Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 19:38, реферат
В конце ХVII века, когда на престол взошёл молодой царь Пётр I, Россия переживала переломный момент в своей истории. Это было связано скорее не с личностью «великого преобразователя», а с ситуацией, сложившейся в тот момент в стране. Ведь в России, «оказавшейся на задворках Европы», не были развиты производственно-хозяйственные отрасли.
Введение. 3
1. Россия на рубеже XVII-XVIII вв. Необходимость преобразований. 4
2. Военные реформы. 7
3. Реформы в экономике. 9
4. Реформа государственного аппарата. 14
5. Сословная политика. 20
6. Результаты и последствия реформ. 24
Заключение. 27
Литература. 28
В петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства — неурожайный север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и плодородный юг, где дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины.
В области внутренней и внешней торговли в петровское время большую роль играла государственная монополия на заготовку и сбыт основных товаров (соль, лен, пенька, меха, сало, икра, хлеб, вино, воск, щетина и др.), что значительно пополняло казну. Важным фактором экономического развития была внешняя торговля, которая способствовала втягиванию России в систему складывавшегося мирового капиталистического рынка. Основными покупателями российских товаров были Англия и Голландия 2.
Правительство Петра уделяло большое внимание развитию водных путей — главного в то время вида транспорта. Велось активное строительство каналов: Волго-Донского, Вышневолоцкого, Ладожского, были начаты работы по сооружению канала Москва—Волга.
Финансовая политика государства в годы правления Петра характеризовалась небывалым налоговым гнетом. Рост государственного бюджета, необходимый для ведения войны, активной внутренней и внешней политики, достигался за счет расширения косвенных и увеличения прямых налогов. Специальными «прибыльщиками» выискивались все новые источники доходов: вводились банная, рыбная, медовая, конская и другие подати, вплоть до налога на бороды. Всего косвенных (канцелярских) сборов к 1724 г. насчитывалось до 40 видов. В дополнение к этому источнику доходов значительные прибыли давала казенная торговля. Наряду с указанными поборами вводились и прямые налоги: рекрутские, драгунские, корабельные и особые «сборы». Немалые доходы приносила и чеканка монеты меньшего веса и понижение содержания в ней серебра.
Таким образом, к концу царствования Петра I в России существовала развитая многоотраслевая промышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Урале. Шло укрепление всероссийского рынка, накопление капитала благодаря меркантилистской политике государства. Россия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, юфть, поташ, пушнину, икру. Чтобы подготовить квалифицированные кадры для работы на промышленных предприятиях, Петр посылает русских людей за границу для обучения различным профессиям, широко использует льготы, ссуды, субсидии купцам и промышленникам. В свою очередь иностранные мастера — оружейники, металлурги, мастера шлюзного дела и другие — нанимались на российскую службу. Благодаря этому Россия обогащалась самыми передовыми технологиями Европы.
В результате петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и не зависящая от импорта.
4. Реформа государственного аппарата.
«Едва ли не самая важная,
показная, фасадная сторона деятельности Петра, по ней
особенно охотно ценили и всю эту деятельность»3, — писал историк В. О. Ключевский.
Он справедливо отмечал, что в действительности
никакой программы административно-
С 1708 г. Петр начал перестраивать старые органы власти и управления и заменять их новыми. В результате к концу первой четверти XVIII в. сложилась следующая система органов власти и управления.
Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после завершения Северной войны получил титул императора. Россия стала империей. Император обладал всей полнотой власти в государстве. Авторитарность правления абсолютного монарха характеризовалась нетерпением к инакомыслию, введением единообразия в систему государственных органов, стремлением регламентировать быт, нравы, всю общественную жизнь.
В 1711 г. вместо боярской думы и подменявшей ее с 1701 г. Консилии (Совета) был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти — Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями. Все его члены были назначены царем из числа его непосредственного окружения (первоначально 8 человек). В состав Сената входили крупнейшие деятели того времени. Все назначения и отставки сенаторов происходили по именным царским указам. Сенат не прерывал своей деятельности и был постоянно действующим государственным коллегиальным органом, в компетенцию которого входило отправление правосудия, решение финансовых вопросов, общие вопросы управления торговлей и другими отраслями хозяйства. Таким образом, Сенат был высшим судебным, управленческим и законосовещательным учреждением, которое выносило на рассмотрение различные вопросы для законодательного разрешения монархом.
Хотя Сенат был руководящим контролирующим органом, но и за его деятельностью был установлен контроль. С 1715 г. за работой Сената следил сенатский генерал-ревизор (надзиратель указов), затем сенатский обер-секретарь и штаб-офицеры гвардии и, наконец, с 1722 г. — генерал-прокурор (П. И. Ягужинский) и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры во всех других учреждениях. Генерал-прокурор контролировал всю работу Сената, его аппарата, канцелярии, принятие и исполнение всех его приговоров, их опротестование или приостановление. Сам генерал-прокурор и его помощник обер-прокурор подчинялись только царю, подлежали только его суду. Действуя через подчиненных ему прокуроров (гласный надзор) и фискалов (тайный надзор), генерал-прокурор выступал как «око царево и стряпчий о делах государственных». Новое положение о Сенате 1722 г. зафиксировало его статус как высшего государственного учреждения империи. Сенат в руках Петра стал послушным орудием монарха по управлению страной. Однако в его ведении оказалось слишком много повседневной, черновой работы, в связи с чем назрела необходимость коренным образом перестроить всю систему центральных государственных органов.
Взамен сложного и неповоротливого аппарата приказов (свыше 50) и канцелярий с их нечеткими функциями и параллелизмом в работе был разработан проект создания центральных ведомств с четким разграничением сфер управления. Реформа 1718—1720 гг. упразднила приказы и канцелярии и ввела коллегии, созданные на основе изучения иностранного опыта организации государственного управления. В отличие от приказов в новых органах решения принимались коллективно. Всего было создано 11 коллегий со строгим разделением функций. Например, Посольский приказ заменила Коллегия иностранных (чужестранньих) дел во главе с канцлером и вице-канцлером. Были образованы коллегии: Военная, Адмиралтейская, Камер-коллегия, Юстиц-коллегия, Ревизион-коллегия (с 1722 г. — Ревизион-контора Сената), Коммерц-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Берг-мануфактур-коллегия. Важнейшими, «государственными» являлись коллегии, ведавшие иностранными, военными (армией и флотом отдельно) и судебными делами. Другая группа коллегий занималась финансами: доходами — Камер-коллегия, расходами — Штатс-контор-коллегия, контролем за сбором и расходованием казенных средств — Ревизион-коллегия. Торговлей и промышленностью руководили соответственно Коммерц-коллегия и Берг-мануфактур-коллегия, разделенная на два ведомства в 1722 г.
В 1721 г. была создана Вотчинная коллегия, заведовавшая дворянским землевладением и находившаяся в Москве. Другой сословной коллегией явился созданный в 1720 г. Главный магистрат, управлявший городским сословием — ремесленниками и купечеством. (С 1699 г. этим занималась Бурмистерская палата в Москве, преобразованная в 1700 г. в Ратушу.) Главный магистрат стоял во главе городовых магистратов, которые сменили земские избы. Задачей новых учреждений являлось исполнение административно-полицейских и судебных функций в городах, «защита купцов и ремесленников от обид и притеснений», развитие городских ремесел и торговли.
Своеобразной коллегией стал Синод, или духовная коллегия (1721); создание которого знаменовало еще один шаг на пути подчинения церкви государству. Она оставалась крупнейшим феодалом в России, все еще сохраняя некоторую политическую самостоятельность, несовместимую с развивающимся абсолютизмом. Когда в 1700 г. умер патриарх Андриан, Петр I решил не назначать нового патриарха. Временно во главе духовенства был поставлен рязанский митрополит С. Яворский, получивший наименование «местоблюстителя патриаршего престола», при этом не облеченного патриаршими полномочиями. Хотя формально он по-прежнему должен был созывать на советы епископов, эти совещания носили чисто формальный характер. Патриарший разряд был упразднен, а его функции переданы восстановленному в 1701 г. Монастырскому приказу. На церковь было возложено устройство и содержание начальных школ и богаделен для увечных и больных, а также отставных солдат.
25 января 1721 г. Петр утвердил «Духовный регламент», согласно которому была проведена коренная церковная реформа, ликвидировавшая автономию церкви и полностью подчинившая ее государству. Для управления церковью была учреждена специальная Духовная коллегия, преобразованная вскоре (14 февраля) для придания большего авторитета в Святейший правительствующий Синод. В его ведении находились церковные дела: толкование церковных догм, распоряжения о молитвах и церковной службе, цензура духовных книг, борьба с ересями, заведование учебными заведениями и смещение церковных должностных лиц и т. д. Синод имел также функции духовного суда. Все имущество и финансы церкви, закрепленные за ней земли и крестьяне находились в ведении Монастырского приказа, подчиненного Синоду, а с 1724 г. преобразованного в синодальную камер-контору. Таким образом, Петр I полностью подчинил церковь своей власти.
Поначалу каждая коллегия руководствовалась своим регламентом, но в 1720 г. был издан «Генеральный регламент», определивший их единообразное организационное устройство и порядок деятельности. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение. В состав каждой из них входили президент, вице-президент, 4 советника и 4 ассесора (помощника). Коллегиальность, а не единоначалие в управлении являлась одной из отличительных черт петровских коллегий. Таким образом, последние были более правильно построены, чем приказы, а их устройство тщательно продумано. Последующее развитие принципа чиновной, бюрократической выслуги нашло отражение в петровской «Табели о рангах» 1722 г.
Преобразованный государственный аппарат был призван укрепить господство дворянства и самодержавную власть, способствовал развитию новых производственных отношений, росту промышленности и торговли. Новая система учреждений, созданных в России в первой четверти XVIII в., означала в то же время радикальный разрыв с предшествующей практикой управления.
Наряду с укреплением центрального аппарата управления началась реформа местных учреждений. Вместо воеводской администрации в 1708—1715 гг. была введена губернская система управления. Первоначально страна была разделена на восемь губерний: Московскую, Ингер-манландскую (позднее Петербургскую), Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Затем были образованы Воронежская, Рижская, Нижегородская и Астраханская губернии. Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивший в своих руках исполнительную и судебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых зачастую противоречили друг другу. В 1719 г. Петр вновь возвратился к проблеме местной администрации: было создано 50 провинций, которые в свою очередь делились на округа — дистрикты. В каждой провинции размещался полк солдат, что давало возможность оперативно направлять войска на подавление народных волнений.
Важнейшим звеном административных реформ было создание системы судебных органов. На верху этой системы были Сенат и Юстиц-коллегия. В провинциях — хофгерихты, или надворные апелляционные суды в крупных городах России, и так называемые провинциальные коллегиальные нижние суды, которые тоже функционировали в крупных городах. В ведении провинциальных судов были гражданские и уголовные дела всех сельских жителей (исключая монастырских крестьян), а также горожан, не входящих в посад. Во всех остальных случаях действовал городовой (или земский) судья. Это был так называемый единоличный суд. Таким образом, реформаторы стремились создать суд, независимый от исполнительной власти. Но на практике из этого ничего не вышло: очень скоро воевода обрел право контроля за судебными инстанциями провинции, а в 1722 г. нижние суды были упразднены. В тех же провинциях, где не было надворных судов, ввели новые провинциальные суды, возглавляемые уже воеводой.
Основной целью областной реформы было обеспечение армии всем необходимым: устанавливалась прямая связь губерний с полками, распределенными по губерниям. Эта реформа, отвечая наиболее актуальным потребностям самодержавной власти, явилась в то же время следствием развития бюрократической тенденции, столь характерной уже для предшествующего периода. Именно с помощью усиления бюрократического элемента в управлении Петр намеревался решать все государственные вопросы. Реформа привела не только к сосредоточению финансовых и административных полномочий в руках нескольких губернаторов — представителей центральной власти, но и к созданию на местах разветвленной иерархической сети бюрократических учреждений с большим штатом чиновников.
5. Сословная политика.
Важным нововведением Петра I была регламентация военной и гражданской службы. Для мировоззрения государя было характерно отношение к государственному учреждению как к воинскому подразделению, к регламенту — как к уставу, а к любому служащему — как к солдату или офицеру. Он был убежден, что именно армия — наиболее совершенная общественная структура, что она — достойная модель всего общества. Воинские законы, построенные на проверенных опытом сражений принципах, по мнению Петра, с убедительностью показывали преимущества военной модели. Воинская дисциплина — это тот рычаг, с помощью которого можно было воспитать в людях любовь к порядку, к трудолюбию, сознательность, христианскую нравственность. Внедрение в гражданскую сферу военных принципов проявлялось и в распространении на систему государственных учреждений военного законодательства, а также в придании законам, определяющим работу учреждений, значения и силы воинских уставов.