Роль Ивана Грозного в российской историографии, литературе и искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 12:55, научная работа

Краткое описание

Данная научная работа имеет своей целью проследить постепенное изменение в трактовке жизни и деятельности этого поистине великого царя в работах историков и исследователей, начиная с дореволюционного периода и завершая современными трактовками событий…

Содержание

Введение…………………………………………………………… 3
Роль Ивана Грозного в российской историографии, литературе и искусстве……… 4
1. Видение верховной власти своего места ………………. 12
2. Верховная власть и Ливонская война…………………………. 15
3. Устройство Опричного двора, организация и функционирование опричнины……………………………………. 16
Вывод………………………………………………………………. 18
Литература…………………………………………………………. 20

Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

— 55.22 Кб (Скачать файл)

 

            Вопрос о Москве как наследнице  Византии нуждается в более  подробном рассмотрении. Давно было  подмечено, что “миссия” Москвы, по представлениям ее идеологов,  была гораздо ниже той роли, на которую претендовала Византийская  империя. Москва считала себя  одновременно и вне связи с  Византией наследницей первого  - античного - Рима (происхождение  великих князей Московских от  племянника императора Августа  - Пруса в “Сказании о князьях  Владимирских”), а главное - ветхозаветного  Израиля (Москва - второй Иерусалим,  русское царство - новый Израиль).

 

            Этот взгляд на свое предназначение  подробно рассмотрен в начале  нашего века в работе Н.И.  Ефимова “Русь - новый Израиль” (27). Выводы, к которым он пришел, следует повторить.

 

1) Как Новый, так  и Ветхий завет были хорошо  известны и широко употребимы русскими книжниками(28).

 

2) Убеждение, что  Русь находится под “покровом  Божиим”, “Господней благодатью”  и “великой милостью”, “является  землей богоизбранной”(29), которое сформировалось еще до Ферраро-Флорентийского собора (1438 - 1439 гг.) и падения Константинополя. Еще тогда русские книжники не сомневались, что русский народ, единственный сохранивший истинную веру, особенно угоден Богу, дорог Ему и в путях Промысла Русь занимает место древнего народа Божия(30).

 

3) Бог на Руси  мыслился “не христианским Богом  в строгом смысле слова, Богом  любви и всепрощения, а ветхо-заветным Богом гнева, грозным мировоздаятелем, с ужасающей справедливостью карающим каждого и весь народ, все государство за прегрешения вольные и невольные...”(31).

 

            Это существенное смещение центра  тяжести в русском христианстве  в сторону Ветхого завета отразилось  и во взглядах на верховную  власть. Тем же автором было  показано, что “вообще каждый  популярный, привлекавший симпатии  своими социально-политическими  и индивидуальными добродетелями,  или непопулярный, отталкивавший  своей “гордостью” и “высокоумием” (“высокомысльством”) князь или царь приравнивался старорусскими литераторами прежде всего к еврейским царям и заметным фигурам библейской истории и только уже потом - к своим двойникам в сонме византийских басилевсов”(32).

 

            Следует также согласиться с  тем, что “концепция Москвы - Третьего  Рима, делая русского великого  князя наследником Византийских  императоров, ставила его в  положение, не имевшее прямого  прецедента в рамках византийского  образца. Концепция Москвы - Третьего  Рима имела эсхатологический  характер, и в этом контексте  русский монарх как глава последнего  православного царства наделялся  мессианской ролью”(33).

 

            Этот обзор стоит закончить  тем, что, как уже говорилось, введение в церемониал поставления на царство, начиная с Ивана IV, наряду с коронацией, миропомазания “как  бы придает царю особый харизматический статус: в качестве помазанника царь уподобляется Христу (ср.                   “помазанник”) (34).

 

            Реальность подобного взгляда  и подобного понимания сущности  верховной власти в России  подтверждается, в частности, записками  иностранцев. Так, например, голландец  Исаак Масса писал в своих  записках о России, что русские  “считают своего Царя за высшее  божество”(35).

 

2.   Разрыв между самопониманием верховной власти и существующей практикой управления государством.

 

            Тот взгляд на верховную власть, который был описан выше, начал  формироваться в XV веке и окончательно  устоялся в середине XVI века. Грозный  был первым русским царем, не  просто глубоко воспринявшим  весь комплекс идей и представлений,  лежащих в его основе, но и  целиком сформированный таким  пониманием своей власти. Его  знаменитая приписка с Курбским дает много ярких примеров того, насколько далеко к тому времени разошлись позиции Грозного и всего служилого сословия.

 

            В свое время В.О.Ключевский коротко и остроумно охарактеризовал сущность этой переписки: “За что ты бьешь нас, верных слуг своих?” - спрашивает князь Курбский. “Нет, - отвечает ему царь Иван, - русские самодержцы изначала сами владеют своими царствами, а не бояре и не вельможи”(36). Такое их полное непонимание друг друга, отсутствие како бы то ни было общей базы для спора объясняется тем, что если Курбский остается в рамках вполне традиционных представлений о службе вассала сюзерену, то Грозный пытается придать своим отношениям с подданными и своей власти строго религиозный облик, сделать ее, как власть Бога, неподсудной и не нуждающейся в защите и обосновании.

 

            Переписка Ивана Грозного с  Курбским свидетельствует о совершенно  определенном “вымывании” светской  составляющей верховной власти. Иван IV склонен трактовать измену  Курбского себе не как измену  вассала сюзерену, а как измену  Богу и вере. Он ставит знак  равенства между изменой Курбского  и отказом Курбского от вечного  спасения: “Зачем ты, о князь,  если мнишь себя благочестивым, отверг свою единородную душу? Чем ты заменишь ее в день Страшного суда?”(37). Причем Грозным подчеркивается, что эта измена Богу есть нечто постоянное, совершенно не зависимое от личных человеческих качеств носителя верховной власти: “Не полагай, что это справедливо - разъярившись на человека, выступить против бога; одно дело - человек, даже в царскую порфиру облеченный, а другое дело - бог”(38).

 

            Неповиновение монарху, а тем  более прямая измена ему тем  самым вообще изымается из  сферы возможного и допустимого. Ситуации, в которой измена может быть допустима и оправдана, не существует вовсе: “Если же ты, по твоим словам, праведен и благочестив, то почему же испугался безвинно погибнуть, ибо это не смерть, а воздаяние?”(39). И дальше: “Если же ты праведен и благочестив, почему не пожелал от меня, строптивого владыки, пострадать и заслужить венец вечной жизни?”(40).

 

            Следует отметить, что в основе  такого понимания верховной властью  самой себя лежала чрезвычайно  жесткая логическая конструкция,  идеально упрощающая взаимоотношения  между Богом и царем, царем  и его подданными, Богом и подданными царя: “Воззри (...) и вдумайся: кто противится власти - противится божескому повелению”(41).

 

            Эта схема, в свою очередь,  была калькой с такого же  упрощенного взгляда на мир,  в котором единственное сохранившее  истинную веру государство - Россия - со всех сторон было окружено  разного рода иноверцами и  еретиками.

 

            Заключая изложенное в этом  разделе, можно констатировать, что  в середине XVI века весь комплекс  взаимоотношений, соединяющих верховную  власть с ее подданными, перестал  удовлетворять верховную власть. Рассматривая себя как власть вполне религиозную, верховная власть должна была стремиться заменить традиционные узы, связывающие ее с ее подданными, узами, имеющими ту же религиозную природу, что и она сама, тем самым устранив возникшее противоречие. При очевидности и логичности самой идеи реальный путь построения новых отношений долгое время был неясен. Когда же образец был найден, события стали развиваться с поразительной быстротой.

 

            Если религиозное понимание верховной  власти складывалось в России  медленно и постепенно, то перевести  всю систему государственных  отношений на религиозную основу  Грозный пытается за считанные  годы. Эта чрезвычайная ускоренность  реформ связана с многочисленными  заговорами, а также военными  неудачами России, свидетельствовавшими  не только о разложении старой  государственной системы, но главное,  о том, что бог отвернулся  от своего избранного народа.

2. Верховная  власть и Ливонская война.

 

            Нам представляется, что анализ, проделанный выше, позволяет с  достаточной достоверностью реконструировать  тот ход событий, который привел  Грозного к идее учреждения  в России опричнины, а также  объяснить характер и смысл  этого, по общей оценке, “странного”  учреждения.

 

            Вторая половина 1564 года, то есть  время, непосредственно предшествовавшее  отъезду Грозного в Александровскую  слободу и учреждению опричнины, - это время, когда Грозный наиболее интенсивно занимался проблемами будущего политического устройства Ливонии, ведя, в частности, лично переговоры с плененным русскими войсками магистром Ливонского ордена Фюрстенбергом. Неудачи русских войск на протяжении 1563-1564 гг. показали Грозному и его ближайшим советникам невозможность чисто военного присоединения Ливонии к России и потребовали разработки достаточно сложных дипломатических проектов будущего устройства и будущего характера связи между Ливонией и Россией. В окончательном варианте Иван IV “выдвинул проект восстановления распавшегося Ливонского ордена. Предполагалось, что восстановленный Орден будет находиться под протекторатом Русского государства. Великим магистром должен был стать пленный Фюрстенберг. В преемники ему назначался сын Г. Кетлера - Вильгельм”(42).

 

            Вне всяких сомнений, разработка  такого проекта была бы невозможна  без изучения истории Ливонского  ордена от момента его возникновения,  без анализа взаимоотношений  Ливонии со всеми ее соседями, а также без исследования вопроса  о Тевтонском ордене, одним из  правопреемников которого был  Ливонский.

 

            Идея вассальной зависимости  от Русского царства одного  из последних официальных и  владетельных наследников христианской  власти на территории Палестины,  без сомнения, должна была импонировать  Грозному. Следует отметить, что  вообще иерусалимские короли, чьей  надежнейшей военной опорой были  военно-монашеские ордена и, в  частности, Тевтонский, занимают  в той схеме преемственности  верховной власти (от Бога) промежуточное  положение: еврейские цари святого  народа и Святой земли - христианские  короли Святой земли - русские  цари новой Святой земли, нового  святого народа. В контексте этого  понимания признание Ливонским  орденом своей вассальной зависимости  от России означало одновременно  и правопреемство русского великого  князя по отношению к иерусалимским  королям и, следовательно, их  приоритетные права на старую  Святую землю и Иерусалим, на  соединение под своей властью  обеих Святых земель.

 

            История военно-монашеских орденов, их решающая роль в поддержании и укреплении власти иерусалимских королей, их великолепные боевые характеристики не могли не натолкнуть Грозного на убеждение, что все эти преимущества их по сравнению с обычным рыцарством объясняются, в первую очередь, религиозным характером и наполненностью их службы, теснейшим соединением в этих орденах военной и монашеской службы, невозможностью эту службу разорвать без утраты всякой надежды на вечное спасение. Военно-монашеские ордена должны были показаться Грозному идеальным решением всех стоящих перед ним проблем, идеальным способом организации военного сословия России - новой Святой земли. Воинство, в свое время созданное исключительно для защиты и распространения истинной веры, было именно тем, в чем нуждалась Россия. Записки иностранцев, описывающие жизнь в Александровской слободе - столице опричнины, а также права и привилегии, с одной стороны, а с другой - ограничения, которые налагались на опричников, рисуют картину, весьма схожую с бытом военно-монашеских орденов, естественно, с теми поправками, которые были детерминированы специфическими для России особенностями.

3. Устройство  Опричного двора, организация  и функционирование опричнины.

 

            Этот раздел хотелось бы предварить  следующим: во все время существования  опричнины для Грозного было  характерно стремление к безусловному  и очень резкому разделению  мира опричнины и “обычного”  мира. Это проявилось отнюдь не  только в дублировании большинства  приказов и служб, отдельно  и самостоятельно управляющих  опричниной и земщиной, но, главное, в четко различимых и последовательных попытках Грозного изъять всю опричнину и каждого опричника из общего порядка вещей, сделать их как бы “не от мира сего”. Были разделены на опричное и земское:

 

а) верховная власть (опричнина передавалась в личный удел великому князю, Московское же государство (земщина) должно было управляться Боярской думой);

 

б) территория государства (причем из уездов, взятых в опричнину, выселялись все дворяне, в нее  не принятые);

 

в) управление (большинство  приказов были разделены, что сделало  возможным практически независимое  управление обеими частями государства);

 

г) финансы (каждая из частей государства имела свои собственные источники дохода);

 

д) судебная власть (она также была фактически разделена: по свидетельству Штадена вскоре после учреждения Опричного двора “великий князь послал в земщину приказ: “Судите праведно, наши (т.е. опричные - В.Ш.) виноваты не были бы”(43). Источники единодушны в том, что, как судьи, так и дьяки во все время существования опричнины решали дела в соответствии с этой формулой);

 

е)  запрет на личное общение между опричниками и  земскими. Тот же Штаден писал, что “если у опричника были в земщине отец или мать, он не смел никогда их навещать”(44). И дальше: “Я рассуждал тогда так: я хорошо знал, что пока я в земщине, я проиграю {всякое} дело, ибо все те, кто был в опричных при великом князе, дали присягу не говорить ни слова с земскими. Часто бывало, что ежели найдут двух таких в разговоре - убивали обоих, какое бы положение они не занимали. Да это и понятно, ибо они клялись своему государю богом и святым престолом. И таких наказывал бог, а не государь”(45).

 

            Это свидетельство подтверждается  двумя другими видными опричниками  - Таубе и Крузе. Дворянин, вступающий в опричнину, по их сообщениям, клялся и целовал крест не только в верности государю, великой княгине и молодым князьям - наследникам Грозного, но также “не есть и не пить вместе с земщиной и не иметь с ними ничего общего”(46).

 

ж)  внешнее отличие  опричных дворян. “Живя в упомянутом Александровском дворце, словно в  каком-нибудь застенке, он (царь - В.Ш.) обычно надевает куколь, черное и мрачное  монашеское одеяние, какое носят  братья Базениане, но оно все же отличается от монашеского куколя тем, что подбито куньими мехами. По примеру тирана также старейшины и все другие принуждены надевать куколи, становиться монахами и выступать в куколях...”(47).

Информация о работе Роль Ивана Грозного в российской историографии, литературе и искусстве