Российская федерация на новом этапе развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 17:20, контрольная работа

Краткое описание

Экономика страны вначале 1990-х гг. находилась в сложном положении. Возрастала нехватка товаров первой необходимости и продовольствия. Предприятия тяжелой промышленности и оборонной сферы остались без государственных заказов, что угрожало вызвать быстрый рост безработицы. После роспуска СЭВ и распада СССР внешние экономические связи страны были утрачены.
В 1992 г. Президент Б.Н.Ельцин сформировал Правительство, в котором ключевые посты заняли сторонники реформ - и.о.премьер-министра Е.Т.Гайдар, вице-премьеры А.Н.Шохин и А.Б.Чубайс. Они взяли курс на оздоровление экономики за счет ее ускоренного перевода на рельсы рыночного хозяйства, путь по выводу страны из кризиса, предложенный новым правительством стали называть шоковой терапией.
Реформы начались с либерализации цен, т.е. государство больше не регулировало цены на большую часть товаров, сняли все ограничения на частную предпринимательскую деятельность, в том числе и в сфере торговли.

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТР.РАБ.ИСТОРИЯ (готовая).docx

— 41.45 Кб (Скачать файл)

 Усилилась  правовая база реформ. В 2001-2002 гг. уголовное, административное  и пенсионное законодательство  было приведено в соответствие  с реалиями рыночной экономики.  Государственная Дума приняла  Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный, Арбитражной процессуальный  кодексы,  КоАП, Трудовой, Жилищный, Таможенный и Земельный кодексы. Совершенствовалась работа судов, были учреждены должности судебных приставов, мировых судей, появился суд присяжных.

Вопреки сопротивлению  левой оппозиции, новые законы разрешали  куплю и продажу  земли, что  укрепило рыночные отношения. Поощрению  предпринимательской деятельности способствовало снижение налогов. Их ставка для граждан- физических лиц – стала одной из самых низких в мире – 13%. Одновременно осуществлялись меры по борьбе с теневой экономикой, корректировалась таможенная политика с целью поддержки отечественных товаропроизводителей.

 В 2002 г.  с принятием закона «О гражданстве  Российской Федерации» и ряда  др., ужесточалось регулирование  миграционных потоков, вводился  четкий порядок регистрации зарубежных  граждан, въезжающих в страну.

Весной 2003г. Президент  провел реорганизацию силовых ведомств, направленную на усиление МВД  и  ФСБ. На  МВД возлагалась ответственность  за проведение иммиграционной политики, борьба с экономическими и налоговыми преступлениями. В функции ФСБ  вошла охрана границ страны. Было создано  отдельное федеральное ведомство  для борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Главной целью этих мероприятий  было повышение эффективности в  противодействии экстремизму и  организованной преступности.

Принимались меры по реорганизации Вооруженных  сил страны. Была поставлена задача постепенного перевода  армии на контрактную основу, превращения  ее в профессиональную. Началось повышение зарплаты военнослужащих, выделение средств на закупки новой военной техники.

Преобразования, предпринятые по инициативе В.В.Путина оказали большое влияние на развитие страны. Благодаря изменению системы налогообложения увеличились поступления в федеральный бюджет. С 2001 г. впервые со времени начала рыночных реформ стали увеличиваться реальные доходы населения.

Большое влияние  на моральный климат в обществе оказала  активизация борьбы с коррупцией, криминалитетом, нелегальными операциями коммерческих структур. Большую роль в этом сыграла деятельность Счетной  палаты РФ под руководством С.В.Степашина. Прокуратура довела до суда ряд затянувшихся расследований, возбудила дела против некоторых представителей делового мира.

Большое влияние  на положение дел в обществе оказало  изменение ситуации на Северном Кавказе. Боевики не оставляли попыток  дестабилизировать положение в  регионе, да и в стране в целом. 23 октября 2002 г. в Москве были захвачены  в заложники зрители мюзикла  «Норд ОСТ», 130 из них погибли. В  июле 2003 г. произошел взрыв на рок-фестивале  в Тушине, в феврале – взорван  поезд московского метро, в августе 2004 г. – два пассажирских самолета. Не прекращался террор на Северном Кавказе. Потрясением для всей страны стал захват террористами 1 сентября 2004 г. школы в Беслане (Республика Северная Осетия- Алания). Погибло 330 человек, большинство из них -  дети.

Политика Президента и Правительства встретила одобрение  и понимание большинства граждан  России. На выборах в Государственную  Думу в декабре 2003 г. партия «Единая  Россия» получила 37,6% голосов и опираясь на поддержку многих кандидатов, обеспечила себе большинство мест в российском парламенте.

14 марта 2004 г. в России состоялись очередные  выборы Президента страны, на  которых В.В.Путин добился убедительной  победы, получив 71,2% голосов избирателей.

Упрочение вертикали  власти, успехи в экономике, рост доходов  населения создали предпосылки  для перехода к новой стратегии  развития страны.

Одна из главных  задач, поставленных Президентом страны – повышение темпов экономического развития и увеличение уровня жизни  населения. Рост эффективности рыночной экономики должен обеспечиваться за счет законодательного ограничения  бюрократической «опеки» малого и среднего бизнеса, реорганизация и разукрупнения некоторых крупнейших компаний. Так,  государственная монополия «Единая энергетическая система России (РАО ЕЭС) была преобразована в несколько частных и государственных компаний. Началась реформа управления ЖКХ с целью  повышения эффективности его работы.

Избранная экономическая  стратегия оказалась довольно успешной. Объем производимого ВВП увеличился. Удалось погасить большую часть  внешней задолженности, долги России с 2000 по 2008 г. сократились со 132,8 до 44,1 млрд долларов. Несмотря на это, бюджет ежегодно сводился со значительным превышением доходов над расходами. Это обеспечило значительный рост золотого запаса страны. В 2007 г. по размерам золотовалютных резервов Россия вышла на третье место в мире (после Китая и Японии). Постепенно повышался уровень жизни населения.

В значительной мере достигнутые успехи были связаны  с ростом цент на энергоносители. Часть  доходов от их экспорта направлялась в созданный в 2004 г. Стабилизационный фонд. Накопленные в нем средства планировалось использовать в случае появления кризисных явлений  в экономике или резкого падения  цен на нефть.

Предсказуемая экономическая политика и политическая стабильность сделали Россию привлекательной  для иностранных инвесторов –  приток капиталов в страну в 2005 – 2007 г г. превысил их отток. Но все это не решало всех проблем. Страна по-прежнему зависела от продажи невосполнимых природных ресурсов, запасы которых не безграничны. Большая часть продукции отечественных товаропроизводителей существенно уступала зарубежным образцам. Около трети потребляемого населением России продовольствия ввозилась из-за границы. Значительной оставалась доля импорта среди потребительских товаров (одежда, обувь, игрушки, косметика, автомобили, электронная техника и т.д.)

Значительно остро обозначались социальные проблемы. Увеличивался  разрыв в уровне доходов  между бедными и богатыми. Реформа  системы социального обеспечения, начатая в 2005 г. с целью привести ее в соответствие с реалиями рыночной экономики, вызвала массовое недовольство населения, особенно пенсионеров. Оставались нерешенными социально-демографические  проблемы. Средняя продолжительность  жизни в стране на 2006 г. составляла 65 лет, у женщин – 72 года, у мужчин – 59 лет.

В Послании Федеральному Собранию весной 2004г. Президент  акцентировал внимание на самых насущных для граждан  страны проблемах- качестве и доступности медицинского обслуживания, образования, жилья. Были намечены пути социальной модернизации общества. 21 октября 2005 г. Указом Путина В.В. создается Совет при Президенте по реализации национальных проектов. Ответственным за их разработку и реализацию стал вице-премьер Правительства Д.А.Медведев. Национальные проекты были призваны обеспечить комплексное решение социально-экономических и демографических проблем России.

Наибольшие  средства были выделены на национальный проект «Здоровье» - 230 млрд руб. в 2007 г. Главной его целью было снижение смертности. Началось создание центров высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой с использованием сложных и уникальных медицинских технологий. Другим направлением данного проекта стали меры по повышению рождаемости. В начале 2007 г. были введены такие льготы, как право ранее работавшей женщине получать пособие по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, работавшей – в размере 40% о получаемого заработка. Рождение второго ребенка стало вознаграждаться предоставлением «материнского капитала». По итогам 2007 г. реализация нацпроекта «Здоровье» уже принесла определенные плоды – рождаемость увеличилась почти на 10%.

Значительные  средства были выделены на нацпроект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Объем коммерческого строительства в стране неуклонно рос, но приобретение жилья по рыночным ценам было доступно лишь 12,6%. Этот проект предполагал государственную поддержку в строительстве доступного жилья, субсидирование ставок по ипотечным кредитам, переселение граждан из аварийных домов.

Большое значение придавалось нацпроекту «Развитие  агропромышленного комплекса».

Он призван  снизить зависимость страны от поставок продовольствия из-за рубежа, создать  основу для возрождения российской деревни. Ставились  задачи ускоренного  развития животноводства, поддержки  малых форм хозяйствования, предоставления жилья молодым специалистам на селе. Намечалось провести техническое перевооружение действующих животноводческих комплексов и предприятий промышленного  рыболовства, ввести в эксплуатацию новые. Проект принес определенную отдачу. За первые девять месяцев 

2007 г. производство  мяса, птицы, молока в стране  выросло.

Нацпроект «Образование»  должен был обеспечить выход школьной и вузовской системы образования  на новый уровень, отвечающий запросам информационного общества. В его  рамках школы получили доступ к Интернету, началось внедрение наиболее эффективных образовательных технологий, материальное поощрение тех преподавателей и учащихся, которые добиваются наилучших результатов.

Основная идея национальных проектов – инвестиции в человека, вложение в человеческий капитал – соответствовала общей  стратегии развития экономики страны.  Основным инструментом достижения этой цели должны стать корпорации с преобладанием  государственного капитала. Ожидается, что  они смогут столь же эффективно действовать на мировом рынке, как  «Газпром» и «Роснефть».

Реорганизации подвергся Стабилизационный фонд –  часть сверхдоходов от экспорта нефти  и газа стала сохраняться в  резервном фонде, часть направляться на социальные расходы, часть – в  фонд будущих поколений (фонд национального  благосостояния). Его средства предполагается вложить в развитие инфраструктуры страны: строительство и модернизацию морских и речных портов, аэродромов, дорог, увеличение производства электроэнергии за счет строительства атомных электростанций (АЭС).

Расширение  присутствия государства в стратегически  значимых отраслях важно и с точки  зрения обеспечения национальной безопасности. Программа перевооружения на 2007-2015 гг. призвана обеспечить Вооруженные  силы страны передовой боевой техников. С 2008 г. срок службы призывников сокращен до 1 года, что стало реальным шагом  к созданию профессиональной армии.

Большой проблемой  оставалось слабое развитие и низкая активность институтов гражданского общества. В 2004 г. была создана Общественная палата, члены которой частично назначаются  Президентом, частично представляют общественные организации. Она призвана привлекать внимание  государственной власти и СМИ к нерешенным и важным проблемам общества и отдельных  граждан.

На пост Президента страны партия «Единая Россия»  выдвинула  своего кандидата – вице-премьера Д.А.Медведева. В марте 2008 г. за Медведева  Д.А. проголосовало 70,28%  избирателей. Путин В.В. занял пост Председателя Правительства. Что позволило обеспечить политическую стабильность в стране и условия для успешного продолжения  и углубления реформ.

2008 г .ознаменовался наступлением глобального экономического кризиса. Он начался в США и распространился на большинство стран мира, включая и Россию. Падение цен на энергоносители и сырье привело к сокращению поступлений в бюджет, падению доходов ведущий российских компаний, обесцениванию их акций. Иностранные инвесторы стали выводить капитал из России. Постепенная девальвация рубля по отношению к ведущим мировым валютам – евро и доллару - поставила в трудное положение банки и корпорации, получившие «дешевые» кредиты  в странах Запада. Вынужденно снижение производства вызвало рост безработицы в стране. Возросли сложности в сфере миграционной политики. В предшествующие кризису годы Россия восполняла нехватку дешевой рабочей силы за счет трудовых мигрантов (в основном из стран СНГ, а также Китая и Вьетнама). В сложившейся ситуации многие из них потеряли работу, что усугубило криминогенную обстановку, привело к росту напряженности в межнациональных отношения.

Президент и  Правительство разработало и  приняло комплекс стабилизационных  мер. За

Счет накопленных  резервов были выделены средства доя предотвращения крушения банковской системы, финансирования производящего сектора экономики. Прошла корректировка бюджета, в 2009 г. он стал дефицитным. Но при этом финансирование социальных программ ( повышение пенсий, выплат материнского капитала, предоставления льготных кредитов покупателям отечественного автопрома и т.д.), а также раннее начатых крупных проектов- подготовка к Олимпиаде в 2014 г. в г. Сочи, намечено продолжать. В 2008 г. была начата новая военная реформа. Ее цель – сокращение численности Вооруженных сил, упрощение системы управления ими, повышение боеготовности войск.

Принятые меры по борьбе с кризисом позволили предотвратить  крушение банковской системы, избежать массовой утраты гражданами России своих  сбережений. Однако спад промышленного  производства, деловой активности и увеличение числа безработных все же стали реальностью. Ситуация усугубляется тем, что возможности выхода России из кризиса обусловлены состоянием глобальной экономики, решающее влияние на которую оказывают положение в ее ведущих центрах – США, странах Евросоюза, Китае, Японии.

  1. Политическая и государственная деятельность Б.Н.Ельцина.

12 июня 1991 года  избран президентом РСФСР Борис  Николаевич Ельцин, набрав 57% голосов  избирателей. В июле 1991 года подписал  указ о прекращении деятельности  организационных структур политических  партий и массовых общественных  движений в государственных органах,  учреждениях и организациях РСФСР. 

В связи с  попыткой государственного переворота в СССР 19 августа 1991 года выступил с  «Обращением к гражданам России», где заявил, в частности, следующее: «Мы считаем, что такие силовые  методы неприемлемы. Они дискредитируют СССР перед всем миром, подрывают  наш престиж в мировом сообществе, возвращают нас к эпохе холодной войны и изоляции Советского Союза. Все это заставляет нас объявить незаконным пришедший к власти так  называемый комитет (ГКЧП). Соответственно объявляем незаконными все решения  и распоряжения этого комитета». Внутриполитический кризис застал президента СССР М. С. Горбачева на отдыхе в Форосе (Крым), где тот таким образом избежал участия в августовских событиях. Решительные и точные действия руководства России разрушили планы путчистов. Опираясь на поддержку народа и армии, Б. Н. Ельцин сумел уберечь страну от последствий масштабной провокации, поставившей Россию на грань гражданской войны. Члены ГКЧП были арестованы, а М. С. Горбачев освобожден из «форосского плена» и доставлен в Москву.

Информация о работе Российская федерация на новом этапе развития