Реформы Петра I после 1721 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной курсовой работы заинтересовала меня тем, что личность Петра является наиболее яркой и не заурядной во всей истории дома Романовых. Этот человек, являясь главой государства, не чурался пыльной, грязной и требующей физической силы работы. При этом он перестроил все государство на совершенно новый лад, тем самым дав толчок для дальнейшего развития на многие года вперед.
Целью моей работы является рассмотреть основные реформы Петра I. Задачами моей курсовой работы являются:
Рассмотреть личность Петра Великого
Рассмотреть великое посольство Петра Великого
Рассмотреть основные реформы проведенные Петром Великим

Содержание

Ведение………………………………………………………………3 стр.

Глава 1. Начало правления Петра I…………………………………5стр.
1.1Петр Великий…………………………………………………….5 стр.
1.2 Великое посольство……………………………………………..9 стр.
1.3 Предпосылки реформаторской деятельности Петра I……….12 стр.

Глава 2. Реформы Петра I до 1721 года…………………………..14 стр.
2.1 Военная реформа………………………………………………14 стр.
2.2 Промышленная реформа………………………………………17 стр.
2.3 Административная реформа…………………………………..19 стр.
2.4 Реформы местного и городского управления………………..21 стр.

Глава 3. Реформы Петра I после 1721 года……………………... 28 стр.
3.1 Церковная реформа…………………………………………... 28 стр.
3.2 Налоговая реформа……………………………………………31 стр.
3.3 Финансовая реформа …………………………………………35 стр.

Заключение…………………………………………………………37 стр.

Список используемой литературы и источников…………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая реформы петра 1.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

Ряд петровских мероприятий  был направлен на резкое сокращение численности белого духовенства  и монашества. Сужался круг лиц, которые  могли стать монахами. Ограничивалось денежное содержание монахов12.

Петр I пытался также  найти способы рационального  использования духовенства. С этой целью в 1704 году на содержание священнослужителей был переведен один из драгунских полков; монахини обязаны были заниматься прядением и рукоделием.

Однако ограничение  власти церковной организации было лишь одной стороной мероприятий  императора в отношении духовенства. Понимая важную идеологическую роль церкви, Петр I провел ряд нововведений по усовершенствованию церковного аппарата. В первую очередь были приняты меры по повышению образовательного уровня священнослужителей. Поощрялось обучение духовенства в специальных школах. Указами 1708 и 1710 годов предписывалось детей церковников отдавать в школы под страхом лишения права наследования места родителей. На священнослужителей возлагались обязанности чисто полицейского характера. Они должны были подмечать всякое проявление крамолы по отношению к правительству, церкви, помещику и срочно принимать соответствующие меры13.

Реформы Петра I как в кругах дворянства, так и в кругах духовенства оценивались противоречиво. Церковь и ее служители преимущественно стояли на консервативных позициях; вместе с тем было немало духовных лиц, которые старались действовать в духе правительственной политики. Таким был, например, митрополит Феофан Прокопович. Это был тип реформатора, вооруженного подлинной выдержкой, знанием и тактом. Феофан Прокопович разработал теорию, согласно которой монарх обладает абсолютной властью, то есть он может решать вопросы не только светского, но и религиозного характера. Церкви он отводил чисто техническую роль. В 1721 году он пишет Духовный регламент. Этот указ провозглашал упразднение патриаршества и новый порядок управления церковью. Вместо единоличного руководства через патриарха учреждалось коллективное - при помощи Духовного коллегиума, который впоследствии стал называться Святейшим синодом. Во главе его ставились чаще всего бывшие офицеры. В состав Синода входили некоторые епископы, созывавшиеся на заседания по специальному разрешению царя. Хотя все вопросы на этих заседаниях решались большинством голосов, однако последнее слово всегда принадлежало обер-прокурору, который в особо ответственных случаях передавал участникам обсуждения царское повеление, в соответствии с которым вопрос окончательно решался.

На основании Регламента в 20-е годы был принят также ряд  указов, развивающих решения 1701-1704 годов14.

Таким образом, церковные  реформы Петра I привели к потере церковью политического могущества и ограничению ее экономического влияния.

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Налоговая реформа Петра I

Начало 1722 года принесло жителям России множество перемен. Они не только впервые праздновали  диковинный праздник Новый год, но и  ожидали невиданных налоговых преобразований. Прошло почти три столетия, а вот принципы финансовой политики государства остались все те же - петровские.

Петр I хорошо понимал: налоги - это основной источник богатства  государства, но на практике дальше грозного, но пустого указания Сенату: «Денег как возможно больше собирать!» ничего сделать не мог.

Многолетняя Северная война, строительство кораблей, возведение «египетских пирамид на невских  болотах» подорвали финансовое положение  российского государства. Только армия  и флот ежегодно поглощали до трех миллионов рублей. Для сравнения: в то время корова стоила три рубля. Постоянная нужда в деньгах побуждала Петра изыскивать все новые и новые источники доходов15.

Пополнить опустевшие запасы звонкой золотой монетой должны были новые госслужащие - «прибыльщики». Основной задачей прародителей современных налоговиков было «сидеть и чинить государству прибыли», то есть изобретать новые источники доходов для оскудевшей государственной казны. Петр Алексеевич доверил эту ответственную задачу своим приближенным друзьям. Во главе «прибыльщиков» стоял бывший холоп Курбатов - дворецкий боярина Шереметева, далее следовали Ершов, Вараксин, Яковлев, Старцов, Акиншин и много других громких имен. Особенно отличился бывший московский вице-губернатор Нестеров. Он носил звание оберфискала - генерального контролера и остался в истории самым смелым обличителем вельможных казнокрадов. Однако и сам впоследствии был уличен во взятках и колесован за это.

Каждый из этих выдумщиков выискивал новые объекты налогообложения, то есть придумывал новые налоги. И  они как из худого решета сыпались на головы россиян. Начиная с 1704 года один за другим вводились такие сборы: поземельный, померный и весчий, хомутейный, шапочный и сапожный - от клеймения хомутов, шапок и сапог, подужный, с извозчиков - десятая доля найма, посаженный, покосовщинный, кожный - с конных и яловочных кож, пчельный, банный, мельничный - с постоялых дворов, с найма домов, с наемных углов, пролубной, ледокольный, погребной, водопойный, трубный - с печей, привальный и отвальный - с судов, с дров, с продажи съестного, с арбузов, огурцов, орехов, и «другие мелочные всякие сборы». Причем для каждого из них тотчас учреждалась особая канцелярия с изобретателем во главе.

Как и сейчас, одним  из основных правил финансовой политики Петра I было: «Требуй невозможного, чтобы получить наибольшее из возможного». Правда, сегодня для чиновников это выражение переродилось в понятие налогового администрирования. Как и в петровские времена, современные налоговые инспекторы предпочитают запросить по максимуму, чтобы хоть чем-то заполнить бюджет - видимо, петровские правила стали традицией.

Лишь к концу своего царствования первый российский император  осознал несостоятельность этих мелочных сборов, которые не только не пополняли казну, но и оказывали  дурное действие на настроение народа. Эти сборы донимали не столько тяжестью, сколько своей численностью: их было больше тридцати. Назойливым июльским оводом они приставали к изнуренному налогоплательщику на каждом шагу.

И тогда Петр принял рискованное  решение. Царь задумал введение нового налога - подушной подати, просуществовавшей в России вплоть до 1887 года.

Первым шагом налоговой  реформы стало проведение переписи населения. Указом 26 ноября 1718 года Петр приказал в течение года взять  ото всех правдивые «сказки», сколько  у кого в какой деревне имеется душ мужского пола, и сосчитать, сколько крестьян смогут содержать одного солдата. Для определения этого надо было разделить стоимость содержания военного на число наличных податных душ. Эти «сказки» были получены и сосчитаны только к началу 1722 года16.

Ревизии проводились  регулярно и занимали по нескольку  лет. Поэтому данные «сказок» к моменту  подсчета общего количества душ были весьма условными.

Цифра в пять миллионов  вызвала подозрение Петра. Все тогдашние  владельцы крестьян мигом смекнули, что император замыслил новый налог, который будет зависеть от поданных «сказок». Поэтому списки составлялись с жуткими искажениями и нарушениями всех мыслимых сроков. Одним словом, попытались уйти от выплаты налогов.

В ответ на это Петр повелел провести ревизию на местах, проверку «сказок» и произвести «раскладку войска на землю» - подобие современных выездных проверок налоговых инспекторов. Полки размещались по ротам, на каждую роту отводился сельский округ с таким количеством ревизского населения, чтобы на каждого пешего солдата приходилось по 35 с половиной душ, а конного - по 50 с четвертинкой души мужского пола. В 1721 году подушной оклад положено было считать в 95 копеек с души, через три года он снизился до 74 копеек.

Налоговая повинность превратились в самое мощное орудие контроля государства над населением. Самим крестьянам ничего не объясняли: сказали плати - значит плати. Именно с этого момента начинается закрепощение крестьян. С должниками поступали очень круто. Те бедняки, которым было не по плечу заплатить подушную подать, занимали у богачей, чтобы не попасть в руки царских налоговых чиновников. Должников вместе с семьями вывозили за Урал, на металлургические заводы. Работа там была настолько трудной, что отправка туда приравнивалась к смертной казни. Введение нового налога вызвало волну возмущений.

Кроме этого большим  недостатком петровской налоговой  реформы был нерешенный вопрос самоуправства  дворян и чиновников.

Первые рьяно пытались освободить своих крестьян от казенных повинностей, но не для облегчения участи последних, а для увеличения толщины собственного кошелька. Вторые же были истинными виртуозами по части казнокрадства. Сегодня исследователями подсчитано, что из 100 податных рублей только 30 попадали в царскую казну, остальные оседали в карманах все тех же сборщиков податей. К тому же, как ни старался Петр I ввести прозрачную и эффективную письменную отчетность, ему это не удалось. Основной гарантией честности оставалась совесть сборщика, а она, как видно, очень многих подводила.

Однако реформа все же дала свои результаты. Подушная подать более чем на два миллиона увеличила доход казны, несмотря на огромный недобор. Сметный доход 1724 года почти втрое превосходил доход дефицитного 1710 года.

В петровские времена  появились довольно странные налоги, до сих пор не имеющие аналогов в мире. Облагались не только угодья и промыслы, но и религиозные верования и даже совесть. Так, например, раскол терпелся, но оплачивался двойным окладом подати, как своего рода роскошь. Точно так же оплачивались борода и усы, с которыми древнерусский человек соединял представление об образе и подобии Божьем. Указом 1705 года борода была расценена посословно: дворянская и приказная - в 60 рублей, первостатейная купеческая - в 100 рублей, рядовая торговая - в 60 рублей, холопья - в 30 рублей. Крестьянин в деревне носил бороду даром, но при въезде и выезде из города платил за нее одну копейку.

Пополнился список и  старинных русских казенных монополий. К прежним: на смолу, поташу, ревень, клей, прибавились «акцизы» на соль, табак, деготь, рыбий жир и дубовые гробы.

 

 

 

 

3.3 Финансовая  реформа

Как было сказано, существенное оздоровление финансов являлось конечной целью реформаторской деятельности Петра I. Его финансовая политика характеризовалась  небывалым до его правления налоговым гнетом. Рост государственного бюджета достигался за счет расширения косвенных и увеличения прямых налогов. Изыскивались все новые, дополнительные источники налогов: банная, рыбная, медовая, конская и другие подати вплоть до налога на бороды (царь требовал брить бороды, а кто не выполнял этого требования обязан был платить налог) и на дубовые гробы, продажа которых объявлялась государственной монополией, так же как питейное и табачное. Всего косвенных сборов насчитывалось до 40 видов17.

Поиски новых источников доходов привели к коренной реформе всей налоговой системы - введению подушной денежной подати. С конца 1718 по 1724 г. в России была проведена перепись населения и учтено 5,4 млн. душ мужского пола, облагаемых единой податью: с помещичьих крестьян - 74 коп. в год, с государственных крестьян - 1 руб. 14 коп., с ремесленников и купцов - 1 руб. 20 коп.

К концу Петровского  правления (1725 г.) государственные доходы по сравнению с 1701 г. выросли почти  в 4 раза и составляли 8,5 млн. руб. из которых более половины (4,6 млн. руб.) приходилось на подушную подать.

Подушная подать была гораздо тяжелее прежних подворных  и поземельных податей и давала правительству гораздо большую, сравнительно со сборами 17 века сумму  денег.

Громадные дефициты первых лет 18 века уменьшились к концу царствования Петра, хотя и на склоне своих лет он все еще не переставал нуждаться в деньгах на содержание армии и флота, на потребности народного хозяйства.

Военная, экономическая  и финансовая политика Петра не всегда приводила к позитивным результатам, однако при всех неудачах его реформаторской деятельности, он, тем не менее, сделал большой шаг вперед сравнительно со своими предшественниками; в 17 веке только смутно понимали необходимость экономических реформ и лишь немногие люди сознавали по какому пути они должны идти.

Петр сделал реформы  одной из главных задач правительственной  деятельности, четко определил цели и указал, где и как надо их достигать. В этом его большая  заслуга.

Реформы Петра затронули  не только оборону, экономику и финансы. Они повлекли за собой необходимость перестройки системы государственного управления и образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Преобразовательная увлекаемость и самоуверенное всевластие —  это были две руки Петра, которые  не мыли, а сжимали друг друга, парализуя энергию одна другой. Надеясь восполнить недостаток наличных средств творчеством власти, преобразователь стремился сделать больше возможного, а исполнители, запуганные и неповоротливые, теряли способность делать и посильное, и как Петр в своем преобразовательном разбеге не умел щадить людские силы, так люди в своем сомкнутом, стоячем отпоре не хотели ценить его усилий.

В результате написания  данной курсовой работы мною была достигнута поставленная цель. Были рассмотрены  основные реформы Петра I во время Северной войны 1700-1721 и основные реформы, которые проводились Петром I после данной знаменательной даты.

Реформы сами собою вышли из насущных нужд государства и народа, инстинктивно почувствованных властным человеком с чутким умом и сильным характером, талантами, дружно совместившимися в одной из тех исключительно счастливо сложенных натур, какие по неизведанным еще причинам от времени до времени появляются в человечестве. С этими свойствами, согретыми чувством долга и решимостью «живота своего не жалеть для отечества», Петр стал во главе народа, из всех европейских народов наименее удачно поставленного исторически.

Информация о работе Реформы Петра I после 1721 года