Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 12:07, реферат
Основными направлениями внешней политики Советского государства и большевистской партии в 1920 е гг. стало укрепление позиций СССР на международной арене и разжигание мировой революции. Договоры, заключенные в 1920–1921 гг. с Ираном, Афганистаном, Монголией, Турцией и другими пограничными странами, положили начало широкому дипломатическому признанию Советской России. Возникли торговые связи с Англией, Германией, Италией.
В апреле – мае 1922 г. в Генуе (Италия) состоялась Международная экономическая и финансовая конференция европейских государств, на которую была приглашена Россия. Российская делегация выступала от имени всех советских республик. Руководителем делегации был Г. В. Чичерин, нарком иностранных дел с 1918 по 1930 гг. Капиталистические страны рассчитывали оказать экономический нажим и потребовали выплатить долги царской России, Временного правительства, белогвардейцев, отменить монополию внешней торговли, возвратить национализированные предприятия. Советская сторона соглашалась вернуть часть долгов при условии получения кредитов и возмещения ущерба, нанесенного интервенцией, что было отклонено западными странами.
Источниками победы антигитлеровской коалиции были патриотизм, мужество и героизм народов, их нетерпимость к фашизму, единство действий в борьбе с агрессией.
Победа в Великой Отечественной войне была победой народа. Она куплена дорогой ценой: убито, умерло от ран, погибло в плену, замучено не менее 27 млн. человек; разрушено 1710 гopoдов, более 70 тыс. сел, около 32 тыс. фабрик — не менее одной трети национального богатства СССР (не считая расходов на эвакуацию, восстановление народного хозяйства); деформированы возрастная, половая, семейно-брачная структура (из мужчин 1923 г. рождения осталось в живых всего 3%, сотни тысяч женщин не смогли создать семей, не родились миллионы детей, которые должны были родиться). И это лишь часть цены, заплаченной народом.
52. СССР в послевоенные годы. Холодная война.
Решающий вклад Советского Союза в победу антигитлеровской коалиции над фашизмом привел к серьезным изменениям на международной арене.
Возрос мировой авторитет СССР как одной из стран – победительниц в борьбе с фашизмом, его вновь стали воспринимать как великую державу. Преобладающим было влияние нашего государства в Восточной Европе и в Китае. Во второй половине 1940-х гг. в этих странах сформировались коммунистические режимы. В значительной степени это объяснялось присутствием советских войск на их территориях и большой материальной помощью со стороны СССР.
Но постепенно противоречия между бывшими союзниками во Второй мировой войне стали усугубляться.
Манифестом противостояния стала речь У. Черчилля в г. Фултон (США) 5 марта 1946 г., где он призвал западные страны бороться с «экспансией тоталитарного коммунизма».
В Москве это выступление было воспринято как политический вызов. И.В. Сталин резко ответил У. Черчиллю в газете «Правда», отметив: «…что по сути дела г-н Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны». Конфронтация еще больше усилилась, и «холодная война» разгорелась с обеих сторон.
Затем инициатива развития конфронтационных действий в русле «холодной войны» перешла к США. В феврале 1947 г. президент Г. Трумэн в ежегодном послании Конгрессу США предложил конкретные меры, направленные против распространения советского влияния, включавшие в себя экономическую помощь Европе, образование военно-политического союза под руководством США, размещение американских военных баз вдоль советских границ, а также оказание поддержки оппозиционным движениям в странах Восточной Европы.
Важной вехой американской экспансии стала программа экономической помощи странам, пострадавшим от нацистской агрессии, провозглашенная 5 июня 1947 г. государственным секретарем США Дж. Маршаллом.
Москва демонстративно отказалась участвовать в «плане Маршалла» и оказала давление на страны Центральной и Восточной Европы, принудив их сделать то же самое.
Ответом Кремля на «план Маршалла» стало создание в сентябре 1947 г. Информационного бюро коммунистических партий (Коминформ) с целью усиления контроля за коммунистическим движением в мире и странами Центральной и Восточной Европы. Коминформ сделал акцент только на советскую модель становления социализма, осудив ранее имевшие место концепции «национальных путей к социализму». В 1947–1948 гг. с подачи советского руководства в странах Восточной Европы произошла серия разоблачений в отношении ряда партийно-государственных деятелей, обвиненных во вредительстве и отступлениях от согласованной линии социалистического строительства.
В 1948 г. резко обострились отношения СССР и Югославии. Глава этого государства И.Б. Тито стремился к лидерству на Балканах и выдвигал идею создания балканской федерации под руководством Югославии, в силу собственных амбиций и авторитета он отказался действовать под диктатом И.В. Сталина. Коминформ в июне 1948 г. издал резолюцию о положении в Коммунистической партии Югославии, обвинив ее руководителей в отходе от марксистско-ленинской идеологии. Далее конфликт углубился, что привело к разрыву всех отношений между двумя странами.
Отказавшись от участия в реализации «плана Маршалла», страны Восточной Европы по инициативе СССР создали в январе 1949 г. собственную международную экономическую организацию – Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Ее главными задачами стали материальная поддержка стран просоветского блока, а также их экономическая интеграция. Вся деятельность СЭВа строилась на планово-директивных принципах и была пронизана признанием политического лидерства СССР в социалистическом лагере.
В конце 1940-х – начале 1960-х гг. конфронтация между СССР и США усилилась в Европе и Азии.
В рамках осуществления «плана Маршалла» по инициативе США 4 апреля 1949 г. был создан военно-политический союз – организация Северо-атлантического договора (НАТО), в который вошли США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Канада, Италия, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия. Позже к НАТО присоединились Турция и Греция (1952), а также ФРГ (1955).
Острой проблемой оставалось противостояние в оккупированной союзными войсками Германии, в которой происходил процесс раздела страны на две части: западную и восточную. В сентябре 1949 г. из западных зон оккупации была образована Федеративная Республика Германия (ФРГ), а в октябре того же года в советской зоне Германская Демократическая Республика (ГДР).
На Дальнем Востоке в 1950–1953 гг. разразилась Корейская война между Севером и Югом, которая стала практически открытым военным столкновением между противоборствующими блоками. Советский Союз и Китай оказывали политическую, материальную и людскую помощь Северной Корее, США – Южной. Война шла с переменным успехом. В итоге ни одной из сторон не удалось добиться решающего военного перевеса. В июле 1953 г. в Корее установился мир, но страна осталась расколотой на два государства, которые сохранились до сих пор.
В 1940-е гг. было создано атомное оружие, которое стало определяющим фактором международных отношений.
На территории США, в Лос-Аламосе, в 1942 г. был создан американский ядерный центр. На его базе стали осуществляться работы по созданию атомной бомбы. Общее руководство проектом было поручено талантливому физику-ядерщику Р. Оппенгеймеру. К лету 1945 г. американцам удалось собрать две атомные бомбы. Первый взрыв был произведен на испытательном полигоне в Аламогордо 16 июля 1945 г. и был приурочен к встрече руководителей СССР, США, Великобритании и Франции в Потсдаме.
Как уже отмечалось, 6 и 9 августа 1945 г. две атомные бомбы были сброшены на японские города Хиросима и Нагасаки.
Применение ядерного оружия не было вызвано военной необходимостью. Правящие круги США преследовали политические цели. Они хотели продемонстрировать свою силу для устрашения СССР и других стран.
Начало советского атомного проекта также относится к 1942 г. Когда И.В. Сталин получил сведения о стремлении США и Германии овладеть этим супероружием, он произнес одну фразу: «Нужно делать».
Весной 1943 г. научным руководителем работ по использованию атомной энергии был назначен И.В. Курчатов.
29 августа 1949 г. на полигоне под Семипалатинском в Казахстане произошло успешное испытание первой советской атомной бомбы. Ядерная монополия США была ликвидирована, а противостояние двух великих держав стало термоядерным.
Создателями отечественного атомного оружия были академики И.В. Курчатов, Ю.Б. Харитон, Я.Б. Зельдович.
53. Варианты послесталинского развития. Реформы 50- начала 60-х гг. XXв.
Отсутствие легитимных механизмов передачи власти в советском обществе привело после смерти И. Сталина к перераспределению власти и властных функций между партийно-государственными структурами и представляющими их лицами. Еще на XIX съезде КПСС в 1952 г. был создан новый партийный орган Бюро Президиума ЦК, где ведущую роль стали играть молодые сталинские выдвиженцы Г.М. Маленков, Н.А. Булганин, Н.С. Хрущев. В марте 1953 г. состоялось неконституционное совместное заседание Пленума ЦК, Совета министров, Президиума Верховного Совета СССР, утвердившее предложенные Бюро Президиума ЦК кандидатуры высших должностных лиц империи.
Список назначений отражал компромисс между наследниками авторитарного лидера и «очень старыми», «старыми» и «молодыми» сталинистами: Г.М. Маленков - председатель Совета министров СССР, К.Е. Ворошилов - председатель Президиума Верховного Совета СССР, Н.С. Хрущев - Первый секретарь ЦК КПСС. Были созданы должности четырех первых заместителей Председателя Совета министров, которые заняли следующие лица: Л.М. Каганович, Л.П. Берия, одновременно исполняющий обязанности министра объединенных силовых структур МВД и МГБ, В.М. Молотов - министр иностранных дел, Н.А. Булганин - министр обороны.
После смерти вождя ни у кого, даже у самых ярых сталинистов не возникло желания допустить кого-то к власти на тех же условиях, что господствовали при Сталине. Определенные свойства сталинской системы власти и управления невозможно было сохранить без Сталина и его нерушимого авторитета. Если бы вновь начались репрессии, ни один чиновник, включая Политбюро и правительство, не мог быть уверен в своем будущем.
Такие условия жизни и деятельности не устраивали партийно-государственный аппарат. Реформы Берии, Маленкова, Хрущева были попечительством о себе.
Осуждение «ошибок и извращений» стало необходимым элементом неписаного пакта безопасности, который заключили между собой руководители страны. Со времени Хрущева борьба за власть шла без убийств свергнутых олигархов. Таким образом, главным результатом “оттепели” во внутренней политике был отказ от массового физического террора и замена его избирательным морально-политическим давлением. Уже 10 марта 1953 г. на заседании Президиума ЦК КПСС Маленков внес предложение прекратить пропаганду культа личности.
В тезисах к 50-летию КПСС, опубликованных в июле 1953 г. имя Сталина упоминалось лишь два раза без обычного возвеличивания.
В 1953 - 1954 гг. по инициативе Маленкова было проведено снижение налогов на крестьянство, аннулированы долги колхозов, расширился выпуск товаров народного потребления. Л.П. Берия сделал ставку на национальную политику - призывал к расширению прав республик, выдвижению национальных кадров, прекращению русификации и смягчению коллективизации.
Одновременно он попытался использовать тот же прием, что и во время своего первого назначения на должность - частичную реабилитацию и амнистию.
27 марта Верховный Совет
СССР объявил амнистию всем
заключенным, чей срок не превышал
5 лет, несовершеннолетним, матерям, имевшим
детей, а также всем заключенным
по статьям за взятки, экономические,
административные и военные
Противники Берии этим мгновенно воспользовались, через несколько дней было принято постановление ЦК КПСС, где осуждалась деятельность органов госбезопасности. Удар последовал со стороны Н.С. Хрущева, и его поддержала армия, давно испытывавшая неприязнь к чекистам. На основе тайной договоренности 26 июня 1953 г. на заседании Президиума ЦК Берия был арестован. После его ареста началась чистка в МВД и МГБ.
Органы МВД-МГБ были взяты под строгий партийный контроль, разделены и реформированы. В 1954 г. был образован Комитет госбезопасности (КГБ). Политическое влияние и личный опыт Н.С. Хрущева возрастали. После устранения Л.П. Берии между Маленковым и Хрущевым начались конфликты. Хрущев оказался более динамичным и волевым руководителем.
В то время, как Маленков вел
осторожную политику, опираясь на административно-
Хрущев настаивал на необходимости первоочередной помощи сельскому хозяйству. На сентябрьском (1953 г.) пленуме ЦК Хрущев нарисовал крайне мрачную картину о положении сельскохозяйственного производства, он действительно лучше Маленкова понимал ситуацию. По его инициативе были повышены закупочные и заготовительные цены, снижены размеры обязательных поставок государству.
Расширение посевных площадей, освоение целинных земель составляло второй пункт программы Н.С. Хрущева, принятой на февральско-мартовском 1954 г. Пленуме ЦК КПСС («О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель»).
При отсутствии техники, минеральных удобрений, экстенсивное использование природных ресурсов было хоть каким-то выходом из положения. К тому же, чем-то надо было занять подрастающую и претендующую на место в жизни молодежь. 350 тысяч мобилизованных комсомольцев за 3 года распахали 36 млн. гектаров нетронутых степей Казахстана, Южного Урала, Алтая и Сибири. В первый год урожай был плохой, но об том не сообщалось.
В январе 1955 г. основной конкурент Хрущева Маленков был освобожден от занимаемой должности Председателя Совета Министров СССР, на его место был назначен Н.А. Булганин, а министром обороны - Г.К. Жуков.
В феврале 1956 г. состоялся ХХ съезд КПСС, на котором Н.С.
Хрущев сделал неожиданный шаг, зачитав и прокомментировав на закрытом заседании секретный доклад «О культе личности Сталина и его последствиях», ставший поворотным пунктом в истории страны. Спустя некоторое время доклад стал доступен незначительному числу партийных работников, хотя в открытой печати в СССР был опубликован лишь в 1989 г. На основе доклада было издано постановление ЦК от 30 июня 1956 г. «О преодолении культа личности и его последствий», широко обсуждавшееся в трудовых коллективах.