Реформационные процессы во второй половине 80-90 годов ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 14:22, контрольная работа

Краткое описание

Главным рычагом преобразований должно было стать ускорение социально-экономического развития страны. Успех ускорения связывался с более активным использованием достижений науки и техники, децентрализацией управления народным хозяйством, расширением прав предприятий, внедрением хозрасчета, укреплением порядка и дисциплины на производстве. Приоритетное внимание уделялось машиностроительным отраслям. С их подъемом предполагалось добиться технической реконструкции всего народнохозяйственного комплекса. На основе реформированной экономики намечалось решить важнейшие социальные вопросы, прежде всего жилищный и продовольственный.

Содержание

1. Курс на «обновление» общества. Политическая реформа. Возрождение многопартийности………………………………………….3
2. Политика ускорения социально-экономического развития. Введение хозрасчета, аренды и кооперации……………………10
3. Либерализация цен 1992г. Приватизация собственности………………..22
4. Введение плюрализма форм собственности. Проблемы развития фермерства в России……………………………………………33
Литература……………………………………………………………………..39

Вложенные файлы: 1 файл

История.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

Прибыль формируется за счет выручки от реализации продукции, работ и услуг основного производства; прочей реализации (вспомогательных производств, продажи материальных ценностей); внереализационных операций - доходов по ценным бумагам, от долевого участия в совместных предприятиях, арендной платы и др.

Организация хозрасчетной деятельности предполагает применение соответствующих принципов хозяйственного расчета. Основные из них следующие:

  • экономическая самостоятельность предприятия в выборе организационно-правовой формы и формы хозяйствования,

разработке производственной программы, определении каналов и способов сбыта продукции;

  • самоорганизация деятельности первичных трудовых коллективов;
  • свобода предпринимательства, конкурентоспособность в рыночной среде;
  • окупаемость затрат, рентабельность производства, самофинансирование предприятия;
  • сочетание в деятельности работников личных, коллективных и общественных интересов;
  • ответственность работников и всего предприятия за результаты производства;
  • учет, контроль, экономический анализ расходов и доходов, режим экономии, бережливость.

Попытки воплотить принципы хозрасчета в деятельность предприятий предпринимались неоднократно, но часто безуспешно. Среди причин, препятствовавших его внедрению, были монополизация собственности; централизованная система управления, игнорирующая экономические методы и исключающая самостоятельность товаропроизводителей в выборе формы хозяйствования и организации производства; неэквивалентный межотраслевой обмен; низкая мотивация работников к труду; слабая развитость производственной и социальной инфраструктуры и др.

Ряд названных причин в настоящее время устранен, но некоторые не только существуют, но и усугубляются. В результате многие сельскохозяйственные предприятия остаются убыточными. Однако это не является аргументом, принижающим роль хозрасчета как экономической категории и метода хозяйствования.

Хозяйственный расчет может быть действенным при создании соответствующих условий.

 

3. Либерализация  цен 1992г. Приватизация собственности.

Внутриэкономическая либерализация.

Либерализация внутриэкономических отношений в народном хозяйстве связана с тремя моментами. Во-первых, освобождение процесса формирования цен от централизованного регулирования, т.е. «отпуск» цен. Это мероприятие выступает как исходный и важнейший момент либерализации. Во-вторых, введение свободы торговли для физических и юридических лиц. И, наконец, в-третьих, наиболее глубокий и сложный момент либерализации – подчинение деятельности производителей требованиям рынка (спроса). Все эти требования резко меняют существовавшую в плановой экономике систему хозяйствования, сам образ жизни и мышления людей, порождает в обществе сложные проблемы и противоречия.

«Отпуск» цен приводит сразу же к их существенному повышению, что обуславливает понижение реальных доходов людей, снижение жизненного уровня населения, изменение структуры потребления, сложные проблемы для предприятий в закупке сырья и материалов, выплате заработной платы и т.д. Так, в России лишь в январе 1992 г. потребительские цены выросли в 3,5 раза по сравнению с декабрем 1991 г., в то время как номинальная заработная плата за этот период выросла всего на 40%. Физический объем товарооборота в январе 1992 г. составил около 1/3 от января 1991 г. В целом за 1992 г. потребительские цены выросли более чем в 25 раз.

В теории выделяется два варианта «отпуска» цен: одномоментный («шоковый») и постепенный («градуалистский»). На деле реальная политика либерализации, скорее, носит «смешанный» характер, склоняясь в сторону того или иного варианта. Чем меньше развиты рыночные отношения к началу либерализации, тем менее эффективен «шоковый» вариант. В России в этом смысле процесс либерализации цен проходит труднее, чем во многих странах, хотя и прошел достаточно быстро. Уже в январе 1992 г. стали свободными 80% цен на товары производственного назначения (кроме цен на энергоносители и транспорт) и 90% цен на потребительские товары (в стоимостном выражении).

Либерализация цен, введенная в России со 2 января 1992 г., не будучи подкреплена приватизацией собственности и демократизацией, создала с самого начала даже значительно большее социальное напряжение в обществе, чем решительная атака на военно-промышленный комплекс (объем закупок вооружений и военной техники был в 1992 г. в 8 раз ниже, чем в 1991 г.). В условиях господства собственности так или иначе находящейся в 1992 г. под контролем государственных чиновников, возник эффект засилья монопольно высоких цен. При этом предприятия монополисты и государственные структуры, контролирующие «рынок», столкнувшись с сокращением платежеспособного спроса, посчитали более выгодным свертывать объемы производства при сохранении высоких цен, нежели снижать последние. В дальнейшем рост цен и спад производства приняли очень серьезный характер. Начались инфляционные, а точнее глубокие стагфляционные процессы в Российской экономике. К началу 1996 г. либерализация цен в России была практически завершена.

Следует подчеркнуть, что внутриэкономическая либерализация экономики порождает серьезные противоречия в производственной сфере. Во-первых, масса предприятий, особенно из отраслей военно-промышленного комплекса, привыкших работать на государственный заказ, сразу теряет сферу сбыта на свою продукцию. Во-вторых, предприятия, поставленные в рыночные условия, оказываются неконкурентоспособными на рынке, особенно в соревновании с импортной продукцией. В-третьих, трудности сбыта порождают проблему закупки сырья и материалов, т.е. проблему самого функционирования. В-четвертых, трудное положение производителей усугубляется сокращением спроса населения. В-пятых, в особо тяжелое положение попадают производства, получавшие ранее субсидии государства (прежде всего, сельское хозяйство). В-шестых, либерализация экономики глубоко противоречит сложившемуся менталитету директорского корпуса, воспитанного условиями плановой системы выполнять задания сверху, не заботясь о сбыте продукции и получении необходимых ресурсов.

Либерализация внешнеэкономических отношений.

Либерализация внешнеэкономических связей страны – совершенно необходимое, логическое следствие либерализации внутриэкономических отношений. Эффективный рыночный механизм в экономике может быть создан только при его тесной связи с мировыми рыночными отношениями. Более того, при этом важно известное единство экономических и правовых форм взаимосвязей между разными странами. Внешнеэкономическая либерализация расширяет возможности помощи при проведении преобразований в переходном процессе, т.е. как бы ускоряет решение задач переходной экономики.

Основные формы такой либерализации – расширение доступа в страну зарубежных инвестиций, устранение огосударствления (централизации) внешнеэкономических связей; снятие протекционистских ограничений для импорта; либерализация экспорта (отмена пошлин, квот, лицензий и льгот); обеспечение конвертируемости национальной валюты. Все эти формы, как показывает практика, усиливают эффективность действующего рыночного механизма, хотя следует подчеркнуть, что в полной мере они не применяются в развитой рыночной экономике. В целях защиты национального производства государство здесь устанавливает известные ограничения, широко использует таможенные тарифы, вводит различного рода запреты и т.д. Тем более это, очевидно, должно относится к экономике переходной, где рыночный механизм проходит стадию становления, а существующее производство не адекватно рыночным условиям.

Поэтому политика внешнеэкономической либерализации в переходной экономике должна быть оптимальной, т.е. с одной стороны, обеспечивать ускоренное развитие внутринациональных рыночных отношений и их органическое включение в мировое хозяйство, а с другой – не допускать ущерба развитию отечественного производства. В целом в России преобразования в данной области были связаны именно с либерализацией внешних отношений по всем направлениям. Впервые за многие десятилетия впервые были открыты широкие возможности для притока иностранного капитала. Осуществление внешнеэкономических операций было разрешено отдельным предприятиям и лицам. Резко сокращен централизованный импорт и экспорт. В течение 1992-1996 гг. были практически отменены все пошлины, квоты, лицензии и льготы на российский экспорт, сокращены импортные пошлины. Сделан ряд существенных шагов по обеспечению конвертируемости рубля.

Причины, цели и ход  приватизации в России.

Попыткой выхода из сложившегося положения явилось создание рыночной экономики в России. Для этого потребовалось создание условий формирования рынка, рыночной инфраструктуры. Эти условия следующие:

  • приватизация собственности и самостоятельность субъектов рынка;
  • система социальной поддержки населения;
  • право субъектов самостоятельно договариваться о цене;
  • устойчивость рубля и денежного обращения;
  • демонополизация хозяйственной деятельности и хозяйственных связей
  • наличие конкуренции;
  • развитие внешнеэкономических связей;
  • формирование у людей рыночных норм поведения.

В ходе приватизации в России государство, будучи практически главным инвестором и содержателем хозяйственных объектов, отказалось от огромного числа убыточных и малорентабельных предприятий, т.к. при сохранении монопольного положения одного собственника (в данном случае государства) невозможно полноценное развитие рыночных отношений.

Таким образом, цель приватизации, заключалась в обеспечении условий для нормального функционирования будущей рыночной системы. Именно в ходе процессов трансформации отношений собственности в стране возможно рациональное изменение структуры хозяйства с целью повышения эффективности производства и роста национального дохода.

При этом важную роль при достижении целей приватизации играла программа Российского правительства, определявшая очередность практических шагов приватизации:

. преодоление монополии  государства и создание условий  гражданского общества и социально  ориентированной рыночной экономики. Для этого нужны реальные субъекты  рыночных отношений, которые смогут  доказать свою жизнеспособность  лишь эффективным ведением хозяйства на основе заинтересованности и ответственности;

. преодоление дефицита  бюджета как одного из основных  источников инфляции;

. стимулирование инициативы  собственников как источника  самодвижения, саморазвития экономики;

. изменение роли государства, которое перестает быть монопольным собственником, но берет на себя функции регулирования рынка в основном экономическими методами.

На основании всего вышеизложенного можно сказать, что при участии государства в процессе приватизации структура собственности, в конечном итоге, смогла приобрести следующий вид: государственные предприятия, частный бизнес, народные предприятия, акционерные корпорации с преобладанием государственного капитала, акционерные негосударственные предприятия. Такая структура и характерна для многоукладной рыночной экономики. Таким образом, создание рынка для российского государства могло являться средством решения многих экономических и хозяйственных проблем, нависших в результате длительного сохранения в России командно-административного управления экономикой.

Приватизацию в России принято делить на два основных этапа.

Первый этап - ваучерная приватизация. Этот этап продолжался в России около трех лет. Если говорить о правовом аспекте первого этапа приватизации, то нормативным актом, свидетельствующим о начале процесса разгосударствления и приватизации в России, явился Закон, который определял и устанавливал государственную программу приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях создания эффективной социально ориентированной рыночной экономики.

В соответствии с этой программой были определены объекты приватизации. Три группы - объекты, не подлежавшие и не подлежащие в ближайшее время приватизации. Сюда входят: недра, земельные и водные ресурсы, континентальный шельф, железнодорожные, трубопроводные и автомагистрали, объекты, представляющие собой национальное достояние. Сюда же относится подавляющая часть оборонного комплекса, за исключением тех предприятий, которые уже переключились на производство гражданской продукции; объекты немедленной приватизации, где была рекомендована немедленная приватизация. Это: торговля, сфера услуг, коммунальное хозяйство, жилье, мелкие и средние предприятия, муниципальный транспорт и т.п.; объекты, которые остались в собственности государства. К ним относятся: топливно-энергетический комплекс, индустрия, фармацевтическая промышленность, и другие объекты особой значимости). В программе также были установлены требования к местным программам приватизации, задания органам государственной власти и управления по приватизации государственного имущества, предпочтительные способы приватизации (конкурс (предложение лучших условий выкупа; аукцион (предложение более высокой цены); выкуп (чаще всего через аренду);акционирование) и формы платежа, льготы членам трудовых коллективов приватизируемых - предприятий, условия кредитования и размеры кредитных ресурсов, которые предполагается использовать для приватизации, величину сумму приватизационных вкладов, распределяемых среди граждан Российской Федерации в планируемом периоде, условия использования при приватизации иностранных инвестиций, прогноз поступлений средств от приватизации в данный период и нормативы их распределения в республиканский бюджет Российской Федерации, бюджеты республик в составе Российской Федерации, местные бюджеты, внебюджетные фонды и на другие цели, порядок взаиморасчетов фондов имущества разного уровня между собой и с соответствующими бюджетами по всем видам платежных средств, и, наконец, перечень, сроки и порядок образования за счет средств, полученных от приватизации, целевых фондов для инвестирования в наиболее отсталых в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации, структурной перестройки народного хозяйства, восстановления природной среды или другие цели.

Информация о работе Реформационные процессы во второй половине 80-90 годов ХХ века