Реформаторские проекты Сперанского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:00, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение личности и реформ М.М. Сперанского.
В соответствии с поставленной целью выделены следующие задачи:
1. Изучить реформаторские проекты М.М. Сперанского;
2. Рассказать о исторической роли М.М.Сперанского в реформировании общего гражданского управления Сибири в 19 веке.

Содержание

Введение 2
1. Реформаторские проекты Сперанского 3
2. Историческая роль М.М.Сперанского в реформировании общего гражданского управления Сибири в 19 веке 11
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

сперанский.docx

— 38.91 Кб (Скачать файл)

Указом Александра I от 30 августа 1816 г. Сперанский все-таки был  прощен и назначен пензенским губернатором. Позже, в 1819-1822 гг., он стал генерал-губернатором Сибири. Государственный ум Сперанского  вновь нашел себе применение. По результатам ревизии Сибири Сперанский в сотрудничестве с будущим декабристом С.Г.Батенковым разработал «Сибирское уложение» — свод законов по управлению Сибирью. В нем впервые был изложен правовой статус коренных сибирских народов и принципы правительственной политики в отношении их. Почти в неизмененном виде это «Уложение» действовало вплоть до начала XX в.

В 1822 г. Сперанский по протекции  Аракчеева вернулся в Петербург. Многие связывали с его возвращением надежду на изменения в политическом курсе «аракчеевщины». Но Сперанский вернулся человеком с иным политическим опытом, с иными убеждениями —  и «чуда» не произошло.

 

 

2. Историческая роль М.М.Сперанского в реформировании общего гражданского управления Сибири в 19 веке

В 1819 году в Сибирь новым  генерал-губернатором был назначен М.М.Сперанский. Александр I назначил Сперанского на эту должность в первую очередь как ревизора и представителя центральной власти, который должен был провести реорганизацию устройства сибирского края.5

В первую очередь М.М.Сперанский постановил разделить Сибирь на два  генерал-губернаторства: на Западную с  центром в Тобольске и Восточную  Сибирь  с центром в Иркутске. Губернии делились на округи, а последние — на волости и инородческие управы. Далее, коллегиальные советы должны были, по замыслу Сперанского, стать гарантами законности принимаемых решений. В состав Главных управлений под председательством генерал-губернатора входило по шесть чиновников: трое по назначению самого главного начальника края, а трое представляли интересы министерства внутренних дел, финансов и юстиции. В таком механизме формирования советов нашли сочетание принципы отраслевого, территориального и общегосударственного уровней реформирования, в т.ч. централизаторские и децентрализаторские тенденции. Эти и другие положения 22 июля 1822 года были закреплены Александром I в своде из 10 законов, составивших особое «Сибирское учреждение»: «Учреждение для управления сибирских губерний», «Устав об управлении инородцев», «Устав о ссыльных», «Устав об этапах», «Устав о сухопутных сообщениях», «Устав о городовых казаках», «Положение о земских повинностях», «Положение о хлебных запасах», «Положение о долговых обязательствах между крестьянами и между инородцами».

Согласно Сибирскому Учреждению были созданы четыре уровня управления: Управление волостное, Управление окружное, Управление губернское, Управление главное.

Рассмотрим подробнее  особенности каждого уровня управления.

- Управление волостное:  Волость являлась низшей административной  единицей народного самоуправления, образуемой из смежных сельских  обществ. Не смотря на то, что  образование  такого управления  не  требовало   особых   перемен,    новым Уставом было предусмотрено внесение некоторых дополнений и нововведений.  К данной степени управления причисляются и родовые Управы инородцев,  характеризующие правила поведения и проживания иностранцев, то есть правила, по которым они должны действовать  - также  составили  предмет особого положения.

- Управление окружное: из  волостей составляются округи, после  чего волостные управленческие  дела в сфере ревизии, надзора  и жалоб восходя выше, объединяются  в окружном управлении. Что составило  в Сибирском Учреждении вторую  степень управления. Дела на данной  ступени управления стекаются  из разных мест и с различными  обстоятельствами, становясь сложными, что не позволяет объединить  их в одно рассмотрение. Потому  степень их разделения установлена  в три уровня:  Уездный Суд,  Земский Суд и Казначейство.  Помимо дел, присвоенных   каждому  из  уровней, существовали дела, которые нет возможности отнести к какому-либо из уровней. Поэтому их относят к Делам надзора. Из-за того что никакое селение не должно было само выполнять надзорные функций, стало необходимым создание надзорного органа, так как все надзорные функции не могли быть вверены только одному Стряпчему.

Следующие меры управления должны были быть вверены надзорному органу: свидетельство и поверка  всех сумм казенного имущества, ревизия  недоимки, ревизия и составление  справочных цен, на которых основаны обширные казенные (государственные) заготовления и миллионные учеты, что  определяло первоначальный распорядок волостных земских повинностей. При этом, все перечисленные и иные обязанности не могли быть вверены в действие только одного Земского Суда,  чтобы исключить самоуправство одного  исправника. Следовательно, в Окружном Управлении, помимо Уездного Суда,  Земского Суда и Казначейства, необходимо было создать орган, а не назначить одно должностное лицо, который бы исполнял функции надзора. Состав такого органа был определен как объединенное присутствие начальников каждой части уездов и Стряпчего под председательством одного окружного начальника.

Таким образом, окружное управление в раздельном составе представляло собой три части: Уездный Суд, Земский Суд и Казначейство. В  объединённом же присутствии  и действуя по другим правилам, оно составляло сосредоточие и объединение их, то есть Общее Окружное Управление. Но так как округи в Сибири весьма разнообразны, выделяют следующие:  густонаселенные, малонаселённые, средние, но по пространству весьма обширные. В связи с чем, невозможно  для всех разных округов прилагать один устав управления. Общее Окружное Управление и особенный Окружной Начальник были необходимы в обширных округах, довольно населенных, но отдаленных от губернского управления. И напротив, они не были столько необходимы в округах средних и совсем были не нужны в округах малонаселенных.

- Управление губернское: Управление  губернское, как и управление окружное, также было разделено на три части: полицию, суд, хозяйство, то есть Губернское Правление, Губернский Суд и Казенную Палату.

Нужно отметить, что  как и на окружном уровне, так и на губернском уровне была  необходимость сосредоточения власти между всеми её ответвлениями и направлениями. Губернское управление состояло из двух установлений.6

Первое установление - это  Губернский Совет, который заведовал  следующими делами:  все дела по надзору и ревизия мест губернских, окружных и волостных (областных); все дела по жалобам и протестам о нарушении судебных процессов на уровне окружных судов; все предметы управления, которые требовали общего ведения хозяйственной и исполнительной частей.

Второе установление составляли отдельные места управления полицейского, судебного и хозяйственного, то есть Губернское правление,  Губернский суд и Казённая палата. В таком виде были составлены правила, по которым было основано и осуществлялось управление всей Сибири  как третьей степени управления государства Российского.

-  Главное Управление: было бы излишне доказывать необходимость и пользу данной степени управления, поскольку все продовольственные связи, взаимоотношения между населением, дела горные, военные и пограничные между губерниями и областями в каждой главной части Сибири: Западной и Восточной, делают данную степень крайне необходимой. Вопрос  заключается только в форме его составления.

Учитывая предыдущие ошибки, связанные с тем, что концентрация власти приписывалась не закону, а  конкретному лицу,  вследствие чего население привыкло надеяться либо страшиться личных качеств определенного начальника (ассоциация «лицо = должность»), а не от законных последствий самих дел, было решено установить главное управление в Сибири в виде Совета, под председательством Генерал-губернатора.

Положения и постановления  Совета не имеют силы без утверждения  Генерал-губернатором. Ряд  полномочий  Совета и  Генерал-губернатора были разделены, что не требовало вмешательств в работу друг друга. Также были установлены краткие формы производства, при которых движение документов по инстанциям не встречает никаких затруднений.

В  заключение обозрения исторического реформирования Сибирского управления  необходимо подчеркнуть те положения, которые были заложены в качестве основания системы власти и управления  Тобольской губернии и всей Сибири.

Итак, целью являлось преобразовать  личную власть губернатора «согласив  единство ея действия с гласностью, охранить ее от самовластия и злоупотреблений законными средствами, из самого порядка дел возникающих; учредить действие ея так, чтобы оно было не личным и домашним, но публичным и служебным»; создание грамотного механизма власти, имея при этом простоту и удобство законов и правил, которые бы доставляли каждому уровню власти успешное развитие, движение и качественное взаимодействие; приспособление  властного управления к особенному положению тех сибирских областей, которые  обладают  географически обширным пространством, но мало заселены.

Таким образом, во многом принципы реформирования гражданского управления Сибири, предложенная М.М.Сперанским, опережала  свое время. В дальнейшем его идеи, предложенные и примененные в 1822 году, были использованы для разработки реформы 1861 года, что оказало немаловажное историческое значение и влияние  на развитие правовой системы и нормотворческой  деятельности российской государственности 19 века.

 

 

 

Заключение

Стремлению укрепить феодально-крепостнические  порядки служит систематизация законодательства. Несмотря на свой крепостнический характер, Свод законов Российской империи - большое  достижение юридической мысли. 

Действительно, Сперанский был исключительным явлением первой половины XIX в. Без особого преувеличения  он может быть назван великим реформатором государственного устройства России, подлинным кодификатором русского законодательства, человеком, отдавшим весь свой талант, все силы во имя  будущего. Остается лишь сожалеть, что  его государственно-правовые идеи не были полностью претворены в жизнь. Случилось это, народы России значительно  раньше освободились бы от крепостного  права и царизма, а экономическое, политическое и духовное развитие страны пошло бы более энергично. Его  планы несли в себе известный  заряд буржуазного развития России.

М.М.Сперанский, несомненно, является одним из самых замечательных  людей России. Ему принадлежит  та большая заслуга, что он хотел  дать своей стране Конституцию, свободных  людей, свободных крестьян, законченную  систему выборных учреждений и судов, мировой суд, кодекс законов, упорядоченные  финансы, предвосхитив, таким образом, за полвека с лишним большие реформы  Александра II и, мечтая для России об успехах, которых она долго не могла достигнуть. Полное осуществление  его проектов, несомненно, ускорило бы эволюцию России в направлении  в помещичье-буржуазной монархии.

 

 

Список  использованной литературы

  1. Валк С.Н. Предисловие. Сперанский М.М. Проекты и записки. Подготовили к печати А.И.Копанев и М.В.Кукушкина / Под ред. С.Н.Валка. - М.,2010 
  2. Великие государственные деятели России. Под ред. А. Ф. Киселева. М, 2006 
  3. Гречишкин С.С., Луковская Д.И. Михаил Михайлович Сперанский. СПб, 2010 
  4. Дамешек Л. М., Личность в истории Сибири XVIII-XX веков. Сборник биографических очерков. Новосибирск: ИД Сова, 2007. С. 34-40.
  5. Дмитриева В.О. Сперанский и его государственная деятельность. Юность, 2006 год.
  6. Замалеев А.Ф. «Восточнославянские мыслители. Эпоха средневековья». Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2008.
  7. Знаменитые россияне XVIII - XIX веков: Библиографии и портреты XVIII и XIX столетий. 2007 год.
  8. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914. М., 2009
  9. Макеева Г.П. Сперанский и другие: Роман о первой русской перестройке. - М., 2010
  10. Перевезенцев С. Тайны земли русской. Смысл русской истории». Москва. Вече, 2008, С.35.

1 Дмитриева В.О. Сперанский и его государственная деятельность. Юность, 2006 год.

2 Валк С.Н. Предисловие. Сперанский М.М. Проекты и записки. Подготовили к печати А.И.Копанев и М.В.Кукушкина / Под ред. С.Н.Валка. - М.,2010 

3 Дмитриева В.О. Сперанский и его государственная деятельность. Юность, 2006 год.

4 Макеева Г.П. Сперанский и другие: Роман о первой русской перестройке. - М., 2010

5 Валк С.Н. Предисловие. Сперанский М.М. Проекты и записки. Подготовили к печати А.И.Копанев и М.В.Кукушкина / Под ред. С.Н.Валка. - М.,2010 

6 Дмитриева В.О. Сперанский и его государственная деятельность. Юность, 2006 год.

 


Информация о работе Реформаторские проекты Сперанского