Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:00, контрольная работа
Целью данной работы является изучение личности и реформ М.М. Сперанского.
В соответствии с поставленной целью выделены следующие задачи:
1. Изучить реформаторские проекты М.М. Сперанского;
2. Рассказать о исторической роли М.М.Сперанского в реформировании общего гражданского управления Сибири в 19 веке.
Введение 2
1. Реформаторские проекты Сперанского 3
2. Историческая роль М.М.Сперанского в реформировании общего гражданского управления Сибири в 19 веке 11
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Введение 2
1. Реформаторские проекты Сперанского 3
2. Историческая
роль М.М.Сперанского в
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Имя графа Михаила Михайловича
Сперанского известно всем, кто хоть
немного знаком с русской историей.
Однако – как это нередко бывает,
– как правило, кроме самого общего
определения «прогрессивного
Стоит упомянуть, что данная тема, данные реформы не настолько хорошо и широко исследованы наукой, как, например, реформы Столыпина или Петра 1. Тому есть свои причины: широко задуманные реформы государственного секретаря и ближайшего сотрудника Императора Александра I в последние годы перед Отечественной войной в основном не осуществились, Государственная Дума была избрана без малого через столетие после того, как он это предлагал, а неосуществленные реформы – каков бы ни был их замысел – редко становятся предметом пристального общественного внимания.
Целью данной работы является изучение личности и реформ М.М. Сперанского.
В соответствии с поставленной целью выделены следующие задачи:
1. Изучить реформаторские проекты М.М. Сперанского;
2. Рассказать о исторической
роли М.М.Сперанского в
Планы наиболее значительных преобразований государственной системы России в александровскую эпоху связаны с именем крупнейшего государственного деятеля Михаила Михайловича. Сперанского.
Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) родился в семье сельского священника села Черкутино Владимирской губернии. Он получил основательное богословское образование в Главной Семинарии при Александро-Невском монастыре в Санкт-Петербурге. Его яркие способности обратили на него внимание духовного начальства еще в семинарии. По окончании курса он был оставлен учителем математики, физики, красноречия и философии. В этот период Сперанский самостоятельно изучал труды западноевропейских философов, политиков, читал трактаты французских энциклопедистов. В России эти произведения переводились мало, их изучение требовало хорошего знания немецкого, английского и французского языков.
Отличительной чертой Сперанского-мыслителя являлась жесткая логика, систематизация полученных знаний и умение передать их в лаконичной четкой форме.
В условиях острой нужды
в компетентных и просто грамотных
чиновниках Сперанский имел хорошие
шансы для гражданской карьеры.
Однако сильным препятствием на пути
к этому было его духовное происхождение.
Поэтому начинал Сперанский в
качестве домашнего секретаря
Четко и умно составленные доклады для Куракина обратили на Сперанского внимание графа В.П.Кочубея, подбиравшего в то время сотрудников для вновь созданного Министерства внутренних дел.
В 1802 г. Михаил Михайлович получил место директора одной из экспедиций Министерства. А на следующий год Кочубей поручил ему составить план устройства судебных и правительственных мест в империи. Сперанский блестяще выполнил это поручение, составив соответствующую записку. В ней автор заявил о себе как о стороннике ограниченной монархии, представительного правления и выступил противником крепостного права.
В 1806 г. произошло личное
знакомство Сперанского с Александром
I. Во время болезни граф Кочубей
стал посылать своего помощника с
докладами к императору. Александр
I заинтересовался молодым
Многие десятилетия историки
вели поиск этих, документов. Дело в
том, что в правление Николая I
архив Александра I был распределен
по тем ведомствам, перед которыми
ставилась задача изучить просчеты
и опыт предшествующего царствования.
Поэтому реконструкция «
В основу реформ был положен принцип разделения властей. Законодательная власть должна была стать привилегией Государственной Думы, исполнительную следовало передать министерствам, а судебную поручить Сенату. Таким образом новый государственный орган — Государственная Дума — должен был ограничить власть монарха: ни один закон не мог издаваться без одобрения Думы. Она же контролировала министерства. Минуя Думу, император мог принимать решения только о войне и мире.
Высший законодательный орган страны должен был формироваться на основе выборов. Определенными гражданскими правами, по мнению Сперанского, должны обладать все жители страны, включая и крепостных крестьян (следовательно, крепостное право сохранялось). Так наказания могут быть налагаемы только через суд. Но политические права получали лишь свободные сословия — дворянство и люди среднею. Следовательно. принимать участие в выборах и управлении государством могли исключительно люди, имевшие во владении недвижимую собственность. Осуществление политических прав на практике предусматривалось путем создания системы выборных дум: волостных, окружных, губернских и Государственной.2
Сенат должен был стать
высшей судебной и административной
единицей. Предполагалось разделить
его на две части — Правительствующий
и Судебный. Первая часть должна
была заниматься административными
делами и составлялась из министров;
вторая, то есть судебная, формировалась
бы посредством императорских
Исполнительная власть сосредотачивалась
в министерствах, а также в
губернских и окружных правительственных
органах. Вершиной новой государственной
системы, по мысли Сперанского, должен
был стать Государственный
Таков был общий замысел
преобразований, являющий собой, как
не раз подчеркивал Сперанский, разработку
общих пожеланий самого императора.
Реализовать его оказалось
1 января 1810 г. был объявлен
манифест Александра I об упразднении
Непременного Совета и
Через год, в 1811 г., по инициативе
Сперанского, произошла реорганизация
министерств. Упразднилось Министерство
коммерции. Его дела распределились
между Министерством финансов и
Министерством внутренних дел. Для
решения дел внутренней безопасности
было создано Министерство полиции.
На правах министерств были учреждены
Государственный Контроль и 2 Главных
управления: первое — духовных дел
иностранных исповеданий и
Таким образом, несмотря на
то что организация
Бросается в глаза, что
в борьбу за преобразования был включен
очень узкий общественный слой —
часть придворной аристократии. Правительство
держало их разработку в тайне
и передовое дворянство для обсуждения
политических вопросов вынуждено было
создавать тайные общества. Подавляющее
же большинство дворян не желало коренных
изменений существующей политической
системы. В этой ситуации самодержавный
монарх, «располагавший неограниченной
властью», боялся открытой конфронтации
с дворянством. Первые же открытые попытки
правительства провести преобразования
государственной структуры
Проекты Сперанского дворянство расценивало как измену российской традиции — как попытку ослабить власть монарха, основного гаранта дворянских привилегий. Государственный Совет многими был воспринят как орган дворянской олигархии, отражающий не государственные, а узкоклановые интересы. Не многие из столичных дворян знали суть проекта Сперанского, но по слухам судили о нем все. Настроения московской и петербургской знати складывались не в пользу реформатора.
Во многом негативное восприятие реформ было 'спровоцировано личностью Сперанского. В нем видели «выскочку», «поповича», который вкрался в доверие императора, которому интересы дворянства чужды и даже враждебны. Кроме того, Сперанский вызвал недовольство рядом законопроектов, болезненно затронувших интересы и более широких социальных групп. Так по его инициативе в апреле 1809 г. был принят указ о придворных званиях. Отныне звания не являлись отличием и не давали права на чин. Придворные лишались звания и привилегий, если не состояли на государственной службе. Этот указ настроил против реформатора влиятельное придворное дворянство. А закон 6 августа 1809 г. «О чинах» вызвал негодование среднего чиновничества. По нему для получения повышения в чинах требовалось соответствующее образование. Начиная с VIII класса и выше, чиновник должен был иметь университетский диплом или сдать экзамен по особой программе. Реализация указа отстраняла от «доходных» мест сотни безграмотных чиновников, открывая путь к карьере молодым людям с университетским образованием. Тем самым предполагалось повысить в обществе престиж знаний.4
Не добавила Сперанскому
популярности и финансовая реформа.
В результате активной военной деятельности
финансы России накануне войны 1812 г.
находились в весьма расстроенном состоянии.
Дефицит государственного бюджета
достигал огромной цифры. Еще в 1809 г.
император поручил Сперанскому
разработать план стабилизации финансового
положения. По предложению реформатора
правительство прекратило выпуск новых
ассигнаций, резко сократило
В столичных кругах ходили
самые невероятные сплетни о
Сперанском. Его обвиняли в предательстве
национальных интересов, шпионаже в
пользу Наполеона, в попытке узурпации
власти, подрыве доверия к
Поначалу критику и
уговоры Александр I воспринимал
раздраженно. Но в то же время, чувствуя
все более усиливающееся
Александр I уступил давлению. 29 марта 1812 г. без суда Сперанский был сослан в Нижний Новгород, а в сентябре 1812 г., когда к Москве подходила армия Наполеона, был отправлен в Пермь под более строгий надзор. В марте 1813 г. Сперанский послал из Перми оправдательное письмо к Александру I, где пытался прояснить обстоятельства своей опалы. Но император не ответил на него. Только осенью 1814 г. бывшему статс-секретарю было разрешено поселиться в имении своей дочери под Нижним Новгородом.