Роль науки в укреплении государственных традиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 11:13, контрольная работа

Краткое описание

В конце второй половины XVII века, когда на престол взошел молодой царь Петр I, Россия пережила переломный момент в своей исторической линии. Это было связано скорее не с личностью «великого» преобразователя, а с ситуацией, сложившейся в данный момент в стране. Ведь в России, «оказавшейся на задворках Европы», были плохо развиты многие аспекты производственно-хозяйственной отрасли. Нужно было развивать промышленность, чуть ли не заново создавать армию и флот для защиты страны от враждебно настроенных соседей. Создание флота было связано с использованием более современного оборудования, – возникает необходимость реформирования (а в некоторых случаях и создания) различных отраслей, связанных с производством материалов, выплавки стали и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

— 62.85 Кб (Скачать файл)

Революция внесла в общественное сознание  гигантскую  просветительскую струю, во многом способствовала и политическому, и  культурному  просвещению народа. Манифест 17 октября 1905 г., даровавший  ряд политических свобод, ликвидация  цензуры  и  свобода  печати  несомненно   способствовали   росту оптимистических настроений в обществе.

Особенностью  общественно-культурной  жизни  России  рубежа веков было развитие различных объединений деятелей  культуры. Эти идеи находили воплощение в таких художественных объединениях как "Мир  искусств", журналах "Весы", "Золотое  руно",  в  спектаклях  Художественного  театра  и театра В.Ф.Комиссаржевской.

К 1901 году относится начало  Религиозно - философских  собраний.  Целью их было создание открытого официального общества людей религии  и  философии для обсуждения вопросов церкви и культуры.

Религиозно - философские  проблемы  обсуждались  также  на  "Ивановских средах" - квартире  поэта - символиста  В.Иванова.  С докладами в этих собраниях выступали А.Белый, Блок, Мережковский,  Гиппиус,  Розанов.  Здесь можно было встретить художников -  Репина,  Бенуа,  Нестерова;  писателей - Брюсова, Пришвина, Короленко и многих др.

Наступившая в стране политическая реакция  после  поражения  революции 1905-1907 гг.  не  прошла  бесследно  для   общественно-культурной   жизни, способствовала распространению консервативно - охранительных  настроений  и взглядов в обществе.

Некоторые  деятели  из  среды   социал-демократов   (А.В.Луначарский, В.А.Базаров) увлеклись богостроительством, пытаясь  соединить  социализм  с религией. В 1908 г. Луначарский выпустил  книгу  «Религия  и  социализм»,  в которой утверждал, что  "философия  Маркса  есть  философия  религиозная"  и научный социализм, воспринимаемый как религия,может обрести  величайшую силу. Увлечение богоискательством испытал в эти годы М.Горький. Серьезными  критиками  богостроительства  выступили  Г.В.Плеханов   и В.И.Ленин. В 1909 г. Плеханов  напечатал  серию  статей  "О  так  называемых религиозных исканиях  в  России",  в  которых  сравнил  богостроительство  с "душегрейкой для интеллигентских душ, не  вынесших  ударов  1905-1906  гг.". Ленин  пишет  в   это   время   свою   известную   работу   "Материализм   и эмпириокритицизм".

Важнейшей  проблемой  общественно-культурной  жизни  этих  лет  стали взаимоотношения  интеллигенции  и  народа.  Многие  из   деятелей   культуры осознавали и глубоко переживали  тот  факт,  расхождение,  непонимание  этих двух сил русского общества.

Вопрос об отношениях интеллигенции  и народа  был «самым больным, самым лихорадочным» для Блока. «Стоит передо мною моя  тема, тема о России (вопрос об интеллигенции и народе в частности).  Этой  теме  я сознательно  и  бесповоротно  посвящаю  жизнь  ...  Несмотря  на   все   мои уклонения, падения, сомнения, покаяния, - я иду» - писал он в письме к  К.С. Станиславскому в 1908 г. В представлении Блока интеллигенция и народ  всегда противостоят друг другу. Если интеллигенция  выступала  носителем  культуры, то народ был выразителем стихийной, природной силы, в которой поэт видел положительное начало.

  1. Состояние народного образования и просвещения.

Развитие народной школы, продолжалось в первые десятилетия нового века. Система  начального  образования  включала   земские   школы,   школы Министерства   народного   просвещения   и    церковноприходские    училища.

Предпринятая  в  80-е  годы   попытка   правительства   сохранить   церковно приходские  школы, как  основную  форму  народного   образования   оказалась безуспешной. Со второй половины 90-х годов наблюдалось их сокращение. Выросло общее число школ и количество учащихся в них. Министерство   народного   просвещения   было   вынуждено   внести   во   II Государственную  думу  проект  закона  "О  введении   всеобщего   начального обучения в Российской империи". Однако силу закона этот проект  не  получил.

В 1914г., спустя 50  лет  после  школьной  реформы  (1864), начальным обучением была охвачена едва половина  детей  соответствующего  возраста.  В России не было обязательного начального образования. На рубеже XIX-XXвв. начался переход к всеобщему неполному среднему образованию  молодежи  в объеме 7-8 классов.

Продолжало сохраняться  различие в  распространении  грамотности  среди городских и сельских жителей; выше среднего уровня  была  грамотность  среди рабочих.

Университетское    образование    сохраняло    значение    наиболее фундаментальной формы высшего  образования.  Число  университетов  в  стране практически не изменилось, в 1909 г. появился только один университет  - в Саратове. Количество студентов увеличилось. Так, в середине 90-х  годов  в университетах обучались 14 тыс. студентов, в 1905 г. - 24,5 тыс., в 1907  г. - уже 35,3 тыс. студентов. В России  в 1917 г.  было  свыше  20  высших технических и сельскохозяйственных учебных заведений, которые находились  не только в столицах, но и  в  губернских  городах.  Особенно  выделялись  как крупнейшие учебные и научные центры Электротехнический и Политехнический институты в Петербурге, основанные в конце XIX в.

Примечательным  явлением   было   распространение   частных   учебных заведений (Психоневрологический  институт  В.М.Бехтерева, Вольная  высшая школа П.Ф. Лесгафта и др.). В этих  институтах  преподавали  видные  русские ученые  (В.М.Бехтерев,  И.П.Павлов,  М.М.Ковалевский,   С.А.Венгеров,   В.И.Семевский, Е.В.Тарле и др.), многие из которых работали безвозмездно.

В  начале  XXв.  в  стране  заметно  расширилось   высшее   женское образование. К этому времени насчитывалось около 30 высших  женских  учебных заведений. В 1900 г. в  Москве  вновь  были  открыты  Высшие  женские  курсы В.И.Герье, закрытые в годы политической реакции (1888). В Москве с  1908  г. начали  работать  Высшие  женские   сельскохозяйственные   курсы,   которыми руководил  Д.Н.Прянишников,  в  Петербурге  работали   Бестужевские курсы.

 Возникли высшие женские  курсы в ряде  провинциальных  городов  (Саратов, Одесса,  Ростов,  Харьков  и  др.).  Все  они  содержались  на  частные  или общественные средства. Правительство  было  вынуждено  признать  право  женщин на получение высшего образования.  Закон  1911г. о высшем   женском   образовании распространял на женщин права, которые давал  диплом  об  окончании  высшего учебного заведения. В  1912г.  состоялся  первый  Всероссийский  съезд  по женскому образованию, который, в частности, принял  резолюцию  о  совместном обучении в высших учебных заведениях.

Помимо воскресных школ появились  новые  формы  учебных и культурно-просветительных учреждений для  взрослых.  Одной  из  них  стали рабочие курсы.  Наиболее  известными  были  Пречистенские  рабочие  курсы  в Москве, открытые в 1897г. на  средства  В.А.Морозовой,  владелеце  Тверской мануфактуры. Слушатели  учились  на  трех  отделения,   программа   которых соответствовала низшей, средней и высшей школе. Среди преподавателей  курсов были такие ученые, как И.М. Сеченов, В.П. Волгин, В.И.Пичета и др.

В годы революции возникли  народные  университеты  и  просветительские рабочие общества.

В 1906 г. и последующие годы  народные  университеты  были созданы в столицах, некоторых городах (Н.Новгород, Уфа, Воронеж, Тверь).  В Москве народный университет  был  открыт  в  1908  г.  на  средства  деятеля народного образования А.Л. Шанявского. Университет  им.  Шанявского  сыграл  видную  роль  в  демократизации высшего образования в России. В него мог поступить каждый, кому  исполнилось 16 лет, вне зависимости от  социального  положения, вероисповедания, пола, материального достатка. Обучение осуществлялось по вечерам на двух отделениях: научно-популярном (в   объеме   гимназии) и академическом.

Окончившие последний получали диплом о высшем образовании. В1913-1914гг. в Университете им.Шанявского учился С.Есенин. Преподавание  вели  представители либерально-демократической интеллигенции Москвы (П.Н.Лебедев, А.Н. Реформатский Ю.В. Готье  и  др.). Многие из ученых, которые здесь преподавали покинули Московский  университет в 1911г. в знак протеста против реакционной  политики  тогдашнего  министра народного просвещения Л.А. Кассо. В 1919 г.,  основные  кафедры и кабинеты Университета им.Шанявского вошли в состав Московского университета.

В   развитии   культурно-информационного   пространства   продолжали сохранять свое значение газеты, журналы, книги.  Их  производство  наряду  с книжной торговлей приобретало в России в  начале  XX  в.  характер  крупного капиталистического  предпринимательства.

Главные центры книжного дела в  Москве и Петербурге, где выпускалось до 2/3 всей печатной продукции. По  количеству издаваемых книг Россия в первое десятилетие XXв. занимала 3е место в мире после Германии и  Японии.

В  конце  70-х  годов  XIX в. началась   деятельность   крупнейших книгоиздателей России - А.С.Суворина и И.Д.Сытина. 

А.С.Суворин  (1834-1912) издавал одну из самых крупных газет «Новое время», тираж которой доходил  до 60 -100 тыс. экз.

И.Д. Сытин (1851-1934), выходец  из костромских  крестьян,  начал  свою деятельность учеником в книжной лавке в Москве. Позже стал самым крупным книготорговцем, дружил с многими известными писателями того времени.

 

3. Художественная  культура. Серебряный век Русской  поэзии.

Художественная  культура  рубежа  веков  -  одна  из  интереснейших  в культурном наследии России. В ней отразились социальная  и  идейная  острота эпохи, "рубежность" общественного сознания, возросший  интерес  к  личности, его духовному миру и, наоборот, снижение интереса к проблеме социальности  в искусстве.

Новые явления в искусстве  конца XIX - начала XX вв. были  своеобразной реакцией на реализм, преобладавший в художественной культуре  XIXв.  Среди таких явлений было декадентство (от фр. - упадок),  отмеченное  настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализма.

Декадентство - понятие мировоззренческое, возникшее на переломе  жизни общества, и, по  мнению  одного  из  теоретиков  символизма  А.Л.Волынского, "явилось реакцией искусства против  материализма".  Как характерное веяние времени декадентство не может быть отнесено целиком к  какому-нибудь  одному течению в искусстве. Декадентские настроения  захватили  деятелей  различных художественных направлений, в том числе и реалистического. Однако  чаще  эти идеи были присущи модернистским течениям.

 Понятие "модернизм" (фр. moderne - новейший, современный)  включало явления  литературы  и  искусства,  рожденные  в  начале  XXв.,  новые  по сравнению с реализмом предшествующего столетия.

В 90-е годы начался творческий путь А.М.Горького. Свой первый рассказ "Макар Чудра" Горький опубликовал в 1892г. в газете "Тифлисский  вестник".

Вышедшие  в  конце  90-х  годов  "Очерки   и рассказы"   принесли   писателю   всероссийскую   известность.

И.А.Бунин (1870-1953) и А.И.Куприн (1870-1938) -  крупнейшие  писатели русской реалистической  литературы  XX в. Одним из  новых  явлений  литературы  XX  столетия  была  пролетарская поэзия, в которой зазвучала тема борьбы  рабочего  класса.

Накануне революции чрезвычайно возросла роль  театра.  Открытие  в  1898г. Художественного театра в Москве стало событием большого   культурного значения.

14 октября 1898 г. на сцене   театра  "Эрмитаж"  состоялось  первое представление пьесы А.К.Толстого  "Царь  Федор  Иоаннович".  В  1902  г.  На средства  крупнейшего  российского  мецената  С.Т.Морозова  было   выстроено известное в Москве здание Художественного театра.

 Подлинное рождение  Художественного,  по-настоящему  нового   театра, состоялось при постановки чеховской "Чайки" в декабре 1898г., которая с тех пор является  эмблемой  театра.  Современная драматургия Чехова  и  Горького  составила  основу  его   репертуара   в   первые   годы существования.

В канун первой российской революции, в 1904 г., в Петербурге  открылся театр  В.Ф.  Комиссаржевской.  Огромный  успех  на  его  сцене  имели  пьесы Горького "Дачники" и "Дети  Солнца". 

В 90-е годы в  России  появился  кинематограф,  почти  одновременно  с изобретением его во Франции братьями Люмьер.

Первые видовые  и  хроникальные фильмы  демонстрировались  в  мае   1896г.   сначала   в Петербурге   в увеселительном саду "Аквариум", а через несколько дней - в саду "Эрмитаж"  в Москве.

Первый русский кинопредприниматель  А.А. Ханжонков (1877-1945) в  1907-1908гг. начал  производство  отечественных  игровых  фильмов,  построил  в Москве  кинофабрику,  ряд  кинотеатров,  в  том  числе  "Художественный"   и "Москва"  (ныне  -  дом Ханжонкова).  Среди первых  игровых отечественных фильмов были "Пиковая дама", "Отец Сергий" (режиссер Я. А, Протазанов, 1881-1945).

Новые черты русской музыки начала XX в. нашли наибольшее выражение  в творчестве С.В.Рахманинова (1873-1943) и А.Н.Скрябина  (1871/72-1915). Оба они были выпускниками Мос.консерватории и с первых шагов в  искусстве заявили о себе как талантливые композиторы и пианисты.

В начале XX в. центрами музыкальной жизни России  был Мариинский  и Большой театры. Однако основные достижения оперного искусства этого  времени связаны с деятельностью частной оперы в Москве  (С.И.Мамонтова,  а  затем - С.И.Зимина). На сцене Московской частной русской оперы  Мамонтова  в  полную силу раскрылся талант  выдающегося  русского  певца  и  актера  Ф.И.Шаляпина (1873-1938)."В русском искусстве Шаляпин - эпоха, как  Пушкин",  -  писал Горький.

Искания в русской живописи, характерные для этого времени,  связаны  с творчеством таких художников, как М.А.Врубель, К.А.Коровин,   М.В.Нестеров, В.А. Серов. Фантастический, сказочный мир, тяготевший к  символике, открыл  Врубель  (1856-1910).

Информация о работе Роль науки в укреплении государственных традиций