Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 14:40, реферат
В наше время идет преобразование и реформирование практически всех
сторон жизни общества и государства. Издан новый кодекс законов, идет
реформирование образовательной системы, начались преобразования в
жилищно-коммунальном хозяйстве, и т.д. и конечно, хотелось бы знать в
правильном ли направлении идут эти реформы, положительно или
отрицательно влияют они на общественную жизнь?
Вступление к теме “Реформы Александра 11 с правовой точки
зрения”
II. Основная часть
1. Начало правления Александра 11.
2. Крестьянская реформа 1861 года.
а) правовое положение крестьян;
б) крестьяне собственники;
в) органы крестьянского управления;
г) условия освобождения других категорий крестьян от
крепостной зависимости.
3. Земская и городская реформы.
4. Военная реформа 1864-1874 г.г.
5. Судебная реформа.
6. Реформы печати.
7. Реформа образования.
8. Итоги реформ.
9. Убийство Александра 11.
I. Заключение
По отношению к временно обязанным крестьянам помещик имел и другие права. Так, гл. 6 Общего положения сохраняла за помещиками права вотчинной полиции: право надзора “за охранением общественного порядка и общественной безопасности.
Кроме того, помещик получал право контроля , надзора за органами крестьянского самоуправления, учрежденными по реформе сельскими и волостными сходами. Помещик имел право требовать смены сельских старост и других лиц сельской администрации; сельский староста обязан был безотлагательно выполнять требования помещика по целому ряду вопросов; помещик имел право требовать отмены мирского приговора и созыва сельского схода и т.д.
Крестьяне-собственники
После выкупа земельных наделов (либо после заключения выкупной сделки) крестьяне переходили в разряд крестьян-собственников. Сроки перехода крестьян на выкуп не были определены Положениями и зависимы от воли крестьян перевод из состояния временно обязанных затянулся на многие годы и десятилетия. В 1870 году количество временно обязанных крестьян составляло 32,54 %.
В 1881 году царское правительство задало закон об обязательном переводе крестьян на выкуп и о прекращении временно обязанного состояния с 1 января 1883 года.
В течение первых 9 лет после объявления реформы крестьяне-собственники не имели права продавать свои земельные наделы, уставные грамоты заключались не с отдельными, а с сельским обществом – миром. Мир отвечал круговой порукой за все платежи, подати и повинности, отбываемых крестьянами.
Крестьянин не имел права свободно уйти из сельского общества. Глава 5 Общего положения дает подробный перечень многочисленных условий выхода из мира.
Органы крестьянского управления
Согласно Положениям в селах для бывших помещичьих крестьян создавались органы крестьянского самоуправления. Все крестьяне – домохозяева сельского общества – составляли сельский сход – низшее звено системы органов крестьянского управления.
Сельский сход избирал сельского старосту и других должностных лиц. кроме того, ведению сельского схода принадлежали вопросы о порядке и своевременности отбывания различного рода повинностей, увольнения членов общества и приеме в него; о пользовании землей, взыскание недоимок и др.
Сельские органы подчинялись волостному управлению, земской полиции и органами администрации.
Несколько сел объединялись в волости, где создавались волостной сход во главе с волостным старшиной, волостное управление и сословный крестьянский волостной суд.
Волостной сход решал хозяйственные и финансовые вопросы, ведал раскладкой повинностей.
Создание сословно-крестьянского суда ярко свидетельствует о сохранении значительных элементов феодального строя. Волостной суд имел право разбирать имущественные споры между крестьянами (до 100 рублей) и судить крестьян за мелкие преступления, совершенные в отношении крестьян же.
В качестве наказания волостной суд мог приговаривать к общественным работам на срок до 6 дней, аресту до 7 дней, штрафу до 3 рублей и телесным наказаниям до 20 ударов розгами.
Согласно Положениям для реализации крестьянской реформы и для контроля над органами сельского управления были созданы специальные учреждения, ведавшие крестьянскими вопросами: мировые посредники, уездные мировые съезды из мировых посредников и губернские присутствия по крестьянским делам.
Мировые посредники назначались из наиболее развитых и богатых помещиков данной местности. Они намечались уездным дворянским собранием, представлялись губернатором и утверждались Сенатом.
Мировым посредникам поручалось наблюдение за органами крестьянского управления. Так, органы сельского и волостного самоуправления обязаны были бесприкословно исполнять все требования мировых посредников. Волостной старшина в своей должности утверждался мировым посредником.
Условия освобождения других категорий крестьян от крепостной зависимости
Реформа 1861 года затронула всех крестьян. В отношении дворовых крестьян было издано специальное положение, по которому они освобождались без земли и без выкупа. Однако и в отношении дворовых крестьян принцип постепенности освобождения от крепостной зависимости был сохранен.
Положение о дворовых крестьянах устанавливало, что названные крестьяне должны были в течении двух лет работать на помещика и только после этого они могли получить освобождение без земли и без выкупа.
Были приняты специальные дополнительные правила об устройстве крестьян без земли в случае, если этой земли у них мало. Они также имели право крестьян такими земельными наделами, размеры которых были меньше душевой нормы.
Специальные дополнительные правила были установлены в отношении посессионных и крепостных рабочих. На них также распространялось Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, однако имелись некоторые особенности.
Крепостные и посессионные рабочие , как правило, не 6наделялись землей. Крепостные рабочие получали усадьбу и полевой надел только в том случае, если они пользовались ими до реформы. Такие же права были и у мастеровых и посессионных рабочих. Почти одновременно с помещичьими крестьянами были освобождены от крепостной зависимости удельные и государственные крестьяне. Удельные крестьяне были освобождены в 1863 году с наделом несколько большим, чем надел помещичьих крестьян, однако у них отрезали часть земли. Удельные крестьяне были переведены на выкуп сразу. Государственные крестьяне также были освобождены от крепостной зависимости с земельными наделом, причем государственным крестьянам, как правило, сохранялся тот земельный надел, которым они пользовались ранее.
По специальному указу 1863 года для крестьян западных губерний Украины и Белоруссии прекращалось состояние временно обязанных. Они были переведены в разряд крестьян-собственников, земельные нормы для них были увеличены.
В 1863 году в связи с вспыхнувшим в Польше восстанием царское правительство вынуждено было провести в Польше аграрную реформу на лучших для крестьян условиях, нежели в русских губерниях.
В 1864 году царское правительство издало именной указ об устройстве крестьян Царства Польского. Согласно Указу крестьяне получили в собственность землю без выкупа, за ними были сохранены те земельные наделы, которыми они пользовались ранее. Крестьяне освобождались от повинностей, которые они несли в пользу помещика. Однако вместо выкупного платежа на плечи польского крестьянства тяжелым бременем лег так называемый поземельный налог, большой по размеру и очень тяжелый для польского крестьянства.
В ы в о д. Реформа , проведенная царизмом, не могла полностью ликвидировать прежнюю систему общественно-экономических отношений, что способствовало неизбежно сохранению феодально-крепостнических пережитков в деревне.
Крестьяне в период реформы испытывали на себе как давление помещичьего гнета, сохранившегося в результате реформы, так и гнета растущей буржуазии и кулачества. Широкое развитие в послереформенной России получили так называемые “отработки” и “издольщина”.
Однако , несмотря на все издержки, крестьянская реформа имела огромное значение для развития капитализма в России: промышленность получила свободные наемные руки; в сельском хозяйстве устанавливались капиталистические отношения (в результате ликвидации сословного права дворян на землю последняя стала продаваться), быстрее стал развиваться внутренний рынок. В России строятся новые фабрики и заводы, развиваются рыночные отношения, увеличивается число предпринимателей и рабочих, формируются новые классы.
Земская и городская реформы
После проведения крестьянской реформы царское правительство было вынуждено осуществить и некоторые другие преобразования, в том числе и в системе местного самоуправления. В 1864 году было принято Положение о губернских и уездных земских учреждениях, а в 1870 году – Городовое положение.
Губернские и уездные земские собрания и земские управы являлись выборными органами. Выборы гласных в собрания проходили по трем куриям: уездных землевладельцев, городских обществ и крестьян. Для участия в первой и второй куриях следовало отвечать определенному имущественному цензу (довольно высокому), третья курия строилась по сословному принципу. Для крестьян был установлен очень сложный порядок выборов: трехстепеный - для выборов гласных в уездные земские собрания и четырехстепный – в губернские крестьяне избирали одного представителя от 10 дворов на волостной сход избирал выборщиков, в выборщики от волостей на своем уездном избирательном собрании избирали земских гласных. В уездных земских собраниях дворянам принадлежало 42 % всех мест, крестьянам – 38 %, купцам, промышленникам и мещанам – 20-25 %. В губернских собраниях процент гласных дворян был значительно выше.
И земские собрания 9земства), и земские управы избирались на три года. Во главе земства стоял уездный или губернский предводитель дворянства. Компетенция земских органов была чрезвычайно ограничена. Как указывалось в Положении, к их ведению относились “местные хозяйственные пользы и нужды”: благотворительные заведения, местная торговля и промышленность, народное образование, здравоохранение и т.д. Земства были поставлены под контроль правительственной администрации, имевшей право отмены всякого постановления земства в случае его противоречия законам или общим государственным интересам. Однако, несмотря на это, создание земств способствовало привлечению либерального дворянства, буржуазии и интеллигенции к решению вопросов, связанных с развитием местного хозяйства, дорог, здравоохранения и просвещения.
Городовое положение 1870 года вводило новое городское самоуправление: городское избирательное собрание , городскую думу и городскую управу во главе с городским головой.
Выборы в городскую думу строились на основе имущественного ценза и ценза оседлости. Избирательным правом пользовались плательщики налогов и сборов. Рабочие, низшие служащие, кустари и многие другие к выборам не опускались. Положение и компетенция городских органов самоуправления определялись одинаково с земскими. Городские органы самоуправления определялись одинаково с земскими . Городские органы самоуправления также как и земские, находились под постоянным контролем со стороны администрации – органов министерства внутренних дел, губернаторов.
Однако, несмотря на ограниченность прав земского и городского самоуправления, самодержавие стремилось увеличить в нем число гласных от дворян и поставить его под большой контроль администрации. В годы реакции (80-90-е г.г. 19 века) были приняты так называемые контрреформы, направленные на достижение указанной цели.
Военная реформа (1864-1874 г.г.)
Необходимость реорганизации армии, основанной на рекрутской повинности и построенной на сугубо феодальной основе, резко ощущалось уже в период крымской войны 1853-1856 г.г. обнаружившей полную непригодность вооруженных сил России, прямо связанную с общей отсталостью страны.
Одновременно с другими буржуазными реформами царизм вынужден был пойти и на реорганизацию армии. На первом этапе военной реформы ( начиная с 1864 года) срок службы рекрутов был сокращен до 15 лет, несколько улучшено техническое оснащение армии и т.п. 1 января 1874 года был принят новый устав о воинской повинности. Вместо сословной рекрутской повинности он вводит всесословную, всеобщую воинскую повинность для всего мужского населения. Призыв производится ежегодно по жребию ( так как число подлежащих призыву превышало потребность в людях).
Наибольшая часть призываемых причислялась к ополчению и участвовали только в учебных сборах. Ополчение созывалось по мере необходимости во время войны. Воинскую повинность несли мужчины с 21 года. Для пехотинцев срок службы устанавливался 6 лет, для моряков – 7 лет. Отслужившие указанный срок зачислялись в запас ( 9 лет – для лиц, служивших в пехоте, и 3 года – для лиц, проходивших службу на флоте). Таким образом, вооруженные силы России получили резерв личного состава, позволявший увеличить их численность в случае необходимости.
Реформа давала преимущества лицам, получившим образование , вводила некоторые льготы с учетом семейного положения тех или иных лиц.
Офицерский корпус комплектовался лишь лицами, окончившими или военное, или юнкерское училище, и, как правило, принадлежавшими к дворянскому сословию.
В результате реформы вооруженные силы России превратились в армию буржуазного типа, сохранившую , однако, многие феодальные пережитки, - это и дворянский офицерский корпус, и система обращения офицеров с солдатами (муштра, рукоприкладство), телесные наказания, сохранявшиеся в армии долгое время после Указа 1863 года, отменившего из применение по судебным приговорам.
В результате военной реформы была упорядочена и пограничная служба. Были созданы новые пограничные округа, подчинявшиеся военно-окружному управлению во главе с командующим войсками военного округа. В системе органов политической полиции появились жандармские пограничные пункты. Военные округа были образованы и внутри страны. Должность командующего военным округом зачастую совмещалась с должностью генерал-губернатора.
В конце 19 – нач.20 в.в. усилилось использование армии для подавления народных выступлений. Так, командующий войсками должен был оказывать содействие гражданским властям в случае народных волнений и беспорядков.
Судебная реформа
Почти одновременно с земской проводилась реформа судопроизводства. Новые судебные уставы, принятые 20 ноября 1864 года, создали в России демократичную судебную систему. Поэтому принято считать судебную реформу наиболее прогрессивной и последовательной из всех либеральных преобразований в 60-70-х г.г.
В дореформенной России суд был сословным. Судебными функциями наделялась администрация. Помимо этого, существовали специальные отраслевые суды – коммерческие, вотчинные и др. решение дел было закрытым, судоговорение свернутым, а сам процесс носил розыскной характер.
Проекты реформирования громоздкой и сложной судебной системы создавались со времен Екатерины 11, но их реализация стала возможной только после отмены крепостного права. Судебные уставы 1864 года наиболее последовательно приводили в жизнь демократические принципы судопроизводства: гласность, коллегиальность, независимость суда от администрации , несменяемость судей и следователей, равенства всех перед судом . вся судебная система России делилась на две части – местный и общий суд. Местный суд состоял из двух инстанций – волостного суда, судившего только крестьян, и мирового суда, занимавшегося разбором мелких дел. Более крупные дела входили в компетенцию окружного суда. Вся территория страны была поделена на судебные округа, в каждом из которых создавался окружной суд. В него входили гражданские и уголовные отделения. Гражданские дела рассматривались так называемым “коренным судом” и 12 присяжными заседателями. Институт присяжных был еще одним новшеством, введенным в ходе судебной реформы. Присяжные назначались по жребию из представителей всех сословий. После рассмотрения дела присяжные выносили вердикт о виновности или невиновности подсудимого. Все военные и сложные дела, по которым предусматривались серьезные наказания, рассматривались только с участием присяжных заседателей. Изменился и сам ход судебного процесса. Обвинение в суде поддерживал прокурор, а защиту осуществлял адвокат (присяжный или частный поверенный). В ходе разбирательства обе состязавшиеся стороны считались равными. Роль адвоката, впервые появившаяся в суде, стала довольно важной. В 60-70-е г.г. получили известность такие выдающиеся русские адвокаты, как А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, П.А.Александров. Одним из наиболее известных примеров эффективности и демократичности новой судебной процедуры стал процесс 1878 года по делу В.И.Заулич, покушавшейся на жизнь петербургского градоначальника Ф.Ф.Трепова. благодаря адвокатскому мастерству П.А. Александрова, суд присяжных оправдал террористку.
Информация о работе Реформы Александра II с правовой точки зрения