Реформы Петра I – курс на европеизацию России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 21:40, контрольная работа

Краткое описание

Проблемы реформирования всегда актуальны для российской действительности. Реформы являются непременной частью политики любой власти. Крутые преобразования – не лучшее состояние жизни общества, и люди на себе испытывают всю тяжесть идей реформаторов.
Петровские реформы – один из ярчайших образцов российского типа реформ, которые, в конечном счёте, привели не к улучшению жизни общества, а к усилению власти государства, увеличению числа чиновников, налогов, повинностей, к росту имперских аппетитов. Благодаря реформам Петра Россия модернизировалась, европеизировалась, но её основы – крепостное право и деспотическая власть – остались прежними.

Содержание

1. Введение
2. Предпосылки петровских преобразований. Начало российской модернизации в эпоху Петра I.
3. Реформы Петра I.
3.1 Социально-экономические реформы.
3.2 Политические и военные реформы.
3.3 Реформация церкви.
3.4 Реформы в области культуры.
4. Превращение России в абсолютную монархию.
5. «Цена» реформ. Значение реформ Петра I в исторической судьбе России.
6. Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат Пётр история.docx

— 59.94 Кб (Скачать файл)

      Государственные  казенные  заводы использовали труд государственных крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мастеров. Они в основном обслуживали тяжелую промышленность - металлургию,  судоверфи,  рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого потребления, работали и посессионные, и оброчные крестьяне, а также вольнонаёмная рабочая сила. Помещичьи  предприятия  полностью обеспечивались  силами крепостных помещика-владельца.

      Протекционистская  политика Петра вела к появлению мануфактур в самых  разных  отраслях промышленности, зачастую  появлявшихся в России впервые.  Основными были те мануфактуры, которые работали на армию и флот. Поощрялась  предпринимательская деятельность, создавались  льготные  условия для людей, которые создавали  новые мануфактуры или брали в аренду государственные.

      Возникали мануфактуры в разных отраслях: стекольной, пороховой,      бумагоделательной, парусинной, полотняной, шелкоткацкой, суконной,  кожевенной, канатной, шляпной, красочной, лесопильной и многих других.   Огромный вклад в развитие металлургической промышленности Урала внес Никита Демидов, который пользовался особым расположением царя. Возникновение  литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд, строительство Вышневолоцкого канала,  способствовали развитию металлургии в новых районах и вывели Россию на одно из первых  мест  в  мире  в этой отрасли. В начале XVIII века в России выплавляли около 150 тысяч пудов чугуна, в 1725 г. - более  800  тысяч  пудов  (с 1722  г. Россия экспортировала чугун), а к концу XVIII века - более 2 миллионов пудов.

      К концу царствования  Петра в России  существовала  развитая многоотраслевая промышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Урале. Крупнейшими  предприятиями были   Адмиралтейская верфь, Арсенал,  петербургские пороховые заводы, металлургические заводы Урала, Хамовный двор в Москве. Шло укрепление всероссийского рынка, накопление капитала благодаря    меркантилистской политике государства. Россия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, юфть, поташ, пушнину, икру.

      Тысячи россиян   проходили  в  Европе   обучение  разным специальностям, и в свою очередь иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги,  мастера шлюзного дела нанимались на российскую службу. Благодаря этому Россия обогащалась самыми передовыми технологиями Европы.

      Итог: в результате политики Петра в экономической  области за сверхкороткий срок была создана мощная экономическая база, способная полностью  обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта; были отработаны принципы и приёмы управления экономикой, незнакомые России предшествующей поры и характерные для последующих лет.

 

 

 

       3.2 Политические и военные реформы

 

      Так же, как и все остальные реформы Петра, реформирование политической системы страны было связано, прежде всего, с военными нуждами страны. Прежде всего преобразования коснулись систем государственного и местного управления. В первые годы правления молодой царь занимался этими вопросами изредка, второпях. И лишь в последние семь – восемь лет его жизни административные учреждения выстроились в определённую систему, получив нормативную основу. Радикальные всеобъемлющие изменения в области управления были обусловлены потребностями укрепления абсолютизма. Следовало создать стройную административную вертикаль, полностью подчинявшуюся верховной власти. На это была направлена коренная реорганизация всего государственного управления сверху донизу. Реформы  управления  проводились  наспех. Те или иные изменения в государственном управлении, административно-территориальном делении России диктовались  военной необходимостью,   а   их  главной  задачей  было  как  можно  более эффективное  выколачивание  средств  из  народа  для  покрытия  все растущих  военных  расходов  (сам  Петр  называл  деньги  "артериею войны"). Бессистемность и   спешка   часто    приводили    к    путанице:   установления,   приказы   сменялись   одно   другим,   часто  прямо противоположным, иногда  учреждения  дублировали друг друга по своим функциям. Многие должности,  военные и гражданские, поменяли  лишь старорусские названия на европейские,  по сути оставшись прежними.

      Главным объектом реорганизации  была Боярская дума, которая не  соответствовала режиму абсолютной  монархии. В 1699 году вместо Боярской  думы Пётр учредил Ближайшую  канцелярию. В 1711 году он упразднил  и эту структуру, создав правительствующий  Сенат из девяти человек, назначенных  им самим. Это был государственный  орган, обладавший законодательной,  административной и судебной  властью. Во главе государственной  власти возвышался император.  Этот титул Петру пожаловал  Сенат в 1721 году после победного  окончания Северной войны со  Швецией, а Россия была провозглашена  империей. Отныне Петр и его  наследники стали обладать неограниченной полнотой власти, правом вводить строгую регламентацию в управление, идеологию, общественную жизнь, культуру.

      Созданная Петром административная  система оказалась весьма прочной.  В главных чертах она сохранялась  на протяжении всего дореволюционного  периода. Структура управления, механизм  власти и её функции оставались  незыблемыми практически в течение  двух веков.

      Итог: основным результатом реформы органов власти и управления было увеличение бюрократического аппарата чиновников и нечёткого определения взаимоотношений между структурами власти, когда результаты их работы (различные указы) не согласовывались между собой, а иногда и противоречили друг другу.

 

      Одним из самых значительных преобразований Петра I следует назвать военную реформу, которая проводилась с целью приблизить русскую армию к европейским стандартам того времени.

      В конце XVII века Пётр I расформировал  стрелецкие войска не столько  из-за военной несостоятельности,  сколько по политическим мотивам,  так как стрельцы в своей  массе поддерживали силы, оппозиционные Петру. В результате царь остался без армии.  Наспех сформированные в 1699-1700 годах полки под руководством иноземных офицеров в боях под Нарвой показали полную неспособность противостоять шведам. Пётр энергично принялся за комплектование и обучение новой армии. И уже в 1708-1709- годах она показала себя на уровне армии любой европейской страны.

      Прежде всего был отменён прежний принцип формирования армии случайными солдатами. Впервые в России была создана регулярная армия на основе рекрутской повинности, которая устанавливалась с 1705 года. Рекруты проходили воинскую подготовку, получали обмундирование и вооружение. Пётр не нанимал рекрутов из числа иностранцев, он предпочитал национальные вооружённые силы. В отношении рекрутов было установлено следующее правило: если рекрут был из крепостных крестьян, он автоматически становился свободным, и тогда его дети, рождённые после освобождения, тоже становились свободными.

      Русская полевая армия состояла  из пехотных, гренадёрских и кавалерийских  полков. Особым вниманием пользовались  два полка – Преображенский  и Семёновский, созданные Петром  в Москве в период борьбы за престол, а позже преобразованные в дворцовую гвардию. Все дворяне должны были нести военную службу с солдатского чина. По указу 1714 года запрещалось производить в офицеры тех дворян, которые не прошли солдатскую службу в гвардейских полках, что нравилось далеко не всем дворянским детям. Наиболее способных молодых дворян отправляли учиться (особенно морскому делу) за границу. Подготовка офицеров осуществлялась в военных школах. По указу Петра в начале 1720-х годов было основано 50 гарнизонных школ для подготовки унтер-офицерского состава.

      В середине 1720-х годов численность  регулярного сухопутного войска  составляла около 200 тысяч, в том числе в гвардии – около 3 тысяч, в коннице – около 42 тысяч, в пехоте – 75 тысяч, в артиллерии и инженерных ротах – около 6 тысяч человек. Казаческие войска составляли примерно 100 тысяч человек, но они не входили в число регулярной армии.

      Особое внимание Пётр I уделял  флоту. В конце XVII века корабли строились в Воронеже и Архангельске. В 1704 году было основано Адмиралтейство и верфи в Петербурге, куда переместилось строительство кораблей военного флота. На Адмиралтейской верфи, где одновременно работало до 10 тысяч человек, с 1706 по 1725 годы было построено около 60 мелких кораблей для Балтийского флота. Матросы на флот набирались также по рекрутскому набору. К середине 1720-х годов военный флот составляли 48 линейных кораблей и около 800 галер и иных судов, на которых служили около 28 тысяч членов экипажей. В 1701 году в Москве была основана Навигацкая школа, где готовились морские офицеры.

      Одной из положительных сторон военной реформы является «поднятие» и рост металлургической отрасли, которая была жизненно необходима для производства оружия. Однако настораживает тот факт, что «реформатор» не погнушался переплавить церковные купола в пушки. Это характеризует его не только как человека сугубо страстного, но и как человека, для которого главным было достижение цели, даже ценой моральных ценностей.

      Недостатком реформ в армии являлась их западническая направленность. Ведь поскольку опыт создания армии перенимался от возможных военных оппонентов, например Швеции, а армия необходима для защиты от таковых, то та же Швеция могла, воспользовавшись знанием недочетов в нашей обороне, могла одержать значительные победы над нами. Зачастую петровская армия одерживала победы не благодаря удачному преобразованию, мудрости и гениальности её полководца, а, скорее, из-за превосходившей численности войска.

      Итоги:

      - создание боеспособной регулярной армии,  одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со  своими  основными противниками и побеждать их;

      - появление целой плеяды  талантливых полководцев (Александр Меншиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.);

  - создание мощного военного флота; 

      - гигантский  рост  военных расходов и покрытие их за счёт жесточайшего выжимания средств из народа.

      Да, может быть, вышеприведённая реформа и усилила мощность российской армии, но основной причиной ее проведения было холерическое, по-детски завистливое желание Петра иметь такую же «игрушку» как и у соседей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       3.3 Реформация церкви

     Отличительной чертой русского самодержавия в допетровские времена было полное слияние церкви и государства. В то время как в Западной Европе церковь всё дальше отходила от государственного управления, на Руси в XVII веке существовало так называемое оцерквлённое государство. Сам царь выступал одновременно и как верховный правитель церкви, и как глава государства, религиозные идеи были главными и в светской жизни.

     Пётр I разрушил эту традицию и  провёл церковную реформу, полностью  подчинив церковь государству.  После смерти главы Русской  православной церкви патриарха  Адриана в 1700 году было упразднено  патриаршество. В 1721 году был  учреждён Святейший Синод –  особая «духовная коллегия» по  управлению делами церкви. Во  главе Синода стоял обер-прокурор, светский человек, как правило,  из гвардейских офицеров. Всех  членов Синода назначал сам  царь. Были заметно ограничены  экономические права церкви, урезаны  её огромные земельные наделы, часть её доходов стала забираться  в государственный бюджет. Через  Синод была отменена тайна исповеди: поданные, под страхом крупных штрафов были обязаны ходить в церковь и исповедовать свои грехи, а священникам вменялось в обязанность сообщать в Тайную канцелярию о признаниях прихожан, если они касались интересов государства. В этом грехе было виновато не священство, а власти, во главе с Петром, вынуждавшие их это совершать. Церковь отныне была обязана во всех мирских делах подчиняться распоряжениям светской власти.

      Если все остальные реформы  Петра имели спонтанный характер  и преследовали цель финансирования  войн, то церковная реформа была  результатом дальновидной политической  стратегии. Учреждение Синода было глубоко продуманной акцией. Церковная реформа была проведена с целью лишения русской церкви её автономии. Пётр уже в начале своего царствования предпринял шаги в направлении отчуждения церковных доходов в свою пользу и секуляризации её земельных владений. Эти меры проводились с целью подорвать экономический базис духовенства и создать предпосылки для ликвидации её как самостоятельного фактора политической власти.

      Ещё одной движущей силой преобразований  в церковной области было стремление  упорядочить внутрицерковные отношения,  чтобы церковь могла возродиться  для выполнения тех задач, которые  были предназначены для неё  царём. Пётр хотел взять на  себя роль просветителя народа  и носителя культуры, использовать священников в качестве идеологических «репетиторов».

      Эпоха правления Петра I рассматривается в истории русской церкви как переломная, как начало «синодального периода», длившегося около двух столетий. Пётр создал принципиально новые основы отношений между церковью и государством. В результате церковь утратила вековую независимость, попав под влияние государственной власти, и превратилась в послушную служительницу правящих органов. Церковь утратила не только юридическую самостоятельность, но и экономическую независимость, произошло ослабление авторитета церкви.

Информация о работе Реформы Петра I – курс на европеизацию России