Российская федерация на новом этапе развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 17:20, контрольная работа

Краткое описание

Экономика страны вначале 1990-х гг. находилась в сложном положении. Возрастала нехватка товаров первой необходимости и продовольствия. Предприятия тяжелой промышленности и оборонной сферы остались без государственных заказов, что угрожало вызвать быстрый рост безработицы. После роспуска СЭВ и распада СССР внешние экономические связи страны были утрачены.
В 1992 г. Президент Б.Н.Ельцин сформировал Правительство, в котором ключевые посты заняли сторонники реформ - и.о.премьер-министра Е.Т.Гайдар, вице-премьеры А.Н.Шохин и А.Б.Чубайс. Они взяли курс на оздоровление экономики за счет ее ускоренного перевода на рельсы рыночного хозяйства, путь по выводу страны из кризиса, предложенный новым правительством стали называть шоковой терапией.
Реформы начались с либерализации цен, т.е. государство больше не регулировало цены на большую часть товаров, сняли все ограничения на частную предпринимательскую деятельность, в том числе и в сфере торговли.

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТР.РАБ.ИСТОРИЯ (готовая).docx

— 41.45 Кб (Скачать файл)

Вариант №10. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ НА НОВОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ.

  1. Экономические реформы 90-х годов: цели и основные итоги.

   Экономика страны вначале 1990-х гг. находилась в сложном положении. Возрастала нехватка товаров первой необходимости и продовольствия. Предприятия тяжелой промышленности и оборонной сферы остались без государственных заказов, что угрожало вызвать быстрый рост безработицы. После роспуска СЭВ и распада СССР внешние экономические связи страны были утрачены.

     В 1992 г. Президент Б.Н.Ельцин сформировал Правительство, в котором ключевые посты заняли сторонники реформ - и.о.премьер-министра Е.Т.Гайдар, вице-премьеры А.Н.Шохин и А.Б.Чубайс. Они взяли курс на оздоровление экономики за счет ее ускоренного перевода на рельсы рыночного хозяйства, путь  по выводу страны из кризиса, предложенный новым правительством стали называть шоковой терапией.

   Реформы  начались с либерализации цен,  т.е. государство больше не  регулировало цены на большую  часть товаров, сняли все ограничения  на частную предпринимательскую  деятельность, в том числе и  в сфере торговли.

Проводилась приватизация – передача государственной  собственности в руки трудовых коллективов  и частных лиц. С 1 октября 1992 г. граждане начали получать приватизационные чеки – ваучеры, которые давали право  на приобретение акций предприятий. К 2001 г. было приватизировано около  половины всех предприятий, существовавших в России в 1991 г.,  создавались  новые частные предприятия, к  концу 2002 г. более 75% всех предприятий  были негосударственными.

Предполагалось, что приватизация государственных  предприятий приведет к формированию большого слоя собственников, заинтересованных в процветании экономики,  а  свободная конкуренция будет  стимулирующим фактом для ускоренной модернизации.

Началась приватизация жилья. Граждане России получили  право перевести занимаемые ими квартиры в личную собственность, которой можно было распоряжаться по своему желанию, так в стране возник рынок жилья.

Во многом вышеуказанные реформы оказались  спасительными для экономики, открыли  новые возможности ее развития, удалось  сбалансировать спрос и потребление. Постепенно полки магазинов стали  заполняться товарами первой необходимости, угроза голода, которая возникла во многих районах страны, была устранена. Значительную роль в этом сыграл импорт продуктов питания, оплаченный за счет кредитов Международного валютного  фонда. Уменьшались вложения в ВПК, содержание которого в полном объеме стало непосильной ношей для  экономики. Многие заводы и фабрики  закрывались, начала расти безработица. Оставшиеся без работы, занялись торговой и посреднической деятельностью, предпринимательством, чтобы обеспечить себе средства к  существованию. Для многих  людей  открылись новые просторы для  самореализации.

 Тем не менее многие экономисты указывали на просчеты в проведении реформ.

Либерализация цен при сохранении товарного  дефицита способствовала их быстрому росту, в 1992 г. – в 36 раз, на отдельные  виды товаров – в 100  и более  раз.  Это не компенсировалось существенным увеличением зарплат и социальных выплат. Большая часть населения была ввергнута в нищету. Уровень жизни населения упал, доходы большинства граждан сократились примерно на две трети.

Правительство не имело четкой концепции взаимоотношений  со странами СНГ,  а рубль обслуживал экономику не только России, но и  ставшие суверенными бывшие союзные  республики. В результате этого был  утрачен контроль над печатанием денег. Частные предприниматели  переводили свои  средства в более  стабильные зарубежные валюты, чаще всего  в доллары США и размещали  их в зарубежных банках. Началась утечка капиталов из России. Только летом 1993 г. была введена собственная валюта, что позволило немного уменьшить  темпы инфляции.

Из- под государственного контроля вышли внешнеторговые операции, т.к. еще не сформировались таможенные границы со странами СНГ. Через их территорию за рубеж бесконтрольно вывозились дефицитные материалы, сырье и технологии.

Предпринимательская деятельность сконцентрировалась в  самых прибыльных сферах - торговле и посредничестве, что ускоряло рост цен, но не стимулировало рост производства, которое продолжало сокращаться. Особенно пострадали наукоемкие отрасли.

Становление правовой основы предпринимательской  деятельности отставало от ее развития, были  стерты границы между законным и незаконным. Предприниматели часто оказывались жертвами произвола чиновников и поборов со стороны криминального мира. Порой они сами прибегали к преступным методам обогащения и борьбы с конкурентами.

От ваучерной приватизации граждане России мало что получили, в условиях инфляции ваучеры быстро обесценились. Большинство россиян продали их за бесценок, либо вложили в инвестиционные фонды, которые быстро прекратили свое существование. Контрольные пакеты акций скупались администрацией предприятий и теневеками.

Нараставшее в стране недовольство побудило Президента Ельцина Б.Н. назначить главой Правительство  в конце 1992 г. В.С.Черномырдина, который  сразу же заявил о  необходимости  придать реформам более четкую социальную направленность.

Весной - летом 1992 г.в Москве и других городах прокатилась волна забастовок,  прошли массовые митинги протеста против политики Правительства.

Сложилась оппозиция  курсу реформ, которая была далека от однородной. В ее рядах были сторонники установления режима «твердой руки», сторонники возрождения социалистического строя и восстановления СССР, монархисты и др. Несмотря на разногласия, всех сближало одно – резко отрицательное отношение к идеям и итогам перестройки, проводившимся реформам.

Так к середине 1992 г. в РФ углубилась поляризация  политических сил.

  1. Политический кризис 1996 года. Расстрел «Белого дома».

 Центром  оппозиции курсу реформ стал  Верховный Совет во главе с  его председателем Р.И. Хазбулатовым и вице-президентом А.В.Руцким. Депутаты бойкотировали предлагаемые им на утверждение законы, пытались ограничить власть Президента и Правительства.

Ответным шагом  Б.Н.Ельцина стало обращение к  гражданам России с предложением провести 25 апреля 1993 г. референдум о  доверии Президенту, Верховному Совету и о лишении Верховного Совета полномочий принимать новые законы. Оппозиция предприняла попытку импичмента Президента, но внесенное ею предложение не получило необходимой поддержки.  Проведенный референдум показал, что большинство высказалось за доверие Президенту. В стране возник конституционный кризис. Противостояние Президента и народных депутатов в условиях проводимых реформ грозит экономической и социальной катастрофой.

По указанию Б.Н.Ельцина была ускорена разработка проекта новой Конституции. К  ее написанию привлекли общественность, лидеров политических партий и движений. В проекте полномочия Президента значительно расширялись, что вызвало  недовольство у большинства Верховного Совета. Указом Б.Н.Ельцина от 1 сентября 1993 года вице-президент А.В.Руцкой был  освобожден от должности. Верховный Совет счел этот акт противоречащим Конституции. 21 сентября 1993 года Президент издал указ о роспуске Верховного Совета, проведении в декабре 1993 г. выборов в новый парламент и одновременно – референдума по принятию новой Конституции страны. Верховный Совет расценил этот указ как попытку государственного переворота. Он принял постановление о прекращении полномочий Б.Н.Ельцина и возложении обязанностей Президента на А.В.Руцкого.

Начался двухнедельный  период противоборства Президента и  Верховного Совета. 2-3 октября 1993 г. оно  приняло вооруженный характер. Отряды сторонников А.В.Руцкого захватили  мэрию и попытались взять телерадиоцентр в Останкино. В ответ Президент  ввел в столице военное положение. 4 октября 1993 г. после обстрела из танковых орудии Белый дом был захвачен, а руководители его обороны – арестованы (в 194 г. их амнистировали). По официальным данным, число жертв составило 145 человек.

Последующими  указами Президента была прекращена деятельность Советов всех уровней (областных, районных, городских, поселковых и сельских). Власть передавалась главам местных администраций. Советская  форма государственного устройства перестала существовать.

Победа б.н.Ельцина не решила проблему стабилизации положения в экономике и обеспечения эффективности работы механизмов рынка.

Росло число  безработных, в 1997 г. оно достигло около 7 млн.Нечеткость законов, высокие налоги на все виды предпринимательства породили массовое утаивание прибылей и перевод денег за границ. За 1992-1999 г.г. из страны было вывезено свыше 155 млрд долларов.

Недополучая деньги в бюджет, государство не имело возможности своевременно выплачивать зарплату работникам бюджетной  сферы. По разным оценкам, от 22 до 40% населения  жили ниже уровня бедности.

В декабре 1996 г. Дума приняла заведомо нереальный бюджет, предусматривавший значительное увеличение расходов на социальные нужды, на покрытие которых при существующих законах и системе налогообложения  отсутствовали ресурсы. В марте 1997 г. Правительство В.С.Черномырдина признало невозможность его выполнения.

Ужесточился режим экономии на государственных  расходах, прежде всего выделявшихся на армию, культуру и образование. Весной 1997 г. их пришлось сократить на 30%.

В марте 1998 г. Президент отправил в отставку Правительство В.С.Черномырдина. Премьер - министром был назначен молодой реформатор С.В.Кириенко.

Новое Правительство  предложило комплексную программу  мер по стабилизации экономики, однако Дума отклонила ее. В этих условиях 17 августа 1998 г. С.В.Кириенко заявил о  дефолте – отказе от обязательств по погашениям внешних и внутренних долгов страны.

Меры  Правительства  привели к резкому росту цен, потере сбережений многими собственниками и рядовыми гражданами. В августе 1998 г. Правительство во главе с  С.В.Кириенко было отправлено в отставку.

Несмотря на негативные последствия, дефолт способствовал  началу оздоровления экономики. Значительно  сократился импорт, повысилась конкурентоспособность  российской промышленности, стало выгодно  вкладывать средства в отечественного товаропроизводителя.

Большое значение имело избрание на пост премьер-министра академика Е.М.Примакова, сторонника укрепления роли государства в экономике. Кабинету Примакова удалось наладить рабочие отношения с левым  большинством Думы. Впервые за все  время реформ был своевременно  принят  реалистичный бюджет, который  учитывал социальные интересы широких  масс населения. Общество стало видеть в Примакове Е.М. лидера, способного прийти на смену действующему Президенту.

В августе 1999 г. на пост премьер-министра был назначен В.В.Путин. При этом Президент подчеркнул, что видит его своим преемником.

Основным итогом периода 1994-1998 г.г. стало то, что несмотря на сохраняющуюся остроту социальных проблем и продолжающийся кризис в экономике, удалось предотвратить развитие тенденций к развалу страны. Вопреки продолжающимся трениям между законодательной и исполнительной ветвями власти политическая жизнь страны развивалась в рамках правового поля. Россия продолжала следовать по пути реформ и демократического развития.

  1. Политическое и экономическое развитие России в 2000-х годах.

В начале ХХI в. острота проблем и противоречий в социально-экономическом развития Росси стала снижаться, что было связано с политикой В.В.Путина.

31 декабря  1999 г. Б.Н.Ельцин подал в отставку  с поста Президента страны. Исполнение  обязанностей главы государства  было возложено на В.В.Путина. Это обеспечило ему возможность  привлечь внимание избирателей  к своей деятельности.

26 марта 2000 г. состоялись  президентские  выборы, на которых Путин В.В.  одержал убедительную победу. Впервые  за все время реформ их сторонники  не только возглавили исполнительную  власть, но и могли опереться  на голоса депутатов  Государственной  Думы. В 2001 г. «Единство»  и «Отечество  – вся Россия» объединились  и создали проправительственную  партию «Единая Россия». Ее лидером стал Б.В.Грызлов. Правительство обеспечило себе устойчивое большинство в парламенте, что открыло возможность принятия давно назревших законов.

 Одним из  признаков наступления нового  этапа в истории России стало  утверждение Думой государственной  символики Российской Федерации.  Ее гербом стало изображение  золотого двуглавого орла, флагом – бело-сине-красное полотнище. Одобрение получил гимн на слова С.В.Михалкова и музыку А.В.Александрова.

В 2000г. Президентом  был принят  целый ряд документов определявших приоритеты государственного и военного строительства, внутренней и внешней политики. Был учтен  опыт прошлого и разработана программа  комплексных социально-экономических, правовых и политических преобразований. Особое внимание уделялось повышению  эффективности работы органов государственной  власти.

В политической сфере Президент принял меры по укреплению вертикали власти. Территория России была разделена на семь федеральных округов, в каждый из которых назначался полномочный представитель Президента с правом контроля над деятельностью местных властей. Менялся порядок формирования Совета Федерации. Ранее его членами были главы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Теперь эта функция возлагалась на представителей ,избираемых местными законодательными органами.

В 2004 г. был  изменен порядок избрания руководителей  субъектов Федерации. Они стали  выбираться местными законодательными собраниями по представлению Президента, а не в ходе прямых выборов. Глава  государства получил право отзывать губернаторов в случае неудовлетворительного  исполнения ими своих обязанностей. Федеральный центр начал более  эффективно контролировать расходование регионами средств, выделенных на решение  социально-экономических проблем, вести  борьбу с коррупцией и нарушением прав граждан.

Информация о работе Российская федерация на новом этапе развития