Реформы княгини Ольги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:31, реферат

Краткое описание

Для создания устойчивого общественного порядка было недостаточно только грубой силы. Нужно было исправить ситуацию, которая привела к восстанию, упорядочить ситему дани, превратив ее в налоговую систему. В 946 г. Ольга определила «уроки» и «погосты» — размеры дани, которую обязаны платить подвластные племена, и места, куда дань должна была свозиться — административные центры. Именно с этого момента можно говорить о том, что на Руси установилась государственность и сложилась ее территориальная конфигурация. Установление погостов и упорядочение сбора дани положили начало устойчивой административной системе Руси. Поэтому так важны альтернативы, выбор которых происходил в это время. Первая в нашей истории реформа позволила надолго стабилизировать внутреннюю жизнь страны и перейти к решению более важной задачи — культурной консолидации империи.

Вложенные файлы: 1 файл

Реформы Ольги (2).docx

— 41.51 Кб (Скачать файл)

Воинственный князь оставил  править Русью своих старших  сыновей во главе с Ярополком, а сам ушел на юг. Там, после многих кровопролитных битв, он вынужден был  признать поражение. Если бы Святославу сопутствовал успех, это усилило  бы Болгарию, но не Русь. В 972 году, возвращаясь  из похода против византийцев, Святослав  был убит печенегами. Так по иронии судьбы он пал жертвой собственной  стратегической ошибки, совершенной  за несколько лет до того.

Дело Ольги в ближайшие  после ее смерти десятилетия подвергалось грозным испытаниям. Созданное ею единство племен разрушалось, Русь раздиралась  междоусобной войной 977–980 гг. В 980 г. в  Киеве утвердилась радикально–языческая партия князя Владимира, который  убил любимого Ольгой Ярополка. Но импульс, который придала Руси Ольга, оказался сильнее исторических случайностей — гонитель христиан Владимир обратился  «из Савла в Павла» и вошел в историю как креститель Руси.

 

Альтернативы

Княгиня и каган

В 954 г. хазарский каган  Иосиф, обеспокоенный ростом сил  Киевской Руси, решил лично возглавить поход на Киев. Но взять столицу  противника ему не удалось. Пока хазары стояли под деревянными стенами, стали поступать известия о тревожных  передвижениях печенегов в направлении  столицы Каганата Итиль. Одновременно отряды воеводы киевской княгини  Ольги Свенельда предприняли несколько удачных вылазок, во время одной из которых был захвачен в плен придворный равин кагана Йегуда. Он знал язык русов. Княгиня, которую в это время одолевала жажда духовного знания, оказалась прекрасной собеседницей. От Йегуды она узнала, как был создан мир, как Бог избрал народ для воплощения в жизнь своих планов, как разгневался на иудеев за отступничество, как возвысил хазар. Но иудеи многое поняли за время гнева Божия. Они научили своему знанию и богатых греков, и суровых латинян, и неукротимых арабов. Каждый из этих народов изрядно исказил первоначальное учение. Поэтому лучше пить из первоисточника.

«А не может ли Бог также  возвысить русов, как возвысил он хазар — самый могучий из здешних народов?» Этот вопрос княгини застал равина врасплох. Иудейским теологам и так пришлось изрядно попотеть, чтобы доказать происхождение хазар от Авраама. Но хазары по крайней мере пришли откуда–то с юга в эти забытые Богом северные степи. А предки Ольги пришли с севера, из неведомых легендарных мест.

«Это очень сложный  вопрос. Я не могу решить его сам. Мне нужно посоветоваться с мудрецами. Отпусти меня, и я вернусь с  ответом», — ответил равин. «Хитрый иудей, — подумала Ольга, — тебе придется найти ответ. Иначе, когда подрастет мой сын, всем вам придется плохо». И она отпустила Йегуду из Киева. Ольге так не хотелось ехать «за верой» к далеким, надменным грекам. Но оставаться без общей, цементирующей идеи, без могучих союзников Киевская Русь не могла.

Вернувшись в лагерь кагана, Йегуда пересказал свой диалог с Ольгой. Иосиф сразу понял смысл слов княгини. Она предлагает ему союз, просит его покровительства. Вместо опасного и непредсказуемого врага в лесной стороне появится вассал, проводник интересов Итиля. Каган немедленно послал в столицу за равинами и приказал войскам отойти от Киева на расстояние видимости.

Прибывшие к Иосифу равины первоначально были возмущены поставленной перед ними задачей: обосновать происхождение русов от Авраама. Но грозный владыка вопросил их: «Не подвергнете ли вы сомнению и мое происхождение?» Раз уступив политическим интересам, признав происхождение от Авраама хазарских вождей, равины не могли уже сопротивляться. Вскоре к Киеву направилась делегация иудеев с радостной вестью. Стало достоверно известно, что еще во время первого рассеяния часть иудеев была продана в рабство на север. Иудейские женщины рожали детей от русов. Теперь наследница иудейской крови Ольга должна вернуться в лоно своей веры и привести туда же своих витязей.

Никто не верил в эту  легенду. Никто не оспаривал ее. Дружина  Ольги готова была последовать за княгиней в принятии новой веры, но когда гордые витязи узнали, что  за обряд они должны пройти, то возмущению не было предела. «Если бы у нас  был князь, а не княгиня, он бы никогда  не избрал такой веры». Мудрая Ольга  нашла выход из положения. Иудаизм  должны были принять женщины из ее окружения, жены витязей и родовых  вождей. Было решено совершать обрезание  вновь рождаемых детей, но мужи киевские остались в язычестве. Ольга прошла обряд посвящения в «веру отцов» и приняла имя Сара.

Сын Ольги–Сары Святослав  остался язычником и терпеть не мог иудеев. Он открыто говорил своей дружине: «Я бы разгромил Итиль, это гнездо равинов, да мать не пускает». В 965 г. Святослав направил свой удар на печенегов и нанес им поражение. Кочевники бежали к пределам Каганата и там были окончательно добиты хазарами. Святослав направился на далекий юг, искать себе новое княжество в низовьях Дуная. В 969 г. он вернулся в Киев на похороны матери, но, поделив землю Руси между сыновьями, снова ушел воевать с Византией. В 972 г., потерпев поражение, он вернулся в Киев. Здесь никто не ждал бродячего князя, и не мудрено, что на будущий год он внезапно умер. Говорили, что князь съел что–то не то. Править продолжал покровительствующий вере Ярополк.


Информация о работе Реформы княгини Ольги