Реформы Петра I – курс на европеизацию России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 21:40, контрольная работа

Краткое описание

Проблемы реформирования всегда актуальны для российской действительности. Реформы являются непременной частью политики любой власти. Крутые преобразования – не лучшее состояние жизни общества, и люди на себе испытывают всю тяжесть идей реформаторов.
Петровские реформы – один из ярчайших образцов российского типа реформ, которые, в конечном счёте, привели не к улучшению жизни общества, а к усилению власти государства, увеличению числа чиновников, налогов, повинностей, к росту имперских аппетитов. Благодаря реформам Петра Россия модернизировалась, европеизировалась, но её основы – крепостное право и деспотическая власть – остались прежними.

Содержание

1. Введение
2. Предпосылки петровских преобразований. Начало российской модернизации в эпоху Петра I.
3. Реформы Петра I.
3.1 Социально-экономические реформы.
3.2 Политические и военные реформы.
3.3 Реформация церкви.
3.4 Реформы в области культуры.
4. Превращение России в абсолютную монархию.
5. «Цена» реформ. Значение реформ Петра I в исторической судьбе России.
6. Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат Пётр история.docx

— 59.94 Кб (Скачать файл)

      С другой стороны, синодальный  период характеризуется как «золотой  век», на протяжении которого  духовные силы церкви возросли  и окрепли. Путём введения новой  системы церковного образования  русская церковь оказалась в  состоянии соперничать и сотрудничать  с церквями Запада, а среди  православных церквей Востока  она заняла ведущее положение.

      Итог: в результате проведения этой реформы, церковь потеряла уважение в глазах народа, поскольку духовной альтернативы режиму Петра больше не существовало. Церковь стала послушным орудием в руках государства. Император использовал её для достижения своих целей, не гнушаясь самого святого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4 Реформы в области культуры

 

      Процесс европеизации России в эпоху Петра Великого - наиболее  противоречивая часть петровских реформ. Ещё до Петра были созданы   предпосылки широкой европеизации,  заметно усилились связи с зарубежными     странами, в Россию постепенно проникали западноевропейские культурные  традиции. И все же деятельность Петра в этой сфере была революционной.

      Важнейшим этапом  в проведении реформ в области культуры стало посещение Петром в составе Великого посольства ряда европейских стран. По возвращении Пётр направляет  много молодых дворян в Европу для изучения различных специальностей. Пётр хотел сделать Россию  европейской страной во всех  смыслах этого слова и придавал большое значение даже самым мелким деталям процесса.

      Пётр стремился  к тому, чтобы как можно скорее преодолеть возникшую ещё со  времен татаро-монгольского ига разобщённость России и Европы. Одним из её проявлений было разное летоисчисление, и в 1700 г. Пётр переводит Россию на новый календарь - 7208 год становится 1700-м, а празднование Нового года  переносится с 1 сентября на 1 января.

      В 1703 году в  Москве выходит первый номер газеты "Ведомости" - первой русской газеты, в 1702 году в Москву приглашается труппа Куншта для создания театра.

     Происходили важные  изменения и в быту российских дворян: Пётр заставил русских людей остричь бороды, установил ношение коротких камзолов, ботфортов, напудренных париков. Пётр боролся со всем старым и вводил всё новое, не задумываясь насколько целесообразны его заморские «нововведения». В самом деле, изменились ли привычки, натура и образ мыслей русского человека только от того, что он остриг бороду и облачился в узкое иноземное платье? Конечно, нет.

      С таким же рвением Пётр старался приобщить русское общество к просвещению, он деятельно вводил науку в жизнь. Были открыты инженерная и медицинская школы в Москве, Морская Академия в Петербурге, школа для подъячих, ремесленные школы при крупных предприятиях. Не стоит забывать, что при Петре развернулась деятельность первых русских учёных. Пытаясь ввести и более широкое народное обучение, Пётр открывал школы в провинциальных городах, хотя родители с большим трудом отдавали детей в школу. Несмотря на сопротивление, которое оказывалось просветительской деятельности Петра, несмотря на косность и приверженность старине, школьное образование на Руси прижилось и распространилось. Начало народному просвещению было положено.

      Итог: с одной стороны, Пётр дал возможность шире развернуться гению русского народа, создал условия для развития наук; его преобразования послужили величайшим толчком в развитии русской науки; с другой стороны, все эти преобразования исходили исключительно сверху, а потому были достаточно болезненны как  для  высших,  так и для низших слоев общества; насильственный характер некоторых из этих преобразований внушал отвращение к ним и вёл к резкому неприятию остальных,  пусть даже самых прогрессивных, начинаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         4. Превращение России в абсолютную монархию.

       В период правления Петра I произошёл переход к новой государственной форме управления, называемой абсолютной монархией или абсолютизмом. Абсолютная монархия является такой формой правления, когда монарху юридически принадлежит вся полнота государственной власти в стране. Для абсолютной монархии характерно максимальное сосредоточение власти (как светской, так и духовной) в руках одной личности. Сосредоточение власти осуществлялось египетскими фараонами, римскими императорами и диктаторами XX века. Это не было абсолютной монархией. Для возникновения последней необходим переходный период от феодальной системы к капиталистической. Для абсолютной монархии характерно наличие сильного, разветвлённого профессионального бюрократического аппарата, сильной постоянной армии, ликвидации всех сословно-представительных органов и учреждений. Эти признаки присущи и российскому абсолютизму. Однако у него были и свои существенные особенности:

-  абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно крепостного права), а абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества;

-  социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворянства с городами (вольными, имперскими), а российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство, служивое сословие.

      Установление абсолютной монархии в России сопровождалось широкой экспансией государства, его вторжением во все сферы общественной, корпоративной и частной жизни. Идеология абсолютизма может быть определена как патриархальная. Глава государства представляется как «отец народа», который любит и хорошо знает, чего хотят его дети. Он вправе их воспитывать, научать и наказывать. Отсюда стремление консолидировать всё, даже малейшие проявление общественной и частной жизни: указы I четверти XVIII века предписывали населению, когда гасить свет, какие танцы танцевать на ассамблеях, в каких гробах хоронить, брить или не брить бороды и т.д. Идея абсолютной монархии проявляется в России во второй половине XVII века и тесно переплетается с проектами экономических преобразований страны.

      Идеалом Петра  I было именно такое абсолютистское  государство, «регулярное государство», которое своим всеобъемлющим  бдительным попечением стремилось  регулировать все стороны общественной  и частной жизни в соответствии  с принципами разума и на  пользу «общего блага». При Петре власть государя стала практически безграничной, а его предшественники были вынуждены делить власть с сословиями и их представителями. Заменив Боярскую Думу контролируемым сверху Сенатом, Пётр навсегда освободился от боярских притязаний на власть точно так же, как заменой патриаршества Синодом он сделал невозможной политическую конкуренцию со стороны церкви.

      Петровские реформы,  несомненно, были направлены против  старой боярской аристократии, не  желавшей перемен и укрепления  сильной централизованной власти. Поэтому Пётр опирался на поместное  дворянство, которое, будучи более прогрессивным молодым сословием, поддерживало курс на европеизацию России и на укрепление абсолютной монархии.

      Базисным принципом  российского абсолютизма оставался  принцип неограниченной власти  монарха, который и получил  своё практическое воплощение  в законодательстве того времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. «Цена» реформ. Значение реформ  Петра I в исторической судьбе  России.

 

      Дискуссии о том, стихийно или продуманно действовал император, упреки в том, что нередко его политика носила бессистемный характер, поскольку отсутствовала предварительно продуманная всесторонняя программа преобразований, основаны, скорее всего, на не до конца осознанном убеждении, что подобного рода программу составить все-таки можно и если хорошо ее разработать и постараться, то можно и осуществить. Однако история не знает таких примеров. Человек и общество - это сложные самоорганизующиеся системы: общество состоит из отдельных людей с разнообразными и даже разнонаправленными интересами, а человек в своих действиях нередко руководствуется чувствами, а не соображениями разума. Примирить противоречивые интересы, объединить людей с совершенно разными потребностями, предусмотреть и просчитать всевозможные природные, экономические, общественные и иные последствия непосильно даже самому гениальному человеку.

Петр I, как  правило, действовал по ситуации, активно  и действенно откликаясь на те или иные события. Так, готовясь к войне со Швецией, он реорганизовал армию по европейским образцам, а также на основе накопленного в самой России опыта. Для ведения войны требовалось много денег, оружия и снаряжения, а потому начались лихорадочные поиски денежных источников, вводились новые налоги, подстегивалась промышленность в ущерб будущему народа (в противном случае несколько не ясно, зачем разорять основу общества и государства - крестьян, купцов и ремесленников).

      Для Петра I благо Отчизны, которой он так ревностно служил, и его собственные интересы как самодержца - одно и то же, однако понимание народом своего блага было иным. Не благоденствие народа было главной целью Петра I. Он много раз говорил и предписывал беречь крепостных крестьян и заботиться о них, но интересовали царя не крестьяне как таковые, не их благосостояние, а исправное несение ими податей и других многочисленных повинностей ради главного дела его жизни - армии и флота.

      Модернизация вызвала раскол русского общества на модернизированную (западно-ориентированную) культуру верхов (1/10 населения) и традиционную (восточно-ориентированную) культуру большинства (9/10) населения страны.

      В рамках одной страны сосуществовали два общества, обладавшие разными ценностями и идеалами, тяготевшие к разным путям развития. Раскол России, противостояние двух укладов - одни из важнейших факторов, определивших развитие страны в XVIII - XX вв. и ставших следствием петровских преобразований. Петр обратился не за западной цивилизацией в целом, а только за ее технологическими плодами. Но он не увидел в Европе или увидел, но не захотел взять дух свободного предпринимательства, уважение личности, охрану прав индивида, неприкосновенность частной собственности. Однако ему были более понятны традиционные способы управления большой страной - насилие и внеэкономическое принуждение.

      Пётр I постоянно подчёркивал, что  Россия не должна более оставаться  закрытой от мировых хозяйственных  процессов, если она не хочет  и дальше отставать в социально-экономическом развитии и постепенно попадать в тяжёлую колониальную зависимость от передовых западных стран, как это случилось со многими государствами Азии, не сумевшими покончить с традиционализмом. В итоге петровских реформ Россия заняла достойное место в системе европейских государств. Она превратилась в великую державу с эффективной экономикой, мощной армией и современным морским флотом, высокоразвитой культурой и наукой. Но какой ценой всё это было достигнуто?

      Продвижение России вперёд было  быстрым и решительным; Пётр  поддерживал в своих единомышленниках  бодрость, веру в успех, он торопился  успеть многое сделать. Все  преобразования происходили путём  насилия, через страдания народа, через экстремизм, нетерпимость, нежелание  считаться с внутренними условиями  для осуществления реформ. Насаждение  нового шло через жестокую  борьбу со старым. Пётр сам  участвовал в репрессиях по  отношению к оппозиции – боярам  Милославским, Долгоруким, Вяземским, по отношению даже к своим родным – жене Евдокии Лопухиной, сыну Алексею, сестре Софье. В своих попытках приблизиться к западноевропейской цивилизации, перенимая оттуда всё передовое и полезное, Пётр забывал о самобытности России, о её вековых традициях. Так, если в Западной Европе XVII – XVIII веков быстро развивалась представительная власть, укреплялись основы парламентаризма, то в России за годы правления Петра, напротив, усиливалась жёсткая централизация, абсолютизация государственной власти, что являлось прямым продолжением деспотизма и самодержавия, присущего Московской Руси. Проводя реформы, Пётр стремился к идеальному государству, основанному на справедливых и рациональных законах, но это оказалось утопией. На практике в стране было создано полицейское государство без каких-либо институтов социального контроля. Перенимая на Западе передовые технологии, научные, военные и другие достижения, Пётр будто не замечал развития там идей гуманизма, тем более не желал их привнесения на русскую землю. Именно при Петре усилилась крепостная зависимость крестьян, за счёт которых и происходила реформаторская деятельность царя, так как в стране почти не было других источников экономического развития. Тяготы реформ, которые легли на плечи крестьянского и городского населения, не раз были причинами крупных народных восстаний в Центральной России, Поволжье, на Украине и на Дону.

      Сложность и противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра и осуществлённых им реформ. С одной стороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию её отсталости. С другой стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные преобразования петровского времени  с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны выступали всё сильнее и не могли обеспечить ликвидацию социально-экономической отсталости. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать те страны, которые встали на капиталистический путь развития. Реформы Петра отличались неукротимой энергией, невиданным размахом и целеустремлённостью, смелостью в ломке отживших устоев и уклада жизни. Действия Петра отличались не только решительностью, но и крайней жестокостью. Все реформы рождались постепенно, и одна порождала другую, удовлетворяя требования данного момента. Каждая из них вызывала сопротивление со стороны самых различных слоёв общества, вызывала недовольство, скрытое и открытое сопротивление, заговоры и борьбу, отличающуюся крайним ожесточением. 

      Очень сложно дать однозначную оценку преобразованиям Петра I. Его реформы носят весьма противоречивый характер.

      Почему же петровские реформы оказались столь неудачными? Одна из основных причин - отсутствие последовательности в осуществлении преобразований и то, что они не опирались на твёрдо установленные принципы. Влияние монарха в абсолютистском государстве на периферии по мере удалённости от престола, всегда ослабевает, и местное управление, как правило, функционирует менее эффективно. Ещё одной причиной фиаско является нарушение естественного хода духовного и культурного развития народа, который не созрел для перемен.

      И всё же значение великих  перемен в жизни России, осуществлённых  в эпоху Петра I, трудно переоценить. Недаром А.С. Пушкин, который неоднозначно относился к личности Петра, отмечал, что многие решения царя «жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом». Но, с другой стороны, выдающейся роли Петра в истории России дана такая яркая характеристика:

                  «То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей  душой

На троне  вечный он работник»

 

 

 

 

6. Заключение.

      Реформы в России проводились  неоднократно, но все они не увенчались успехом. Главная причина этого состоит в том, что всеми реформами без исключения игнорировались интересы человека. Чтобы осуществить реформы, нужно по крайней мере сформулировать их конечную цель. Кроме того, для реформ необходимо не единовременное усилие, их реализация предполагает длительный срок – два-три поколения, именно за это время полностью меняется стереотип сознания человека.

Информация о работе Реформы Петра I – курс на европеизацию России