Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 14:18, реферат
Реформы проведенные Александром II в ХIХ веке и по сей день актуальны. В данной работе раскрыты реформы этого великого императора и попытка проанализировать их. Отмена крепостного права имела огромное историческое значение. Освобождение миллионов крестьян, втягивание крестьянского и помещичьего хозяйства в рыночные отношение, расслоение крестьянства, формирование рынка вольнонаемного труда, ускоренное развитие промышленности – все это прямые следствия реформы. Страна уверенно вступила на путь капиталистического развития.
ВВЕДЕНИЕ
1. Отмена крепостного права
2. Земская и городская реформы
3. Судебная реформа
4. Военная реформа
5. Реформа просвещения и печати
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
1. Отмена крепостного права
2. Земская и городская реформы
3. Судебная реформа
4. Военная реформа
5. Реформа просвещения и печати
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Реформы проведенные Александром II в ХIХ веке и по сей день актуальны. В данной работе раскрыты реформы этого великого императора и попытка проанализировать их. Отмена крепостного права имела огромное историческое значение. Освобождение миллионов крестьян, втягивание крестьянского и помещичьего хозяйства в рыночные отношение, расслоение крестьянства, формирование рынка вольнонаемного труда, ускоренное развитие промышленности – все это прямые следствия реформы. Страна уверенно вступила на путь капиталистического развития. Началась новая эпоха в ее истории. Реформы 60-70-х гг. – крупное явление в истории России. Устранив ряд отживших явлений, создав новые, современные органы самоуправления и суда, они способствовали росту производительных сил страны, ее обороноспособности, развитию гражданского самосознания среди населения, распространению просвещения, улучшению качества жизни. Россия подключалась к общеевропейскому процессу создания передовых, цивилизованных форм государственности, основанных на самодеятельности населения и его волеизъявлении.
1. Отмена крепостного права.
Подготовка реформы. Впервые о необходимости освобождения крестьян Александр II заявил в речи, произнесенной в 1856г. перед представителями московского дворянства. Его знаменитая фраза о том, что «лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться до того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу», означала, что правящие круги пришли, наконец, к мысли о необходимости реформирования государства. Среди них были члены императорской фамилии (младший брат Александра Константин Николаевич, тетка царя великая княгиня Елена Павловна), а также некоторые представителя высшей бюрократии (министр внутренних дел С.С.Ланской, исполняющий должность товарища министра внутренних дел Н.А.Милютин, генерал Я.И.Ростовцев), общественные деятели (князь В.А.Черкасский, Ю.Ф.Самарин), сыгравшие выдающуюся роль в подготовке и проведении реформы.
Вначале проекты
освобождения крестьян разрабатывались
в традиционном для России Секретном
комитете, созданном в 1857г. «для освобождения
мер по устройству быта помещичьих
крестьян». Однако недовольство дворянства,
обеспокоенного слухами о возможной
отмене крепостного права, и медлительность
Секретного комитета, всячески тормозившего
подготовку реформы, привело Александра
II к мысли о необходимости
Рескрипт В.И.Назимову считается началом официальной истории подготовки крестьянской реформы. В феврале 1858г. Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Его задача состояла в том, чтобы выработать общую правительственную линию в деле освобождения крестьян. Переименование означало решительное изменение характера деятельности комитета – она перестала быть тайной. Правительство разрешило обсуждение проектов реформы и, более того, предписало дворянам проявить инициативу в решении крестьянского вопроса. Отдавая подготовку реформы в руки помещиков, правительство, с одной стороны, фактически выдвинуло их заняться этим вопросом, а с другой – предложило самим обеспечить максимальное удовлетворение своих интересов. Так был решен вопрос о сочетании правительственной политики и желаний господствующего класса. Крестьяне от обсуждения проекта реформы были отстранены, так как в губернских комитетах участвовали только дворяне.
В феврале 1859г. при
Главном комитете были учреждены
Редакционные комиссии (председатель
– Я.И.Ростовцев). Они должны были
собирать и обобщать все проекты,
разработанные губернскими
В поступающих с мест проектах размеры крестьянских наделов и повинностей зависели от плодородия почвы. В черноземных районах помещики были заинтересованы в сохранении земли и поэтому были против предоставления ее крестьянам. Под нажимом правительства и общественности они готовы были дать крестьянам небольшие наделы по высокой цене за десятину. В нечерноземной полосе, где земля не имела такой ценности, местные дворяне соглашались передать ее крестьянам, но за большой выкуп.
Обобщенные редакционными комиссиями проекты к началу 1859г. поступили в Главный комитет. Он еще больше сократил размеры крестьянских земельных наделов, а повинности увеличил. 17 февраля 1861г. проект реформы утвердил Государственный совет. 19 февраля его подписал Александр II. Об отмене крепостного права возвестил Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей…» Практические условия освобождения были определены в «Положениях» о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.
Манифест и «Положения» касались трех основных вопросов: личное освобождение крестьян, наделение их землей и выкупная сделка.
Личное освобождение. Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права. Отныне крестьянин мог владеть движимым и недвижимым имуществом, заключать сделки, выступать как юридическое лицо. Он освобождался от личной опеки помещика, мог без разрешения вступать в брак, поступать на службу и учебные заведения, менять место жительства, переходить в сословия мещан и купцов. Вместе с тем, личная свобода крестьянина ограничивалась. В первую очередь это касалось сохранения общины. Общинная собственность на землю, переделы наделов, круговая порука (особенно при выплате налогов и выполнении государственных повинностей) тормозили буржуазную эволюцию деревни. Крестьяне оставались единственным сословием, которое платило подушную подать, несло рекрутскую повинность и могло быть подвергнуто телесному наказанию.
Наделы. «Положения» регламентировали наделение крестьян землей. Размеры наделов зависели от плодородности почвы. Территория России была условно разделена на три полосы: черноземную, нечерноземную и степную. В каждой из них устанавливался высший и низший размеры крестьянского полевого надела (высший – больше которого крестьянин не мог требовать у помещика, низший – меньше которого помещик не должен был предлагать крестьянину). В этих пределах заключалась добровольная сделка крестьянской общины с помещиком. Их взаимоотношения окончательно закрепляли уставные грамоты. Если помещик и крестьяне не приходили к соглашению, то для урегулирования спора привлекались мировые посредники. Среди них были в основном защитники интересов дворян, однако некоторые прогрессивные общественные деятели (писатель Л.Н.Толстой, физиолог И.М.Сеченов, биолог К.А.Тимирязев и др.), став мировыми посредниками, отражали интересы крестьянства.
При решении земельного вопроса крестьянские наделы были значительно урезаны. Если до реформы крестьянин пользовался наделом, превышающим высшую норму в каждой полосе, то этот «излишек» отчуждался в пользу помещика. В черноземной полосе отрезали от 26 до 40% земли, в нечерноземной – 10%. В целом по стране крестьяне получили на 20% земли меньше, чем они обрабатывали до реформы. Так образовались отрезки, отработанные помещиками у крестьян. Традиционно считая эту землю своей, крестьяне боролись за ее возвращение вплоть до 1917г.
При размежевании пахотных угодий помещики стремились к тому, чтобы их земля вклинивалась в крестьянские наделы. Так появилась чересполосица, заставляющая крестьянина арендовать помещичью землю, выплачивая ее стоимость или деньгами, или полевыми работами (отработки).
Выкуп. Получая землю, крестьяне были обязаны оплатить ее стоимость. Рыночная цена, переданной крестьянам, реально составляла 544 млн. рублей. Однако разработанная правительством формула расчета стоимости земли повысила ее цену до 867 млн. рублей, то есть в 1,5 раза. Следовательно, как и наделение землей, так и выкупная сделка осуществлялись исключительно в интересах дворянства. (Фактически, крестьяне платили и за личное освобождение).
У крестьян не было денег, необходимых для выкупа земли. Чтобы помещики получили выкупные суммы единовременно, государство представило крестьянам ссуду в размере 80% стоимости наделов. Остальные 20% крестьянская община платила помещику сама. В течение 49 лет крестьяне должны были возвратить ссуду государству в форме выкупных платежей с начислением 6% годовых. К 1906г., когда крестьяне упорной борьбой добились отмены выкупных платежей, они уже выплатили государству около 2 млрд. рублей, то есть почти в 4 раза больше реальной рыночной стоимости земли в 1861г.
Выплата крестьянами
помещику растянулась на 20 лет. Она
породила специфическое
Значение отмены крепостного права. Великой назвали современники реформу 1861г. Она принесла свободу многим миллионам крепостных крестьян, расчистила дорогу для становления буржуазных отношений.
Вместе с тем,
реформа имела половинчатый характер.
Она была сложным компромиссом между
государством и всем обществом, между
двумя основными сословиями (помещиками
и крестьянами), а также между
различными общественно-политическими
течениями. Процесс подготовки реформы
и ее реализация позволили сохранить
помещичье землевладение, обрекли
российских крестьян на малоземелье, нищету
и экономическую независимость
от помещиков. Реформа 1861г. не сняла
аграрный вопрос в России, который
оставался центральным и
Основные положения крестьянской реформы.
1. Крестьяне получили
личную свободу (без выкупа) и
установленный земельный надел
(за выкуп). Около четверти суммы
общей стоимости земли
2. До выкупа крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику, платил оброк и отрабатывал барщину.
3. Величина земельных наделов устанавливалась для каждой местности с учетом различных факторов. Если дореформенный земельный крестьянский надел превышал пореформенный, то излишек отходил помещику (так называемые «отрезки»). Они составили 1/5 прежних крестьянских наделов.
4. Взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «Уставными грамотами» В них определялись размеры наделов и повинности. Помещик подписывал грамоту не с каждым в отдельности крестьянином, а с общиной.
5. Крестьяне получили
право заниматься
2. Земская и городская реформы
В 1864г. была проведена
земская реформа. В губерниях
и уездах создавались земские
учреждения (земства). Это были выборные
органы из представителей сословий. Высокий
имущественный ценз обеспечивал
преобладания в них помещиков. Земства
были лишены каких-либо политических функций.
Сфера их деятельности ограничивалась
исключительно хозяйственными вопросами
местного значения: устройство и содержание
путей сообщения, земских школ и
больниц, забота о торговле и промышленности.
Земства находились под контролем
центральной и местной властей,
которые имели право
Следующим шагом была городская реформа. «Городовое положение» 1870г. создало в городах всесословные органы – городские думы, избираемые на 4 года. Городская дума избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - городскую управу, состоящую из городского головы и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем и городской думы и городской управы. Право избирать и быть избранным в городскую думу имели право только жители, обладающие имущественным цензом (преимущественно владельцы домов, торгово-промышленных заведений, банков, т.е. торгово-промышленной буржуазии). Таким образом, основная масса городского населения была устранена от участия в городском самоуправлении. Городское самоуправление занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды, находились под строгим контролем правительственной администрации.
3. Судебная реформа
«Новые судебные
уставы» 1864г. вводили в России принципиально
новую систему
Впервые в истории российского суда была введена система защиты обвиняемого. На судебном процессе выступали прокурор (обвинитель), который отстаивал интересы обвинения, и защитник (адвокат), который представлял интересы подсудимого.