Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 12:07, реферат
Основными направлениями внешней политики Советского государства и большевистской партии в 1920 е гг. стало укрепление позиций СССР на международной арене и разжигание мировой революции. Договоры, заключенные в 1920–1921 гг. с Ираном, Афганистаном, Монголией, Турцией и другими пограничными странами, положили начало широкому дипломатическому признанию Советской России. Возникли торговые связи с Англией, Германией, Италией.
В апреле – мае 1922 г. в Генуе (Италия) состоялась Международная экономическая и финансовая конференция европейских государств, на которую была приглашена Россия. Российская делегация выступала от имени всех советских республик. Руководителем делегации был Г. В. Чичерин, нарком иностранных дел с 1918 по 1930 гг. Капиталистические страны рассчитывали оказать экономический нажим и потребовали выплатить долги царской России, Временного правительства, белогвардейцев, отменить монополию внешней торговли, возвратить национализированные предприятия. Советская сторона соглашалась вернуть часть долгов при условии получения кредитов и возмещения ущерба, нанесенного интервенцией, что было отклонено западными странами.
И.В.Сталина и его окружение
не устраивали ни спад, ни застой коллективизации.
Поэтому в заданиях на 1931 г. речь шла о возможности
провести коллективизацию в течение года
не менее в половине всех крестьянских
хозяйств, а по главным зерновым районам
– не менее 80 %. Установление таких сроков
для крестьянских хозяйств огромной страны
и придание им силы закона означало попрание
таких основополагающих принципов кооперирования,
как постепенность и добровольность. Однако
стало очевидно, что одного насилия недостаточно:
необходимы меры, стимулирующие вступление
крестьян в колхозы. К их числу можно отнести
программу строительства новых МТС, "твердые"
обещания упорядочить организацию и оплату
труда в колхозах, гарантировать колхознику
ведение в определенных размерах личного
подсобного хозяйства. В то же время насильственные
методы продолжали оставаться главными.
Среди них – продолжение антикрестьянской
политики ликвидации кулачества как класса,
провозглашенной в ноябре 1929 г. на конференции аграрников
– марксистов. Политика ликвидации кулачества
привела к тому, что большинство зажиточных
хозяйств прекратили свое существование.
Половина раскулаченных была выслана
на спецпоселение в отдаленные малонаселенные,
почти непригодные для жизни районы.
Быстрое создание множества колхозов
при отсутствии подготовленных кадров,
техники, помещений и кормов усилило дезорганизацию,
привело к огромному падежу скота. Сталинское
руководство требовало выполнения хлебозаготовок
любой ценой. Крестьян заставляли сдавать
хлеб по ценам в 8 – 10 раз ниже рыночных.
Крестьяне оказывали хлебозаготовительным
органам противодействие, стремясь утаить
часть урожая, что было расценено как "злостный
саботаж". На крестьянство вновь обрушились
репрессии, основными проводниками которых
стали чрезвычайные комиссии, действовавшие
в основных зерновых районах. Опираясь
на местные партийные организации, комиссии
осуществляли комплекс репрессивных мер
по отношению к колхозам, деревням, станицам,
уличенным в "злостном саботаже"
хлебозаготовок. Комиссиям удалось полностью
"выгрести" из крестьянских амбаров
весь хлеб и тем самым спровоцировать
"рукотворный" голод 1933 г., унесшего жизни более
5 млн. чел. Особая ответственность за организацию
голода ложится на руководителей чрезвычайных
комиссий – Л.М.Кагановича, В.М.Молотова,
П.П.Постышева, Ф.И.Голощекина, которые
своими действиями показали, что им совершенно
чужды интересы миллионов крестьян.
С завершением сплошной коллективизации
отчетливо проявился кризис аграрного
производства в СССР. Практически по всем
показателям произошло снижение производства
по сравнению с 1928 г. Выигрыш от расширения
посевных площадей в значительной степени
был сведен к минимуму из-за крайне низкой
урожайности, огромных потерь при уборке
и хранении урожая. Невосполнимый урон
понесло животноводство, лишившись 1/2
поголовья скота, в том числе и рабочего.
Резкое сокращение численности живой
тягловой силы не компенсировалось поступлением
машинной техники. Государство, полностью
подчинив себе колхозы, стало проводить
хлебозаготовки по принципу разверстки,
нередко изымая из крестьянских амбаров
почти весь урожай. "Революция сверху"
привела к гибели миллионов крестьян.
Политика раскулачивания нанесла колоссальный
урон сельскому хозяйству. Коллективизация
разрушила весь уклад деревенской жизни,
подрубила социально-экономические и
генетические корни существования крестьянства
как такового.
Таким образом, в 30-е гг. в стране сложилась
целостная административно-командная
экономическая система, которая характеризовалась:
-фактическим огосударствлением всех
сфер экономики, хотя формально декларировалось
существование двух форм собственности:
государственной и кооперативно-колхозной;
-декларированием плановой экономики, которая фактически была сориентирована на форсированное превышение заданий;
-сращиванием аппарата репрессий
с экономической жизнью;
-перерастанием экономических взаимосвязей
между предприятиями и отраслями на основе
хозрасчета в государственные распределительные
отношения;
появлением нового понимания эффективности
народного хозяйства: работа на план и
выполнение плановых заданий;
-высоким уровнем централизации управления экономикой, тотальным контролем и регламентацией;
-складыванием общности условий
жизни и труда миллионов людей;
сохранением высокой доли ручного труда;
дешевизной труда.
поддержанием жизнестойкости экономики
обеспечением дефицита денег в обращении
посредством низкой зарплаты, политики
госзаймов, высоких цен на промтовары;
- приоритетным финансированием
отраслей группы "А", а внутри них
– военно-промышленного комплекса (отсюда
структурные диспропорции: отставание
легкой промышленности от тяжелой, сельского
хозяйства от промышленности);
-остаточным принципом финансирования
социально-культурно-бытовой сферы;
-диспропорциями в размещении производительных
сил: основные производственные мощности
первоначально создавались на территории
Европейской части страны.
48. Культура СССР в 20-30-е гг. XX в.
Наука в СССР была одной из наиболее развитых отраслей народного хозяйства. В научных организациях работало 0,3 % населения СССР (1 млн. человек).
Наиболее были развиты технические науки и естественнонаучные дисциплины, имелись значительные достижения и в гуманитарных науках. Научные сотрудники работали как в Академии наук СССР, так и в отраслевых и республиканских академиях в различных предприятиях Министерств. Благодаря высоко развитой науке (6-7 место в мире по нобелевским лауреатам, 1/4 часть всех научных работников мира ), на достаточно высоком уровне находились образование и здравоохранение, впервые в мире построенное на научных основах, неоднократно продемонстрировавшее свою эффективность и по многим параметрам считавшееся едва ли не лучшим в мире.
Отрасли экономики, созданные наукой в СССР -- атомная энергетика, самолётостроение, космонавтика, вычислительная техника.
7 учёных были лауреатами
Нобелевской премиями по
За 1918-1920 было создано около 50 научно-исследовательских институтов, в числе которых такие известные, как Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), Государственный физико-технический институт, Институт изучения мозга и психической деятельности, Рентгенологический и радиологический институт, Институт по изучению Севера.
В 20-е годы под руководством ученых Академии проводились исследования Курской магнитной аномалии, геологические исследования Кольского полуострова; возросло число научных экспедиций, направляемых Академией в различные районы страны для изучения природных ресурсов.
Усилилось внимание к фундаментальным исследованиям по проблемам естественных и гуманитарных наук. Были созданы новые научно-исследовательские учреждения, в том числе Физико-математический институт, который возглавил В.А.Стеклов (впоследствии на базе института были созданы Физический институт им. П.Н.Лебедева и Математический институт им. В.А. Стеклова), Оптический институт во главе с Д.С.Рождественским, Радиевый институт во главе с В.И.Вернадским, Институт физико-химического анализа во главе с Н.С. Курнаковым, Институт по изучению платины во главе с Л.А.Чугаевым.
С этого времени академическая наука начала развиваться и в республиках, входивших в состав СССР. В 1919 г. по инициативе В.И.Вернадского была создана Академия наук Украины; в 1929 г. на базе Института белорусской культуры была образована Академия наук Белоруссии.
В 20 - 30-е годы ученые Академии активно участвовали в разработке народнохозяйственных планов, устанавливали прямые связи с предприятиями и стройками. Своими исследованиями, консультациями на местах они содействовали решению актуальных вопросов социально-экономических преобразований, вели большую работу по подготовке специалистов для новых отраслей народного хозяйства, для культуры.
Значительных достижений удалось достичь в физике. Основоположником современной полупроводниковой физики стал академик А. Ф. Иоффе, по инициативе которого были открыты Физико-технический институт, Институт полупроводников АН СССР и др. В 20-е гг. начинал свою исследовательскую деятельность П.Л. Капица, впоследствии академик, основатель Института физических проблем АН СССР, лауреат Нобелевской премии (1978 г.).
Продолжают работу физиолог И. П. Павлов; теоретик ракетной техники К. Э.Циолковский; химик, изобретатель синтетического каучука С. В. Лебедев; изобретатель реактивного двигателя конструктор Ф.А. Цандер; биогеохимик, автор учения о ноосфере В. И. Вернадский.
Неоценимый вклад в развитие отечественной науки был сделан братьями Вавиловыми. Н. И. Вавилов - биолог, основоположник современного учения о биологических основах селекции, академик, первый президент ВАСХНИЛ (Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. Ленина) и С. И. Вавилов - физик, основатель научной школы физической оптики, академик, президент АН СССР.
Репрессии нанесли тяжелый урон интеллектуальному потенциалу страны. История партии и революционного движения была искажена: на страницах ученых трудов и периодических изданий превозносились несуществующие заслуги Вождя. В стране утверждался культ личности Сталина.
После образования СССР (в 1922), в 1923 году декретом Народного комиссариата просвещения было создано общество «Долой неграмотность». Советские школы перестраивается в соответствии с «Положениями про единую трудовую политехническую школу». В истории образования СССР 1920-е годы характеризуются как годы поиска смелых и оригинальных решений. В школах широко вводится комплексное обучение, лабораторно-бригадный метод, метод проектов. С 1925 года начальное образование провозглашается обязательным и бесплатным. В школах преподаются языки большинства населения республик. В 1920- х годах среднее образование в СССР имело продолжительность семь лет. Следующим этапом было профессиональное образование, которое включало профессиональные школы, техникумы и институты.
Начавшаяся в конце 1920-х годов индустриализация страны потребовала ускорить подготовку кадров для промышленности. В результате предпринятых для этого мер к концу первой пятилетки выпуск специалистов из технических вузов был увеличен в 4 раза.
В 1930-х годах были изданы следующие постановления, касающиеся советской системы образования: 1930 год -- постановление ЦИК и СНК СССР «О всеобщем обязательном начальном обучении» (введено всеобщее обязательное начальное обучение детей в возрасте 8--10 лет, а в городах, фабрично-заводских районах и рабочих посёлках -- всеобщее обязательное 7-летнее обучение);
1931 год -- постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе»;
1932 год -- постановление ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе»;
1933 год -- постановление ЦК ВКП(б) «Об учебниках для начальной и средней школы»;
1934 год - постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» (установлены три типа общеобразовательных школ: начальная (1-4 классы), неполная средняя (1-7 классы) и средняя (1-10 классы));
1935 год - постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе»;
1936 год - постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов»;
1936 год - постановление СНК СССР «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой» (узаконены лекции, семинары и производственная практика);
1938 год - постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей».
Руководство народным просвещением декретом ВЦИК и СНК РСФСР было возложено на Государственную комиссию по просвещению во главе с А.В. Луначарским.
В 1934 году на I Всесоюзном съезде советских писателей Максим Горький сформулировал основные принципы соцреализма как метода советской литературы и искусства. Этим моментом датируется начало новой эпохи советского искусства, с более жестким идеологическим контролем и пропагандистскими схемами.
Основные принципы:
- Народность. Как правило,
героями соцреалистических
- Идейность. Показать мирный быт народа, поиск путей к новой, лучшей жизни, героические поступки с целью достижения счастливой жизни для всей людей.
- Конкретность. В изображении
действительности показать
В 1918 году Ленин в беседе с К. Цеткин определил задачи искусства в советском обществе: «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их».
В рассматриваемый период наряду с уже существовавшими направлениями искусства появилось несколько принципиально новых, например, авангардизм.
Советское искусствознание делило мастеров советской живописи этого периода на две группы:
- художники, которые стремились
запечатлеть сюжеты привычным
изобразительным языком
- художники, которые использовали более сложное, образное восприятие современности.
Они создавали образы-символы, в которых пытались выразить свое «поэтическое, вдохновенное» восприятие эпохи в ее новом состоянии. Константин Юон создал одно из первых произведений, посвященных образу революции («Новая планета», 1920, ГТГ), где событие трактовано во вселенском, космическом масштабе. Петров-Водкин в 1920 году создал картину «1918 год в Петрограде (Петроградская мадонна)», решая в ней этико-философские проблемы времени. Аркадий Рылов, как считалось, в своем пейзаже «В голубом просторе» (1918) тоже мыслит символически, выражая «свободное дыхание человечества, вырвавшегося в необъятные просторы мира, к романтическим открытиям, к свободным и сильным переживаниям».
Господствующим стилем в архитектуре 20-х годов стал конструктивизм.
Конструктивисты старались использовать новые технические возможности для создания простых, логичных, функционально оправданных форм, целесообразных конструкций. Примером архитектуры советского конструктивизма могут служить проекты братьев Весниных. Наиболее грандиозный из них - Дворец труда так и не был воплощен в жизнь, но оказал значительное влияние на развитие отечественного зодчества.