………………13
Реформаторская деятельность М. М. Сперанского…...……………....21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….28

Вложенные файлы: 1 файл

контр. Реформаторская деятельность М.М.Сперанского.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

Негативное  отношение к Сперанскому усугублялось тем, что лишь немногие знали и представляли цели и задачи преобразований. В целом сознание общества не было подготовлено к этим преобразованиям. Российское общественное сознание еще не отошло от испуга, вызванного Великой французской революцией, и в преобразованиях, которые проводил Сперанский, представители имущих классов и сословий увидели ее отдаленные последствия.

Сознание  господствующего класса, сформировавшегося  во время правления Екатерины II и Павла I, воспринимало любые изменения, затрагивающие интересы дворянства, как преддверие революции.

1 января 1810 года Александр своим Манифестом  учредил Государственный совет. М. М. Сперанский получил в этом органе должность государственного секретаря. В его ведении оказалась вся проходившая через Государственный совет документация: он готовил бумаги к заседаниям, составлял доклады и отчеты для представления императору. Выступавшая внешне обыкновенной канцелярской должностью функция государственного секретаря на практике приобретала исключительную важность. В течение трех лет — с 1809-го по 1811 год — Сперанский являлся самым влиятельным среди русских сановников лицом, фактически вторым после императора человеком в Российской империи.

Должность государственного секретаря давала Михаилу Михайловичу возможность быть в курсе всех важнейших событий, происходящих как в России, так и за ее границами. Решение большинства опросов было напрямую связано с тем, как быстро и с какими комментариями и рекомендациями государственный секретарь доложит их содержание императору. Это очень хорошо понимали в окружении Александра I. Отношение к Сперанскому в высших кругах столичной знати было сложным. С одной стороны, для устройства различных дел к нему вынуждены были обращаться с просьбами даже высоко титулованные особы. С другой стороны, они не могли забыть о происхождении Сперанского и зачастую в своем окружении называли его "поповичем". Особое раздражение у знати вызывали случаи отказа выполнить ту или иную просьбу, даже по причине ее незаконности. Оценивая положение М. М. Сперанского в государственном аппарате первой четверти XIX века, историк С. М. Середонин писал:

К середине 1811 года Сперанский почувствовал, что светское общество начало против него войну. Оскорбления, насмешки в его адрес делались явлением обычным. В окружении Александра I сложился круг людей, которые по той или иной причине были враждебно настроены к Сперанскому. В ход пошли излюбленные средства интриганов — сплетни, подметные письма, обвинения во взяточничестве (а кто в России не брал взяток?) и даже в государственной измене. В последнем случае Михаилу Михайловичу припомнили Эрфурт и его встречи с Наполеоном. Это обвинение в условиях обострившихся российско-французских отношений, было особенно тяжелым.

Некоторое время император открыто не реагировал на то, что ему говорили о Сперанском. Более того, в день своего 40-летия Сперанский был удостоен очередной награды — ордена Александра Невского. Однако ритуал вручения награды прошел непривычно строго официально, и для двора стало ясно, что "звезда" реформатора начинает тускнеть. Но мало кто мог предвидеть, что падение произойдет так скоро.

О деятельности Сперанского в Сибири его биограф М. А. Корф писал: "Если вспомнить, что Сперанский провел в Сибири менее двух лет; что ему в это время надлежало и управлять, и производить ревизию, и собирать материалы к преобразованиям, и писать новые учреждения; что тогда Сибирь была, — по его мнению и по общему отзыву, — настоящим дном злоупотреблений; и что по одной Иркутской губернии следственные дела разрослись до множества томов; если, наконец, принять в соображение сколько времени сенаторы, назначавшиеся туда после него, употребляли на одну ревизию, при готовых уже данных, то нельзя, конечно, не изумляться массе того, что он успел там совершить".

В ноябре 1825 года скончался Александр I. Его  преемник, император Николай I, то ли не смог, то ли не захотел использовать опыт и талант М. М. Сперанского. Ему было поручено возглавить 2-е отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, осуществлявшей кодификацию законов. Под руководством Михаила Михайловича были составлены Полное собрание законов Российской империи в 45 томах и свод законов в Российской империи в 15 томах. В 1835—1837 годах М. М. Сперанский был приглашен к императорскому двору, где он преподавал юридические науки наследнику престола — будущему императору Александру II.

1 января 1839 года, в день его 56-летия, высочайшим повелением М. М. Сперанскому было пожаловано графское достоинство, но прожить Михаилу Михайловичу с графским титулом суждено было всего 41 день. 11 февраля 1839 года он умер от простуды.

В период либеральных  реформ Александра I Карамзин и Сперанский представляли враждебные круги русского общества. Несовпадение взглядов раннего Сперанского-либерала и Сперанского-консерватора до сих пор является неразгаданным. В литературе отмечено влияние на него немецких романтиков, Шеллинга, Фихте, Гердера, Савиньи, А.Смита. Однако важнейшим фактором стало общение с Н. М. Карамзиным. В конечном счете Сперанский пришел к выводу, что Россия не готова к установлению конституционной монархии. По сути, Сперанский заложил основы русского солидаризма.

М.М.Сперанский не является сторонником общественного переворота. Политические перемены должны состоять «в соглашении сего ощутительного противоречия, которое у нас есть между видимою  формой правления и внутреннею, в  исполнении на самом деле того, о чем в продолжение целого века государи твердят народу, в утверждении престола не на сне народа и очаровании предрассудка, но на твердых столпах закона и всеобщего порядка». Следовательно, М.М.Сперанский не выступает за полный слом старых государственных форм. Он надеется примирить старые государственные институты, включая и монархию, с новыми правовыми основами [8, 74].

Первая половина XIX в. характеризуется широким спектром политических идей, рассматривающих  будущее России. Либеральная политико-правовая традиция была продолжена в проектах конституционных преобразований Михаила Михайловича Сперанского.

Государством, по Сперанскому, движут и управляют три силы: законодательная, исполнительная и судебная. Начало их и источник – народ, ибо он и есть не что иное, как нравственные и физические силы людей в отношении общежития. Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно, один раз в год. Глава исполнительной власти – монарх участвует в деятельности Думы, но «никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы». Мнение Думы свободно, и поэтому монарх не может «ни уничтожить законов, ни обезобразить их», т.к. в своих действиях исполнительная власть подконтрольна представительному органу.

Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающейся высшим судебным органом – Сенатом. Три власти управляют государством подобно тому, как человек своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению.

Сперанский предусмотрел и возможность объединения этих властей для согласного их действия в Государственном Совете, состоящем частично из лиц, назначаемых монархом, а частично из избранных по избирательному праву. Государственный Совет заседает под председательством царя. Он обладает правом законодательной инициативы, но законы, «коим вводится какая-либо перемена в отношении сил государственных  или в отношении частных лиц между собой», утверждаются непременно и исключительно Государственной Думой.

Организация местной власти предполагает введение коллегиального управления сверху донизу через систему представительных органов – дум: губернских, уездных и волостных, избираемых на многоступенчатой основе.

Порядок в устроенном таким образом государстве охраняется законами. Одним просвещением и деятельностью просвещенных монахов нельзя достичь политических результатов. Идеал Платона отвергал, следуя скорее Аристотелю и утверждая, что законы, а не люди должны управлять государством. В преобразованном государстве возможно наилучшим способом обеспечить права подданным. В духе учения Ш.Монтескье о правах гражданских и политических Сперанский  анализирует понятия: рабство политическое  и свобода политическая, рабство гражданское  и свобода гражданская. Под политическим рабством он понимал такое состояние, «когда воля одного – закон для всех», а политическую свободу определял как подчинение всех и каждого законам, а также предоставление избирательного права, обеспечивающего участие подданных в действиях законодательной и исполнительной власти.

 Под гражданским рабством понимал подчинение одного класса («в повинностях личных или вещественных») другому, а гражданская свобода, по его мнению, выражается в основанной на законе независимости друг от друга всех сословий и групп в обществе. Анализируя связи между этими понятиями, М.М.Сперанский отметил, что политическая свобода имеет больший объём по своему содержанию и поэтому является фундаментом для свободы гражданской.

М.М.Сперанский  в отличие  от некоторых русских просветителей  (например, С.Е.Десницкого) признавал феодальный характер самодержавия. Однако феодализм он понимал лишь как систему юридических норм, как определенную форму государственной власти.

Сперанский - сторонник конституционной монархии. В записке «О коренных законах государства» он прямо указывает, что будущим строем должны быть или «ограниченная монархия, или умеренная аристократия», основанные на конституции. Это означает: «1) что коренные законы государства должны быть творением народа; 2) что коренные законы государства полагают пределы самодержавной  воли».

Закон, по мнению М.М.Сперанского, считается  не только ограничением власти самодержавия, но и сосредоточением силы государства. Приходит к убеждению, что «самовластие»  – признак слабости правительства.

Конституционная монархия, основанная на законе, должна опираться на квалифицированный бюрократический аппарат, обеспечивающий её функциональную деятельность. В этих целях Сперанским были проведены два закона о чиновниках: «О придворных званиях» (03.04.1809 г.), «Об экзаменах на чин» (06.08.1809 г.). Они вводили необходимые условия для занятия должностей и получения служебных чинов: наличие диплома о высшем образовании или сдача экзаменов на чин по весьма обширному списку предметов. Придворные звания не являлись более основанием для получения чинов и продвижения по службе, а сделать карьеру, не служа, стало для дворян невозможно.

На сословный строй  общества М.М.Сперанский в целом  не покушался, но предлагал произвести его правовое  оформление с закреплением прав и обязанностей сословий.

 Дворянство он наделял всеми политическими и гражданскими правами и дополнительным правом владения землями, населенными крестьянами, с обязанностью уплаты налога за владение землей. Среднему сословию (владельцам любой недвижимости) он представлял все гражданские права, а политические – в зависимости от имущественного ценза. Рабочий народ – только гражданскими правами.

К крепостному праву Сперанский относился отрицательно. «Крепостничество, - писал он, - несовместимо с цивилизованной государственностью. И нет никакого основания считать, что в России оно не могло бы уничтожиться, если будут приняты к тому действительные меры». В крепостном праве он усматривал только препятствие к интенсивным формам ведения сельского хозяйства, но и преграду развития городских промыслов и ремесел. При этом резкой отмены ее опасался, полагая, что, получив свободу, россияне обратятся «к кочевому образу жизни». Предлагал осуществить отмену крепостного права в два этапа: вначале ограничиваются крестьянские повинности, подушная подать заменяется на поземельную и производится личное освобождение крестьян от помещиков, а затем к крестьянам возвращается «древнее право перехода» (Юрьев день). Землю предполагалось оставить за помещиками, но с предоставлением крестьянам права ее приобретения.

Проекты Сперанского  вызывали резкую критику в адрес  реформатора со стороны дворян, которые  были недовольны указами о чиновниках, сокращавшими их привилегии, а в  социальных проектах Сперанского усматривали  ущемление своих земельных прав. В итоге Сперанский Александром 1 был отстранен от службы и отправлен в ссылку.

 

 

1.2. Планы реформ  М.М. Сперанского

 

Наиболее полно взгляды  нового реформатора М.М. Сперанского  отражены в записке 1809 года - «Введение  к уложению государственных законов». В ней он высказал свое мнение не только по поводу отдельных конкретных проблем государственного развития и правопорядка, но и дополнительно объяснил и обосновал свои мысли на основании теории права или даже скорее философии права.

Сперанский указывает на то, что живые силы государства могут проявляться либо в сосредоточенной форме (в единении друг с другом), либо порознь, будучи распределенными среди отдельных людей. В первом случае, говорил он, они способствуют развитию государственной власти и ее политических привилегий, а во втором случае, напротив, они поддерживают права подданных. Сперанский пишет: «Если бы права государственной власти были неограниченны, если бы силы государственные соединены были в державной власти и никаких прав не оставляли бы они подданным, тогда государство было бы в рабстве и правление было бы деспотическое». По мнению Сперанского, подобное рабство может принимать две формы, точнее иметь как бы две ступени. Первая форма исключает подданных не только из всякого участия в использовании государственной власти, но к тому же отнимает у них свободу распоряжаться своей собственной личностью и своей собственностью. Вторая, более мягкая, также исключает подданных из участия в управлении государством, однако оставляет за ними свободу по отношению к собственной личности и к имуществу. Следовательно, при такой более мягкой форме подданные не имеют политических прав, но за ними остаются права гражданские. А наличие их означает, что в государстве в какой-то степени есть свобода. Но свобода эта не достаточно гарантирована и может легко нарушаться со стороны государственной власти, поэтому - объясняет Сперанский - необходимо предохранять ее - по средствам  создания и укрепления основного закона, то есть Политической конституции. Гражданские права должны быть перечислены в ней «в виде первоначальных гражданских последствий, возникающих из прав политических», а гражданам должны быть даны политические права, при помощи которых они будут в состоянии защищать свои гражданские права и свою гражданскую свободу. «Таким образом, могут быть в государстве войска без силы, деньги, без богатства и почести без уважения» [3, 54].

Информация о работе Реформаторская деятельность М.М.Сперанского