Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:11, курсовая работа
В конце XV — начале XVI в. Польша являлась одной из сильнейших держав в Центральной и Восточной Европе. Политическое укрепление Польши было обусловлено экономическим подъёмом XIV — XV вв. и стояло в тесной связи с успешным исходом борьбы с основным противником Польши — Тевтонским орденом. Длительная борьба с германскими феодалами-захватчиками способствовала росту национального самосознания польского народа.
На сохранение целостности ВКЛ, его автономии в составе Речи Посполитой была направлена борьба за отмену статьи постановления Люблинского сейма 1569 года о праве польской шляхты занимать государственные должности любого уровня в пределах Княжества. Также стремились сохранить его финансовую систему, государственное имущество (скарб), монетный двор. Так, для контроля над поступлением и расходованием денежных средств ВКЛ по решению сейма был создан отдельный от Короны финансовый трибунал, который комплектовался из представителей ВКЛ, а во второй половине XVIII века – Скарбовая комиссия. Финансовая обособленность ВКЛ сохранилась до последних дней его существования. До 1775 года на границе с Польшей действовали таможенные конторы и взимались пошлины за ввоз и вывоз товаров [10, с. 212]. Продолжал функционировать и монетный двор Княжества, имевший право чеканить общую монету. В течение довольно длительного времени (до конца XVII века) Княжество пользовалось и своим государственным языком – белорусским (с 1696 года государственным стал польский язык, но официальные акты на белорусском языке сохраняли свою силу). На всей территории Княжества продолжала действовать прежняя государственная и земельная геральдика, в основе которой лежал герб «Погоня». Как государственный этот герб был закреплен Статутом ВКЛ 1566 года. В нем записано: «Теж мы Господарь даем под гербом того паньства нашего Великого князства литовского Погонею печать до каждого павету». В таком качестве герб «Погоня» выступал и после объединения ВКЛ с Польшей и до конца XVIII века изображался на канцелярских печатях, монетах, воеводских и поветовых гербах и хоругвях ВКЛ [см.: 11; 12]. Надо заметить, что ВКЛ имело и свои вооруженные силы.
Как видим, государственность Великого княжества Литовского на белорусских землях в своих основных институтах и формах была сохранена и в рамках Речи Посполитой, а великокняжеско-польские отношения «базіраваліся не на артыкулах акта Люблінскай уніі, а на падставе дзяржаўна-заканадаўчых рэалій, якія абаранялі інтарэсы ВКЛ» [5, с. 64].
Однако объединение Княжества с Польшей не могло не сказаться на государственно-политических процессах, которые эволюционировали, отражая происходившие в Речи Посполитой изменения, особенности ее общественного строя. Причем уже в XVII века в государстве наметились, а в дальнейшем усилились тенденции, приведшие к его ослаблению, к тому политическому кризису, который и определил его судьбу. Прежде всего, стала ослабевать сама верховная власть. Хотя король и оставался главой государства, его полномочия оказались весьма ограничены условиями, определенными в документах, известных как Пакта конвента и Генриховы артикулы (были разработаны в 1573 году и приобрели силу закона с 1576 года). Эти условия в дальнейшем дополнялись, стали конституционными положениями и получили название «кардинальные права». Именно они гарантировали шляхте сохранение так называемых «золотых вольностей» и сословных привилегий и вместе с тем сужали сферу деятельности короля, который оставался лицом выборным и подконтрольным. В случае нарушения королем кардинальных прав, взятых на себя обязательств шляхта могла оказывать ему сопротивление, даже вооруженное, путем создания конфедераций. Все это привело к тому, что король не мог принимать самостоятельных решений ни по одному важному вопросу и фактически не обладал полномочиями, необходимыми для управления страной. К тому же Речь Посполитую стали возглавлять выходцы из других государств, не знавшие страны, ее языка, нередко находившиеся за ее пределами и совершенно не вникавшие в ее дела. Так, после смерти Сигизунда ІІ Августа, с участием которого была подготовлена Люблинская уния, на королевский престол Речи Посполитой был приглашен брат французского короля Генрих Валуа, но он отказался подписать ранее согласованные условия и сбежал во Францию, пробыв королем менее четырех месяцев. Король Речи Посполитой Август III за 30 лет своего правления и года не провел в ней: он все время находился в Саксонии (откуда был приглашен) или ездил по европейским странам. Нередко короля просто навязывали Речи Посполитой соседние государства, преследовавшие свои интересы.
Постепенно стала снижаться и эффективность работы сейма – высшего законодательного органа страны. На его функционировании отрицательно сказывались сами принципы организации заседаний и принятия решений на основе единогласия с использованием либерум вето (право любого члена сейма своим протестом ликвидировать постановление сейма) и с учетом инструкций, которые послы (депутаты) получали от поветовых сеймиков и которых они должны были неукоснительно придерживаться. Это приводило к срыву работы сейма, невозможности принятия им решений. В течение 1652–1763 годов были распущены без принятия решений или сорваны 53 сейма Речи Посполитой (около трети от их общего количества) [4, с. 609].
Поскольку заседания сейма срывались, то новые законы не принимались и не проводились преобразования, необходимые стране. Напротив, магнаты и шляхта (настоящие хозяева Речи Посполитой) делали все возможное, чтобы сохранить существовавшие порядки и «вольности», которые, однако, порождали безвластие и анархию и стали основой внутриполитического кризиса, приведшего в конечном счете к гибели этого государства.
Этот кризис усугублялся религиозно-
Обострялись и социальные противоречия.
На всей территории Речи Посполитой, в
том числе и в ВКЛ, господствовали
феодально-крепостнические
Ослабляли Речь Посполитую и внешние события, то есть войны, в которые она втягивалась. Причем участие во многих войнах вызывалось не государственными интересами, а личными амбициями королей и магнатов. Вместе с тем правящие круги Речи Посполитой не сумели предотвратить иностранное вмешательство в свои внутренние дела, и оно нередко становилось причиной тех вооруженных конфликтов, которые возникали в стране с участием магнатско-шляхетских группировок, разных конфедераций, создаваемых ими. На территории ВКЛ, например, только во второй половине XVIII века действовали пять конфедераций: Виленская, Слуцкая, Радомская, Барская и Торговицкая. Нарастание политического кризиса не могло не вызвать беспокойства прогрессивно настроенных деятелей, и в Речи Посполитой стали проводиться реформы государственного устройства. Первые попытки в данном направлении были предприняты уже после Северной войны, в 20–30-е годы XVIII века. Но особенно активизировалась деятельность реформаторов после смерти короля Августа III в 1763 году. Тогда инициатором реформ выступила группировка во главе с князьями Чарторыйскими, которым уже на конвокационном сейме 1764 года удалось провести решения, позволившие не только упорядочить работу сейма (был утвержден новый регламент), но и ограничить применение вето (правда, лишь при рассмотрении финансовых дел), освободить депутатов от необходимости придерживаться инструкций, полученных от местных сеймиков. Реформаторская деятельность была продолжена и при новом короле Станиславе Августе Понятовском, избранном в 1764 году. Однако она сдерживалась консервативными силами и иностранным вмешательством, что привело к резкому обострению внутриполитической обстановки в стране в конце 60-х – начале 70-х годов XVIII века [13, с. 220]. Вооруженная борьба, развернувшаяся тогда, ослабила Речь Посполитую и сделала возможным ее раздел, осуществленный Россией, Пруссией и Австрией в 1772 году. В результате Речь Посполитая потеряла треть своей территории и около 35 % населения. В состав России были включены земли на северо-востоке и востоке современной Беларуси.
Анализируя события, происходившие
в Речи Посполитой в 60-е, а затем
и в последующие годы XVIII века,
нельзя не отметить, что прогрессивно
настроенные круги стремились преодолеть
политический кризис, провести назревшие
реформы в стране, используя сами государственные
институты и, в частности, сейм и местные
сеймики. Роль этих органов в тот период
заметно возросла. Об этом свидетельствуют
и постановления, которые принимались
ими в 70–90-е годы XVIII века после раздела
Речи Посполитой, когда реформы сделались
еще более актуальными и необходимыми.
Так, на сейме 1773 года было принято решение
о создании Постоянной Рады, в которую
вошли король, 18 сенаторов и 18 депутатов
сейма, что усилило исполнительную власть.
Реформы затронули экономику, сферу образования,
вооруженные силы. Но особенно важными
оказались решения так называемого Четырехлетнего
сейма, заседавшего (с перерывом) в 1788–1792
годах. На сейме образовалась довольно
многочисленная группа патриотически
настроенных депутатов, которой, несмотря
на сопротивление консервативных сил,
удалось провести ряд необходимых для
страны постановлений, в том числе закон,
вошедший в историю как Конституция 3 мая
1791 года. Реализация этой конституции
давала возможность существенно изменить
как государственно-политический строй
Речи Посполитой, так и ее социально-экономические
основы, поставить страну на путь капиталистического
развития. Намечалось, в частности, отменить
выборность короля (при сохранении выборности
династии), либерум вето, право создания
конфедераций, то есть все то, что рождало
анархию и безвластие, ослабляло Речь
Посполитую как государство. Усиливалась
и роль сейма как высшего законодательного
органа, при этом впервые в него вводились
представители городов – 21 депутат, правда,
с совещательным голосом. Более четко
определялась структура исполнительной
власти, которую должен был осуществлять
король и возглавляемое им правительство.
Предполагалось также изменить и административно-
Вообще вопрос о взаимоотношениях ВКЛ с Польшей в рамках Речи Посполитой в ходе реформ возникал неоднократно. Причем в подходах к решению этого важного вопроса в среде реформаторов выделились две противоположные позиции. Одна была связана с унитарной концепцией, предусматривавшей образование из Короны и Княжества однородного централизованного государства, вторая – с федеративной. Сторонники последней отстаивали сохранение государственной обособленности «литовских провинций» Речи Посполитой (такое название все чаще стало упоминаться в XVIII веке наряду с терминами «Княжество», «Литва»). Эти концепции имели корни в самой Люблинской унии 1569 года, ибо созданная тогда Речь Посполитая предполагала укрепление союза Короны и Княжества с соблюдением их политической субъектности, самостоятельности. Такие принципы государственного устройства Речи Посполитой устраивали политический народ, то есть панов и шляхту обеих ее частей. По мнению польского историка Ю. Бардаха, политический народ ВКЛ активно отстаивал идею унии в смысле равноправной федерации Короны и Великого княжества, осознавая себя литвинами. В Речи Посполитой, как считает Ю. Бардах, формировалось двухуровневое национальное самосознание. Первый, более широкий уровень, охватывал жителей всей Речи Посполитой – поляков, по тогдашней терминологии. Вторым уровнем отличались между собою жители Короны – коронные, и Великого княжества – литвины. И это разделение, пишет Ю. Бардах, имело «палітычнадзяржаўны, а не этнічна-моўны характар. Адны і другія разам утваралі польскі народ, найперш шляхецкі» [14, с. 343]. Так вот литовско-белорусская шляхта в своей основной массе не была настроена сепаратистски и не выступала против унии с Польшей, поддерживая федеративное устройство Речи Посполитой и с этих позиций подходя к ее реформированию.
Однако немало имелось тогда
и сторонников унитарных
Предложения по изменению унии, централизации исполнительной власти вносились и в 70-е годы XVIII века, после первого раздела Речи Посполитой. В частности, ставился вопрос об унификации права, что должно было привести к ликвидации Статута ВКЛ, правовой системы Княжества.
Эти же вопросы постоянно обсуждались и в комиссиях, готовивших проекты документов во время работы Четырехлетнего сейма, в том числе и проект Конституции 3 мая 1791 года. В этой Конституции была заложена идея унитарного государства, в ней не содержалось употребляемое до этого название «Речь Посполитая обоих народов». О Литве и литвинах в тексте нет и речи, если не считать упоминания о Великом княжестве Литовском в титуле монарха и подписи маршалка литовской конфедерации. И тем не менее проект Конституции был принят: против было лишь 72 из 182 присутствовавших в зале сенаторов и послов [14, с. 382; см. также: 15].
Поддержавшие майскую
Работа Четырехлетнего сейма, принятые на нем законы, в том числе и Конституция 3 мая 1791 года, «Взаимная гарантия двух народов», привлекают большое внимание историков. Несмотря на различные оценки, преобладает мнение, что в них отразились уступки и компромиссы сторон во имя высших интересов всей Речи Посполитой, ее сохранения и укрепления как федеративного государства [14, с. 402–404].
Однако в Речи Посполитой было немало консервативно настроенных магнатов и шляхты, выступивших против решений Четырехлетнего сейма. С помощью соседних феодально-монархических государств, встревоженных происходившими изменениями, им удалось одержать победу над патриотическими силами и захватить власть в стране. Это произошло в результате борьбы, которую развернули сторонники конфедерации, созданной в мае 1792 года в украинском местечке Тарговица. Решения Четырехлетнего сейма, в том числе и Конституция 3 мая 1791 года, были отменены, а в декабре 1793 года, уже после второго раздела Речи Посполитой, Гродненским сеймом была принята новая Конституция, заметно отличавшаяся от прежней.
Но и эта Конституция не была реализована, а осталась на бумаге как памятник права, ибо Речь Посполитая теряла свою самостоятельность. Попытки Тадеуша Костюшко и его единомышленников спасти страну, восстановить ее в границах 1772 года оказались безуспешными. Восстание, поднятое в марте 1794 года, было подавлено российскими и прусскими войсками.