Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 00:40, лекция
Церковная реформация в Норвегии была также проведена датским королём Кристианом III, который распространил на страну действие датской церковной ординации 1537 года, определявшей положение новой религии в церкви. Попытка норвежского архиепископа Олава Энгельбректссона воспрепятствовать введению новой религии оказалась безуспешной. Более того, борьба за сохранение старой церкви привела к окончательной потере Норвегией самостоятельности и превращению её в «датскую провинцию», о чём было официально объявлено в Копенгагене[19].
Реформация в Дании и Норвегии
Реформация в Дании связана с именем Ганса Таусена, который после учёбы в Виттенберге начал проповедовать лютеранские идеи на родине. Попытка церковных иерархов устроить суд над «датским Лютером» не увенчалась успехом, так как ему покровительствовал король Фредерик I. В 1530 году на церковном синоде в Копенгагене Таусен защитил «символ веры» датских протестантов — «43 копенгагенские статьи».
Официально же евангелическо-лютеранская Церковь была признана государственной при сыне Фредерика I — Кристиане III, который использовал проведение Реформации в политических целях. Однако Кристиан III и до вступления на престол был верным приверженцем лютеранства и с 1528 года ввёл лютеранское богослужение на своих землях в Шлезвиге. Сделав Реформацию законом, Кристиан III сместил католических епископов и провёл секуляризацию всей церковной собственности, в результате чего королевская земельная собственность возросла втрое: королю принадлежало больше половины земель в стране[16].
По просьбе короля Кристиана Меланхтон прислал
в Данию опытного священника-реформатора
В 1537 году по указу короля была создана комиссия из «учёных людей» для разработки уложения о новой церкви, куда вошёл и Ганс Таусен. С составленным уложением был ознакомлен Лютер, и с его одобрения в сентябре того же года новый церковный закон был утвержден.
В 1550 году на датском языке была издана Библия. Особенностью Реформации в Дании было отношение к монастырям, которые не были закрыты, хотя и обложены налогами. Новых послушников принимать не разрешалось. В итоге монастыри существовали ещё 30 лет после начала церковных реформ. Большинство же приходских священников не стали жертвовать своими местами и влились в новую церковную структуру[18].
Церковная реформация в Норвегии была также проведена датским королём Кристианом III, который распространил на страну действие датской церковной ординации 1537 года, определявшей положение новой религии в церкви. Попытка норвежского архиепископа Олава Энгельбректссона воспрепятствовать введению новой религии оказалась безуспешной. Более того, борьба за сохранение старой церкви привела к окончательной потере Норвегией самостоятельности и превращению её в «датскую провинцию», о чём было официально объявлено в Копенгагене[19].
[править]Реформация в Швеции и Финляндии
В 1517 году братья Олаус (Олаф) и Лаврентий
(Ларс) Петри, сыновья кузнеца из Эребру,
приехавшие в Германию для получения образования,
стали свидетелями выступлений Мартина
Лютера против злоупотреблений в Римско-католической
Церкви. В1518 году Олаус вернулся в Швецию и
стал диаконом и учителем Стренгнесской
Реформа Церкви в Швеции осуществлялась постепенно. С 1525 года началось проведение богослужений на шведском языке, в 1526 году был издан Новый Завет, а в 1541 году — вся Библия, и король обязал все церкви купить новые книги[20].
В 1527 году на Вестеросском риксдаге главой Церкви был провозглашён король, а имущество монастырей было конфисковано в пользу короны. Делами Церкви стали управлять светские лица, назначенные королём.
В 1531 году архиепископом Швеции стал брат Олауса Лаврентий. Под его руководством в 1536 году в Уппсале состоялся Церковный собор, на котором лютеранские церковные книги были признаны обязательными для всей Швеции. Целибат был отменён. В 1571 году Лаврентием Петри был разработан «Шведский церковный устав», в котором определялась организационная структура и характер самоуправляющейся Шведской Церкви. Пасторы и миряне получали возможность выбирать епископов, однако окончательное утверждение кандидатов стало прерогативой короля[21].
Вместе с тем необходимо отметить, что ввиду отсутствия ожесточённого противостояния между римскими католиками и приверженцами Реформации, имевшего место в странах Центральной Европы, различия во внешнем характере богослужений реформированной и Римско-католической Церкви были минимальны. Поэтому шведский обряд принято считать образцом высокоцерковной традиции в лютеранстве. Также формально считается, что Церковь Швеции имеет Апостольскую Преемственность, так Лаврентий Петри был ординирован в епископы Петром Магнуссоном, епископом Вестеросским, посвящённым в свой сан в Риме.
Реформация была проведена и в Финляндии, в то время заявлявшейся частью королевства Швеции. Первым лютеранским епископом в Финляндии (в Або) стал Микаэль Агрикола, который составил первый букварь финского языка и перевёл на финский Новый Завет и части Ветхого Завета.
Культуре Дании, Швеции, Норвегии, Исландии и Финляндии в начале XVI в. в значительной степени были присущи черты традиционализма. Темпы ее развития начали ускоряться лишь под воздействием реформации. В распространении новейших культурных веяний важную роль сыграли Германия и Нидерланды; в середине столетия к этому добавилось французское влияние. В Норвегии и Исландии государственным и литературным языком на протяжении всего периода оставался датский, в Финляндии -- шведский.
Характерными особенностями культуры в скандинавском регионе были повышенный интерес к прошлому, особенно к раннему средневековью; живучесть различных форм и видов средневековой культуры, вступивших в сложные переплетения с новыми тенденциями; большая роль народной культуры, очень устойчивой, почти не изменившейся за XVI -- первую половину XVII в.
В культуре Скандинавских стран позднего средневековья выделяют два течения: самобытное крестьянское, проникнутое древними традициями еще Дофеодальных времен (в Дании, впрочем, исчезнувшими), и дворянско-бюргерское, глубоко пропитанное иностранными влияниями. Ценнейшим достоянием народной традиции была деревянная архитектура, резьба по дереву, а в области устного творчества -- саги, песни и сказки. В Норвегии крестьянство оказалось единственным, а в Исландии и Финляндии -- основным хранителем языка своей народности в феодальную эпоху. Иным был характер культуры, отражавшей потребности и вкусы дворянства и бюргерства. Эти классы были не только тесно связаны с придворным и городским миром других европейских стран, но и постоянно пополнялись выходцами оттуда. На улицах Бергена долгое время преобладала немецкая речь, на улицах Гётеборга -- голландская. Неудивительно, что итальянские художники и французские архитекторы, немецкие богословы и голландские ученые оставили неизгладимый след в духовной жизни скандинавских народов XVI -- XVII вв.
КУЛЬТУРА ДАНИИ
В культурном отношении первенство среди Скандинавских стран бесспорно принадлежало Дании. Основание университета в Копенгагене в 1478 г. и введение книгопечатания в Дании в 1482 г. поначалу сравнительно мало сказались на культурной ситуации в стране, поскольку ни высшая школа, ни типографии еще не были затронуты веяниями Ренессанса. Первой книгой на датском языке стала появившаяся в 1495 г. рифмованная датская хроника. - «Отцом» датской литературы считают гуманиста К. Педерсена, который издал в Париже в переводе с латыни «Деяния датчан» Саксона Грамматика (XII в.) -- произведение, включавшее множество легенд, в том числе легенду о Гамлете. Горячий сторонник Реформации, Педерсен в 1529 г. перевел на датский язык и Новый завет, затем псалмы, сыграл решающую роль в подготовке вышедшего в 1550 г. перевода на датский всей Библии, что оказало значительное влияние на развитие национального языка. В 1535 г. «датский Лютер» Ханс Таусен издал свой вариант перевода на датский Нового завета. Ханс Томиссен выпустил в 1569 г. «Датскую книгу псалмов». Как и в других протестантских странах, Реформация утвердила в Дании массовое пение псалмов в церквах, обычно на музыку немецких композиторов.
Интересные зарисовки условий, при которых происходило внедрение Реформации в датских провинциях, дает «Книга посещений» П. Палладиуса. Из числа писателей -- противников Реформации можно назвать П. Хельгесена (1480--1535).
С середины XVI в." в Дании широко распространяются переводная сатирическая литература, часто связанная с обличениями католической церкви, неолатинская поэзия и школьная драма. В чрезвычайно популярном диалоге - «Педер-кузнец и Адспер-крестьянин», переведенном с немецкого языка, действие перенесено в Данию. В нем немало связанных с датской обстановкой резких выпадов против монархов и корысти священников. Интерес образованных датчан вызывают переводы немецких народных романов о Тиле Эйленшпигеле, докторе Фаусте, немецкой версии <Рейнеке-Лиса».
Покровительство датских королей театру способствовало распространению школьной драмы. Датская, да и вся скандинавская культура нередко осваивала элементы гуманистического наследия сквозь призму Реформации. Это проявилось и в специфике школьной драмы, которая обращалась к библейским сюжетам, но в своей структуре и особенностях художественных средств пыталась опе-реться на античные образцы. Крупнейшим датским драматургом XVI в. стал лютеранский пастор И. Ранх. Он создал в своих драмах образы царя Соломона, племенного Самсона, но писал также и о купце-скряге, которого высмеял в комедии <Скупой завистник». Отличительными чертами школь-ной драмы стали дидактизм, аллегоричность, широкое использование песен.
Подлинный подъем переживает научная литература. Появляется целая плеяда крупных ученых: анатомы Стенсен, Бартолин, физик О. Ремер, великий астроном Т. Браге.
Достижения художественной культуры Дании в XVI -- первой половине XVII в. были достаточно скромными. В архитектуре заметным явлением стало строительство королевских и дворянских замков, сочетавших крепостной тип сооружений с новыми веяниями -- вниманием к удобству интерьеров, в которых со временем стало модным ренессансное убранство. Замки часто возводили на островах, среди озер. Так построен и один из лучших дворцовых комплексов начала XVII в.-- Фредериксборг, расположенный на озерных островах, соединенных мостами. Памятниками запоздалого Ренессанса в Дании стали работы выходцев из Нидерландов архитекторов братьев Стенвинкелей: дворец Росенборг в Копенгагене и биржа этого города (1619--1625 гг.). Ренессансные представления об «идеальном городе», уже сплавленные с новыми, идущими из Франции нормами классицизма, сказались в регулярной планировке ряда кварталов Копенгагена.
В изобразительном искусстве Дании господствовали иностранные мастера. Зато в науке в XVII в. начался подъем, связанный в первую очередь с развитием анатомии и астрономии. На рубеже XVI -- XVII вв. европейскую известность заслужили датские ученые -- анатом Бартолин Старший и особенно знаменитый астроном Тихо Браге (1546--1601), чья обсерватория Ураниборг, лучшая в тогдашней Европе, одно время была научным центром Дании. Он добился точнейших для того времени астрономических вычислений и составил каталог тысяч звезд. На основе достижений Тихо Браге Кеплер открыл свои знаменитые законы.
КУЛЬТУРА ШВЕЦИИ
В отличие от Дании в шведской культуре XVI в. крупную роль сыграли не только протестанты, но и эмигранты-католики.
Крупнейшим писателем Швеции XVI в. был главный деятель Реформации в этой стране Олаус Перти (1493--1552). Особенно ценны его перевод на шведский язык Библии (так называемая ч Библия Густава Вазы») и «Шведская хроника» -- старейшее произведение по истории страны. Перти стал основоположником современного шведского литературного языка. Значительный исторический и литературный интерес сохраняют письма и речи короля Густава Вазы. Против Реформации выступил епископ-католик Йоханнес Магнус. Иоханнес Магнус (1488--1544), вынужденный эмигрировать в Рим, стал автором панегирической «Истории Готии и Швеции», позже опубликованной его братом Олаусом Магнусом (1490--1557), также бежавшим в Италию. Олаусу Магнусу принадлежит «История северных народов» (1555 г.), в которой значительное место уделено географическим сведениям. Он издал первое картографическое изображение и описание Скандинавского полуострова и прилегающих областей, в том числе Прибалтики и русского Севера («Морская карта», 1539 г.).
К началу XVII в. относится творчество родоначальника шведской драматургии Ю. Мессениуса (1579--1636), разрабатывавшего в драмах «Белая лебедь» и др. сюжеты из светской истории и фольклора. Ему принадлежит литературно-исторический труд «Scandia illustrata».
В XVII в. зародилась лирическая поэзия. Крупнейший лирик Л. Вифаллиус -- автор произведения «Жалобы по поводу этой сухой и холодной весны». Официальная идеология шведского вели-кодержавия, сформировавшаяся в XVI -- XVII вв. на почве военных успехов, получила отражение в фантастическом сочинении Рутбека «Атлантида», где Швеция объявлена прародиной всей мировой культуры. Идеология Возрождения нашла отражение в творчестве К. Шернъельма (1598--1672), крупнейшего шведского писателя XVII в.
Патриотическое возвеличение шведской истории в первой половине XVII в., в пору превращения Швеции в великую державу, нередко обретало чер-ты расчетливой официальной политической пропаганды. Это сказалось, в частности, уже в двух изданиях 1615 г.-- в анонимной «Прозаической хронике», освещающей историю шведского государства до середины XV в., и «Хронике готов» Э. Олаи.
Процессы, происходившие в шведской литературе XVI в., родственны датским. Во второй половине XVI в. распространяется школьная драма с биб-лейскими сюжетами о Товии, Юдифи и Олоферне и др. Светская драма появляется лишь в 1610 г. (чТисба* М. Астероферуса).
Заметный шаг вперед делает в первой половине XVII в. шведская философская мысль. Уже с конца XVI в. распространяется учение П. де ла Раме, шведские последователи которого выступают против схоластического метода, за независимое от церковного контроля развитие науки. В числе рамистов -- О. Беллинус, Л. Готус и др. Их выступления подготовили почву для распространения во второй половине XVII в. декартезианства. Декарт был приглашен в Швецию и приехал туда в 1649 г. Он был постоянным собеседником шведской королевы Кристины, едва ли не образованнейшей женщины своего времени.
В художественной жизни Швеции, как и Дании, ведущее место принадлежало иноземным мастерам. В середине XVI в. в культуру и искусство Швеции проникают идеи европейского Ренессанса. Тем не менее, сугубо «городские* аспекты ренессансной культуры остались чуждыми мировосприятию преимущественно сельского населения страны. Ограниченные масштабы строительной деятельности тормозили реализацию ренессансных идей в архитектуре. В XVI в. только Стокгольм был относи-тельно крупным, динамично развивающимся городом, культурным и научным центром.
Усиление самобытных шведских тенденций в архитектуре, характерное уже для конца XV в., проявилось главным образом в строительстве ратуш торговых городов. В планировке городских жилищ прочно удерживались позднесредневековые черты. Растущие города вызывали увеличение плотности их застроек. Богатство орнаментации домов стало вопросом престижа преуспевающих горожан. Причудливое сочетание раннеготических и раннебарочных орнаментальных мотивов, выработанных датской архитектурой, послужило образцом декора городских построек Швеции второй половины XVI -- начала XVII вв. Фрагменты подобной застройки сохранились в Стокгольме в районе Гамластан, на набережной Шепсбурн и вокруг площади Стурторгет.