Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 12:40, реферат
К середине XIX в. явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Международные события середины века показали её значительное ослабление и во внешнеполитической области. Поэтому главной целью правительства было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Одновременно не менее важной задачей было сохранение самодержавия и господствующего положения дворянства.
Введение
1. Предпосылки проведения реформ
2. Крестьянская реформа 1861 г.
2.1. Подготовка реформы
2.2. Обнародование манифеста «Положений 19 февраля 1861 г.»
2.3. Правовое положение крестьян и крестьянские учреждения.
2.3.1. Крестьянский надел
2.3.2. Повинности
2.3.3. Выкуп
2.4. Ответ крестьян на реформу
2.5. Реформа в удельной и государственной деревне
2.6. Значение крестьянской реформы 1861 г.
3. Буржуазные реформы 1863-1874 гг
3.1. Реформы в области местного самоуправления
3.2. Судебная реформа
3.3. Финансовая реформа
3.4. Военная реформа
3.5. Реформы в области народного образования и печати
3.6. Значение буржуазных реформ
Заключение
Список используемой литературы
Крестьянское движение
1861-1863 гг., несмотря на размах и массовость,
выливалось в стихийные и разрозненные
бунты, легко подавляемые
2.5.
Реформа в удельной
и государственной
деревне.
Подготовка реформы
в государственной деревне
2.6.
Значение крестьянской
реформы 1861 Г.
Реформа 1861 г. явилась
переломным моментом, гранью между
двумя эпохами - феодализму и капитализму,
создав условия для утверждения
капитализма как господствующей
формации. Личное освобождение крестьян
ликвидировало монополию
Буржуазная по содержанию
реформа 1861г. вместе с тем была и
крепостнической, она и не могла
быть иной, ибо проводили ее крепостники.
Крепостнические черты реформы 1861г.
обусловили сохранение многочисленных
феодально-крепостнических
Реформа 1861 г. не разрешила
задачи окончательной ликвидации феодально-крепостнических
порядков в стране. Поэтому те причины,
которые привели к
3.
Буржуазные реформы
1863-1874 гг.
Отмена крепостного
права в России вызвала необходимость
проведения других буржуазных реформ
- в области местного управления,
суда, образования, финансов, в военном
деле. Они преследовали цель приспособить
самодержавный политический строй
России к потребностям капиталистического
развития, сохранив его классовую, дворянско-помещичью
сущность.
Разработка этих реформ
началась в обстановки революционной
ситуации на рубеже 50-60-х годов 19 века.
Однако подготовка и проведение этих
реформ затянулись на полтора десятилетия
и происходили в то время, когда
революционная волна в стране
была уже отбита и самодержавие вышло
из политического кризиса. Для буржуазных
реформ 1863-1874 г. характерны их незавершенность,
непоследовательность и узость. Далеко
не все, что проектировалось в
обстановке общественно-демократического
подъема, получило впоследствии свое воплощение
в соответствующих законах.
3.1
Реформы в области
местного самоуправления.
Одной из уступок, «которые
отбила у самодержавного правительства
волна общественного
В марте 1859г. при Министерстве
внутренних дел под председательством
Н. А. Милютина была создана комиссия
для разработки закона «О хозяйственно-распорядительном
управлении в уезде». Уже заранее
предусматривалось, чтобы вновь
создаваемые органы местного управления
не выходили за рамки чисто хозяйственных
вопросов местного значения. В апреле
1860г. Милютин представил Александру
II записку о «временных правилах»
местного управления, которое строилось
по принципу выборности и бессословности.
В апреле 1861г. под давлением реакционных
придворных кругов Н. А. Милютина и министерства
внутренних дел С. С. Ланского как
«либералов» уволили в
Валуеву было поручено
подготовить проект «нового учреждения
Государственного совета». По этому
проекту предполагалось образование
при Государственном совете «съезда
государственных гласных» из представителей
губернских земств и городов для
предварительного обсуждения некоторых
законов перед внесением их в
Государственный совет.
К марту 1863 г. был выработан
проект «Положения о губернских и
уездных земских учреждениях», который
после обсуждения его в Государственном
совете 1 января 1864 г. был утверждён
Александром II и получил силу закона.
По этому закону создаваемые земские
учреждения состояли из распорядительных
органов - уездных и губернских земских
собраний, и исполнительных - уездных
и губернских земских управ. Те и
другие избирались на трёхлетний срок.
Члены земских собраний назывались
гласными (имевшими право голоса). Количество
уездных гласных по разным уездам
колебалось от 10 до 96, а губернских -
от 15 до 100. Губернские земские гласные
избирались на уездных земских собраниях
из расчёта 1 губернский гласный от
6 уездных. Выборы в уездные земские собрания
проводились на трёх избирательных съездах
(по куриям). Все избиратели делились на
3 курии: 1) уездных землевладельцев, 2) городских
избирателей и 3) выборных от сельских
обществ. В первую курию входили все землевладельцы,
имевшие не менее 200 десятин земли, лица,
обладавшие недвижимой собственностью
на сумму свыше 15 тыс. руб. или же получавшие
годовой доход свыше 6 тыс. руб., а также
уполномоченные от духовенства и землевладельцев,
имевших менее 200 десятин земли. Эту курию
представляли преимущественно землевладельцы-дворяне
и отчасти крупная торгово-промышленная
буржуазия. Вторую курию составляли купцы
всех трёх гильдий, владельцы торговых
и промышленных заведений в городах с
годовым доходом свыше 6 тыс. руб., а также
владельцы городских недвижимых имуществ
стоимостью не менее как на 500 руб. в мелких
и на 2 тыс. руб. - в крупных городах. Эта
курия была представлена главным образом
крупной городской буржуазией, а также
дворянами. Третья курия состояла из представителей
сельских обществ, главным образом крестьян.
Однако по этой курии могли баллотироваться
также и местные дворяне и духовенство.
Если по первым двум куриям выборы были
прямыми, то по третьей - многостепенными:
сначала сельский сход выбирал представителей
на волостной сход, на котором выбирались
выборщики, а затем уже уездный съезд выборщиков
избирал гласных в уездное земское собрание.
Многостепенность выборов по третьей
курии преследовала цель провести в земства
наиболее состоятельных и «благонадёжных»
гласных из крестьян и ограничить самостоятельность
сельских сходов при выборе представителей
в земства из своей среды. Важно отметить,
что по первой, землевладельческой курии
избиралось такое же количество гласных
в земства, как и по остальным двум, что
обеспечивало преобладающее положение
в земствах дворянства.
Председателями уездного
и губернского земских собраний
являлись уездный и губернский представители
дворянства. Председатели управ избирались
на земских собраниях, при этом председателя
уездной сельской управы утверждал
губернатор, а губернской управы - министр
внутренних дел. Гласные земских
собраний никакого вознаграждения за
службу в земстве не получали. Земства
получали право содержать на своём
жаловании (по найму) земских врачей,
учителей, статистиков и прочих земских
служащих (которые составляли так
называемый третий элемент в земстве).
На содержание земских учреждений собирались
сельские сборы с населения.
Земства лишены были
каких бы то ни было политических функций.
Сфера деятельности земств ограничивалась
исключительно хозяйственными вопросами
местного значения. В ведение земств
отдавалось устройство и содержание
местных путей сообщения, земской
почты, земских школ, больниц, богаделен
и приютов, «попечение» о местной
торговле и промышленности, ветеринарная
служба, взаимное страхование, местное
продовольственное дело, даже постройка
церквей, содержание местных тюрем
и домов для умалишенных.
Земства находились под
контролем местной и
Компетенция и деятельность
земств всё более ограничивалась
законодательными методами. Уже в 1866
г. последовала серия циркуляров
и «разъяснений» Министерства внутренних
дел и Сената, которые предоставляли
губернатору право отказывать в
утверждении всякого избранного
земством должностного лица, ставили
земских служащих в полную зависимость
от правительственных учреждений, ограничивали
возможности земств облагать сборами
торговые и промышленные заведения.
(что существенно подрывало их
финансовые возможности). В 1867 г. последовали
запреты земствам разных губерний сносится
друг с другом и сообщать друг другу
свои решения. Циркуляры и указы
ставили земства в ещё большую
зависимость от власти губернатора,
стесняли свободу прений в земских
собраниях, ограничивали гласность
и публичность их заседаний, оттесняли
земства от заведования школьным
образованием.
И всё же земства
сыграли немалую роль в решении
местных хозяйственных и
В 1862 г. началась подготовка
реформы городского самоуправления.
В 509 городах возникли местные комиссии.
Министерство внутренних дел составило
сводку материалов этих комиссий и
на основании её к 1864 г. выработало проект
«Городового положения». В марте
1866 г. проект был внесён на обсуждение
Государственного совета, где он пролежал
без движения ещё 2 года. Подготовка городской
реформы проходила в условиях усиления
реакционного курса самодержавия. Лишь
16 июня 1870 г. изменённый проект «Городового
положения» был утверждён Александром
II и стал законом.
По этому закону
в 509 городах России вводились новые,
формально бессословные, органы городского
самоуправления - городские думы, избираемые
на 4 года. Городская дума избирала свой
постоянно действующий
3.2.
Судебная реформа.
В 1861 г. государственной
канцелярии было поручено начать разработку
«Основных положений
Информация о работе Реформы 60-70-х годов XIX века: предпосылки и последствия