Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 11:57, курсовая работа
Актуальность курсовой работы: Современное общество и государство во многом является преемником римского. Вся Европа и многие государственно-правовые системы других стран является полноправными наследниками той государственной и правовой систем, которая сложилась и эволюционировала в одном из крупнейших государств Античного мира – Риме.
Юстиниан Первый попытался привнести систему государственности Рима на Восточную часть бывшей империи, но в Византии сложилась несколько иная государственность, которая, однако была во многом – калькой с Римской.
Введение………………………………………………………………..
3
Глава 1. Этапы развития Римской государственности……………..
6
1.1. Рим эпохи царей…………………………………………………..
6
1.2. Республиканский Рим……………………………………………
8
1.3. Развитие государства в эпоху империи…………………………
11
Глава 2. Законодательство Римской империи……………………….
17
2.1. Особенности судопроизводства в Римской империи…………..
17
2.2. Гражданские права в Римской империи………………………..
19
2.3. Политико-экономическая характеристика провинций в Римской империи……………………………………………………...
24
Глава 3. Структура государственной власти ……………………….
29
3.1. Высшие органы государственной власти……………………….
29
3.2. Центральные органы государственной власти………………….
35
3.3. Местные органы государственной власти………………………
37
Заключение…………………………………………………………….
46
Список использованной литературы…………………………………
49
Претор, большую часть компетенции которого занимали судебные полномочия, непосредственно производил процессуальные действия, а в ряде случаев (например экстраординарный процесс) даже выступал в роли единственного судьи.
Кроме того, преторам принадлежало право толкования законов, что в свою очередь существенно расширяло их судебные полномочия. На период установления диктатуры вся полнота власти (в том числе и судеб ной) принадлежала диктатору, который имел право выносить любые решения не подлежащие обжалованию.
В провинции власть магистратов «была, по существу, неограниченной», то есть им принадлежала вся полнота власти, в том числе и судебной. Кроме того, в период республики несколько возрастает роль народных собраний (они принимали судебные решения, в отношении которых Сенат не имел права их изменения), сам же Сенат судебным органом не являлся, но мог назначать судебные комиссии и «давать указания о производстве по делам об измене, заговоре, изготовлении ядов и злонамеренном убийстве»13.
С 82 г. д. н. э. по 27 г. д. н. э. в Древнем Риме существовал целый ряд военных диктатур, во время которых судебные правомочия некоторых органов и должностных лиц несколько изменились: при Сулле произошло значительное снижение роли народных собраний, а Сенат при обрел ряд судебных правомочий, при Цезаре диктаторская власть включала в себя власть на родных трибунов и т. п.
С окончанием периода военных диктатур в Риме начинается период империи, состоящий из двух временных отрезков: принципата и домината. С точки зрения компетенции судебных органов разница между этими отрезками времени невелика14.
В период принципата еще сохранялись республиканские органы государственной власти и управления, которые теоретически выполняли ряд судебных функций, но фактически вся судебная власть была сосредоточена в руках императора — принцепса (Октавиан обладал правом высшего гражданского и уголовного суда, Август отнял судебные полномочия у народных собраний плюс был организован ряд новых государственных органов, подчинявшихся непосредственно императору, в состав которых входил и юридический отдел канцелярии), а в период домината (с 284 г. н. э.) все республиканские органы были упразднены, а магистраты превратились в муниципальных должностных лиц, что означало переход всех судебных органов и должностных лиц в непосредственное подчинение императора.
2.2. Гражданские права в Римской империи.
Законы XII таблиц были выработаны в середине V века до н. э. (451- 450 гг.). Свое название они получили от того, что были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима, его политическом центре-Форуме.
Отличительной чертой названных законов
был строгий формализм:
малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела.
Упущение это принималось за "перст
божий".
Законы таблиц регулировали сферу семейных
и наследственных от-
ношений, содержали нормы, относящиеся
к займовым операциям, к уголовным преступлениям,
но вовсе не касались государственного права. Начиная с IV-III
вв. до н. э. законы Таблиц стали корректироваться
новым источником права-преторскими эдиктами,
отражавшими новые экономические отношения,
порожденные переходом от древних архаических
форм купли-продажи, ссуды и займа к более
сложным правоотношениям, вызванным ростом
товарного прпроизводства, товарообмена,
банковских операций и др.
Не вдаваясь в содержание Таблиц, укажем
на главное без чего не
может быть должного представления о римском
обществе и государстве со-
ответствующего периода.
Достоверно, что все первые века римской
республики земля -
главное достояние граждан-находилась
в общей собственности и соответственно
называлась общественной землей - агер
публикус. Пахотной земли было поначалу
мало и главное богатство должно было состоять в скоте,
находившем себе пишу на горных пастбищах.
Отсюда неостановимая агрессия против
соседних племен, связанная с военной
оккупацией их земли
(порой до половины) и разделом ее между
завоевателями. Отсюда и требования, предъявляемые
к гражданам: быть воинами и совершенствоваться
в военном искусстве15.
Публичный характер, сохранявшийся за
земельным фондом римской
городской общины, был нередко правовым
основанием к переделу земли в
интересах ее справедливого распределения.
И то же может быть сказано о
количестве частнохозяйственного скота,
выпасаемого на общественных
пастбищах.
К числу таких законов должен быть отнесен
наиболее ранний-закон
Лициния-Секстия 367 года до н. э., запретивший
отдельному лицу приобретать для себя
более 500 югеров государственных (общественных)
земель
(125 га) и пасти на общественных пастбищах
более 100 голов крупного
рогатого скота и 500 голов мелкого.
Важной чертой римского права собственности
было под подразделение вещей на два типа - ресманципи и реснекманципи. К первому
типу
относилась земля (поначалу около Рима,
а затем вся земля в Италии вообще), рабочий
скот, рабы, здания и сооружения. Ко второму
типу относились все прочие вещи.
Для отчуждения вещей первой категории-продажи,
мены, дарения и
др.- требовалось соблюдение формальностей,
носивших название манципации. Слово это
произошло от "манус" - рука и заключает
в себе образное
представление о переходе собственности
при наложении руки на приобретенную вещь.
Наложив руку, следовало еще сказать: "я
утверждаю, что
эта вещь принадлежит мне по праву квиритов..."
(то есть потомков обожествленного Ромула-Квирина).
Манципация сообщала приобретателю неоспоримое
право собственности на вещь. Уплаты денег-безманципации-было
еще недостаточно, как видим, для возникновения
права собственности.
Следует еще сказать, что передача манципируемой
вещи происходи-
ла в торжественной форме, в присутствии
5 свидетелей и весодержателя с
весами и медью. Последнее указывает на
то, что обряд манципации возник
до появления чеканной монеты-асса, но
медь в определенном сторонами
весе уже фигурировала в качестве общего
эквивалента. Формальности же
служили запоминанию сделки, если когда-нибудь,
в будущем времени, возникнет связанный
с ней спор о собственности16.
Все другие вещи, даже и драгоценные, переходили с помощью простой традиции, то есть бесформальной передачи на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и пр.
Старый раб, как и старая лошадь, требовали
- при переходе из
рук в руки-манципации. Драгоценная ваза-традиции.
Первые две вещи относились к разряду орудий и средств производства; по своему происхождению они тяготеют к верховной коллективной собственности римской общины, тогда как ваза, украшение, как и всякая другая обиходная вещь были как изначально, так и в последующем времени предметами индивидуальной собственности.
Что касается займа. Законы XII таблиц,
помимо обычных займовых
операций, связанных с процентами, закладом
и др., знают еще так называемый нексум,
то есть самозаклад должника.
По истечении законной просрочки платежа, кредитор был волен арестовать должника и заключить его в свою домовую (долговую) тюрьму. Три раза в течение месяца, в базарные дни кредитор обязывался выводить должника на рынок в надежде, что найдутся родные, близкие, сердобольные, согласные выплатить долг и выкупить должника из неволи.
Только в 326 году до н. э. законом Петелия
договор займа был
реформирован, и долговое рабство отменено.
С этого времени должник отвечал перед
кредитором в пределах своего имущества.
Помимо обязательств из договоров. Законы
XII таблиц знают, ко-
нечно, и такие, которые возникают из причинения
вреда и противоправных
действий вообще-воровства, потравы и
др. Вора, например, захваченного
с оружием в руках, разрешалось казнить
на месте преступления. Та же
участь ожидала того, кто преднамеренно
"поджигал строения или сложен-
ные у дома скирды хлеба".
О семейном праве древнего Рима может
быть сказано ранее всего
то, что римская семья, как ее рисуют Таблицы,
была семьей строго патриархальной, то
есть находящейся под неограниченной
властью домовладыки, каким мог быть дед
или отец. Такое родство называлось агнатическим,
отчего все "подвластные" домовладыке
были друг другу агнатами.
Когнатическое родство возникало с переходом
агната (агнатки) в
другую семью или с выделом из семьи. Так,
дочь домовладыки, вышедшая
замуж, подпадала под власть мужа (или
свекра, если он был) и становилась когнаткой
в отношении своей кровнородственной
семьи.
Когнатом становился и выделившийся
из семьи сын (с разрешения
отца).
Напротив, усыновленный и тем самым принятый
в семью, становился
по отношению к ней агнатом - со всеми связанными
с тем правами, в том
числе и на законную часть наследства.
Агнатическое родство имело несомненное превосходство над родством кровнородственным, когнатическим, в чем нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений.
Издревле в Риме существовали три формы
заключения браков: две
древнейших и одна сравнительно новая.
Древнейшие совершались в торжественной
обстановке и отдавали женщину-невесту
под власть мужа.
В первом случае брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем. Вторая форма брака состояла в форме покупки невесты (в манципационноой форме).
Но уже Законы XII таблиц знают бесформальную
форму брака-"сине ману"-то есть "без власти мужа".
Можно предположить, что этот брак
диктовался нуждой обедневших патрицианских
семей в союзе с богатыми
плебейскими, но это только предположение17.
Как бы там ни было, но именно в этой форме брака-сине ману- женщина нашла себе значительную свободу, включая свободу развода (которой она не имела в "правильном браке"). С разводом женщина забрала свое собственное имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого, как равно и благоприобретенное после вступления в брак.
С течением времени именно браку сине
ману было обеспеченно наибольшее распространение,
тогда как "правильные" формы брака все более
захиревали, сохраняясь главным образом
в жреческих и патрицианских фа-
милиях.
Специфической особенностью брака сине
ману было то, что его
следовало возобновлять ежегодно. Для
этого жена в положенный день на
три дня уходила из мужнего дома (к родителям, друзьям)
и тем прерывала
срок давности.
Издержки на содержание семьи лежали,
естественно, на муже, ибо
брак был патриархальным, по мужу, конечно, не воспрещалось распоряжаться
приданым, принесенным женой. Оно было
его собственностью.
Развод был доступен мужу при всех формах
брака, для жены только
в браке сине ману.
После смерти домовладыки, имущество
семьи переходило агнатом по
закону, а если покойный оставлял завещание,
следовало слепо и свято
придерживаться его буквального текста. Вдова покойного
во всех случаях
получала какую-то часть имущества как
для собственного пропитания, так
и на содержание малолетних детей, когда
они оставались на ее попечении
после смерти отца.
Наследники могли, впрочем, не делиться, а вести хозяйство сообща, как это было при отце.
2.3. Политико-экономическая
характеристика провинций в
Римские провинции (лат. provinciae), подвластные Риму территории (вне Италии), управлявшиеся римскими наместниками (проконсулами или пропреторами), олицетворявшими высшую военную, административную и судебную власть Рима.
Первые Римские провинции — острова Сицилия (с 241 до н. э.), Сардиния и Корсика (с 227 до н. э.); к концу периода республики насчитывалось около 20 Римские провинции, в период империи — около 50.
В эпоху республики Римские провинции рассматривались как «поместья римского народа», значительная часть земли отторгалась у местного населения и передавалась римским колонистам, жители Римские провинции были обязаны содержать римских наместников и войско; публиканы, получавшие с торгов на откуп сбор налогов в провинциях, бесконтрольно разоряли местное население; проводилась насильственная романизация.
Римское господство вызывало протесты в провинциях, выливавшиеся в восстания (лузитан, кельтиберов и других испанских племён во 2—1вв. до н. э., Бар-Кохбы в Иудее и др.).
Основы провинциальной политики империи были заложены Ю. Цезарем, привлекавшим провинциальную верхушку раздачей целым общинам и отдельным лицам прав римского или латинского гражданства, введением их в сенат, проведением закона (59 до н. э.) против вымогательств в Римские провинции и др.
Фактически со времени Августа (с конца
1 в. до н. э.) все провинции становились
всё более подконтрольными императору,
несмотря на их формальное разделение
(27 до н. э.) на сенатские и императорские. Постепенный процесс нивелирования
собственно Италии и Римские провинции,
выражавший интересы рабовладельческой
знати всей империи, нашёл отражение в
эдикте императора Каракаллы (212 н. э.), по которому все свободные жители
империи получили права римского гражданства,
и завершился административной реформой
императора Диоклетиана (3 в.), по которой вся Римская империя,
включая Италию, была поделена на административно-