Реформы Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Созданная Петром военно-феодальная бюрократическая абсолютистская империя и её основные политические институты пережили своего создателя на два столетия. В годы правления Петра при доминирующей роли государства был осуществлен резкий скачок в хозяйственной жизни страны, последовательно проводилась политика меркантилизма в промышленности и в торговле, была осуществлена финансово-денежная реформа, усовершенствовались административная и податная системы, неуклонно укреплялись центральные и местные органы власти и управления, значительно расширилась законодательная деятельность государства. Особой заботой монарха являлось укрепление армии и развитие флота. Петровские реформы были направлены на максимальную централизацию в правлении государством при его решающем влиянии на жизнь всех слоев общества, что нашло выражение в её всесторонней регламентации.
Целью моей работы является подробное рассмотрение причины реформ Петра I, непосредственно самих реформ, а также: выделение их значения для страны и общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Внутреннее и международное положение России в конце XVII в. Причины преобразований, их задачи ………………………………………...4
Начало царствования Петра ……………………………………...4
Первые самостоятельные акции Петра. Азовские походы и Великое посольство………………………………………………………..5
Предпосылки, цели и характер петровских реформ……………7
Глава 2. Реформы Петра I …………………………………………….………..9
Реформы государственного управления…………………….…...9
Административные реформы и реформы местного
управления………………………………………………………………...14
Судебная реформа………………………………………………...15
Военная реформа……..…………………………………………...18
Система экономических реформ………………………………….21
Церковная реформа……………………………………………....23
Преобразования в сфере культуры и духовной жизни ….…....24
Социальная политика……………………………………………...33
Роль и значение петровских преобразований……………...........34
Заключение ………………………….. ………………………………....……..35
Список использованной литературы ………………………………………...37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 102.48 Кб (Скачать файл)

Сенат был руководящим  контролирующим органом, но и за его  деятельностью был установлен надзор. С 1715г. за работой Сената следил Сенатский генерал-ревизор (надзиратель указов), затем сенатский обер-секретарь и штаб-офицеры гвардии, и, наконец, с 1722г. генерал-прокурор (П.И. Ягужинский) и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры во всех других учреждениях. Генерал-прокурор контролировал работу Сената, его аппарата, канцелярии, принятие и исполнение всех его приговоров, их опротестование или приостановление. Генерал-прокурор и его помощник обер-прокурор подчинялись только царю, подлежали только его суду. Действуя через подчиненных ему прокуроров (гласный надзор) и фискалов (тайный надзор), генерал-прокурор выступал как «око царево и стряпчий о делах государственных». Новое положение о Сенате 1722г. зафиксировано  его статус как высшего государственного учреждения империи. Сенат стал послушным орудием в руках монарха в деле управления страной. Но в его ведении оказалось слишком много повседневной, черновой работы. В связи с этим назрела необходимость коренным образом перестроить всю систему центральных государственных органов. Взамен сложного и неповоротливого аппарата приказов и канцелярий с их расплывчатыми  функциями и параллелизмом. В работе был разработан проект создания центральных ведомств с четким разграничением сфер управления. Реформа 1717 – 1721гг. упразднила приказы и канцелярии  и ввела коллегии, созданные на основе изучения иностранного опыта организации государственного управления. В отличии от приказов, в новых органах решения принимались коллективно.

Всего было создано, в соответствии с изученными датскими и шведскими образцами, 11 коллегий со строгим разграничением административных  полномочий и сферам деятельности. Важнейшими, «государственными», являлись три коллегии: коллегии иностранных (чужестранных) дел во главе с канцлером Г.И. Головкиным и вице-канцлером П.П. Шафировым, Военная коллегия, которой руководил А.Д. Меншиков и А.А. Вейде и Адмиралтейств-коллегия, возглавляемая Ф.М. Апраксиным  и  К.К. Крюйсом. Другая группа коллегий занималась финансами государства: Камер-коллегия отвечала за сбор доходов, Штатс-контр-коллегия следила за расходами, а Ревизион-коллегия контролировала сбор и расходование казенных средств. Торговля и промышленность находилась в ведении сначала двух, а затем трех коллегий: Коммерц-коллегия ведала вопросами судоходства, таможнями и организацией торговли, Берг-коллегия занималась горным делом, Мануфактур-коллегия руководила легкой промышленностью. Наконец, судебную систему страны курировала Юстиц-коллегия. Помимо этого были созданы две сословные коллегии. В 1721г. образовалась Вотчинная коллегия, регулировавшая вопросы дворянского землевладения и ставшая правопреемником Поместного приказа. Другой сословной коллегий являлся созданный в 1720г. Главный магистрат, управлявший городскими сословиями (ремесленниками и купечеством). Его предшественницей была Бурмистерская палата в Москве, созданная в 1699г. и преобразованная на следующий год в Ратуша в ходе неудачной реформы городского самоуправления. Главный магистрат стоял во главе городовых магистратов, сменивших земские избы. Задачей этих новых учреждений являлось исполнение административно-полицейских и судебных функций в городах.

Коллегии не охватывали все  отрасли государственного управления. Поэтому дворцовое, строительное, ямское, медицинское дело и ряд других по-прежнему находились в ведении  особых приказов, канцелярий, палат  и контор.

Политическим сыском на протяжении всей Петровской эпохи (с 1695 по 1729г.) занимался  Преображенский приказ, находившийся в Москве, а также созданная в Петербурге в 1718г. Тайная канцелярия.

Поначалу каждая коллегия руководствовалась собственным  регламентом, но в 1720г. был издан обширный (из 56 глав) «Генеральный регламент» − устав гражданской государственной службы, детально определявший их единообразное организационное устройство и порядок деятельности, обновленного административного аппарата. Развитие принципа чиновной, бюрократической выслуги взамен старого служебно-родового механизма нашло отражение в знаменитой петровской Табели о рангах 1722г. Новый закон  разделил «государеву» службу на гражданскую, военную и придворную. Табель устанавливала 14 классов, или рангов чиновников. Всякий получивший чин восьмого класса по гражданской («статской») службе получал потомственное дворянство, а статские классные чины с четырнадцатого по девятый давали его обладателю личное дворянство. В армии и флоте даже низший, 14-й класс давал потомственное «кавалерство». Именно эта система предельной бюрократизации государственного аппарата позволила качественно изменить и укрепить социальную опору российского абсолютизма – «благородное шляхетство», рекрутировав в состав дворянства выходцев из других социальных слоев. Так, около трети офицерского корпуса петровской армии получили дворянство исключительно благодаря службе. В то же время все они, дворяне старой и новой формации, получили земли и крепостных. Поэтому в петровскую эпоху сотни тысяч крестьян из числа государственных и дворцовых перешли в частное владение. Обязательному привлечению дворян к службе способствовал и принятый в 1714г. Указ о единонаследии, приравнявший поместье к вотчинам.

Наряду с укреплением  централизованного аппарата управления еще раньше началась реформа местных  учреждений. Вместо воеводской администрации 1706 – 1715гг. была введена губернская система управления. Первоначально страна была разделена на восемь губерний: Московскую, Ингерманландскую (позднее – Петербургскую), Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Казанскую, Архангельскую и Сибирскую. Затем были образованы еще четыре губернии. Во главе губерний стояли губернаторы. В руках которых находилась вся полнота административно-полицейской и судебной власти. В помощь губернаторы были приданы чиновники, руководившие отдельными отраслями. Во главе уездов вместо воевод стояли коменданты. В 1713г. при губернаторе создали коллегию из 8 − 12 ландратов, избираемых дворянами, но уже на следующий год ландраты превратились в назначаемых чиновников, которые управляли новыми административно-территориальными единицами уездов – долями.

В 1719г. Петр вновь возвратился  к проблеме местной администрации. По новому указу страна была разделена  на 50 провинций во главе с воеводами. Губернии сохранились, но в руках губернаторов остались только военные и судебные дела. В территориальном же отношении губернатор управлял только провинцией губернского города. Провинции соответственно делились на дистрикты во главе с земскими комиссарами.

В сложную и запутанную систему местных учреждений влились  и судебные органы. В 1719г. были введены нижние (провинциальные и городовые) и верхние (надворные) суды. Во главе надворных судов стояли губернаторы. Однако уже к 1722г. нижние суды были упразднены, а надворные просуществовали лишь до 1727г. Попытка отделения суда от администрации, таким образом, провалились.

2.2. Административные  реформы и реформы местного  управления

Допетровская Россия делилась на уезды. В 1701 г. Петр сделал первый шаг  к административной реформе: был  учрежден особый округ из Воронежа и недавно завоеванного Азова. В 1702 – 1703 гг. аналогичная территориальная единица возникла в присоединенной в ходе Северной войны Ингрии. В 1707 – 1710 гг. началась губернская реформа. Страна делилась на крупные земли, называемые губерниями. В 1708 г. Россия была разделена на восемь губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангелогородскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Каждой из них управлял назначаемый царем губернатор. Ему подчинялись губернская канцелярия и следующие должностные лица: обер-комендант (ведал военными делами), обер-комиссар (занимался сбором налогов) и ландрихт (ответственный за судопроизводство).

Главной целью реформы  было упорядочение финансовой и фискальной системы для обеспечения нужд армии. По губерниям вводилась роспись  полков. В каждом полку находились кригс-комиссары, ведавшие сбором средств для своих частей. Специальная кригс-комиссарская контора во главе с обер-штерн-кригс-комиссаром была учреждена при Сенате.

Губернии оказались слишком  большими для эффективного управления. Сперва их делили на уезды, во главе которых стояли коменданты. Однако эти территориальные единицы тоже являлись слишком громоздкими. Тогда в 1712 – 1715 гг. губернии разделили на провинции во главе с обер-комендантами, а провинции – на дистрикты (уезды) под началом земских комиссаров.

В целом система местного управления и административного  устройства была заимствована Петром у шведов. Однако он исключил ее низшую составляющую – шведское земство (кирхшпиль). Причина этого проста: царь испытывал пренебрежение к простонародью и был искренне убежден, что в уезде «из крестьянства умных людей нет».

Таким образом, сложилась  единая для всей страны, централизованная административно-бюрократическая система  управления, решающую роль в которой  играл монарх, опиравшийся на дворянство. Значительно выросло число чиновников. Выросли и расходы на содержание управленческого аппарата. Генеральный регламент 1720 г. Ввел единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате.

2.3. Судебная реформа

Судебная реформа, проведенная  в 1719г., упорядочила, централизовала и  усилила всю судебную систему  России. Основная задача реформы –  отделение суда от администрации. Во главе судебной системы стоял монарх, который решал самые важные государственные дела. Он был верховным судьей и разбирал многие дела самостоятельно. По его инициативе возникли «канцелярии розыскных дел», которые помогали ему осуществлять судебные функции. Генерал-прокурор и обер-прокурор подлежали суду царя.

Следующим судебным органом  был Сенат, который являлся апелляционной инстанцией, давал разъяснения судам и разбирал некоторые дела. Суду Сената подлежали сенаторы (за должностные преступления).

Юстиц-коллегия была апелляционным  судом по отношению к надворным судам, являлась органом управления над всеми судами, разбирала некоторые дела в качестве суда первой инстанции.

Областные суды состояли из надворных и нижних судов. Президентами надворных судов были губернаторы и вице-губернаторы. Дела переходили из нижнего суда в надворный в порядке аппеляции, если суд решал дело пристрастно, по распоряжению высшей инстанции или по решению судьи. Если приговор касался смертной казни, дело передавалось также в утверждение надворного суда.

Некоторые категории дел  решались иными учреждениями в соответствии с их компетенцией. Камериры судили за дела касавшиеся казны, воеводы и земские комиссары судили за побег крестьян.

Судебные функции исполняли  почти все коллегии, исключая коллегию Иностранных дел. Политические дела рассматривали Преображенский приказ и Тайная канцелярия. Порядок прохождения дел по инстанциям путался, губернаторы и воеводы вмешивались в судебные дела, а судьи – в административные.

В связи с этим была проведена  новая реорганизация судебных органов: нижние суды были заменены провинциальными (1722г.) и переходили в распоряжение воевод и асессоров, были ликвидированы надворные суды и их функции были переданы губернаторам (1727г.).

Таким образом, суд и администрация  вновь слились в один орган. Некоторые категории дел полностью были изъяты из общей судебной системы и были отданы в ведение других административных органов (Синоду, приказам и другим). На Украине, в Прибалтике и в мусульманских областях существовали особые судебные системы.

Особенностью развития процессуального  законодательства и судебной практики в России являлась замена состязательного  принципа принципом следственным, который  обуславливался обострением классовой  борьбы.

Говоря о развитии процессуального  права при Петре I необходимо отметить бесплановость, сумбурность реформ в сфере судоустройства и судопроизводства. Существовало три закона процессуального законодательства конца ХVП − начала ХVШ в. Одним из них был Указ от 21 февраля 1697г. "Об отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных распросу и розыску...", главным содержанием которого являлась полная замена суда розыском.

В апреле 1715г. вышло "Краткое  изображение процессов или судебных тяжеб" (одним томом вместе с Артикулом воинским). "Краткое изображение" являлось военно-процессуальным кодексом, устанавливало общие принципы розыскного процесса. В нем закреплялась система судебных органов, а также состав и порядок формирования суда. В «Кратком изображении» содержатся процессуальные нормы; дается определение судебного процесса, квалифицируются его виды; дается определение новым институтам процесса того времени (салф кондукт, утверждение ответа); определяется система доказательств; устанавливается порядок составления оглашения и обжалования приговора; систематизируются нормы о пытках.

Указом от 5 ноября 1723г. «О форме суда» была отменена розыскная форма процесса, вводится принцип состязательности процесса. Впервые требуется, чтобы приговор основывался на "приличных" (соответствующих) статьях материального закона. Изменения внесенные Указом «О форме суда» были не столь принципиальными. По сути указ был создан в развитие «Краткого изображения».

Судебная система периода  петровских реформ характеризовалась  процессом усиления централизации и бюрократизации, развитием сословного правосудия и служила интересам дворянства.

2.4. Военная реформа

Началом формирования флота  и армии можно считать то время, когда Петр стал царем и предоставил  руководство страной родственникам  своей жены (Лопухины), юный царь все силы отдавал «нептуновым да марсовым потехам”, для проведения которых активно привлекал “ служивых иноземцев», живших в Немецкой слободе.

Петр окружил себя способными, энергичными помощниками и специалистами, особенно военными. Среди иностранцев выделялись: ближайший друг царя Ф. Лефорт, опытный генерал П. Гордон и др. А среди русских постепенно формировалась сплоченная группировка сподвижников, сделавших впоследствии блестящую политическую карьеру: А. М. Головин, братья П. М. и Ф.М. Апраксины, А.Д. Меньшиков. С их помощью Петр устраивал маневры “ потешных “ войск, которые проводились в селе Преображенском. Особое внимание уделялось Петром становлению российского мореплавания. Уже в мае 1692 г. на Переславском озере был спущен на воду его первый “ потешный “корабль, построенный при участии самого царя. В 1694 г. во время настоящего морского похода, устроенного царем, впервые был поднят российский красно-сине-белый флаг. За петровскими “военными забавами” скрывалась далеко идущая цель: борьба за выход России к морю.

Информация о работе Реформы Петра I