Реформы Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 19:38, реферат

Краткое описание

В конце ХVII века, когда на престол взошёл молодой царь Пётр I, Россия переживала переломный момент в своей истории. Это было связано скорее не с личностью «великого преобразователя», а с ситуацией, сложившейся в тот момент в стране. Ведь в России, «оказавшейся на задворках Европы», не были развиты производственно-хозяйственные отрасли.

Содержание

Введение. 3
1. Россия на рубеже XVII-XVIII вв. Необходимость преобразований. 4
2. Военные реформы. 7
3. Реформы в экономике. 9
4. Реформа государственного аппарата. 14
5. Сословная политика. 20
6. Результаты и последствия реформ. 24
Заключение. 27
Литература. 28

Вложенные файлы: 1 файл

Реформы Петра Первого.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

В эпоху Петра произошел распад некогда единого сословия «служилых людей». Верхушка служилого сословия — служилые «по отечеству», т. е. по происхождению, стали дворянами, а низы сословия служилых «по отечеству» — так называемыми однодворцами. Образование сословия дворян, пользовавшихся исключительными правами, было следствием не только протекавшего процесса дифференциации служилого сословия, углубления различий между его верхами и низами, но и результатом сознательной деятельности властей. Суть перемен в положении верхушки служилого сословия состояла во введении нового критерия оценки их службы. Вместо принципа, в соответствии с которым знатные служилые занимали сразу высокое положение в обществе, армии и на службе в результате своего происхождения, был введен принцип личной выслуги, условия которой определялись законодательством: знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит, не создает человеку никакого положения, людям знатной породы никакого положения не дается, пока они государю и Отечеству заслуг не покажут.

В 1722 г. Петр I ввел «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных», приведя в систему все государственные чины, распределив их по трем родам службы: гражданской, сухопутной и военно-морской. «Табель о рангах» окончательно устранила назначение на государственную службу по степени родовитости и ставила на первый план заслуги перед Отечеством.

Новый закон разделил службу на гражданскую и военную. В нем было определено 14 классов, или рангов. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным дворянином. Чины с 14-го по 9-й тоже давали дворянство, но только личное. Новая система предельной бюрократизации государства качественно изменила служилое сословие, включив в состав дворянства выходцев из других социальных групп. Все они, дворяне старой и новой формации, получали земли и крестьян. В петровскую эпоху сотни тысяч крестьян из числа государственных и дворцовых перешли в частное владение. Привлечению дворян к службе способствовал и принятый 23 марта 1714 г. указ о единонаследии, приравнявший поместья к вотчинам.

Подраставших дворян требовали на смотры, которые зачастую проводил в Москве или Петербурге сам государь. На смотрах их определяли в тот или иной род службы или посылали учиться в русские и заграничные школы. Первоначальное же образование было обязательным для всех молодых дворян (по указам 1714 и 1723 гг.), которые должны были до 15 лет обучиться грамоте, арифметике и геометрии в специальных школах при монастырях. Уклонявшийся от обязательного обучения терял право жениться.

Петр ограничил землевладельческие права дворян. Он перестал давать им поместья из казны при поступлении на службу, а предоставлял им денежное жалованье. Дворянские вотчины и поместья запретил дробить при передачи сыновьям (закон «О майорате», 1714). Меры Петра относительно дворянства отягчали положение этого сословия, но не меняли его отношения к государству. Дворянство и прежде и теперь должно было расплачиваться за право землевладения службой, но теперь служба стала тяжелее, а землевладение стесненнее. Дворянство пробовало облегчить свои тяготы, однако Петр жестоко карал за попытки уклониться от службы.

        До Петра городское сословие составляло очень малочисленный и бедный класс. Царь хотел создать в России городской экономически сильный и деятельный класс, подобный тому, что он видел в Западной Европе, поэтому расширил городское самоуправление. В 1720 г. был создан главный магистрат из бургомистров, избираемых всеми регулярными гражданами, который должен был заботиться о городском сословии. Все города были разделены по числу жителей на классы. Жители городов делились на «регулярных» и «нерегулярных» граждан. Регулярные граждане составляли две «гильдии»: в первую входили представители капитала и интеллигенции, во вторую — мелкие торговцы и ремесленники. Ремесленники делились на «цехи» по ремеслам. Нерегулярными людьми назывались чернорабочие. Город управлялся магистратом. Кроме того, городские дела обсуждались на посадских сходах или советах из регулярных граждан. Каждый город был подчинен главному магистрату, минуя всякое другое местное начальство,

В первой четверти XVIII в. выяснилось, что подворный принцип налогооблажения не принес ожидаемого увеличения поступления податей. В целях повышения своих доходов помещики вселяли несколько крестьянских семей на один двор. В результате во время переписи в 1710 г. выяснилось, что число дворов с 1678 г. сократилось на 20% (вместо 791 тыс. дворов в 1678 г. — 637 тыс. в 1710 г.), поэтому был введен новый принцип обложения — подушная подать. Переход к подушному обложению увеличил цифру прямых налогов с 1,8 до 4,6 млн, составляя более половины бюджетного прихода (8,5 млн). Подать была распространена на целый ряд категорий населения, которые ее до этого не платили: холопов, «гулящих людей», однодворцев, черносошенное крестьянство Севера и Сибири, нерусских народов Поволжья, Приуралья и др. Все эти категории составляли сословие государственных крестьян, и подушная подать для них была феодальной рентой, которую они платили государству. Введение подушной подати увеличило власть помещиков над крестьянами.

 

 

6. Результаты и последствия реформ.

Масштабы изменений, происшедших за время правления Петра, огромны. Значительно выросла территория страны, которая после многих веков борьбы получила выход к морю и ликвидировала состояние политической и экономической изоляции, вышла на международную арену, заняла видное место в системе международных отношений и превратилась в великую европейскую державу. В России в это время возникла мануфактурная промышленность, в которой особое значение приобрела металлургия. Коренным образом изменились характер и размеры внутренней и внешней торговли и объем экономических связей с другими странами. Были созданы мощная регулярная армия и флот, сделан огромный шаг в развитии культуры и просвещения. Был нанесен сильный удар духовной диктатуре церкви в культуре, просвещении и других областях жизни страны.

Все эти изменения происходили в условиях вступления феодально-крепостнических отношений в стадию разложения и зарождения в их недрах новых буржуазных отношений. Направленные на ликвидацию технико-экономической и культурной отсталости страны, на ускорение и развитие, они имели огромное прогрессивное значение.

Очевидно также и сопротивление, которое вызывала каждая из реформ, недовольство ими со стороны самых различных социальных сил и слоев: боярства — тем, что его оттеснили «худородные», и тем, что перестало существовать «самодержавие с боярской думой»; дворянства — постоянной и тяжелой службой; церкви — утратой самостоятельной политической роли и господствующего положения в культуре и просвещении, изъятием государством значительной части ее доходов; купцов и посадского люда — ростом налогов, повинностей и служб; народных масс — усилением крепостнического гнета и тем, что реформы осуществлялись за их счет. К этому добавлялось общее недовольство новшествами, которые разрушали укоренившиеся традиции.

Их осуществление было в немалой степени связано с деятельностью и личностью Петра Первого, — пожалуй, самого крупного государственного деятеля дореволюционной России, с его исключительной целеустремленностью, энергией, смелостью, с которой он ломал рутинные порядки и преодолевал бесчисленные трудности, Выдающийся политик, военный деятель и дипломат, он умел правильно оценивать обстановку, выделять главное, делать правильные выводы из ошибок и неудач.

Но все изменения и реформы осуществлялись на крепостнической основе, крепостническими методами и были направлены на сохранение и укрепление феодально-абсолютистского строя, сословной структуры общества, сословных прав и привилегий господствующего класса. Они сопровождались распространением крепостнических отношений на новые территории и новые категории населения, на новые сферы экономической жизни, насаждением наиболее грубых и тяжелых форм крепостничества, распространением деспотизма и произвола царя, чиновничье-бюрократического аппарата и помещиков. Это тормозило формирование капиталистических отношений в стране, экономическое и культурное развитие народа не позволяло ликвидировать технико-экономическую и культурную отсталость нации. Негативная сторона изменений и преобразований была органически связана и с деятельностью самого Петра I, для которого были характерны крайняя жестокость, произвол, обоснование и осуществление принципов ничем не ограниченного самодержавного произвола.

Идеалом государственного устройства для Петра было «Регулярное государство», модель, подобная кораблю, где капитан — царь, его поданные — офицеры и матросы, действующие по Морскому уставу. Только такое государство, по мысли Петра, могло стать инструментом решительных преобразований, цель которых — превратить Россию в великую европейскую державу. Этой цели Петр достиг и потому вошел в историю как великий реформатор.

Таким образом, как бы не оценивалась деятельность Петра I, одно бесспорно: в России был дан мощный импульс развитию промышленности, созданы боеспособная армия и флот, заложены основы светской русской культуры и системы образования. В России был сформирован компетентный государственный аппарат. При нем Россия получает широкое международное призвание.

          В результате Россия сделала значительный шаг на пути интеграции в европейскую систему. Однако при Петре I в России усилилось огосударствление общественной жизни. Государственный аппарат, бюрократия подмяли под себя все сословия и социальные группы, перекрыв пути для формирования зачатков гражданского общества. Произошло полное закрепощение тех слоёв общества, которые в предыдущие эпохи оставались формально свободными. Созданный Петром I огромный государственный сектор стал главным препятствием для формирования рыночных отношений в промышленности.

 

 

Заключение.

Реформы Петра I, как и сама его личность, противоречивы и неоднозначны. С одной стороны, впечатляющие достижения, блестящие военные победы, включение России в общеевропейскую семью народов. С другой — это создание бюрократического государства, основанного на жестком контроле и доносительстве. Реформаторская деятельность Петра I тяжким бременем легла на народные массы. К концу его царствования каждый крестьянин и горожанин платили в казну в три раза больше, чем в начале. С 1680 г. по 1710 г. население России в тех же границах уменьшилось на 20%. Помимо известного Стрелецкого бунта 1698 г., в течение всего периода царствования Петра в стране неоднократно вспыхивали восстания. Абсолютистский характер его реформ привел к углублению пропасти между государством и народом. По существу, реформы Петра I раскололи русское общество, что имело драматические последствия.

Применяя единственно возможные в тех условиях чрезвычайные меры, Петр в короткие сроки сумел добиться впечатляющих результатов. Обеспечение политического и экономического суверенитета страны, возвращение ей выхода к морю, создание промышленности, — все это дает полное основание считать Петра I великим государственным деятелем. Как бы ни относились к методам проведения им преобразований, нельзя не признать — Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

1. Анисимов Е. В. Время петровских  реформ. – Л., 1989.

2. Буганов В. И. Пётр Великий и  его время. – М.,  2002.

3. Ключевский В. О. Курс русской истории. В 9 т. – М., 1989. Т. IV.

4. Князьков С. М.  Из прошлого  Русской земли: время Петра Великого. – М., 1991.

5. Павленко Н. И. Петр Великий. –  М., 2000.

6. Павленко Н. И. Пётр Первый и  его времена. – М., 1989.

7. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. – Ростов н/ Д., 1999.

 

 

1 Павленко Н. И., Пётр Великий, М., 2000, с. 415.

2 Буганов В. И. Пётр Великий и его время. – М.: Наука. 2002, С. 311.

3 Ключевский В. О. Соч.: В 9 т. – М., 1989. Т. IV. С. 64.

 


 



Информация о работе Реформы Петра I