Реформы александра 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

Противоречия в социальном, экономическом и политическом развитии России, влияние происходящих на Западе перемен ставили сложные задачи перед российским правительством. Попытки решения этих задач в начале XIX в. были связаны с личностью императора Александра I, вступившего на престол после гибели отца в результате дворцового переворота 11 марта 1801г.

Содержание

Глава1 Начало правления Александра I
1.1Предпосылки реформаторской деятельности Александра I
1.2. Административная реформа
1.3.Крестьянский вопрос и другие реформы
Глава2. Реформы Александра I в области государственного управления
2. 1Государственное устройство по плану М.М Сперанского
2.2 Преобразование центрального управления
2.3. Государственный Совет
2.4. Учреждение министерств
2.5. Попытка преобразования Сената
2.6. Реорганизация финансовой политики государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая аникин 2014 готово.docx

— 55.40 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Глава1 Начало правления  Александра I

1.1Предпосылки реформаторской  деятельности Александра I

1.2. Административная реформа

1.3.Крестьянский вопрос  и другие реформы

Глава2. Реформы Александра I в области государственного управления

2. 1Государственное устройство  по плану М.М Сперанского

2.2 Преобразование центрального  управления

2.3. Государственный Совет

2.4. Учреждение министерств

2.5. Попытка преобразования  Сената

2.6. Реорганизация финансовой  политики государства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ            

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ      

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Противоречия в социальном, экономическом и политическом развитии России, влияние происходящих на Западе перемен ставили сложные задачи перед российским правительством. Попытки  решения этих задач в начале XIX в. были связаны с личностью императора Александра I, вступившего на престол  после гибели отца в результате дворцового переворота 11 марта 1801г.

Первая четверть XIX в. - наиболее сложный, насыщенный противоречиями и  своеобразным драматизмом период в  истории императорской России. Общую  характеристику этого периода можно  было бы озаглавить: "Россия на распутье" - между самодержавно-крепостническим  строем русской государственности  и русских общественных отношений  и поисками новых форм социально-политической организации страны.

История России первых лет  царствования Александра I всегда была популярна у исследователей разных стран и времен. Самой плодовитой в ее изучении оказалась русская  дореволюционная историография. В  ней различаются две основные концепции: консервативно-дворянская и либерально-буржуазная.

Первую половину царствования Александра I можно характеризовать  как исторический этап активных преобразований системы государственного управления Россией. Сущность этих преобразований заключалась, во-первых, в попытке  создания механизма управления, основанного  на законе. Благодаря проведению либеральных  административных реформ (создание Госсовета  как законодательного органа, введение единообразия и организационное  упорядочение деятельности исполнительных органов и их аппаратов, налаживание  системы просвещения и подготовка кадров государственного управления) в данном направлении были достигнуты определенные результаты. Стремление опереться в управлении на силу закона и его соблюдение, придать самодержавному управлению некие законные формы, упорядочить  законодательство и найти формы  взаимосвязи закона и процесса управления страной - все это модно считать  позитивным.

Во-вторых, положительным  фактором в государственном управлении можно считать становление вертикали  исполнительной власти, вершиной которой  были министры, назначаемые императором; губернаторы в губерниях, также назначаемые монархом, но зависимые и от министерства внутренних дел; вице-губернаторы в области, уездные начальники и волостные начальники, назначаемые сверху. Определенная иерархия исполнительной власти представляется исторически оправданной и необходима в управлении государством.

В-третьих, на уровень государственного управления воздействовали также указы  императора от 3 апреля 1809 г. и от 6 августа 1809 г., в которых определялись новые  правила и порядок получения  придворных знаний камергера и камер-юнкера и чинов коллежского асессора и статского советника в зависимости  не только от выслуги лет, но и от качества службы и уровня университетского образования по результатам сданных  экзаменов и в присутствии  высокопоставленных должностных чинов  государственных органов управления.

Указанные выше меры и их постепенная реализация на практике в ходе проведения административных реформ 1801-1812 гг. способствовали централизации  государственного управления на высшем и местном уровне, проявлению «ведомственно-линейного  принципа» в системе управления страной.

Однако позитивные тенденции  в государственном управлении страной  не затронули основ самодержавного абсолютистского властвования, оказались  не закрепленными в годы дальнейшего  правления Александра I.

Что касается внутренней политики самодержавия при Александре I, то буржуазные историки, в отличие от дворянских, критиковали ее за консерватизм, поверхностность  реформ, примиренчество по отношению  к феодальной рутине, возлагая при  этом главную долю вины на самого царя.

Советская историография  чрезмерно увлекалась вскрытием  экономической подкладки любого события и принижала роль Александра I (как и вообще личности в истории). Экономические процессы в России начала XIX в. капитально исследовали.

Внутренняя политика царизма  изображалась как сплошь реакционная, а внешняя, напротив, лакировалась.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что, несмотря на не совсем удачную реформаторскую деятельность Александр I в целом, внес свой вклад в дело развития России, преобразовал систему государственного управления, укрепил позиции на международной арене.

Целью курсовой работы является изучение реформ Александра I в области государственного управления. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-выявить предпосылки начала реформаторской деятельности;

- изучить реформы в  области государственного управления.

Объектом курсовой работы является изучение государственного управления при Александре I .

 Предметом – анализ  реформ в области государственного управления при Александре I.

Изучением темы данной курсовой работы занимались такие научные деятели, как В.О. Ключевский, М.Н. Зуев и Н.М.Карамзин.

В курсовой работе использованы следующие методы исследования: наблюдения, сравнения; анализ литературы, интернет – источников. 

Глава1 Начало правления Александра I

1.1Предпосылки реформаторской деятельности Александра I

 

Александр родился в  Санкт-Петербурге 12 декабря 1777 г.

На 19-м году жизни он стал царевичем, а на 24-м, 12 марта 1801 г. вступил на престол «с запасом возвышенных и доброжелательных стремлений, которые должны были водворять свободу и благоденствие в управляемом народе.» Император любил пофилософствовать, порассуждать, помечтать. Александр говорил: «Даровать России свободу и предохранить ее от поползновений, деспотизма и тирании - вот мое единственное желание».

Его вступление на престол  возбудило в русском, преимущественно  дворянском, обществе самый шумный восторг. Предшествующее царствование для этого общества было строгим  великим постом.

Но, при первом же опыте  встретились препятствия. Непривычка к труду и борьбе развила в  нем наклонность преждевременно опускать руки, слишком скоро утомляться. Такие недостатки, вынесенные из воспитания, всего сильнее отразились на первоначальной преобразовательной программе.

В манифесте 12 марта 1801 г. император  принимал на себя обязательство управлять  народом «по законам и по сердцу своей премудрой бабки». В указах, как и в частных беседах, император  выражал основное правило, которым  он будет руководиться: на место  личного произвола деятельно  водворять строгую законность. Император  не раз указывал на главный недостаток, которым страдал русский государственный  порядок; этот недостаток он называл  «произволом нашего правления». Для  устранения этого недостатка он указывал на необходимость коренных, т. е. основных, законов, которых почти еще не было в России. В таком направлении  велись преобразовательные опыты первых лет

Две основные задачи составляли содержание внутренней политики России с начала XIX столетия: это уравнение  сословий перед законом и введение их в совместную государственную  деятельность.

Это были основные задачи эпохи, но они осложнялись другими стремлениями, которые были необходимой подготовкой  к их разрешению. Уравнение сословий перед законом, естественно, изменяло самые основания законодательства, таким образом, возникала потребность в кодификации с целью привести в согласие различные узаконения, прежние и новые.

Далее, перестройка государственного порядка на правовых уравнительных  началах требовала подъема образовательного уровня народа, а между тем осторожное, частичное ведение этой перестройки  вызывало двойное недовольство в  обществе: одни были недовольны тем, что  разрушается старое; другие были недовольны тем, что слишком медленно вводится новое. Отсюда представлялась правительству  необходимость руководить общественным мнением, сдерживать его справа и  слева, направлять, воспитывать умы.

Наконец, ряд войн и внутренних реформ, изменяя вместе с внешним, международным положением государства  и внутренний, социальный склад общества, колебал государственное хозяйство, расстраивал финансы, заставлял  напрягать платежные силы народа и поднимать государственное  благоустройство, понижал народное благосостояние.

Император Александр I поставил на очередь и приступил к разрешению всех этих задач.

Этому способствовали, во-первых, политические идеи, которые были им усвоены, и, во-вторых, практические соображения, политические взгляды на положение  России, которые сложились в нем  из личных опытов и наблюдений.

 

1.2. Административная реформа

 
 После рассмотрения в Негласном  комитете царским указом от 8 сентября 1802 года была проведена реформа высших государственных учреждений. Вместо введенных Петром 1 коллегий были учреждены  министерства: военное, военно-морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения, юстиции, в которых вводилось строгое  единовластие министра. А также было введено Государственное казначейство на правах министерства. Началось составление  единого бюджета государства, но из-за значительного дефицита, бюджет был строго секретным. Отчитывался  министр непосредственно перед  императором и от него же получал  распоряжения по важнейшим вопросам. Министры и главноуправляющие на правах министров образовывали Комитет  министров, статус которого был определен  лишь в 1812 году (в 1857 году он был преобразован в Совет министров, просуществовавший  до 1917 года). Комитет становился совещательным  органом при императоре. Это последнее  впервые появилось в системе  центральных российских учреждений. Создание министерств было призвано укрепить единоначалие в государственном  управлении, постепенно вытесняя коллегиальность. Прежние коллегии подчинены министерствам  или вошли в новые министерства, как их департаменты. Главным отличием новых органов центрального управления была их единоличная власть: каждое ведомство управлялось министром  вместо прежнего коллегиального присутствия, каждый министр был подотчетен Сенату. Такова была первая попытка перестройки  центрального управления, предпринятой новым императором. Эта мера, конечно, укрепила центральное управление. Но решительной победы борьбе с безответственностью, казнокрадством и взяточничеством  достигнуто не было. В новых министерствах поселились старые пороки.

Изменения в системе  государственного управления не могли  не отразится на положении православной церкви, которая во многом была частью государственного аппарата. Высшее церковное  правительство – Синод – по своему устройству было подобием петровских коллегий: поскольку во всех отраслях государственной жизни утвердилось единозначие, пришедшее на смену коллегиальности, то подобные процессы не могли не затронуть и сферу церковного управления. Здесь единовластным начальником становится государственный чиновник – обер-прокурор, который в XVIII веке лишь наблюдал за действиями и законностью решений Синода.

Одновременно была осуществлена реформа Сената, который в указе  от 8 сентября 1802 года определялся как  «верховное место империи», «хранитель законов», чья власть «ограничивается единою властью императорского величества». Всем министрам предписывалось подавать в Сенат ежегодные отчеты. Указ давал Сенату право ставить вопрос о пересмотре законов, если они не соответствовали действующим. Но вскоре Сенат фактически был низведен до прежнего положения.  

1.3.Крестьянский вопрос и другие реформы

 
Крестьянский вопрос являлся важнейшим  вопросом внутренней политики самодержавия. Александр 1 принимал меры к облегчению положения крестьян, но шаги в его  решении этой проблемы были крайне осторожными. Император и члены  Негласного комитета видели в крепостных отношениях источник социальной напряженности, были убеждены в преимуществах вольного труда перед крепостным и воспринимали власть помещика над крестьянами  как нравственный позор для России. Тем не менее, они считали невозможным  принятие радикальных мер и придерживались принципа постепенности. 12 декабря 1801 года был издан указ, предоставить право владеть землей купцам, мещанам  и казенным крестьянам, которые отныне могли покупать ненаселенные земли. Уже в начале царствования Александр 1 прекратил раздачу государственных  крестьян в частные руки. Закон 12 декабря разрушил вековую землевладельческую монополию дворянства, которое до этого одно пользовалось правом приобретать  землю в личную собственность. Ободренные этим первым начинанием, некоторые  свободомыслящие помещики возымели желание, вступая в соглашение со своими крепостными крестьянами, освобождать  их на волю целыми селениями. Надо сказать, что до этого момента не существовало закона о таком массовом освобождении крестьян. Так, воронежский помещик  Петрово-соловово заключил сделку с 5001 душой своих крестьян, предоставив  им в собственность земли, которые  они обрабатывали, с условием выплатить  ему в 19 лет 1 1/2 млн. рублей. Сын екатерининского  фельдмаршала, граф Сергей Румянцев, задумал  отпустить на волю 199 душ своих  крестьян с землей по добровольному  соглашению с ними, но при этом он представил правительству проект общего закона о сделках помещиков с  крепостными крестьянами. Правительство  приняло этот проект, и 20 февраля 1803 года издан был указ о свободных  хлебопашцах: помещики могли вступать в соглашение со своими крестьянами, освобождая их непременно с землей целыми селениями или отдельными семьями. Эти освобожденные крестьяне, не записываясь в другие состояния, образовали особый класс «свободных хлебопашцев». Закон 20 февраля был первым решительным выражением правительственного намерения отменить крепостное право.

Информация о работе Реформы александра 1