Реформы Александра 2

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 14:18, реферат

Краткое описание

Реформы проведенные Александром II в ХIХ веке и по сей день актуальны. В данной работе раскрыты реформы этого великого императора и попытка проанализировать их. Отмена крепостного права имела огромное историческое значение. Освобождение миллионов крестьян, втягивание крестьянского и помещичьего хозяйства в рыночные отношение, расслоение крестьянства, формирование рынка вольнонаемного труда, ускоренное развитие промышленности – все это прямые следствия реформы. Страна уверенно вступила на путь капиталистического развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Отмена крепостного права
2. Земская и городская реформы
3. Судебная реформа
4. Военная реформа
5. Реформа просвещения и печати
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

реформы александра 2.docx

— 28.87 Кб (Скачать файл)

Судебная реформа  вызвала к жизни российскую адвокатуру. Адвокат стал не только участником судебного процесса. Адвокаты стали  частью российской либеральной интеллигенции, боровшейся против произвола и беззакония, за права человека.

4. Военная реформа        

Поражение в Крымской войне  показало, что российская регулярная армия, основанная на рекрутском наборе, не может противостоять более  современным европейским. Необходимо было создать армию, обладающую обученным запасом личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами. Ключевым элементом реформы стал закон 1874г. о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет и годных по состоянию здоровья. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках до 6, на флоте – до 7 лет. Сроки действительной службы в значительной степени сокращались в зависимости от образовательного ценза. Лица, имевшие высшее образование, служили всего полгода. Эти льготы стали дополнительным стимулом для распространения образованности.         

В 60-х годах началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка. Особое значение имело ускоренное развитие военного парового флота.        

Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища  и академии – Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и др. Улучшилась система управления вооруженными силами.         

Все это позволило  сократить численность армии  в мирное время и вместе с тем  поднять ее безопасность.        

Главное достижение военной реформы – переход  от рекрутского набора к всеобщей воинской повинности.        

 

5. Реформа просвещения и печати        

Реформы управления, суда и армии логически потребовали  изменения системы образования. 18 июля 1863г. был утвержден новый  университетский устав, который  расширял автономию университетов. Ни войска, ни полиция не могли вступить на территорию университета без разрешения его ректора. Делами университетов  руководили ученые советы, состоявшие из профессоров, преподавателей и сотрудников. В 1864г. были изданы «Устав гимназий»  и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и  среднее образование. Главное заключалось  в том, что фактически было введено  доступное всесословное образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические, в которых основное внимание уделялось преподаванию древних языков, и реальные – преподаванию математики и естествознания. Окончившие классическую гимназию имели право без экзаменов поступить в университет, а реальную – в технические вузы. Устанавливалась преемственность среднего и высшего звеньев образования. Возникли высшие женские курсы.        

Реформы в образовании  способствовали тому, что российская наука и образование во второй половине XIX в. встали на уровень европейских стран.        

В 1865г. были введены  «Временные правила» о печати. Они  отменили предварительную цензуру  для разряда печатных изданий: книг, рассчитанных на самостоятельную и  образованную часть общества, а также  центральных периодических изданий. Новые правила не распространялись на провинциальную печать и массовую литературу для народа. С конца 60-х  годов правительство начало издавать указы, во многом сводившие на нет  основные положения реформы образования  и цензуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        

Таким образом, проделанная нами работа позволяет нам сделать следующие выводы. Реформы 60-70 годов XIX в. связаны и именем императора Александра II. В условиях российского самодержавного строя государь играл решающую роль. Есть разные мнения о характере и личных качествах Александра II. Он не был выдающейся личностью, подобной Петру I. Царь не обладал широким кругозором и не был убежденным реформатором, но реально воспринимал происходящие события и был достаточно решителен, чтобы проводить коренные преобразования для упрочения и сохранения существующего самодержавного строя. Наследник российского престола, воспитанный В.А.Жуковским в духе европейского гуманизма первой половины XIX в., умел подбирать себе талантливых помощников, способных проводить в жизнь его предначертания, а также прислушиваться к общественному мнению и менять при необходимости свои позиции.        

Реформы шли навстречу  требованиям времени, они давали шанс успешно решить стоявшие перед  страной задачи модернизации. К сожалению, власть не демонстрировала последовательность в их осуществлении. Да и общество либо проявляло нетерпение, стремясь получить все и сразу, либо глухо  роптало, с трудом приспосабливаясь к новым веяниям. Экономические и политические преобразования 60-70 гг. XIX в. В целом остались незавершенными.        

Но, несмотря на это,  Александр II остался в сознании народа как царь-освободитель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник – М. «Проспект», 1999г.
  2. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России, конец XVII-XIX в.: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват.учреждений/Под ред. А.Н.Сахарова – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1998
  3. Всемирная история: Учебник для вузов/Под ред. – Г.Б.Поляка, А.Н.Марковой – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997г.
  4. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России. М.2006г.
  5. История России. Учебник/Под общ. ред. Ю.И.Казанцева, В.Г.Деева. – М.ИНФРА-М, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001г.

Информация о работе Реформы Александра 2