Роль Ивана Грозного в российской историографии, литературе и искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 12:55, научная работа

Краткое описание

Данная научная работа имеет своей целью проследить постепенное изменение в трактовке жизни и деятельности этого поистине великого царя в работах историков и исследователей, начиная с дореволюционного периода и завершая современными трактовками событий…

Содержание

Введение…………………………………………………………… 3
Роль Ивана Грозного в российской историографии, литературе и искусстве……… 4
1. Видение верховной власти своего места ………………. 12
2. Верховная власть и Ливонская война…………………………. 15
3. Устройство Опричного двора, организация и функционирование опричнины……………………………………. 16
Вывод………………………………………………………………. 18
Литература…………………………………………………………. 20

Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

— 55.22 Кб (Скачать файл)

 

            А. Шлихтингу вторят Таубе и Крузе: “Пехотинцы все должны ходить в грубых нищенских или монашеских верхних одеяниях на овечьем меху, но нижнюю одежду они должны носить из шитого золотого сукна на собольем или куньем меху.”(48).

 

з) особый образ  жизни опричников в Александровской  слободе. Соединение в нем элементов  монашеской жизни и жизни служилых дворян. “...Великий князь каждый день встает к утренним молитвам и  в куколе отправляется в церковь, держа в руке фонарь, ложку и  блюдо. Это же самое делают все  остальные, а кто не делает, того бьют палками. Всех их называет братией, также и они называют великого князя не иным именем, как брат. Между  тем он соблюдает образ жизни, вполне одинаковый с монахами. Заняв  место игумена, он ест один кушанье  на блюде, которое постоянно носит  с собою; то же делают все. По принятии пищи он удаляется в келью, или  уединенную комнату. Равным образом  и каждый из оставшихся уходит в свою, взяв с собой блюдо, ножик и фонарь; не уносить всего этого считается грехом. Как только он проделает это в течение нескольких дней и, так сказать, воздаст богу дань благочестия, он выходит из обители...”(49).

 

            Схожую картину рисует и другой  источник. “Когда пробивает восемь  часов, идет он снова в церковь,  и каждый должен тотчас же  появиться. Там он снова занимается  пением, пока не пробьет десять. К этому времени уже бывает готова трапеза, и все братья садятся за стол. Он же, как игумен, сам остается стоять, пока те едят. Каждый брат должен приносить кружки, сосуды и блюда к столу, и каждому подается еда и питье очень дорогое и состоящее из вина и меда, и что не может сьесть и выпить, он должен унести в сосудах и раздать нищим... Когда трапеза закончена, идет сам игумен к столу. После того как он кончает еду, редко пропускает он день, чтобы не пойти в застенок, в котором постоянно находится много сот людей; их заставляет он в своем присутствии пытать или даже мучать до смерти безо всякой причины...”(50).

 

и) организационная  структура Опричного монастыря. Распределение чинов в нем.

 

            Таубе и Крузе писали: “Этот орден (здесь уместно подчеркнуть, что ливонские дворяне, в отличие от русских, хорошо знакомые с такими образованиями, как монашеские ордена, ясно сознавали сходство с ними корпуса опричников - В.Ш.) предназначался для совершения особенных злодеяний. (...) Сам он (Иван Грозный - В.Ш.) был игуменом, князь Афанасий Вяземский келарем, Малюта Скуратов пономарем; и они вместе с другими распределяли службы монастырской жизни. В колокол звонил он сам вместе с обоими сыновьями и пономарем. Рано утром в 4 часа должны все братья быть в церкви; все неявившиеся, за исключением тех, кто не явился вследствие телесной слабости, не щадятся, все равно высокого ли они или низкого состояния, и приговариваются к 8 дням епитимии. В этом собрании поет он сам со своей братией и подчиненными попами с четырех до семи.”(51).

 

            Теперь, прежде чем перейти от  характеристики Опричного монастыря  к заключающим статью выводам,  хочется отметить, что обильно  цитируемые выше записки иностранцев,  рисующие жизнь в Александровской  слободе, давно и хорошо известны  историкам, выдержки из них  можно найти практически в  любой монографии, посвященной царствованию  Ивана IV. Однако во всех этих  работах Опричный монастырь используется, к сожалению, единственно как  яркий пример особой извращенности  царя. Лейтмотивом этого взгляда  служат следующие слова А. Шлихтинга: “Как только он проделает это в течение нескольких дней (т.е. поживет жизнью монаха - В.Ш.) и, так сказать, воздаст богу дань благочестия, он выходит  из обители и, вернувшись к своему нраву, велит привести на площадь толпы людей и одних обезглавить, других повесить, третьих побить палками, иных поручает рассечь на куски, так что не проходит ни одного дня, в который бы не погибло от удивительных и неслыханных мук несколько десятков человек”(52).

 

            В последнее же время известным  филологом и специалистом по  семиотике Б. Успенским была  сделана попытка рассмотреть  Опричный монастырь в другом  ракурсе - в рамках некоего  маскарада, “антиповедения”, выражающегося “как в переряживании, так и в кощунственной имитации церковных обрядов”(53). Б. Успенский видит в опричниках “своего рода ряженых, принимающих бесовский облик и бесовское поведение”(54), и считает, что “...опричный монастырь Грозного в Александровской слободе - когда опричники рядятся в чернеческое платье, а сам царь называет себя игуменом этого карнавального монастыря, - по всей видимости, возникает под влиянием святочных игр”(55).

 

            Основанием для такого понимания  опричнины служит для Б. Успенского, в первую очередь, сопоставление  ее со Всешутейским собором Петра I. Вряд ли эта параллель оправдана. Если, как у современников Петра I, так и у его потомков равно не вызывало сомнений карнавальное, заложенное в самом названии шутовское назначение “собора”, то в отношение опричнины ни в одном из источников нет даже намека на возможность ее “веселого” понимания.

ВЫВОД

 

Как представляется автору, сделанный анализ позволяет  прийти к следующим выводам. Полувековое  царствование Ивана Грозного оставило глубокий и мрачный след в истории  Росcии. Насыщенная драматическими событиями жизнь первого носителя титула русского царя интересовала многих историков и писателей. Как человек и как государственный деятель Иван 4-й был личностью сложной и противоречивой. Высокообразованный покровитель книгопечатания и сам писатель, государь, сделавший много для укрепления и расширения Российского государства, он своими руками разрушал то, что им было создано и при этом жестоко преследовал тех, кому был обязан успехами внутренней политики и внешнеполитическими победами.

 

 Во второй  половине XVI века многочисленные  мнимые и реальные заговоры  убеждают Ивана IV в ненадежности  старых уз, связующих монарха  и подданных, их несоответствии  самой природе верховной власти  в России. Стремясь разрешить  это противоречие, Грозный пытается  соединить в своих руках как  светскую, так и религиозную власть  и заново выстроить весь комплекс  своих взаимоотношений с подданными, сделав измену ему не только  изменой раба господину, вассала  сюзерену, но и главное - изменой  Богу и вере. Учреждение опричнины  было попыткой организации части  дворянского сословия России  на началах военно-монашеского  ордена (то же назначение, тот  же путь формирования, те же  юридические права и привилегии), подобного Тевтонскому и Ливонскому (царь - глава ордена, игумен опричного монастыря, опричники - монахи). К 1572 г. планы Грозного потерпели провал, идея эта была им оставлена, и упоминание об опричнине запрещено под страхом наказания кнутом, но старая политика террора, которую историки именуют опричной, продолжалась и дальше.

 

 

Литература:

 

Веселовский С.Б. Исследования по истории опричнины.- М. Изд-во АН СССР,        1963;

 

Бахрушин С.В. Иван Грозный ,М.,1945;

 

Виппер Р.Ю. Иван Грозный ,М.,Л.,1944;

 

Смирнов И.И. Иван Грозный ,Л.,1944.

 

Зимин А.А. Опричнина  Ивана Грозного ,М.,1964;

 

Скрынников Р.Г. Начало опричнины ,Л.,1966;

 

Скрынников Р.Г. Опричный террор ,Л.,1969;

 

Скрынников Р.Г. Иван Грозный ,М.,1975;

 

Шмидт С.О. Становление  российского самодержавства ,М.,1973.

 

Кобрин В.Б. Иван Грозный ,М.,1989.

 

Платонов С.Ф. Иван Грозный , Пг.,1923;

 

Зимин А.А. Опричнина  Ивана Грозного , М.,1964;

 

Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. СПб.,1910.

 

Платонов С.Ф. Иван Грозный. Пг.,1923.

 

Полное собрание русских летописей. СПб.,1904,т.XIII,с.392.

 

Живков В.М.,Успенский Б.А. Царь и бог. Семиотические аспекты сакрализации монарха в России. В кн.: Языки культуры и проблемы переводимости. Сб.ст. М.,Наука,1987,с.49.

 

Ефимов Н.И. Русь - новый Израиль. Казань,1912.

 

Масса И. Краткое  известие о Московии в начале XVII в. М.,1937,с.68.

 

Ключевский В.О. Соч.,т.2,ч.2. М.,1957,с.170.

 

Переписка Ивана  Грозного с Андреем Курбским. М.,1981,с.123.

 

Королюк В.Д. Ливонская война. М.,1954,с.60.

 

Штаден Г. О Москве Ивана Грозного. Записки немца опричника. М.,1925,с.86.

 

Послания Таубе и Крузе. Русский исторический журнал. Пг.,1922,кн.8,

 

Новое известие о  России времени Ивана Грозного. “Сказание” Альберта Шлихтинга. Л.,1934,с.27.

 

Успенский Б.А. Царь и самозванец., с.213.


Информация о работе Роль Ивана Грозного в российской историографии, литературе и искусстве