Роль Англии в послевоенном устройстве мира. Противостояние Ллойд-Джорджа, Клемансо и Вильсона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 13:11, лекция

Краткое описание

В течение нескольких месяцев иа конференции в Париже шла упорная борьба между тремя крупнейшими лидерами тогдашнего мира - Ллойд- Джорджем, Клемансо и Вильсоном. Это не было случайностью, ибо три ведущие державы - Англию, Францию и США - разделяли острейшие противоречия.
В самом деле, выдвинутые американским президентом планы создания "нового мирового порядка" не были приемлемы ни для Англии, ни для Франции.

Вложенные файлы: 1 файл

Роль Англии в послевоенном устройстве мира.docx

— 41.35 Кб (Скачать файл)

Не менее острую борьбу вызвал и вопрос о том, кто будет решать про-блему распределения мандатов. Уступив в вопросе об интернациона¬лизации мандатов, Вильсон добивался того, чтобы вопрос о выдаче мандатов на управление той или иной территорией решался Лигой Наций. Однако и Ллойд-Джордж и Клемансо выступили против этого и провели другой принцип: решение вопроса о выдаче мандатов должно принадле¬жать мирной конференции, т.е фактически "большой тройке", и лишь официально вручаться затем избранной державе от имени Лиги Наций. Следовательно, и в этом вопросе фактически победила англо-французская линия, ибо Вильсону на заседании "большой тройки" было очень трудно преодолеть объединенный фронт Ллойд-Джорджа и Клемансо.

Это не могло не сказаться на условиях, по которым должно было осу-ществляться управление подмандатными территориями. По решению мирной конференции прежние владения Турецкой империи на Ближнем Востоке и бывшие германские колонии в Африке и на Тихом океане - основные объекты послевоенного передела мира - были разбиты на три группы.

В первую группу - "группу А" - были включены прежние владения Турции на Арабском Востоке - Сирия, Ливан, Палестина, Трансиордания, Ирак. Эти наиболее развитые регионы формально были признаны независимыми территориями с правом на участие в их административном управлении. Но одновременно утверждалось, что народы этих стран еще не готовы к тому, чтобы стать полностью независимыми и суверенными и поэтому нуждаются в опеке со стороны той или иной цивилизованной державы. Эти державы и должны были получить мандаты на управление этими регионами, чтобы подготовить народы подмандатных территорий к самоуправлению и независимости.

Во вторую группу - "группу В" - были включены бывшие колонии Германии в Восточной Африке (которые стали вскоре именовать¬ся Танганьикой), в Центральной Африке (Руанда-Бурунди), а также германская Юго-Западная Африка. Эта группа территорий не получала даже формальной независимости. Они должны были управляться обладателями мандатов на условиях запрещения торговли рабами, оружием, алкоголем, а также на условиях защиты свободы совести и религиозных убеждений подмандатного населения.

Наконец, в третью группу - "группу С" - вошли бывшие колонии Германии в Западной Африке (Того, Камерун) и в Тихом океане (восточная часть Новой Гвинеи с прилегающими островами, западная часть архипелага Самоа, а также архипелаги островов севернее экватора - Каролинские, Марианские и Маршалловы). Эти наиболее отсталые регионы должны были управляться обладателями мандатов на условиях запрещения торговли рабами, оружием, алкоголем, а также на условиях защиты свободы совести и религиозных убеждений подмандатного населения.

Ясно, что распространение мандатной системы на эти две группы стран фактически полностью сохраняло колониальный гнет. Поэтому вполне спра-ведлива была оценка существа мандатной системы, данная В. И Лениным в том же 1919 г. Он писал: "Когда говорят о раздаче мандатов на колонии, мы прекрасно знаем, что это - раздача мандатов на расхищение, грабеж, что это - раздача прав ничтожной части населения на эксплуатацию большинства населения земного шара".

Таким образом, на Парижской мирной конференции 1919 г. разгоре-лась ожесточенная борьба между крупнейшими державами по всем обсуждавшимся там вопросам. Не раз работа конференции оказывалась под угрозой срыва. Президент США не раз угрожал уехать в Америку и даже заказывал теплоход для отъезда в Нью-Йорк. С теми или иными угрозами неоднократно выступали и Ллойд-Джордж, и Клемансо. С гораздо меньшим успехом к ультиматумам пытались прибегать главы других делегаций, не входившие в "большую тройку". Так, например, итальянский премьер-министр Витторио Орландо первое время воздерживался от активного участия в спорах, ожидая того момента, когда Англия и Франция начнут выполнять свои обещания, данные Италии за ее разрыв с Тройственным союзом и за ее переход на сторону Антанты в годы первой мировой войны. Однако итальянская делегация вскоре убедилась в том, что "большая тройка" отнюдь не намерена считаться с притязаниями Италии на ряд территорий на Балканах и в Малой Азии. Орландо пытался разыграть "благородное негодование" и во главе всей делегации демонстративно покинул зал заседаний. Однако очень скоро, к ужасу своему, он убедился, что уход итальянской делегации остался незамеченным. Поэтому итальянский премьер тихо и конфузливо вынужден был возвратиться на конференцию и сделать вид, что ничего не произошло.

Если страны-победители, в первую очередь Англия, Франция и США, все же в конце концов договорились между собой и выработали согласованные условия мирных договоров с Германией и ее бывшими союзниками, то это во многом объяснялось тем, что в послевоенном мире все более усиливались стремления к кардинальной трансформации существующего строя, росло влияние идей социалистического переустрой-ства общества, еще более усилившееся под влиянием Октябрьской революции в России. При обсуждении любого вопроса на Парижской мирной конференции существование и активные действия Советской России не могли не оказывать влияние на ход и результаты дискуссии. Как метко заметил один из политических деятелей США, впоследствии президент, Герберт Гувер, "призрак большевистской России почти ежедневно бродил по залам мирной конференции". Руководящие деятели великих держав серьезно опасались, что развитие революционного движения может опрокинуть все обсуждаемые на конференции планы послевоенного переустройства мира. Эти опасения очень четко выразил член американской делегации государственный секретарь США Роберт Лансинг. Он заявил: "Мы должны без всякой задержки пойти на заключение мира. Если мы будем продолжать колебаться и медлить, пламя большевизма перекинется в Центральную Европу и создаст серьезную угрозу разрушения нашего социального порядка".

 

5. Результаты Версальского мирного  договора

«28 июня 1919 г. в одном из дворцов Версаля, бывшей резиденции французских королей, был подписан мирный договор с Германией, получивший название Версальского договора. Позже, в течение 1919 - 1920 гг., были разработаны и подписаны мирные договоры с бывшими союзниками Германии - Ссн-Жерменский (с Австрией), Трианонский (с Венгрией). Нейиский (с Болгарией) и Севрский (с Турцией). Все эти договоры, вместе взятые, и создали так называемую Версальскую систему послевоенного устройства мира.»

Каковы же были условия мирных договоров 1919 -1920 гг.? Сердцеви-ну послевоенной системы международных отношений составил Версальский мирный договор. Во-первых, этот договор предусматривал передачу части территории Германии соседним с нею государствам. На западе от Германии отбирались прежде всего Эльзас и Лотарингия, которые были захвачены о время франко-прусской воины 1870 - 1871 гг. Они возвращались Франции. Кроме того, у Германии была взята очень важная в экономическом отношении Саарская область. Крупные залежи каменного угля, имеющиеся там, были отданы в пользование Франции. Сама же Саарская область на 15 лет передавалась под управление Лиги Наций. По истечении этого срока среди населения Саара должен был быть проведен плебисцит по вопросу о его дальнейшей судьбе. Наконец, небольшие территориальные приращения на основе проведенных плебисцитов получили Бельгия (округа Эйпен и Мальмеди) и Дания (северная часть Шлезвига). На востоке от Германии отделялись значительная часть Западной Пруссии, часть Померании и Познанская область. Из этих земель был образован так называемый "польский" или "данцигский" коридор - территория с узким выходом к Балтийскому морю в районе города Гдыня. Все эти территории передавались вновь создаваемому Польскому государству. Город Данциг (теперешний Гданьск) с областью вокруг него становился "вольным городом" под управлением Лиги Наций. После плебисцита к Польше отходила также часть Верхней Силсзии. Наконец, у Германии отторгалась Мемельская (Клайпедская) область, которая позже была включена в состав вновь созданного Литовского государства. В общей сложности по условиям Версальского мирного договора Германия теряла 1/8 часть своей территории и 1/12 часть населения страны.

Во-вторых, в Версальском договоре были важные статьи, определяв-шие положение Германии в послевоенной Европе.

Прежде всего, все левобережье Рейна на 15 лет оккупировалось союзными войсками. Оккупированная территория делилась на три зоны с центрами в Кельне, Кобленце и Майнце. Кроме того, вдоль всего правого берега Рейна создавалась демилитаризованная зона шириной в 50 - 60 км, где не должно было быть никаких военных сооружений или войск Германии. Все существовавшие ранее военные укрепления в районе Рейна предписывалось срыть.

Военные силы Германии были резко ограничены. Германия была лишена права держать крупную постоянную армию. Ей разрешалась лишь армия в 100 тыс. солдат, причем она должна была набираться не на основе всеобщей воинской повинности, а на основе вольного найма. Весь германский военный флот, за небольшим исключением, передавался союзникам, Германию лишили права иметь подводные лодки, военную авиацию, запретили ей строить корабли большого тоннажа.

Наконец, Версальский договор обязывал Германию платить репарации за ущерб, нанесенный странам Антанты в годы войны. Однако ни вопрос об общей сумме репараций, ни распределение этих платежей между странами Антанты до конца конференции так и не получили своего разрешения Договорились лишь о том, что оба этих вопроса должны быть решены до 1 мая 1921 г и что до этого срока Германия должна уплатить в счет репараций 20 млрд. золотых марок.

B-третьих, Версальский договор  распределил бывшие германские  колонии, раздав мандаты на управление  ими.

Африканские колонии Германии поделили Англия и (в меньшем объеме) Франция. К Англии отходила германская Восточная Африка, получившая затем название Танганьика, западная половина территории Того и небольшая часть Камеруна, граничившая с Нигерией. Британский доминион Юж-но-Африканский Союз получил мандат на управление германской Юго-Западной Африкой, получившей впоследствии название Намибия Меньшая часть бывших колониальных владений в Африке - восточная половина территории Того и большая часть Камеруна - перешли в распоряжение Франции. Территория Руанды-Бурунди была передана Бельгии.

Тихоокеанские владения Германии были поделены между Японией и Англией. Япония получила в свое управление тихоокеанские острова, расположенные севернее экватора, - Марианские, Каролинские и Маршалловы. В ее руки перешла также бывшая военно-морская база Германии на территории Китая - Кяо-Чао. Кроме того, Версальский договор санкционировал произведенный Японией во время первой мировой войны захват китайской территории в районе полуострова Шаньдун. Бывшие германские колонии, расположенные в Тихом океане южнее экватора, - восточная часть Новой Гвинеи с прилегающими островами и западная часть архипелага Самоа - были переданы соответственно под управление британских доминионов Австралии и Новой Зеландии.

Договоры, заключенные на протяжении 1919 - 1920 гг. с бывшими и союзниками Германии, также сильно перекроили карту Европы и Азии.

Во-первых, с территории Европы исчезла огромная многонациональ-ная Австро-Венгерская империя. Многолетняя борьба народов Австро- Венгрии за независимость заставила руководителей Парижской мирной конференции признать политическую независимость ряда регионов. Кроме самих Австрии и Венгрии было образовано независимое Чехословацкое государство. Территория Сербии и Черногории, которые до первой мировой войны были самостоятельными государствами, была сильно расширена за счет присоединения к ним других областей, населенных южнославянскими народами, - Словении, Хорватии, Далмации. Боснии и Герцеговины, Македонии. Из всех этих территорий было образовано Сербо-Хорвато-Словенское государство, получившее впоследствии название Югославии. Остальные территории, ранее входившие в состав Австро-Венгрии, руководители Парижской мирной конференции разделили, мало считаясь с национальными принципами. Полуостров Истрия с городом Триестом на побережье Адриатического моря, а также расположенный в предгорьях Альп Южный Тироль получила Италия. В состав Польши вошли Галиция и Западная Украина. Наконец, Трансильвания и Буковина были отданы Румынии. Весь морской флот Австро-Венгрии, а также ее дунайская флотилия перешли в руки стран-победителей.

Во-вторых, после войны была значительно ослаблена Болгария - бывшая союзница Германии в первую мировую войну. Договор закрепил за Румынией Южную Добруджу, отторгнутую от Болгарии еще в довоенные годы. Небольшая территория на западе Болгарии была передана Югославии. Наконец, Западная Фракия, через территорию которой Болгария имела ранее выход к Эгейскому морю, была теперь отторгнута и позже передана Греции. У Болгарии был отнят почти весь флот, резко ограничена численность армии. На Болгарию наложили крупную контрибуцию в размере 2,5 млрд. франков.

Наконец, в-третьих, конференция в Париже санкционировала раздел владений бывшей Турецкой империи и, по сути дела, пыталась превратить Турцию в полуколонию крупнейших держав. По условиям Севрского договора, территория Турции ограничивалась Малой Азией и небольшой областью вокруг Стамбула на европейском берегу Босфора. Остальные европейские владения Турции, а также крупный порт на малоазиатском побережье Эгейского моря - Измир - передавались Греции Азиатские владения Турции на Арабском Востоке были разделены между Англиеи и Францией. Англия полумила мандаты на управление Палестиной, Трансиорданией и Ираком, а Франция - мандаты на управление Сирией и Ливаном.

Консервативный, империалистический характер Версальской системы отчетливо проявился и в стремлении сохранить в целости колониальную си-стему. Предпринятые в ходе Парижской мирной конференции попытки создать в лице мандатной системы смягченную, интернационализированную форму правления бывшими колониальными владениями Германии и входившими в состав Турецкой империи арабскими территориями на Ближнем Востоке как своеобразный образец для распространения этих принципов на весь колониальный мир были в ходе острых споров на конференции в значительной мере выхолощены, а то и просто отвергнуты.

Таким образом, Версальская система при всех новых элементах, внесенных в нее велением времени, по существу своему оставалась примером империалистической системы международных отношений. А это, в свою очередь, определяло ее крайне противоречивый, антагонистиче¬ский характер

В самом деле, ведь произведенный в результате первой мировой воины передел колоний и сфер влияния осуществлялся, как и прежде, не по принципу справедливости, а по принципу силы. Поэтому он далеко не в равной степени удовлетворил крупнейшие державы.

Наибольшие выгоды от Версальской системы получила Англия. В ее руки перешли важнейшие германские колонии. Именно она получила львиную долю при разделе бывших турецких владений. Главный конкурент Англии - Германия - на время был выведен из строя. Очень важную роль Англии удалось завоевать в Лиге Наций. Занимая как великая держава одно из постоянных мест в Совете Лиги Наций, Англия располагала не одним, а фактически шестью голосами в общем собрании членов этой организации - Ассамблее Лиги, так как членами Лиги Наций стали все четыре тогдашних английских доминиона - Канада, Австралия. Новая Зеландия и Южно-Африканский Союз, а также крупнейшая и наиболее важная колония Англии - Индия.

Информация о работе Роль Англии в послевоенном устройстве мира. Противостояние Ллойд-Джорджа, Клемансо и Вильсона