Реформы александра 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

Противоречия в социальном, экономическом и политическом развитии России, влияние происходящих на Западе перемен ставили сложные задачи перед российским правительством. Попытки решения этих задач в начале XIX в. были связаны с личностью императора Александра I, вступившего на престол после гибели отца в результате дворцового переворота 11 марта 1801г.

Содержание

Глава1 Начало правления Александра I
1.1Предпосылки реформаторской деятельности Александра I
1.2. Административная реформа
1.3.Крестьянский вопрос и другие реформы
Глава2. Реформы Александра I в области государственного управления
2. 1Государственное устройство по плану М.М Сперанского
2.2 Преобразование центрального управления
2.3. Государственный Совет
2.4. Учреждение министерств
2.5. Попытка преобразования Сената
2.6. Реорганизация финансовой политики государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая аникин 2014 готово.docx

— 55.40 Кб (Скачать файл)

Но, тем не менее, этот указ имел в большей степени идеологическое, чем практическое значение: за весь период царствования Александра в разряд «вольных хлебопашцев» перешло менее 1,5% крепостных. То есть было освобождено  всего 47 тысяч душ мужского пола. Но идеи, заложенные в указе 1803 года, впоследствии легли в основание  реформы 1861 года.

В Негласном комитете было высказано предложение о запрещении продавать крепостных без земли. Торговля людьми в то время осуществлялась в России в неприкрытых, циничных формах. Объявления о продаже крепостных печатались в газетах. На Макарьевской ярмарке их продавали наряду с  прочим товаром, разлучая семьи. Иногда русский крестьянин, купленный на ярмарке, отправлялся в далекие  восточные страны, где до конца  своих дней жил на положении раба-чужестранца. Александр 1 хотел пресечь подобные постыдные явления, но предложение  о запрещении продавать крестьян без земли натолкнулось на упорное  сопротивление высших сановников. Они  считали, что это подрывает крепостное право. Не проявив настойчивости, молодой  император отступил. Было запрещено  только публиковать объявления о  продаже людей в правительственных  изданиях.

Одновременно с вышеуказанными реформами затронуты были и общественные отношения. Здесь также заявлено было направление, в каком предполагалось действовать: направление это состояло в уравнении всех общественных состояний  перед законом. В числе первых мер нового императора было восстановление жалованных сословных грамот, отмененных, как мы видели, прежним императором  в их главных частях. Но в неофициальном  комитете император признавался, что  он против воли восстановил жалованную грамоту дворянству, потому что исключительность дарованных ею сословных прав была ему всегда противна.

Нельзя не отметить реформы  Александра 1 в области образования. Реформацией в этой области, а  также в области печати было призвано руководить учрежденное в 1803 году Министерства народного просвещения. В этом же году был утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. В основу системы образования были положены принципы бессословности учебных заведений, за исключением военных, также бесплатность образования на низших ступенях, оно оплачивалось из государственного бюджета. Вводилась преемственность учебных программ между школами различных ступеней – приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами. Помимо существовавшего с 1755 года Московского университета в 1802-1804 гг. были открыты Дерптский, Виленский, Харьковский, Казанский университеты. В 1804 году в Петербурге основан Главный педагогический институт, преобразованный в 1819 году в университет. Официальное открытие университета состоялось в 1820 году. Он разместился в бывшем здании Двенадцати коллегий, построенном на Васильевском острове еще при Петре I.

По Уставу все университеты получили значительную автономию: право  выбирать ректора и профессоров, собственный суд, невмешательство  административных властей и полиции  в дела университета и возможность  самостоятельно решать свои хозяйственные  вопросы. В том же 1804 году был издан  достаточно либеральный по характеру  «Устав о цензуре». Важно отметить, что теперь в учебные заведения  могли быть приняты представители всех сословий.

Таковы были первые опыты  перестройки управления и общественных отношений, они составляют первую эпоху  преобразовательной деятельности Александра. Опыты эти недостаточно обдумывались и страдали важными недостатками: не всегда решения и указы были согласованы один с другим, велись чрезвычайно торопливо. Так, новые  центральные ведомства, министерства, явились единоличными учреждениями, а руководимые ими губернские учреждения сохранили прежний коллегиальный  строй. Затем последовали известные  внешние события, на некоторое время  отвлекшие императора от внутренних работ. Это было участие в двух коалициях против Франции - в 1805 г. в  союзе с Австрией, в 1806 - 1807 гг. - в  союзе с Пруссией. Во время этих войн расстроился интимный кружок первых советников императора. Походы и неудачи  охладили первоначальное либерально-идиллическое настроение Александра. Собранные им наблюдения, поселили в нем недовольство к окружающим. Члены неофициального комитета один за другим удалились от императора, заседания проводились все реже. Требовался принципиально новый подход к решению задач. Для продолжения преобразований Александру 1 нужны были новые люди, не столь тесно связанные с верхушкой российской знати преданные ему лично. Это место занял человек, который стал единственным доверенным сотрудником императора. Им был Михаил Михайлович Сперанский.

 

Глава 2. Реформы Александра I в области государственного управления

2.1 Государственное устройство по плану М.М Сперанского

 

Годы 1807-1812, составляющие второй период царствования императора Александра, характеризуются внутри государства влиянием Сперанского, а вне - союзом с Наполеоном.

Внешнеполитическая обстановка вынудила императора отвлечься от преобразовательных работ разорительные войны 1805-1807 гг. подорвали престиж Александра 1, а унизительный и невыгодный для  России Тильзитский мирный договор  с Францией (1807) вызвал крайнее недовольство не только дворянские фронды, но и купечества. К 1809 году недовольство правительством приобрело такой размах, что Александр 1 счел необходимым несколько скорректировать  свой политический курс и начать новый  этап реформ.

К концу 1809 года Сперанский по поручению императора, с его  ведома и одобрения подготовил план государственных преобразований. Для  работы над проектом Александр I передал  Сперанскому все материалы Негласного комитета (1801-1803 гг.), проекты и записки, поступившие в Комиссию составления  государственных законов. Сперанский ежедневно встречался с императором  и обсуждал каждый параграф плана. План реформ был представлен в виде большого документа, носившего название «Введение к уложению государственных  законов». Проект был готов и представлен  Александру I в октябре 1809 г. Император  признал его "удовлетворительным и полезным". Сперанский даже составил календарный план проведения его  в жизнь (в течение 1810-1811 гг.)  

Необходимость преобразований Сперанский обосновывал потребностью разрешить противоречия между уровнем  социального и экономического развития России и устаревшей самодержавной  формой правления. Необходимо облечь самодержавие конституцией, осуществить принцип  разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и приступить к поэтапной отмене крепостного  права. Исходя и того, что Россия идет по тому же пути, что и Западная Европа, Сперанский фактически предлагал  реформировать российскую государственность на европейских началах.Сперанский расчленял общество на основании различия прав. «Из обозрения прав гражданских и политических открывается, что все они в рассуждении принадлежности их на три класса могут быть разделены:

1) права гражданские  общие, всем подданным принадлежат;  
2) права гражданские частные, кои должны принадлежать тем только, кои образом жизни и воспитания к ним будут приуготовлены;

3) права политические, принадлежат тем, кои имеют собственность.

Из этого происходит следующие разделение состояний:

1)дворянство;  
2) люди среднего состояния;

3) народ рабочий».

Дворянству Сперанский присваивает все категории прав, причем права политические «не иначе  как на основании собственности». Люди среднего состояния (купцы, мещане, государственные крестьяне) имеют  права гражданские общие, но не имеют  особенных, а политические имеют  «по их собственности». Народ рабочий (крепостные крестьяне, мастеровые, прислуга) имеет общие права гражданские, но не имеет прав политических. Если вспомнить, что Сперанский имел в  виду под общими гражданскими правами  гражданскую свободу личности, а  под политическими правами –  участие в государственном управлении, то можно понять, что проект Сперанского  отвечал самым либеральным стремлениям  Александра: он отрицал крепостное право и шел к представительству. Но вместе с тем, рисуя две «системы»  коренных законов, Сперанский изображал  одну из них как уничтожающую самодержавную  власть в ее существе, а другую –  как облекающую власть самодержавную  внешними формами закона с сохранением  ее существа и силы. Указывая, что  вторая система существует во Франции (которой тогда увлекался Александр), Сперанский как бы соблазнял Александра следовать именно этой системе, так  как при ней законом созданное  представительство на деле находилось бы «под влиянием и в совершенной  зависимости от власти самодержавной». С другой стороны, в сфере «особенных»  гражданских прав, принадлежащих одному дворянству, Сперанский сохранял «право приобретать недвижимою собственность населенную, но управлять ею не иначе, как по закону». Эти оговорки сообщали будущему строю гибкость и неопределенность, которыми можно была пользоваться в любую сторону. Устанавливая «гражданскую свободу» для крестьян помещичьих, Сперанский одновременно продолжает их называть «крепостными людьми». Говоря о «народном представлении», Сперанский и при нем готов определять существо верховной власти как истинное самодержавие. Очевидно, что очень либеральный по принципам проект Сперанского мог быть очень умерен и осторожен в своем исполнении.

По проекту Сперанского  принцип разделения властей должен был стать основой государственного устройства России. При этом бы все  власти соединялись в руках императора. Предполагалось создать Государственную  думу в качестве законосовещательного органа. Исполнительную власть сосредоточить  в министерствах, а высшим органом  судебной власти сделать Сенат.  Из плана Сперанского были реализованы те его части, которые касались введения Государственного совета и завершения министерской реформы.  
Формы государственного управления представлялись Сперанскому в таком виде: Россия делится на губернии (и области на окраинах), губернии – на округа, округа - на волости. В порядке законодательном в волости составляется из всех землевладельцев волостная дума, избирающая членов местной администрации и депутатов в окружную думу; в округе такая же роль принадлежит окружной думе, состоящей из депутатов дум волостных, а в губернии - губернской думе, состоящей из депутатов дум окружных. Губернские думы посылают своих депутатов в Государственную думу, составляющую законодательное сословие империй. В порядке судном действуют суды волостные, окружные и губернские под верховенством Сената, который "есть верховное судилище для всей империи". В порядке исполнительном действуют управления волостные, окружные и губернские под руководством министерств. Все отрасли управления соединяются Государственным советом, который служит посредствующим звеном между державной властью и органами управления и составляется из особ, назначаемых государем.

Государственная дума ограничивала самодержавную власть, так как  ни один закон не мог быть издан  без ее одобрения. Она полностью  контролировала деятельность министров, могла делать представления верховной  власти о нарушениях основных законов. За императором оставалось право  распустить Думу и назначить новые  выборы. Губернские думы избирали высшую судебную инстанцию – Сенат. Предполагалось, что дума будет давать заключения по законопроектам, выносимым на ее рассмотрение, и заслушивать отчеты министров.    
«Из депутатов, представленных от губернской думы, составляется законодательное сословие, под именем государственной думы.

Государственная дума есть место равное сенату и министерству.  
Государственная дума собирается по коренному закону и без всякого созыва ежегодно в сентябре месяце.

Срок действия ее определяется количеством дел, eй предлагаемых.  
Действие государственной думы пресекается двояким образом:

- отсрочкою его до будущего года;

- совершенным всех членов ее увольнением.

Отсрочка производится  актом  державной власти в Государственном совете.  
Увольнение производится таковым же актом, но с означением в нем же новых членов, назначенных последними выборами губернских дум.  
Кроме общего увольнения, члены государственной думы не могут оставить свое место, разве смертью или определением Верховного суда. В сих двух последних случаях места членов занимаются непосредственно одним из кандидатов в списке последнего выбора означенных.

Председатель государственной  думы есть канцлер по самому своему званию.  
Особенный чиновник определяется ему в помощь под именем секретаря государственной думы.

В прочем образ действия, рассуждение и формы государственной  думы определяются подробно в коренных законах.

Сперанский подчеркивал, что суждения Думы должны быть свободными, они выражать «мнение народное». Избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землей и капиталам, включая государственных  крестьян. Мастеровые, домашняя прислуга и крепостные крестьяне в выборах  не участвовали. В этом и заключался принципиально новый подход Сперанского: действия властей в центре и на местах он хотел поставить под  контроль общественного мнения. Реформатор предлагал осуществить реформу  в несколько этапов, не объявляя сразу о конечных целях преобразований, и завершить ее к 1811 году. Исполнение проекта Сперанского предполагалось начать с 1810 г.

 

 

2.2 Преобразование центрального управления

 

Осуществленные части  преобразовательного плана Сперанского  все относятся к центральному управлению, и осуществление их сообщило последнему более стройный вид. Это  был второй, более решительный  подход к устройству нового государственного порядка.

3 апреля 1809 г. издан был  указ о придворных званиях.  Звания камергера и камер-юнкера  не соединялись с определенными  и постоянными должностными обязанностями,  однако давали важные преимущества. Указом представлялось всем, носившим  это звание, но не состоявшим  в какой-нибудь службе, военной  или гражданской, в двухмесячный  срок поступить на такую службу, заявив, по какому ведомству они  желают служить. Через четыре  месяца, при окончательном распределении  камергеров и камер-юнкеров по  разным ведомствам и должностям, было подтверждено: всех остальных,  не изъявивших желание поступить  на службу, считать в отставке. Само звание обращалось впредь  в простое отличие, не соединенное  ни с какими служебными правами. 

Информация о работе Реформы александра 1