Реформы Петра I после 1721 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной курсовой работы заинтересовала меня тем, что личность Петра является наиболее яркой и не заурядной во всей истории дома Романовых. Этот человек, являясь главой государства, не чурался пыльной, грязной и требующей физической силы работы. При этом он перестроил все государство на совершенно новый лад, тем самым дав толчок для дальнейшего развития на многие года вперед.
Целью моей работы является рассмотреть основные реформы Петра I. Задачами моей курсовой работы являются:
Рассмотреть личность Петра Великого
Рассмотреть великое посольство Петра Великого
Рассмотреть основные реформы проведенные Петром Великим

Содержание

Ведение………………………………………………………………3 стр.

Глава 1. Начало правления Петра I…………………………………5стр.
1.1Петр Великий…………………………………………………….5 стр.
1.2 Великое посольство……………………………………………..9 стр.
1.3 Предпосылки реформаторской деятельности Петра I……….12 стр.

Глава 2. Реформы Петра I до 1721 года…………………………..14 стр.
2.1 Военная реформа………………………………………………14 стр.
2.2 Промышленная реформа………………………………………17 стр.
2.3 Административная реформа…………………………………..19 стр.
2.4 Реформы местного и городского управления………………..21 стр.

Глава 3. Реформы Петра I после 1721 года……………………... 28 стр.
3.1 Церковная реформа…………………………………………... 28 стр.
3.2 Налоговая реформа……………………………………………31 стр.
3.3 Финансовая реформа …………………………………………35 стр.

Заключение…………………………………………………………37 стр.

Список используемой литературы и источников…………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая реформы петра 1.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

 Преображенский приказ  и Тайная канцелярия, ведавшие  делами о государственных преступлениях, подчинялись Сенату, другие - Монетный департамент, Соляная контора, Межевая канцелярия и др. - подчинялись одной из коллегий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Реформы местного и городского управления

Коренное преобразование административно-территориального устройства России, произведенное в XVIII в., стало  важным явлением в развитии формы  государственного единства. В отличие  от XVII в. с его дробным управлением, когда уезды, отдельные города, а иной раз волости и отдельные слободы непосредственно подчинялись центру, а уезды по территории и населению отличались друг от друга, петровская реформа установила более четкое административно-территориальное деление. До некоторой степени Россия даже обогнала развитые европейские державы, как, например, Францию, где новое административное деление было введено лишь после буржуазной революции.

В период до 1708 г. в системе местного управления происходили незначительные изменения - в 1702-1705г.г. местные дворяне были привлечены к воеводскому управлению.

Указом от 18 декабря 1708г. вводится новое административно-территориальное  деление, по которому необходимо «учинить 8 губерний и к ним расписать  города». Вначале было образованы Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангельская и Сибирская губернии. В 1713-1714 г.г. - еще три: из Казанской выделены Нижегородская и Астраханская губернии, из Смоленской - Рижская губерния. Во главе губерний стояли губернаторы, генерал-губернаторы, которые объединяли в своих руках административную, военную и судебную власть.

Губернаторы назначались  царскими указами только из числа  близких к Петру I дворян (Меншиков, Апраксин, Стрешнев и т.д.). У губернаторов были помощники, контролирующие отрасли  управления: обер-комендант - военное  управление, обер-комиссар и обер-провиантмейстер - губернские и др. сборы, ландрихтер - губернская юстиция, финансовые межевые и розыскные дела, обер-инспектор - сборы налогов с городов и уездов. Губерния делилась на провинции (во главе - обер-комендант), провинции - на уезды (во главе - комендант). Коменданты были подчинены обер-коменданту, комендант - губернатору, последний Сенату.

В 1713 г. в областное  управление было введено коллегиальное  начало: при губернаторах учреждены  коллегии ландратов (советников от дворян от 8 до 12 человек на губернию), избираемых местным дворянством.

Смысл реформы состоял  в том, чтобы перенести центр  тяжести в управлении на места. При  огромных расстояниях в нашей  стране и средствах сообщения  того времени невозможно было оперативно управлять столь огромной территорией  непосредственно из центра, как это пытались делать в предшествующий период. Необходима была разумная децентрализация власти, однако на первом этапе реформа не удалась.

Назначая губернаторами  крупных государственных деятелей, Петр I хотел, чтобы эти люди на месте от имени царя могли оперативно принимать решения. Однако этот шаг имел и отрицательные последствия - эти люди по большей части были обременены многочисленными обязанностями (например, Меншиков и Апраксин - президенты «первейших» коллегий, сенаторы) и практически не могли непрерывно находиться в своих губерниях, а правившие вместо них вице-губернаторы не имели таких полномочий и доверия царя.

Вторая областная реформа  проводилась на основе тех преобразований, которые уже были сделаны. В 1718 г. Сенат установил штаты и номенклатуру должностей для губернских учреждений, а в мае 1719 г. было дано четкое расписание губерний, провинций и городов по губерниям и провинциям. С этого периода деление на провинции вводится на территории всей страны. Провинция становится основной единицей областного управления.

Губернии делились на провинции, сначала на 45, а потом  на 50. В пограничные провинции  назначаются также губернаторы, а во внутренние - воеводы. И хотя губернии продолжали существовать, но за губернаторами остается командование войсками, общий надзор за управлением, а основной единицей местного управлений становится провинция. В каждой из них создается аппарат управления и назначаются чиновники, отвечавшие за сбор налогов, набор рекрутов и т.д.

Провинциальные воеводы подчинялись губернаторам только по военным делам, в остальном они были независимы от губернаторов. Воеводы занимались розыском беглых крестьян и солдат, строительством крепостей, сбором доходов с казенных заводов, заботились о внешней безопасности провинций, а с 1722 г. осуществляли судебные функции. Воеводы и администрация провинций назначались Сенатом и подчинялись непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контор, Юстиц и Вотчинная) располагали на местах собственным аппаратом из камеристов, комендантов и казначеев.

Провинции в свою очередь  были разделены на дистрикты, управлявшиеся  земскими комиссарами. Таким образом, на местах была создана трехзвенная система: губерния, провинция, дистрикт. Постепенно количество губерний росло как за счет присоединения к России новых земель, так и за счет разукрупнения чрезмерно больших губерний. В результате к моменту проведения новой губернской реформы Екатериной II к 1775 г. в империи насчитывалось уже 23 губернии, а к концу века их число достигло полусотни. Рост числа губерний, и, следовательно, уменьшение их территорий привели к упразднению в принципе провинций, созданных в начале века, ставших излишним промежуточным звеном. Правда, в некоторых губерниях провинции сохранились9.

Началом реформы городского управления можно считать 1699 год, когда Петр I, желая предоставить городскому сословию полное самоуправление по европейскому типу, приказал учредить Бурмистерскую палату (Ратушу) с подведомственными земскими избами. В губернских городах были созданы магистраты, в уездных - ратуши. В их ведении находилась торгово-промышленное население городов по части сбора податей, повинностей и пошлин. Тем самым посадское население было временно выведено из ведения воевод (губернская реформа 1708-1710 г.г. вновь подчинила земские избы губернаторам и воеводам).

Целью реформы являлось улучшение условий развития торговли и промышленности. Создание Ратуши способствовало обособлению городского управления от органов местной администрации, в городах стали формироваться  органы самоуправления: посадские сходы, магистраты.

В 1720 г. в Санкт-Петербурге был учрежден Главный магистрат, которому было поручено «ведать все  городское сословие в России». По регламенту Главного магистрата, учрежденному в 1721 г., городское сословие стало делиться на регулярных граждан и «подлых» людей. Регулярные граждане, в свою очередь, делились на две гильдии:

первая гильдия - банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих судов, живописцы, иконописцы и серебряных дел мастера;

вторая гильдия - ремесленники, столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы.

Гильдии управлялись  гильдейскими сходами и старшинами. Низший слой городского населения («обретающиеся  в наймах, в черных работах и  тем подобные») выбирал своих  старост и десятских, которые  могли доносить магистрату о своих нуждах и просить их об удовлетворении. По европейскому образцу создавались цеховые организации, в которых состояли мастера, подмастерья и ученики, руководимые старшинами. Все остальные горожане в гильдии не вошли и подлежали поголовной проверке с целью выявления среди них беглых крестьян и возвращения их на прежние места проживания10.

Деление на гильдии оказалась  чистейшей формальностью, так как  проводившие его военные ревизоры, прежде всего заботившиеся об увеличении числа плательщиков подушной подати, произвольно включали в члены гильдий и лиц, не имеющих к ним отношения. Появление гильдий и цехов означало, что корпоративные начала противопоставлялись феодальным принципам хозяйственной организации.

Вместе с тем, деятельность органов городского управления в значительной степени контролировалась государственными органами. Магистраты подчинялись им в вопросах суда и торговли. Провинциальные магистраты и магистраты городов, входящих в провинцию, представляли собой одно из звеньев бюрократического аппарата с подчинением низших органов высшим. Выборы в магистраты бурмистров и ратманов были возложены на губернатора. Иногда принцип выборности нарушался и назначение проводились царскими или сенатскими указами. В обязанности магистратов входили вопросы полицейской службы, благоустройство городов, продажа описного имущества, окладные и неокладные сборы, обеспечение мануфактур компанейщиками, учреждение полиции, контроль за правосудием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Реформы в области культуры и быта

Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации.

Важные изменения в  жизни страны решительно требовали  подготовки квалифицированных кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая школа обеспечить этого не могла. Стали открываться светские школы, образование начало приобретать светский характер. Для этого потребовалось создание новых учебников, пришедших на смену церковным.

Петр I в 1708 г. ввел новый  гражданский шрифт, пришедший на смену старому кирилловскому  полууставу. Для печатания светской учебной, научной, политической литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге.

Развитие книгопечатания сопровождалось началом организованной книготорговли, а также созданием  и развитием сети библиотек. С 1702г. систематически выходила первая русская  газета "Ведомости".

С развитием промышленности и торговли были связаны изучение и освоение территории и недр страны, что нашло свое выражение в организации ряда крупных экспедиций.

В это время появились  крупные технические новшества  и изобретения, особенно в развитии горного дела и металлургии, а  также в военной области.

В этот период написан ряд важных работ по истории, а созданная Петром I Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей, оружия, материалов по естественным наукам и т.д. Одновременно стали собирать древние письменные источники, снимать копии летописей, грамот, указов и других актов. Это было началом музейного дела в России.

Логическим итогом всех мероприятий в области развития науки и просвещения было основание  в 1724 г. Академии наук в Петербурге.

С первой четверти XVIII в. осуществлялся переход к градостроительству и регулярной планировке городов. Облик города стали определять уже не культовая архитектура, а дворцы и особняки, дома правительственных учреждений и аристократии.

В живописи на смену иконописи  приходит портрет. К первой четверти XVIII в. относятся и попытки создания русского театра, в это же время были написаны первые драматургические произведения.

Изменения в быту затрагивали  массу населения. Старая привычная  долгополая одежда с длинными рукавами запрещалась и заменялась новой. Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли в городах старую русскую одежду. Быстрее всего распространилась западноевропейская верхняя одежда и платье среди женщин. Запрещалось ношение бороды, что вызвало недовольство, особенно податных сословий. Вводились особый "бородовой налог" и обязательный медный знак о его уплате.

Петр I учредил ассамблеи  с обязательным присутствием на них  женщин, что отражало серьезные изменения  их положения в обществе. Учреждение ассамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства "правил хорошего тона" и "благородного поведения в обществе", употреблению иностранного, преимущественно французского, языка.

Изменения в быту и  культуре, которые произошли в  первой четверти XVIII в., имели большое прогрессивное значение. Но они еще больше подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие, превратили использование благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий и сопровождалось широким распространением галломании, презрительного отношения к русскому языку и русской культуре в дворянской среде.

 

 

 

Глава 3. Реформы Петра I после 1721 года

3.1 Церковная реформа

Изменения, вызванные  петровскими реформами во всех областях жизни, коснулись и религии, в частности, места православной церкви в обществе.

Петр I понимал то значение, которое имеет религиозность  народа для устойчивости государства. Он сам был верующим человеком, однако видел противостояние духовенства  своим преобразованиям и боялся его. Он поставил перед собой задачу провести реформы, которые подорвали бы могущество церковной организации и подчинили ее государству, но в то же время Петр I хотел не только сохранить, но и усилить воздействие религиозной идеологии на массы.

Ускорением проведения церковной реформы послужили воспоминания Петра I о самоуправстве патриарха Никона, который во время царствования Алексея Михайловича пытался соперничать с царской властью, о Соловецком бунте 1668-1676 годов, выступлениях стрельцов в 1682 году, проходивших под религиозными лозунгами, а также конфликт с царевичем Алексеем, которого поддерживало духовенство.

Вмешательство государства  в церковные дела началось с наведения  порядка в управлении огромными  богатствами, которыми обладала церковь  и прежде всего - монастыри.

В 1701 году вышла серия  правительственных указов, предназначенных  для реформирования управления церковно-монастырскими  владениями и устройства монастырского  быта11.

В соответствии с ними для управления имуществом церкви и  монастырей создавался Монастырский приказ. В этот приказ должны были поступать все сборы с церковно-монастырских земель. Хозяйственные дела в монастырских владениях теперь должны были решаться под присмотром лиц, назначенных не духовными, а светскими властями. Брались под контроль и различные оброчные статьи, то есть право на доходы от принадлежащих монастырям мельниц, перевозов, рыбных ловель и т.д. Регламентировались расходы монастырей. Им запрещалось самостоятельно расходовать крупные средства, в частности производить строительные и ремонтные работы. Из монастырских хранилищ в пользу государства изымались ценности.

Информация о работе Реформы Петра I после 1721 года