Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 14:40, реферат
В наше время идет преобразование и реформирование практически всех
сторон жизни общества и государства. Издан новый кодекс законов, идет
реформирование образовательной системы, начались преобразования в
жилищно-коммунальном хозяйстве, и т.д. и конечно, хотелось бы знать в
правильном ли направлении идут эти реформы, положительно или
отрицательно влияют они на общественную жизнь?
Вступление к теме “Реформы Александра 11 с правовой точки
зрения”
II. Основная часть
1. Начало правления Александра 11.
2. Крестьянская реформа 1861 года.
а) правовое положение крестьян;
б) крестьяне собственники;
в) органы крестьянского управления;
г) условия освобождения других категорий крестьян от
крепостной зависимости.
3. Земская и городская реформы.
4. Военная реформа 1864-1874 г.г.
5. Судебная реформа.
6. Реформы печати.
7. Реформа образования.
8. Итоги реформ.
9. Убийство Александра 11.
I. Заключение
Еще одним завоеванием стала гласность судопроизводства. На судебные заседания допускалась публика, их материалы публиковались в прессе.
Реформы печати
При Александре 11 был смягчен цензурный надзор . в 1865 году издается указ, по которому цензура сохраняется только для небольших сочинений или брошюр и маленьких книжечек для народного чтения. Толстые же книги могли печататься без предварительного прочитывания их цензором. Издатели отвечали перед судом, если в книге содержалось что-то противозаконное. Журналы и газеты тоже могли выходить без цензуры. Но если в них появлялось, по мнению цензора, что-то “вуедное”, то редактору объявлялось замечание, “предостережение”. После третьего предостережения издание запрещалось.
В ы в о д. Новый закон о печати давал небывалую свободу для публикаций. В стране выходили газеты и журналы разных направлений: и “радикальные” – журналы “Современник” Чернышевского и Добролюбова, “Русское слово” Писарева,, и “консервативные” – “Русский вестник” Каткова, “Московские ведомости”.
Реформа образования
Крайняя нужда в образованных людях, боязнь еще большей радикализации студенческой массы заставили правительство начать реформу высшей школы. в 1863 году Александр 11 утвердил новый университетский устав, провозглашавший внутреннюю автономию, административную и хозяйственную самостоятельность университетов. Устав 1863 года давал права студентам и преподавателям самим решать научные проблемы, объединяться в кружки, ассоциации, отменялись вступительные экзамены (однако более строгими становятся выпускные). Совет университета сам распоряжался учебным процессом назначал ректора и университетский суд. Впервые в истории России университеты уподобились университетам Европы, стали очагами свободомыслия.
В стране появляются высшие учебные заведения для женщин. В 1869 году открылись высшие учебные курсы в Москве, за ними – в Петербурге, Киеве, Казани.
Начальным образованием ведали Министерство народного просвещения и церковь. В 1864 году министерство было реорганизовано и теперь под контролем чиновников можно было как земствам, так и частным лицам открывать начальные школы. если в 1860-е г.г. в России было всего 6 % грамотных, то уже в 1890-х г.г. земства многих губерний Европейской России ставили вопрос о введении всеобщего обучения.
Самым распространенным типом низших народных школ были церковно-приходские школы, которые дети посещали два или четыре года. В период двухгодичного обучения они учились Закону Божьему, церковному пению, писать и считать. В конце 19 века стали открывать “воскресные школы” для рабочих. На них трудились до двухсот преподавателей, среди них – крупнейший ученый И.М.Сеченов. число слушателей доходило до полутора тысяч человек. Они изучали основы наук, знакомились с искусством – театром и живописью, музыкой и скульптурой.
Классические гимназии и изучением греческого и латинского языков давали право поступления в университеты, и реальные гимназии, где больше часов отводилось на изучение математики, естествознания, - в высшие технические школы ( в 1872 году они были преобразованы в реальные училища).
Однако в 1880-х г.г. наметился поворот к ограничению самостоятельности высших учебных заведений. Устав 1884 года посавил их в полную зависимость от попечителей.
В знак протеста против университетского утава 1884 года студенты устроили под окнами министерства просвещения на Тверском бульваре в Москве “кошачий концерт”, за что их в последствии выслали из Москвы.
Итоги реформ
19 февраля 1867 года князь Константин
Николаевич записал в своем
дневнике: “ с сегодняшнего дня,
стало быть, начинается новая
история, новая эпоха России…”
Действительно, Россия увереннее
пошла по пути
Одной из последних великих реформ стало появление земского либерального движения, в котором участвовала интеллигенция, стремившаяся своим трудом помочь крестьянам изменить свой убогий быт. Сотни молодых образованных людей оставили столичные и губернские города и поступили на земскую службу. Стараниями земских учителей, врачей, ветеринаров, статистиков поднимались из мрака запущенные области народной жизни – образование, здравоохранение, социальные нужды беднейших слоев населения. В селах организовывались больницы и школы, библиотеки и читальни. Благодаря земским учителям, народ начал выходить из темноты неграмотности, благодаря земским врачам, началась борьба с эпидемиями в деревнях. Появились страховые капиталы, на которые мужик мог рассчитывать в случае пожара или падения скота. Земства оказывали помощь крестьянам в голодные годы, которые во второй половине 19 века случались часто. Земства подготовили более 45 тысяч учителей, за 50 лет деятельности устроили 40 тысяч школ, в которых обучалось почти 2 миллиона учеников. Деятельность земств была направлены на создание, на оказание непосредственной помощи народу.
Русская интеллигенция , чувствуя свой долг перед народом, пыталась “навести мосты”. Лев Толстой основал школу для крестьянских детей в Ясной Поляне, народники “ходили в народ”, земские врачи, учителя оказывали непосредственную помощь крестьянам. И все же прочный “мост” выстроить н удалось. Русское общество оставалось расколотым. Народ не понимал ни “скудентов”, ни “антиллигентов”, а русская либеральная и социальная интеллигенция только начала познавать жизнь народа. Раскол культур, взаимное непонимание было очень опасным, могло вызвать кризис в русском обществе, революционный взрыв.
Убийство Александра 11.
4 апреля 1866 года Д.В.Каракозов стрелял в Александра 11. Царь цел и невредим. Каракозов казнен. 2 апреля 1879 года Соловьев стрелял в царя на Дворцовой площади. Не попал.
18 ноября 1879 года – новая попытка взрыва царского поезда. Мина не сработала.
5 февраля 1880 года – взрыв в
Зимнем дворце. Мину под полом
заложил Степан Халтурин, попавший
во дворец под видом
1 марта 1881 года Александр 11 был убит.
Зимой 1881 года на Малой Садовой улице Петербурга открылся новый магазин сыров. Это не место торговли, а прикрытие для тайного действия. Хозяева магазина, народовольцы, делали подкоп под улицей, по которой ездила карета царя. В бочках из-под сыра хранилась земля из подкопа. Под середину улицы через канализационную трубу был сделан лаз. Но напрасно ждали террористы Александра 11 в сырной лавке в назначенный для убийства день. Карета поехала в Манеж запасным путем, через Певческий мост и набережную Екатерининского канала. Руководившая операцией Софья Перовская расставила бомбометателей по новому маршруту императора.
В 2 часа пополудни императорская карета отъехала от Михайловского дворца, и Софья Перовская, махнув платком, дала о том знать четырем метальщикам, державшим в руках по бомбе большой разрушительной силы, добросовестно изготовленных Николаем Кибальчичем.
Первым должен был бросить бомбу Тимофей Михайлов, но он, почувствовал, что не в силах этого сделать, ушел с поста.
Карета быстро неслась по Екатерининской набережной, до поворота на мост оставалось пара сотен метров, она уже миновала второго метальщика Рысакова, когда он бросил бомбу. Раздался страшный взрыв, поднялся столб белого дыма из-под черно-синей кареты императора. Падают раненые прохожие и казаки конвоя. Перовская видит ( с другой стороны канала), что из остановившейся кареты выходит Александр 11 – совершенно невредимый. Царь не пострадал, т.к. дно и стены кареты после многих покушений были особо укреплены. Можно было уехать, но царь вышел из кареты, чтобы посмотреть на бомбометателя. к нему подвели “метальщика”, кричавшего: “Не бейте меня, темные люди!” Какой-то поручик прокричал : “Что с государем?” “Слава Богу, я уцелел, но вот…” – ответил Александр 11, указывая на раненых. Начальник охраны умолял: “Скорее во дворец”. “Хорошо, но прежде покажи, покажи мне место взрыва…”
От решетки канала отделилась фигура человека. Царь о него в двух шагах.
Третий “метальщик” Гриневецкий высоко вскинул руку и бросил бомбу в ту минуту, когда государь проходил мимо него, под самые ноги. Раздался новый оглушительный взрыв. Дым, масса снега и клочьев платья закрыли на мгновенье все пространство. Царь и террорист упали – оба смертельно ранены.. ( кроме них смертельно ранены еще трое, среди них мальчик). Когда же все рассеялось, стал виден сидящий у решетки Александр 11 с раздробленными выше колена ногами, откуда сильно струилась кровь… Четвертый “метальщик”, Емельянов, был настолько потрясен увиденным, что засунул сверток под мышку и бросился помочь уложить истекающего кровью царя в сани…
Вечером перед Зимним дворцом собралась толпа. Оттуда вышел старый князь Суворов (внук полководца) и сквозь слезы объявил: “Государь скончался!”…
Список используемой литературы
Информация о работе Реформы Александра II с правовой точки зрения