Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 11:13, контрольная работа
В конце второй половины XVII века, когда на престол взошел молодой царь Петр I, Россия пережила переломный момент в своей исторической линии. Это было связано скорее не с личностью «великого» преобразователя, а с ситуацией, сложившейся в данный момент в стране. Ведь в России, «оказавшейся на задворках Европы», были плохо развиты многие аспекты производственно-хозяйственной отрасли. Нужно было развивать промышленность, чуть ли не заново создавать армию и флот для защиты страны от враждебно настроенных соседей. Создание флота было связано с использованием более современного оборудования, – возникает необходимость реформирования (а в некоторых случаях и создания) различных отраслей, связанных с производством материалов, выплавки стали и т.д.
І. Роль науки в укреплении государственных традиций.
В конце второй половины XVII века, когда
на престол взошел молодой царь Петр
I, Россия пережила переломный момент в
своей исторической линии.
1.Открытие и первые годы деятельности Петербургской Академии наук.
Созданная по идее Петра I Академия наук объединила в своем первом составе блестящую плеяду молодых ученых из разных стран Европы. Талантливая и смелая молодежь, мечтавшая о больших научных открытиях, не побоялась приехать в далекую и неведомую Россию, где она нашла наиболее благоприятные в то время условия для занятия наукой. Прежде всего, над учеными не тяготело здесь бремя картеананской догматики, как во Франции, и не давил авторитет Х. Вольфа, как в Германии, или И. Ньютона, как в Англии.
Кроме того, на первых порах петербургские ученые получили достаточные материальные средства для проведения всех необходимых научных исследований, о которых не могли тогда и мечтать их коллеги из Лондонского королевского общества, сами платившие за право заниматься наукой, или ученые из других небольших государств Европы. Солидной базой для научных исследований петербургских ученых стала великолепная библиотека, тщательно собранная при покровительстве Петра I его библиотекарем И.Д. Шумахером по советам лучших специалистов в разных областях науки. Её дополняла богатая коллекция астрономических и физических инструментов, которыми была оборудована начавшая с 1782 года свою работу астрономическая обсерватория, включавшая небольшую физическую лабораторию. Петербургские ученые получили в своё распоряжение также богатейшие коллекции Кунсткамеры, среди которых находилась и лучшая в мире коллекция анатомических препаратов Ф. Рюйша.
Основатель Российской Академии
наук Петр I поставил перед ней, прежде
всего, три задачи:
Хотя в отношении подготовки русских научных кадров на первых порах похвастаться было нечем из-за недостатка молодежи со средним образованием, две другие задачи Академия пыталась выполнять как можно лучше. Только что приехавшие ученые сразу же занялись научными исследованиями. Большие успехи были достигнуты в геодезии, гидрографии и картографии, в изучении недр и поиске полезных ископаемых.
Русские моряки - гидрографы много сделали для составления карт Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей. Значительными географическими достижениями отмечены экспедиции в Сибирь и на Дальний Восток, в Среднюю Азию, предпринятые В.Э.Атласовым, И.Евреиновым и Ф.Лужиным, Д.Г.Мессершмидтом, Ф.Ф.Веневениным, И.Унковским и др. Начатая на рубеже ХVII - ХVIII вв. работа С.Ремезова по картографии “Чертежная книга Сибири” (1699 - 1701) была продолжена в первой четверти ХVIIIв. И.К.Кирилловым, приступившим к составлению сводного Атласа Всероссийской империи, первый том которого вышел в 1732 г.
За три недели до своей кончины, в январе 1725 г., Петр І подписал указ об отправке первой Камчатской морской экспедиции под командованием В.И. Беринга и А.Л. Чирикова для выяснения вопроса, где Камчатка “сошлась” с Америкой. Эта экспедиция продолжалась с 1725 по 1730 гг.
Активно велись поиски железных и медных руд на Урале и в Сибири при содействии местных крестьян. В петровское время было положено начало разведке каменного угля в Подмосковье, Донбассе и Кузбассе, нефтяных месторождений в районе Ухты и в Западной Сибири. В развитие горного дела и металлургии в России значительный вклад внесли Г.В. де Геннин, В.К. Татищев, Я.В. Брюс.
С декабря 1725г. Академия регулярно проводила публичные собрания. На них присутствовали весь Сенат, Синод, генералитет, члены императорской семьи, а порой и сама Екатерина I. После её смерти для академии было построено здание Кунсткамеры.
Распространения научных знаний в русском обществе и привлечения к науке талантливой местной молодежи активно содействовала и издательская деятельность Петербургской Академии наук. Наряду с печатанием научных трудов на латинском языке, так называемых «Комментариев», а так же первых учебников и календарей, с начала 1727г. Академия взяла на себя регулярный выпуск основанной Петром I еще в 1702 году первой русской газеты «Санкт-Петербургские Ведомости», которая с конца 1727 года печаталась уже в академической типографии. Немного позже, уже в 1728 году было начато издание приложения к газете на русском языке, получившего название «Примечания на Ведомости». В «Примечаниях» печатались статьи по медицине, философии, химии, физике и технике. В их переводе на русский язык с 11сентября 1741г. участвовал и Ломоносов, вернувшийся в Петербург после обучения за границей.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) - первый русский академик - оказал громадное влияние на развитие науки и культуры России. Трудно переоценить вклад Ломоносова в российской науки. Он был первым русским ученым – естествоиспытателем, главным предметом научных работ которого были естественные науки: химия, физика, металлургия, физическая география.
Основным направлением в своей научной работе Ломоносов избрал химию. Значение этой дисциплины в связи с развитием промышленного производства возрастало с каждым годом. Но для внедрения химических опытов нужна была экспериментальная база, лаборатория. Михаил Васильевич разработал проект лаборатории и в январе 1742 года передал его на рассмотрение в академию.
И только через шесть лет, после его неоднократных просьб и протестов, руководство Петербургской академии согласилось на постройку химической лаборатории. Она была построена и открыта благодаря усилиям Ломоносова в 1748 году.
Не менее ценными были исследования Ломоносова в области физики. Собственно физика и химия в опытах, в теоретических анализах ученого дополняли друг друга. В итоге он стал родоначальником новой науки – физической химии.
До наших дней дошел перечень того, что М. В. Ломоносов сам считал наиболее важным среди своих результатов в области естественных наук. На втором месте в этом списке стоят исследования по физической химии и, в особенности, по теории растворов.
Как уже было сказано, начало разработке многих новых направлений в науке России, развитию всевозможных научных исследований, было положено именно в XVIIIв. молодыми талантливыми учеными, приехавшими из различных Европейских стран, а так же и молодыми российскими учеными. Есть много замечательных исследователей, среди них, например: математик С.М.Котельников (1723-1806); астроном и математик, академик С.Я.Румовский (1734-1812); астроном П.Б.Иноходцев (1745-1806). Большими успехами была отмечена деятельность русских изобретателей. Так, М.И.Сердюков был известен достижениями в строительстве гидротехнических сооружений; Я.Батищев изобрел машину для водяной обточки ружейных стволов; Е. Никонов представил проект создания“потаенных судов” (подводных лодок); И.Беляев разрабатывал оригинальные оптические инструменты. А.К. Нартов (1693-1756) - изобретатель токарных и винторезных станков, создатель оптического прицела
ІІ. О роли культуры.
Культура - одна из важнейших областей общественной жизни, духовно - творческий потенциал общества на определенном этапе его развития. В настоящее время возрастает познавательно-нравственная функция истории культуры. Большинство людей, интересующихся прошлым России, прежде всего через историю культуры познают отечественную историю.
Культура (cultura) - слово латинское. Оно означает возделывание, обработка, улучшение. Такое происхождение слова "культура" поддерживают большинство лингвистов; как самостоятельное понятие оно существует с XVIIIв., с эпохи Просвещения. В русском языке слово "культура" известно с середины 30-х годов XIX века.
Определение понятия "культура" впервые встречается в книге английского историка Б. Тэйлора "Первобытная культура", изданной в 1871г. Но как ни определяй понятие "культура", оно всегда включает в себя образование - умственное и нравственное (В.И.Даль). А.Платонов называл культуру духовным опытом народа. Культура есть результат творчества человека в различных сферах его деятельности. Это - совокупность всех тех знаний, которыми располагает общество на той или иной стадии своего развития. Но в процессе культурного развития человек не только действует, создавая мир предметов и идей, но и сам изменяется, создает самого себя. Состояние общества в целом зависит от культурного уровня его членов. Соответственно двум основным сферам человеческой деятельности существуют понятия материальной и духовной культуры. Однако многие исследователи истории культуры, социологи все более склоняются к условности такого деления.
При изучении культуры действительно не удается провести четкого разграничения между сферами материальной и духовной деятельности человека, так как они тесно связаны между собой.
Результаты материального производства, памятники материальной культуры являются выражением творческой деятельности человека, его знаний, интеллекта, то есть содержат духовный компонент.
Произведения духовной культуры, как правило, имеют материальное воплощение (книги, картины, кинофотомагнитные пленки и т.д.). Развитие культуры, таким образом, предстает как процесс, охватывающий одновременно области материального и духовного производства.
Повышение познавательного, нравственного, эстетического потенциала обеспечивает общественный прогресс. В этом заключается важнейшая социальная функция культуры.
Культура, ее достижения, особенно в таких ее сферах, как наука, образование, литература, изобразительное искусство, всегда были привилегией господствующих сословий. Однако культура общества не сводится к культуре господствующих классов. Необходимо предостеречь от упрощенной оценки этой культуры как реакционной, а народной - во всем прогрессивной: следует иметь в виду, что один и тот же класс на разных этапах общественного развития мог выступать то носителем поступательного развития культуры, то его тормозом. Наконец нельзя забывать, что памятники культуры прошлого - это достояние культуры будущего. Культурное наследие является важнейшей формой, в которой выражается преемственность в историческом развитии общества. Сегодня мы особенно ясно осознаем это.
При изучении русской культуры встает вопрос о роли в ее развитии культуры других стран и народов, о ее взаимосвязи и взаимовлиянии с этими культурами. Для каждой культуры одинаково вредны как национальная замкнутость, приводящая к застою, так и игнорирование национальных традиций, составляющих ее внутреннюю основу, придающих ей стабильность. В развитии каждой культуры, в том числе и русской, взаимодействия с другими культурами играли большую роль. Однако развитие русской культуры определялось, прежде всего, внутренними процессами. Культура рубежа столетий и первых десятилетий XXв. отразила в своем развитии сложность и противоречивость эпохи, полной острейших социальных конфликтов и политических битв, которые привнесли в общественное и художественное сознание новые черты и особенности.
Вместе с тем это время духовного ренессанса, русского серебряного века, атмосфера которого отмечена необыкновенным взлетом духовности и культуры. Никто, кроме немногих литературоведов, не говорит о понятии "серебряный век" как о научном термине. Современники, впервые употребившие его (Н.Бердяев, С.Маковский, Н.Оцуп), рассматривали термин "серебряный век" как образное, мифологическое понятие.
С середины 90-х годов в общественно-политической жизни России вновь начинается общественный подъем, особенностью которого стало широкое либеральное движение, участие рабочих в революционно-демократических выступлениях. Особенностью общественного сознания этого времени было распространение марксизма, интерес к которому в 60-е годы отмечали многие современники, "...Молодежь толпами уходила в марксизм именно потому, - писал В.В.Вересаев, - что он широко открывал двери личному почину и инициативе".
Н.А.Бердяев отмечал, что "с возникновением марксизма повысились умственные интересы интеллигенции, молодежь стала читать научные книги, исключительно эмоциональный народнический тип стал меняться под влиянием интеллектуальной струи". Распространение марксизма придало русскому самосознанию качественно новые интернационалистические черты. Через увлечение идеями марксизма прошли многие общественные деятели, ученые (П.Б.Струве, М.И. Туган-Барановский, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков и др.). Значительной части научной и художественной интеллигенции были присущи религиозно-философские искания, что нашло выражение в развитии религиозной философии. Это была блестящая страница русской культуры серебряного века. Сегодня достаточно широко известны труды таких мыслителей как В.С.Соловьев (сын историка С.М.Соловьева), Н.А.Бердяева, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, Г.П.Федотов, И. А.Ильин и др.
Информация о работе Роль науки в укреплении государственных традиций