Реформы Петра I в области науки, образования, культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 17:23, контрольная работа

Краткое описание

Просветительные реформы благоприятно отразились на развитии промышленности и торговли, способствовали развитию науки и культуры в стране. Они получили энергичную поддержку со стороны видных прогрессивных ученых и общественных деятелей того времени. Среди этих деятелей особенно выделялись Ф. С. Салтыков, Л. Ф. Магницкий, Ф. П. Поликарпов, Я. В. Брюс, Г. Г. Скорняков-Писарев, А. А. Курбатов, Ф. Прокопович, И. Т. Посошков, В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир. В России нашли поле для полезной деятельности многие иностранные специалисты, ряд из которых обрел в России себе вторую родину. В светских государственных школах и созданных позднее духовных училищах обучалась кроме русской иностранная молодежь. Среди иностранных учащихся были, в частности, западные славяне (болгары, сербы и др.). Это содействовало взаимопроникновению новых педагогических идей в среду славянских народов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Реформы в области образования и просвещения 5
2. Реформа в области науки 12
3. Реформы в области культуры и быта 16
Заключение 20
Список используемой литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

кр Мелкомуков история.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

В 1716 г. открылась вторая, Петербургская медицинская школа. Обучение в ней было организовано по образцу московской.

В связи с осуществлением административных реформ была сделана попытка организовать юридическое образование. Создавались особые школы для подготовки канцелярских служащих. 10 ноября 1721 г. был издан указ об учреждении школы для обучения подъячих.

В начале XVIII в. для изучения иностранных языков были заведены государственные «разноязычные» школы и сделана попытка организации особой, так называемой «большой школы» — с преподаванием широкого круга гуманитарных общеобразовательных предметов.

В 1701 г. Н. Швимер, ректор школы Немецкой слободы (Москва), в которой учились дети иностранцев, был назначен в Посольский приказ переводчиком латинского, немецкого и шведского языков. Ему вменялось одновременно в обязанность учить тем же языкам «русских всяких чинов людей и детей, кто к тому учению будет ему дан»4. К Швимеру направили шесть мальчиков. Он учил их иностранным языкам по учебным книгам Я. А. Коменского и применял методы, рекомендованные великим славянским педагогом.

реформа в области науки

Реформы первой четверти XVIII в. способствовали оживлению педагогической мысли, нашедшей отражение в учебной литературе, проектах организации народного образования, в ряде книг публицистического содержания.

Большая учебная литература тех  лет во многом определила содержание образования и методы обучения в школах. В типографиях печатались книги по различным отраслям знаний (математике, механике, астрономии, навигации, географии, истории и др.), усвоение которых облегчалось введением нового, гражданского шрифта вместо церковнославянского и нового, арабского обозначения цифр вместо буквенного. По астрономии вышли книги, распространявшие учение. Астрономические знания излагались и в печатных календарях.

В 1700—1725 гг. издано около 600 названий переводных и оригинальных книг, в том числе много букварей, учебников, словарей. Переиздавались буквари, известные в XVII в., составлено несколько новых книг для обучения грамоте. Управляющим Московской типографией Федором Поликарповым издан его «Трехъязычный букварь» — «Букварь словенскими, греческими, римскими письмены учитися хотящим и любомудрие в пользу душеспасительную обрести тщащимся» (1701). В нем помещены буквы, склады и избранные слова на славянском, греческом и латинском языках, а также молитвы, заповеди, статьи и стихи религиозного и нравоучительного характера.

В 1704—1708 гг. в Москве напечатан  «Букварь языка словенска» неизвестного автора. Он во многом сходен с букварем Симеона Полоцкого. В этой книге было новым «увещевание к родителям о воспитании детей», в котором автор доказывал необходимость и важность правильного их воспитания.

В 1717 г. издана своеобразная книга для чтения — «Юности  честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению»5. В ее первой части помещены азбука, склады, цифры и краткие нравоучения из священного писания. Вторая, основная часть книги содержала правила «хорошего тона» — внешней культуры и поведения дворянина в обществе. Они были собраны из разных литературных источников, русских и зарубежных.

Самым популярным и интересным в педагогическом отношении был напечатанный в 1720 г. в Петербурге букварь Феофана Прокоповича под названием «Первое учение отроком...». До 1725 г. книга выдержала 12 изданий и на протяжении первой половины XVIII в. применялась почти во всех светских и духовных школах. Букварь был проводником новых взглядов на воспитание детей. Детей, по мнению автора, далеко не достаточно научить только читать и писать: суть учения заключается в их правильном воспитании. Они должны получить доброе наставление, привыкнуть читать только полезные книги и понимать прочитанное. Автор стремился излагать материал просто и понятно.

После букваря учащиеся переходили к чтению часослова и псалтыря, а затем обучались письму. При обучении письму детей сначала учили писать буквы по порядку алфавита, потом списывать образцы слов по прописям и наконец шли упражнения по списыванию разнообразных текстов. Такой порядок «словесного обучения» имел место во всех государственных и церковных школах..

Обучение грамматике славянского  языка велось по учебнику Мелетия Смотрицкого. В первой четверти XVIII в. было издано несколько вариантов этой книги. В 1723 г. учитель Новгородской архиерейской школы Ф. Максимов, пользуясь трудом М. Г. Смотрицкого, издал свое пособие по грамматике, в котором изложил материал более кратко и доступно. Он сделал первую попытку объяснить правила русского языка не только книжного, но и разговорного.

При обучении латинскому и греческому языкам пользовались названным выше «Трехъязычным букварем» Федора Поликарпова, а также написанным им в 1704 г. «Лексиконом трехъязычным...» (славянских, греческих и латинских слов), в предисловии к которому автор подчеркнул культурное и практическое значение изучения греческого и латинского языков6. В 1724 г. в Москве был напечатан латинский словарь, составленный Иваном Максимовичем. Были изданы также специальные книги для изучения немецкого, французского, голландского и других языков.

В обучении использовались первые печатные математические книги. В 1699 г. И. Ф. Копиевским в Голландии, где нередко в те годы печатались книги по заказу из России, было издано «Краткое и полезное руководство во арифметику», содержавшее нумерацию и четыре действия с целыми числами. Главным же математическим руководством в первой четверти XVIII в. стала упомянутая ранее нами «Арифметика, сиречь наука числительная» Л. Ф. Магницкого (1703), изданная, как писал автор, «ради обучения мудролюбивых российских отроков и всякого чина и возраста людей». «Арифметика», по словам автора, явилась творческим обобщением «многих разноязычных книг, греческих, латинских и немецких». В ней содержалось много новых, ранее неизвестных в русской математической литературе сведений: о десятичных дробях, прогрессиях, извлечении корней и др. Новым было и возведение нуля в ранг числа, освещение математических знаний, относящихся к астрономии и навигации. «Арифметика» составлена в характерной для того времени вопросо-ответной форме. В ней давались указания о правилах производства различных математических действий. По сложившейся традиции теоретических обоснований при этом почти не давалось. Сильной стороной в изложении материала было стремление Л. Ф. Магницкого показать на конкретных, взятых из самой жизни примерах практическое значение математики, а также развить интерес к ее изучению при помощи занимательных задач.

В 1723 г. изданы переведенные с голландского А. Д. Фарварсоном и Л. Ф. Магницким таблицы по морской астрономии («Таблицы горизонтальные северныя и южныя широты восхождения солнца...»). В 1708 г. переведена с латинского «Геометрия славенски землемерие».

Издано несколько переводных учебных книг по географии и истории. В 1710 г. вышла книга неизвестного автора «География, или Краткое земного круга описание». Федор Поликарпов в 1718 г. по распоряжению Петра I перевел с латинского «в пользу учащихся и читающих» большой труд Бернарда Варена «География генеральная...».

Известный учитель и  проповедник Гавриил Бужинский  перевел две книги по всеобщей истории: с немецкого — «Введение в историю европейскую...» С. Пуфендорфа (1718) и с латинского — «Феатрон, или Позор исторический...» (1724) В. Стратемана. Эти книги явились первым образцом нового изложения всеобщей истории, который приходил на смену старинному хронографу.

Много переводных руководств издано для изучения специальных предметов: «Книга, учащая морскому плаванию» А. Деграфа (1701). «Новейшее основание и практика артиллерии» Э. Брауна (1709), «Новое крепостное строение...» Кугорна (1709), «Архитектура воинская...» Л. Штурмана (1709)—с немецкого, «Истинный способ укрепления городов» С. Вобана (1724) —с французского и др.

реформы в области культуры и быта

Процесс европеизации России в эпоху  Петра  Великого  -  наиболее противоречивая часть  Петровских реформ.  Еще  до Петра были созданы предпосылки  широкой европеизации,  заметно усилились связи с  зарубежными странами,  в Россию постепенно проникают западноевропейские культурные традиции, даже брадобритие уходит корнями в допетровскую эпоху. В  1687  г.  была открыта Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение в России.  И все же  деятельность Петра была  революционной.  В.Я.Уланов  писал:  "Новым в постановке культурного вопроса при Петре Великом было то,  что теперь культура была признана  созидательной силой не только в области специальной техники, но и в ее  широких  культурно-бытовых  проявлениях,  и  не только в  приложении  к избранному обществу...  но и по отношению к широким массам народа".

Важнейшим этапом  в  проведении  реформ стало посещение Петром в  составе Великого посольства ряда европейских стран.  По возвращении Петр направляет  много молодых дворян в Европу для изучения различных специальностей, главным образом для овладения морскими науками. Царь заботился и о развитии образования в России. В 1701 г. в Москве, в Сухаревой башне открывается Школа математических и навигацких наук во  главе  с  профессором Абердинского университета шотландцем Форварсоном. Одним из преподавателей этой школы был Леонтий Магницкий - автор "Арифметики...". В 1711 г. в Москве появляется инженерная школа.

Петр стремился к тому, чтобы как можно скорее преодолеть возникшую еще со времен татаро-монгольского ига разобщенность России и Европы. Одним из ее проявлений было разное летоисчисление, и в 1700 г. Петр переводит Россию на новый календарь - 7208  год  становится 1700-м, а  празднование  Нового  года переносится с 1 сентября на 1 января.

В 1703  г.  в  Москве  выходит  первый номер газеты "Ведомости" - первой русской газеты, в 1702 г. в  Москву приглашается труппа Куншта для  создания  театра.

Происходили важные изменения в быту российских  дворян,  переделавшие российское дворянство "по образу и подобию" европейского. В 1717 г.  выходит книга "Юности честное зерцало" - своего рода учебник этикета, а с 1718 г. существовали Ассамблеи - дворянские собрания по образцу европейских.

Однако нельзя забывать о том, что  все эти преобразования исходили исключительно сверху,  а потому были достаточно  болезненны  как  для высших,  так и для низших слоев общества. Насильственный характер некоторых из этих преобразований внушал отвращение к ним и  вел к резкому неприятию остальных,  пусть даже самых прогрессивных, начинаний. Петр стремился сделать Россию европейской страной во  всех смыслах этого  слова  и придавал большое значение даже самым мелким деталям процесса.

Самый устойчивый компонент жизни людей – это быт, но и он испытал серьезные изменения в петровскую эпоху.   Поставив целью сформировать породу новых людей,  Петр стремился привить дворянам хорошие манеры, дать им светское воспитание и образование.

С начала 18 в. многое изменилось как в устной, так и в письменной русской речи. Издавались книги с правилами хорошего тона, рекомендациями по этикету, поведению в различных сферах жизни. Появились обращения на  “ Вы”, “ Милостивый государь”, “ Господин”. Письма заканчивали подписями:” Ваш покорный слуга”,  “ Остаюсь к услужению готовый”. Русский язык в петровскую эпоху обогатился множеством новых слов, преимущественно иностранного происхождения.

В царствование Петра в обиход вошел  юлианский календарь. Летоисчисление стали вести от Рождества Христова. В связи с этим событием началом года теперь считалось 1 января, а не 1 сентября : ” Указал великий государь впредь лета счислять  в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с числа 1 от Рождества Христова 1700 года “.  Таким образом, вместо 7208 года в России начался 1700 год. Отныне 1 января предписывалось поздравлять друг друга с Новым годом, украшать дома ветками и деревьями сосновыми, еловыми и можжевеловыми. В честь праздника устраивали пушечную пальбу и фейерверки. Впервые в России увидели фейерверки именно при Петре. Устраивались они по большим праздникам:  в новогоднюю ночь, в день рождения царя, в честь военных побед.

В январе 1700 г. выходит царский указ  об упразднении старомодного русского платья, мужчинам и женщинам велено было переодеться в венгерское и немецкое платье. В городе на видных местах вывешены были образцы новой одежды, пошив и продажа старой запрещались. Новая мода приживалась трудно.

Не менее трудно было Петру заставить  горожан брить бороду, считавшиеся на Руси признаком мужественности и символом православия. Непокорным боярам царь стриг бороды собственноручно.  Правда,  имея деньги можно было откупиться от принудительного бритья.

Во времена Петра1 появились  и первые модники.  Наряд русского дворянина изменился до неузнаваемости, неизменным элементом мужского платья стала белая рубашка и галстук в виде ленты, поверх одевался камзол  и кафтан. Кафтан носили незастегнутым - нараспашку. В те времена законодательницей мод считалась Франция, поэтому многие предметы туалета имели французские названия, например “кюлоты” – короткие мужские штаны, к ним полагались белые шелковые чулки.  Модной обувью считались тупоносые туфли на небольшом каблуке с большими металлическими пряжками, или сапоги – ботфорты - с широкими раструбами в верхней части голенищ. В Оружейной палате Московского Кремля среди предметов одежды хранится пара грубых кожаных ботфорт, принадлежавших Петру . Существует мнение, что царь, владевший многими ремеслами в совершенстве, сшил их собственноручно.

Тогда же вошел в моду и парик. При всем своем неудобстве он имел и немалые преимущества: долго  сохранял форму, скрывал лысину, и  придавал своему владельцу представительный вид.

Однако, как ни богаты и красивы  были мужские наряды, им было трудно тягаться с женскими. Дама, одетая в нарядное платье, напоминала изящную фарфоровую статуэтку.                           

По-новому стало  исчисляться и  время суток.  Куранты, установленные  на Спасской башне в  начале 17 в. имели  циферблат с 17 делениями, вращался циферблат и подводил одну из цифр к стрелке. Количество дневных и ночных часов в сутках колебалось от 7 до 17. При Петре количество часов в сутках стало неизменным – 24.  В начале 18 в. куранты в Кремле заменили голландскими,  с подвижными часовой и минутной стрелками,  и циферблатом с 12 делениями.

К концу 17 началу 18 вв. постепенно меняется быт как простых, так и  знатных, зажиточных людей. Меняется на западный манер одежда, пища,  жилище. Бояре  и дворяне стригут волосы и  бороды, заводят иностранные книги и музыкальные инструменты, игрушки, входит в моду курение табака.  

Итак, главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма,  венцом которого стало изменение в 1721 г.  титула российского монарха - Петр объявил себя императором, а  страна стала называться Российской Империей.  Таким образом, было оформлено то,  к чему шел Петр все годы своего царствования - создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику. В результате Петровских реформ  государство не  было связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей. В итоге Петр пришел к своему  идеалу  государственного устройства - военному кораблю, где все и вся подчинено  воле одного человека - капитана,  и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.

Информация о работе Реформы Петра I в области науки, образования, культуры