Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 14:22, контрольная работа
Главным рычагом преобразований должно было стать ускорение социально-экономического развития страны. Успех ускорения связывался с более активным использованием достижений науки и техники, децентрализацией управления народным хозяйством, расширением прав предприятий, внедрением хозрасчета, укреплением порядка и дисциплины на производстве. Приоритетное внимание уделялось машиностроительным отраслям. С их подъемом предполагалось добиться технической реконструкции всего народнохозяйственного комплекса. На основе реформированной экономики намечалось решить важнейшие социальные вопросы, прежде всего жилищный и продовольственный.
1. Курс на «обновление» общества. Политическая реформа. Возрождение многопартийности………………………………………….3
2. Политика ускорения социально-экономического развития. Введение хозрасчета, аренды и кооперации……………………10
3. Либерализация цен 1992г. Приватизация собственности………………..22
4. Введение плюрализма форм собственности. Проблемы развития фермерства в России……………………………………………33
Литература……………………………………………………………………..39
Содержание
1. Курс на «обновление»
общества. Политическая реформа. Возрождение
многопартийности……………………………………
2. Политика ускорения социально-экономического развития. Введение хозрасчета, аренды и кооперации……………………………………………10
3. Либерализация цен 1992г. Приватизация собственности………………..22
4. Введение плюрализма
форм собственности. Проблемы развития
фермерства в России……………………………
Литература……………………………………………………
1. Курс на «обновление» общества. Политическая реформа. Возрождение многопартийности.
В середине 80-х годов к власти в стране пришла группа молодых, энергичных работников, ранее тесно сотрудничавших с Ю.В. Андроповым. В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев. Совет Министров СССР возглавил Н.И. Рыжков. М.С. Горбачев и поддерживающие его радикально настроенные политические деятели выступили с инициативой «обновления социализма». Суть «обновления общества» его инициатор М.С. Горбачев видел в соединении социализма и демократии, в установлении «лучшего социализма». В состав Политбюро ЦК партии были включены новые члены — лица, разделяющие идеи Генерального секретаря (Е.К. Лигачев, В.М. Чебриков, Э.А. Шеварднадзе). В числе секретарей ЦК находились Б.Н. Ельцин и А.Н. Яковлев.
Начало новому курсу было положено на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС. На Пленуме шла речь о необходимости качественного преобразования общества, о неотложности глубоких перемен во всех сферах его жизни. Были намечены направления развития народного хояйства и социальной сферы.
Главным рычагом преобразований должно было стать ускорение социально-экономического развития страны. Успех ускорения связывался с более активным использованием достижений науки и техники, децентрализацией управления народным хозяйством, расширением прав предприятий, внедрением хозрасчета, укреплением порядка и дисциплины на производстве. Приоритетное внимание уделялось машиностроительным отраслям. С их подъемом предполагалось добиться технической реконструкции всего народнохозяйственного комплекса. На основе реформированной экономики намечалось решить важнейшие социальные вопросы, прежде всего жилищный и продовольственный.
Перемены в общественно-политической сфере начались с проведения политики гласности. Была снята цензура и разрешено издание новых газет. Это вызвало широкий всплеск социальной активности населения. Возникли многочисленные общественные объединения в поддержку «перестройки». Широкое обсуждение нового правительственного курса проходило на массовых митингах граждан. На страницах периодических изданий развернулась дискуссия о выборе пути общественного развития. Сущность стратегии «обновления» разъяснял на встречах с партийно-хозяйственными активами разных городов М.С. Горбачев. Идея ускорения встречала как одобрение, так и протест в разных слоях населения. Противники нового курса имелись среди работников партийно-государственного аппарата. Для обеспечения реализации задач перестройки была проведена смена части партийных и советских руководителей. Были заменены председатель Госплана СССР, главы МВД и МИД, секретари ЦК компартий большинства союзных республик и т.д.
XXVII съезд КПСС (февраль 1986
г.) подтвердил правильность
Политическая реформа 1988 года.
Перелом в политической ситуации наступил в 1987 году. Общество ждало быстрых перемен, но их не было. Позже Горбачев назвал это время первым серьезным кризисом "перестройки". Выход из него был лишь один - демократизация общества.
Январский (1987 г.) пленум ЦК принял решение о созыве (после 46-летнего перерыва) Всесоюзной партийной конференции, в повестку дня которой было решено включить вопрос о подготовке реформы политической системы. Как сказал, выступая на пленуме, известный артист М. А. Ульянов, "время винтиков прошло… Пришло время народа, который сам управляет своим государством".
В мае 1987 г. в Москве прошла первая не санкционированная властями демонстрация под лозунгом: "Долой саботажников перестройки!" В сентябре московские власти первыми в стране приняли положение о порядке проведения массовых шествий и демонстраций. С тех пор Манежная площадь столицы стала местом массовых митингов.
Летом 1987 г. прошли выборы в местные органы власти. На них впервые было разрешено выдвинуть по несколько кандидатов на одно депутатское место. Был снят контроль за явкой избирателей. Результат заставил власти задуматься: почти в десять раз выросло число голосов против кандидатов, массовой стала неявка избирателей на участки, в 9 округах выборы вообще не состоялись. На бюллетенях появились "крамольные надписи".
Летом 1988 г. состоялась XIX Всесоюзная партийная конференция КПСС, объявившая о начале политической реформы. Главной ее идеей стала попытка соединить несовместимое: классическую советскую политическую модель, предполагавшую единовластие Советов, - с либеральной, опирающейся на разделение властей. Было предложено: создать новый высший орган государственной власти - Съезд народных депутатов; Верховный Совет превратить в постоянно действующий "парламент"; обновить избирательное законодательство (ввести альтернативность выборов, а также избрание депутатов не только по округам, но и от общественных организаций); создать Комитет конституционного надзора, обязанного следить за соблюдением Основного закона. Однако главным пунктом реформы стало перераспределение властных полномочий от партийных структур - к советским, создаваемым в ходе относительно свободных выборов. Это было самым сильным ударом по партийной номенклатуре за все годы ее существования, так как подрывало сами основы ее существования.
Однако данное решение не только лишило Горбачева поддержки этой влиятельной части общества, но и вынудило ее захватить в личную собственность то, что прежде находилось лишь под ее управлением.
Весной 1989 г. по новому избирательному закону прошли выборы народных депутатов СССР. На I Съезде народных депутатов председателем Верховного Совета СССР был избран Горбачев.
Через год выборы прошли в союзных республиках, где "конкурс" составил 8 человек на один депутатский мандат.
Теперь инициатива реформирования
страны перешла к избранным в ходе открытых
выборов представителям народа. Вскоре они дополнили политическую
реформу новыми положениями. Главной среди
них была идея построения правового государства,
в котором было бы реально обеспечено
равенство граждан перед законом. Реализация
этого положения на практике привела к
отмене 6-й статьи конституции о руководящей
роли КПСС. Чувствуя, что власть начинает
ускользать, Горбачев согласился на предложение
об учреждении поста президента и был
избран первым (и, как оказалось, последним)
Президентом СССР.
Возрождение многопартийности.
Кризис коммунистической идеологии и "пробуксовка" проводившихся Горбачевым реформ привели к тому, что люди стали искать выход из сложившейся обстановки на иных, нежели коммунистические, идейно-политических основах.
Первой оппозиционной партией в мае 1988 г. провозгласила себя группа В. И. Новодворской, принявшая наименование "Демократический союз". Тогда же возникли народные фронты в республиках Прибалтики, ставшие первыми массовыми независимыми организациями. Несмотря на то, что все эти группы и объединения заявляли о "поддержке перестройки", представляли они самые различные направления политической мысли.
Либеральное движение включало в себя представителей "Демсоюза", нескольких организаций христианских демократов, конституционных демократов, либеральных демократов. Наиболее массовой политической организацией либерального толка, объединившей представителей различных течений, стала "Демократическая партия России" Н. И. Травкина, созданная в мае 1990 года.
Социалисты и социал-демократы были объединены в "Социалистической партии", "Социал-демократической ассоциации" и "Социал-демократической партии России".
Анархисты создали "Конфедерацию анархо-синдикалистов" и "Анархо-коммунистический революционный союз".
Национальные партии вначале начали формироваться в республиках Прибалтики и Закавказья.
Однако при всем многообразии этих партий и движений основная борьба развернулась между коммунистами и либералами. Причем в условиях нараставшего экономического и политического кризиса политический вес либералов (их называли "демократами") увеличивался с каждым днем.
Государство и церковь. Начавшаяся демократизация общества не могла не отразиться на отношениях государства и церкви. В ходе выборов 1989 г. народными депутатами СССР были избраны представители основных религиозных конфессий. Значительно ослаб, а после отмены 6-й статьи конституции и вовсе был отменен партийно-государственный контроль за деятельностью церковных организаций.
Началось возвращение верующим религиозных сооружений и святынь. Русской Православной Церкви был возвращен старейший московский Свято-Данилов монастырь, ставший резиденцией патриарха. С особой торжественностью из запасников "музеев истории религии и атеизма" были перенесены в храмы мощи Александра Невского, Серафима Саровского и других святых. Началось строительство новых церквей, молитвенных домов, мечетей, синагог. Были сняты ограничения и запреты на участие граждан в церковных обрядах. Кризис коммунистической идеологии привел к росту религиозных настроений в обществе.
После смерти патриарха Московского и всея Руси Пимена новым предстоятелем Русской Православной Церкви в июне 1990 г. был избран Алексий II. С его приходом самая массовая религиозная организация страны вступила в новый период своей истории, а ее авторитет как в стране, так и в мире значительно вырос.
Изменения, произошедшие в годы "перестройки", вновь сделали церковь одним из авторитетных и самостоятельных элементов общества.
Кризис КПСС: истоки и последствия. Наиболее драматичной в годы "перестройки" оказалась судьба правившей долгие годы Коммунистической партии. Инициировав обновление общества, она так и не смогла сама вовремя "перестроиться" и сохраниться на политической арене. Одной из главных причин этого была та особая роль, которую КПСС десятки лет играла в жизни страны.
Поначалу ничто не предвещало кризиса партии. Более того, ее авторитет в народе в первые годы перемен заметно вырос, а численность увеличилась с 17 млн. до 21 млн. человек. Для большинства вступивших в партию это был искренний порыв, стремление внести свой вклад в обновление страны. Но для других - возможность сделать карьеру, получить квартиру, выехать туристом за границу. Искренними были многочасовые обсуждения проекта тезисов ЦК КПСС к XIX партконференции, в ходе которых коммунисты предлагали идеи обновления своей партии.
Однако кризис коммунистической идеологии и отсутствие перемен в правящей партии, а затем и отмена 6-й статьи конституции поставили ее на грань кризиса. В январе 1990 г. была создана "Демократическая платформа в КПСС", выступившая за серьезное реформирование партии на принципах демократии, с последующим преобразованием ее в обычную парламентскую партию. Вслед за ней в КПСС возникли и другие течения. Однако руководство партии, отвергая любые попытки ее реформирования, фактически вело дело к политической гибели огромной организации. В канун XXVIII съезда КПСС Центральный Комитет обнародовал собственную платформу "К гуманному, демократическому социализму", настолько абстрактную, что в партийных организациях и левые, и правые фланги стали именовать ее "К туманному, демагогическому социализму".
Тем временем консервативно настроенная часть руководства КПСС предприняла попытку оформиться организационно. Летом 1990 г. была создана Компартия РСФСР, стоявшая на позициях возврата к прежней модели КПСС.
В результате к состоявшемуся в июле 1990 г. XXVIII съезду, ставшему последним в истории КПСС, партия пришла в состоянии раскола. В ней действовали три основных течения: радикально-реформаторское ("Демократическая платформа"), умеренно-обновленческое (группа Горбачева) и консервативное (Компартия РСФСР). Не вывел партию из кризиса и состоявшийся съезд. Наоборот, не дождавшись реформаторских решений, из КПСС вышла "Демократическая платформа". Сам же Горбачев, став в марте 1990 г. Президентом СССР, практически перестал заниматься внутрипартийными делами. Это означало усиление позиций консерваторов. Осенью 1990 г. руководство ЦК компартии РСФСР, без обсуждения в партийных организациях, одобрило свой программный документ, осудивший решения прошедшего съезда КПСС за "несоциалистические ориентиры перестройки". Часть членов ЦК КПСС потребовала отставки Горбачева с поста генсека.
В этих условиях выход членов КПСС из партии приобрел массовый характер. За короткий срок численность коммунистов сократилась до 15 млн. человек. Причем выходили из нее и те, кто поддерживал идею реформ, и те, кто их отрицал. Возникла потребность в организационном размежевании существовавших в КПСС течений. Это должно было произойти на XXIX съезде осенью 1991 г. По замыслу Горбачева, партия должна была "вернуться на рельсы социал-демократии, с которых она начинала в 1898 года". Однако этого так и не произошло из-за острого политического кризиса в августе 1991 года.
2. Политика ускорения
социально-экономического
Реформы в экономике и нарастание экономического кризиса
Наряду с демократизацией политической
жизни была предпринята попытка реформирования
экономической системы.
Реформы без перемен. На первом этапе («ускорение
и интенсификация») преобладали административно-контрольные
функции государства, реформы носили главным
образом запретительный характер (укрепление
«дисциплины и порядка»), затем, с началом
собственно Перестройки, - разрешительный:
«Можно все, что не запрещено законом»
(М. С. Горбачев).
В 1985-1988 гг. экономические реформы
не затрагивали фундаментальных основ
построенного в СССР «реального социализма».
Они призваны были придать советской экономике
новый импульс, сохранив в руках правящего
«партийно-государственного класса» все
рычаги власти.
После апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС,
провозгласившего курс на ускорение социально-экономического
развития, были приняты постановления
ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах
по преодолению пьянства и алкоголизма
и искоренению самогоноварения» (16 мая
1985 г.), «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми
доходами» (15 мая 1986 г.), а вскоре - Закон
о госприемке (по аналогии с военной промышленностью).
К концу 1986 г. производство спиртных напитков
сократилось почти вдвое. Но введение
«сухого закона» давало обратные результаты:
породило целую подпольную отрасль по
самогоноварению, подтолкнуло к употреблению
непригодных для питья технических жидкостей,
нередко со смертельным исходом, привело
к дефициту сахара. Усилился бюджетный
дефицит (120 млрд рублей в 1989 г., более 100
млрд - в 1990 г.). 24 июля 1990 г. ограничение
продажи алкогольных напитков было отменено,
что символизировало фактический крах
антиалкогольной кампании.
Борьба с нетрудовыми доходами населения
тоже обернулась запрещением торговли
продуктами подсобных хозяйств. Закон
о госприемке создал еще одну инстанцию
по надзору за качеством выпускаемой продукции
в дополнение к существующим на производстве
ОТК (отделы технического контроля).
Уже к концу 1986 г. стало ясно, что «стратегия
ускорения» в экономике провалилась. По
официальным данным, в 1985-1986 гг. производство
промышленности и сельского хозяйства
росло ежегодно на 3-5 %, но полки магазинов
не наполнялись товарами. Существовали
товарный дефицит и скрытая инфляция (обесценение
денег).
Причины провала заключались как в ошибках
стратегии, так и в неблагоприятных привходящих
обстоятельствах: за 1985-1986 гг. поступления
от экспорта нефти сократились почти на
треть. Больших финансовых затрат потребовала
ликвидация аварии на Чернобыльской АЭС
в Черниговской области (26 апреля 1986 г.).
Бюджетный дефицит уже в 1985 г. составил
17-18 млрд рублей, а в 1986 г. он увеличился
втрое.
Новый этап экономических реформ был связан
с расширением самостоятельности в экономике.
Принятый 19 ноября 1986 г. Закон об индивидуальной
трудовой деятельности положил начало
развития в СССР предпринимательства,
Совет Министров СССР принял постановление,
разрешающее создание совместных с зарубежными
фирмами предприятий (13 января 1987 г.). На
июньском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС был провозглашен
переход от административных к экономическим
методам руководства народным хозяйством.
Информация о работе Реформационные процессы во второй половине 80-90 годов ХХ века