Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 11:13, контрольная работа
В конце второй половины XVII века, когда на престол взошел молодой царь Петр I, Россия пережила переломный момент в своей исторической линии. Это было связано скорее не с личностью «великого» преобразователя, а с ситуацией, сложившейся в данный момент в стране. Ведь в России, «оказавшейся на задворках Европы», были плохо развиты многие аспекты производственно-хозяйственной отрасли. Нужно было развивать промышленность, чуть ли не заново создавать армию и флот для защиты страны от враждебно настроенных соседей. Создание флота было связано с использованием более современного оборудования, – возникает необходимость реформирования (а в некоторых случаях и создания) различных отраслей, связанных с производством материалов, выплавки стали и т.д.
Революция внесла в общественное сознание гигантскую просветительскую струю, во многом способствовала и политическому, и культурному просвещению народа. Манифест 17 октября 1905 г., даровавший ряд политических свобод, ликвидация цензуры и свобода печати несомненно способствовали росту оптимистических настроений в обществе.
Особенностью общественно-культурной жизни России рубежа веков было развитие различных объединений деятелей культуры. Эти идеи находили воплощение в таких художественных объединениях как "Мир искусств", журналах "Весы", "Золотое руно", в спектаклях Художественного театра и театра В.Ф.Комиссаржевской.
К 1901 году относится начало Религиозно - философских собраний. Целью их было создание открытого официального общества людей религии и философии для обсуждения вопросов церкви и культуры.
Религиозно - философские проблемы обсуждались также на "Ивановских средах" - квартире поэта - символиста В.Иванова. С докладами в этих собраниях выступали А.Белый, Блок, Мережковский, Гиппиус, Розанов. Здесь можно было встретить художников - Репина, Бенуа, Нестерова; писателей - Брюсова, Пришвина, Короленко и многих др.
Наступившая в стране политическая реакция после поражения революции 1905-1907 гг. не прошла бесследно для общественно-культурной жизни, способствовала распространению консервативно - охранительных настроений и взглядов в обществе.
Некоторые деятели из среды социал-демократов (А.В.Луначарский, В.А.Базаров) увлеклись богостроительством, пытаясь соединить социализм с религией. В 1908 г. Луначарский выпустил книгу «Религия и социализм», в которой утверждал, что "философия Маркса есть философия религиозная" и научный социализм, воспринимаемый как религия,может обрести величайшую силу. Увлечение богоискательством испытал в эти годы М.Горький. Серьезными критиками богостроительства выступили Г.В.Плеханов и В.И.Ленин. В 1909 г. Плеханов напечатал серию статей "О так называемых религиозных исканиях в России", в которых сравнил богостроительство с "душегрейкой для интеллигентских душ, не вынесших ударов 1905-1906 гг.". Ленин пишет в это время свою известную работу "Материализм и эмпириокритицизм".
Важнейшей проблемой общественно-культурной жизни этих лет стали взаимоотношения интеллигенции и народа. Многие из деятелей культуры осознавали и глубоко переживали тот факт, расхождение, непонимание этих двух сил русского общества.
Вопрос об отношениях интеллигенции и народа был «самым больным, самым лихорадочным» для Блока. «Стоит передо мною моя тема, тема о России (вопрос об интеллигенции и народе в частности). Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь ... Несмотря на все мои уклонения, падения, сомнения, покаяния, - я иду» - писал он в письме к К.С. Станиславскому в 1908 г. В представлении Блока интеллигенция и народ всегда противостоят друг другу. Если интеллигенция выступала носителем культуры, то народ был выразителем стихийной, природной силы, в которой поэт видел положительное начало.
Развитие народной школы, продолжалось в первые десятилетия нового века. Система начального образования включала земские школы, школы Министерства народного просвещения и церковноприходские училища.
Предпринятая в 80-е годы попытка правительства сохранить церковно приходские школы, как основную форму народного образования оказалась безуспешной. Со второй половины 90-х годов наблюдалось их сокращение. Выросло общее число школ и количество учащихся в них. Министерство народного просвещения было вынуждено внести во II Государственную думу проект закона "О введении всеобщего начального обучения в Российской империи". Однако силу закона этот проект не получил.
В 1914г., спустя 50 лет после школьной реформы (1864), начальным обучением была охвачена едва половина детей соответствующего возраста. В России не было обязательного начального образования. На рубеже XIX-XXвв. начался переход к всеобщему неполному среднему образованию молодежи в объеме 7-8 классов.
Продолжало сохраняться различие в распространении грамотности среди городских и сельских жителей; выше среднего уровня была грамотность среди рабочих.
Университетское образование сохраняло значение наиболее фундаментальной формы высшего образования. Число университетов в стране практически не изменилось, в 1909 г. появился только один университет - в Саратове. Количество студентов увеличилось. Так, в середине 90-х годов в университетах обучались 14 тыс. студентов, в 1905 г. - 24,5 тыс., в 1907 г. - уже 35,3 тыс. студентов. В России в 1917 г. было свыше 20 высших технических и сельскохозяйственных учебных заведений, которые находились не только в столицах, но и в губернских городах. Особенно выделялись как крупнейшие учебные и научные центры Электротехнический и Политехнический институты в Петербурге, основанные в конце XIX в.
Примечательным явлением было распространение частных учебных заведений (Психоневрологический институт В.М.Бехтерева, Вольная высшая школа П.Ф. Лесгафта и др.). В этих институтах преподавали видные русские ученые (В.М.Бехтерев, И.П.Павлов, М.М.Ковалевский, С.А.Венгеров, В.И.Семевский, Е.В.Тарле и др.), многие из которых работали безвозмездно.
В начале XXв. в стране заметно расширилось высшее женское образование. К этому времени насчитывалось около 30 высших женских учебных заведений. В 1900 г. в Москве вновь были открыты Высшие женские курсы В.И.Герье, закрытые в годы политической реакции (1888). В Москве с 1908 г. начали работать Высшие женские сельскохозяйственные курсы, которыми руководил Д.Н.Прянишников, в Петербурге работали Бестужевские курсы.
Возникли высшие женские курсы в ряде провинциальных городов (Саратов, Одесса, Ростов, Харьков и др.). Все они содержались на частные или общественные средства. Правительство было вынуждено признать право женщин на получение высшего образования. Закон 1911г. о высшем женском образовании распространял на женщин права, которые давал диплом об окончании высшего учебного заведения. В 1912г. состоялся первый Всероссийский съезд по женскому образованию, который, в частности, принял резолюцию о совместном обучении в высших учебных заведениях.
Помимо воскресных школ появились новые формы учебных и культурно-просветительных учреждений для взрослых. Одной из них стали рабочие курсы. Наиболее известными были Пречистенские рабочие курсы в Москве, открытые в 1897г. на средства В.А.Морозовой, владелеце Тверской мануфактуры. Слушатели учились на трех отделения, программа которых соответствовала низшей, средней и высшей школе. Среди преподавателей курсов были такие ученые, как И.М. Сеченов, В.П. Волгин, В.И.Пичета и др.
В годы революции возникли народные университеты и просветительские рабочие общества.
В 1906 г. и последующие годы народные университеты были созданы в столицах, некоторых городах (Н.Новгород, Уфа, Воронеж, Тверь). В Москве народный университет был открыт в 1908 г. на средства деятеля народного образования А.Л. Шанявского. Университет им. Шанявского сыграл видную роль в демократизации высшего образования в России. В него мог поступить каждый, кому исполнилось 16 лет, вне зависимости от социального положения, вероисповедания, пола, материального достатка. Обучение осуществлялось по вечерам на двух отделениях: научно-популярном (в объеме гимназии) и академическом.
Окончившие последний получали диплом о высшем образовании. В1913-1914гг. в Университете им.Шанявского учился С.Есенин. Преподавание вели представители либерально-демократической интеллигенции Москвы (П.Н.Лебедев, А.Н. Реформатский Ю.В. Готье и др.). Многие из ученых, которые здесь преподавали покинули Московский университет в 1911г. в знак протеста против реакционной политики тогдашнего министра народного просвещения Л.А. Кассо. В 1919 г., основные кафедры и кабинеты Университета им.Шанявского вошли в состав Московского университета.
В развитии культурно-информационного пространства продолжали сохранять свое значение газеты, журналы, книги. Их производство наряду с книжной торговлей приобретало в России в начале XX в. характер крупного капиталистического предпринимательства.
Главные центры книжного дела в Москве и Петербурге, где выпускалось до 2/3 всей печатной продукции. По количеству издаваемых книг Россия в первое десятилетие XXв. занимала 3е место в мире после Германии и Японии.
В конце 70-х годов XIX в. началась деятельность крупнейших книгоиздателей России - А.С.Суворина и И.Д.Сытина.
А.С.Суворин (1834-1912) издавал одну из самых крупных газет «Новое время», тираж которой доходил до 60 -100 тыс. экз.
И.Д. Сытин (1851-1934), выходец из костромских крестьян, начал свою деятельность учеником в книжной лавке в Москве. Позже стал самым крупным книготорговцем, дружил с многими известными писателями того времени.
3. Художественная культура. Серебряный век Русской поэзии.
Художественная культура рубежа веков - одна из интереснейших в культурном наследии России. В ней отразились социальная и идейная острота эпохи, "рубежность" общественного сознания, возросший интерес к личности, его духовному миру и, наоборот, снижение интереса к проблеме социальности в искусстве.
Новые явления в искусстве конца XIX - начала XX вв. были своеобразной реакцией на реализм, преобладавший в художественной культуре XIXв. Среди таких явлений было декадентство (от фр. - упадок), отмеченное настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализма.
Декадентство - понятие мировоззренческое, возникшее на переломе жизни общества, и, по мнению одного из теоретиков символизма А.Л.Волынского, "явилось реакцией искусства против материализма". Как характерное веяние времени декадентство не может быть отнесено целиком к какому-нибудь одному течению в искусстве. Декадентские настроения захватили деятелей различных художественных направлений, в том числе и реалистического. Однако чаще эти идеи были присущи модернистским течениям.
Понятие "модернизм" (фр. moderne - новейший, современный) включало явления литературы и искусства, рожденные в начале XXв., новые по сравнению с реализмом предшествующего столетия.
В 90-е годы начался творческий путь А.М.Горького. Свой первый рассказ "Макар Чудра" Горький опубликовал в 1892г. в газете "Тифлисский вестник".
Вышедшие в конце 90-х годов "Очерки и рассказы" принесли писателю всероссийскую известность.
И.А.Бунин (1870-1953) и А.И.Куприн (1870-1938) - крупнейшие писатели русской реалистической литературы XX в. Одним из новых явлений литературы XX столетия была пролетарская поэзия, в которой зазвучала тема борьбы рабочего класса.
Накануне революции чрезвычайно возросла роль театра. Открытие в 1898г. Художественного театра в Москве стало событием большого культурного значения.
14 октября 1898 г. на сцене театра "Эрмитаж" состоялось первое представление пьесы А.К.Толстого "Царь Федор Иоаннович". В 1902 г. На средства крупнейшего российского мецената С.Т.Морозова было выстроено известное в Москве здание Художественного театра.
Подлинное рождение Художественного, по-настоящему нового театра, состоялось при постановки чеховской "Чайки" в декабре 1898г., которая с тех пор является эмблемой театра. Современная драматургия Чехова и Горького составила основу его репертуара в первые годы существования.
В канун первой российской революции, в 1904 г., в Петербурге открылся театр В.Ф. Комиссаржевской. Огромный успех на его сцене имели пьесы Горького "Дачники" и "Дети Солнца".
В 90-е годы в России появился кинематограф, почти одновременно с изобретением его во Франции братьями Люмьер.
Первые видовые и хроникальные фильмы демонстрировались в мае 1896г. сначала в Петербурге в увеселительном саду "Аквариум", а через несколько дней - в саду "Эрмитаж" в Москве.
Первый русский
Новые черты русской музыки начала XX в. нашли наибольшее выражение в творчестве С.В.Рахманинова (1873-1943) и А.Н.Скрябина (1871/72-1915). Оба они были выпускниками Мос.консерватории и с первых шагов в искусстве заявили о себе как талантливые композиторы и пианисты.
В начале XX в. центрами музыкальной жизни России был Мариинский и Большой театры. Однако основные достижения оперного искусства этого времени связаны с деятельностью частной оперы в Москве (С.И.Мамонтова, а затем - С.И.Зимина). На сцене Московской частной русской оперы Мамонтова в полную силу раскрылся талант выдающегося русского певца и актера Ф.И.Шаляпина (1873-1938)."В русском искусстве Шаляпин - эпоха, как Пушкин", - писал Горький.
Искания в русской живописи,
характерные для этого времени,
Информация о работе Роль науки в укреплении государственных традиций